Фундамент, на который можно опереться

Игумения Сергия (Конкова)

Известно предсказание преподобного Серафима Саровского о первой дивеевской игумении, которую еще задолго до ее поступления в монашескую общину он назвал по имени и фамилии и охарактеризовал как мать-праведницу. Игумения Мария (Ушакова) возглавила Дивеевскую обитель в трудное время, еще послушницей с честью пережила в ней те годы, которые вошли в историю монастыря как дивеевская смута, учиненная саровским послушником Иваном Толстошеевым и его сторонниками. С правлением игумении Марии связан расцвет обители, тысяча сестер при ней собрались в Дивееве, были построены Троицкий собор, многочисленные здания, состоялось прославление в лике святых преподобного Серафима Саровского. Вся жизнь игумении Марии (Ушаковой) является примером монашеского служения Господу и Царице Небесной, и о ней наш разговор с настоятельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игуменией Сергией (Конковой).

Матушка игумения, о том, что первой дивеевской игуменией станет именно девица Елисавета Алексеевна Ушакова, было предсказание преподобного Серафима. Что, на ваш взгляд, в ней провидел святой старец?

Все высказывания и пророчества преподобного Серафима – это не простые слова, а это сказано Духом Святым. Батюшка Серафим провидел, что у нас со временем будет мать-праведница по фамилии Ушакова, и это воспринять нужно именно как благословение Божие и Царицы Небесной, которое передал святой старец. Мы, живущие в XXI веке, теперь видим, что это совершилось. Первой игуменией нашей святой обители, на самом деле, стала игумения Мария (Ушакова). И мы видим, какой путь она прошла.

Она стала как обожженный кирпич – так было сказано про игумению Марию на праздновании 25-летия ее игуменства. Какие события закалили ее?

Конечно, закалили трудности жизни, пережитая ею смута в нашем монастыре. И пережила она ее, не просто никого не осуждая и не обвиняя, а предаваясь воле Божией и стоя в правде, – это подтвердили и наши блаженные, которые теперь уже прославлены. Где правда, там истина. Где ложь, там, конечно, действие противоположных сил. Как мы знаем, дух лукавый очень потряс нашу обитель и создал такую смуту, когда все заповеди преподобного Серафима были нарушены. А ведь преподобный Серафим ничего от себя не говорил, он свидетельствовал, что ни одного камушка без повеления Царицы Небесной не положил в Дивееве.


Когда в дела монастыря вмешался бывший послушник Саровской пустыни Иван Толстошеев, выдававший себя за ученика преподобного Серафима, он все, что было заповедано святым старцем, старался уничтожить, а ведь тем самым не стало бы четвертого удела Божией Матери. Это свидетельствует о том, что наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Это воистину испытала наша обитель в период, когда здесь жила Елизавета Алексеевна Ушакова. Она была послушницей и пришла ради любви к Богу и ради обители, которая, по предсказанию батюшки Серафима, должна быть именно обителью Царицы Небесной, пришла сюда служить и служила истово. Она имела душу абсолютно чуждую лукавства, правдивую, искреннюю. С самого начала своего духовного пути послушница Елизавета избрала доверие старицам, по указанию Царицы Небесной принятым отцом Серафимом в Ее общину. От стариц восприняла она точное знание заповедей великого старца, узнала, что все они даны были им по воле Божией Матери, навсегда основой ее жизни стала любовь к старцу Серафиму и верность его заветам.

Духовное возрастание и становление будущей игумении, прохождение монашеского искуса потребовало пятнадцать лет восхождения от силы в силу. И многотрудный путь этот пройден был Елизаветой Алексеевной успешно, его плоды столь очевидны, что после общения с ней строгий митрополит Филарет в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Алексею Петровичу Ахматову писал следующее: «Письмо сие представит вашему превосходительству дивеевская игуменья Мария – старица, по выражению апостольскому, кроткого и молчаливого духа. Удостойте её вашего внимания».

Не искавшая начальственного положения в обители, а подчас и против желания, Елизавета Алексеевна была поставлена на ответственные должности: сначала казначеи, а потом и настоятельницы монастыря. Надеясь на поддержку в стремлении сохранить уединенное монашеское делание, она пошла к прозорливому старцу Антонию Грошовнику. Но старец тут же сказал ей, что она должна быть матерью. И должна послушаться, иначе будет удалена из обители и не будет ей спасения. И Елизавета Алексеевна выстояла и не сошла с креста. Как свидетельствовал преподобный Серафим, ни одна из сестер без благословения Божией Матери в общину не была принята, тем более во всей полноте относится это к Елизавете Ушаковой, ставшей не просто насельницей, но игуменией Дивеевского монастыря. Исключительно и только по воле Самой Царицы Небесной могло произойти это избрание.


Вы процитировали святителя Филарета Московского, который апостольскими словами охарактеризовал матушку Марию, что она кроткого и молчаливого духа; привели пример разговора ее с преподобным Антонием Грошовником. Другие святые тоже с очень большим расположением относились к матушке: святитель Феофан Затворник, преподобный Антоний (Медведев). О чем свидетельствует такое отношение к ней святых людей?

О том, что она жила духовной жизнью. Не искала никаких почестей, не желала как-то устроиться в этой жизни, а искала именно волю Божию. А тот, кто живет духовной жизнью, привлекает всех. Мы всегда восторгаемся людьми, в которых видим закваску духовную. Всегда с ними хотим пообщаться. В нашей жизни тоже встречались такие значимые люди: и отец Иоанн (Крестьянкин), и отец Николай с острова Залит, и лаврские старцы. И всегда к ним есть тяга, потому что через них открывается воля Божия, они говорят Духом Святым. И эти встречи – как эликсир для нашей духовной жизни.


Вот такая трудная была обстановка в монастыре во время смуты, и сестры были очень разные, и многие были в оппозиции к матушке Марии, а она, как свидетельствовал Святейший Синод, давая характеристику сестрам, ни об одной не отозвалась плохо. Как это возможно? Ведь были сестры, которые противостояли ей? Были нерадивые, были не слушавшие ее?

Человек, живущий духовной жизнью, все предает в руки Божии, и сам является исполнителем Божиих установлений. Как батюшка Серафим сказал: учить, это как будто камушки с колокольни бросать, а исполнять – это камушки носить на колокольню. Так вот, игумения Мария была исполнителем. Она трудилась над своей душой и, с помощью Божией, так возросла, что никого не осуждала и послушание Царицы Небесной исполнила, поэтому и вышла из этой брани победительницей. Отмечено, что она уже в преклонных годах дожила до прославления батюшки Серафима в 1903 году, встречала царскую семью, которая приезжала в Дивеево. И, завершив такое большое событие, как прославление преподобного Серафима, она почила о Господе в 1904 году как праведница, исполнив все, что было ей предначертано.


Результат жизни матушки Марии Ушаковой мы знаем. А что-то известно про то, как она жила? Какие-то подробности ее духовной жизни известны?

Очень мало. Игумения Мария отличалась большой скромностью. Только из тетрадей, которые велись сестрами монастыря по благословению настоятельницы, кое-что известно. Например, до нашего времени сохранился переписанный матушкой Марией акафист Страстям Господним. Показательно, что именно этот акафист она сочла необходимым переписать и, по-видимому, часто читала, ведь наше спасение соделал Господь на Голгофе, все мы спасены страданиями Спасителя. Только через страдание может быть спасение. И переписан этот акафист был не просто рукой, он исходил из благодарного сердца, любящего Бога.


Преподобный Серафим говорил, что в храме Рождества Богородицы будет лежать со временем четверо мощей. Столько же столпов стоит в этом храме. Вот трое уже мощей лежат, а четвертых ещё нет. Можно предположить, что это будут мощи матушки Марии Ушаковой?

Конечно, всё в руках Божиих. Мы надеемся, что это совершится и именно игумения Мария Ушакова будет почивать в этом храме четвертыми мощами. Господь дает время, чтобы мы молились. И мы видим сейчас, как все прореченное преподобным Серафимом воплощается в нашем монастыре. Я вот, например, раньше думала, что прославление первоначальниц наших преподобных Александры, Марфы и Елены будет уже не в наше время. Тем не менее, видите, это совершилось и мощи подняты. И блаженные прославлены. Сколько у нас теперь помощников и молитвенников в Небесном Дивееве!


Когда мы пришли сюда, мы даже предположить не могли, что будет такой Дивеевский монастырь, какой он сейчас. Местное руководство нам говорило: «Ну, отдали им два храма, чего им еще надо?» Остальные все здания были заняты организациями, жильцами. Казалось, что понадобится целое столетие, чтобы все это освободить. А невозможное человекам возможно Богу. Как только батюшка Серафим сюда пришел мощами, так все, действительно, удивительным образом исполнилось. Где это видано, чтобы село, такое как Дивеево, где всего-то 7–8 тысяч жителей, включено было в Федеральную программу по освобождению земли до реки?! А ведь это одно из пророчеств батюшки Серафима. Он говорил о том, что вся земля до реки должна быть монастырской. В его время там находились огороды, земля была в частном владении. А в советские годы построили прокуратуру, Центробанк, здание УВД, два здания администрации, ресторан и универмаг. Как их освободить?! И вот сейчас все эти здания переданы в собственность монастырю. Невозможное человеку возможно Богу и Царице Небесной.


Об этом плакать хочется, что мы такие недостойные, а Господь явил такую милость четвертому уделу Богородицы. Я, например, раньше думала: как это возможно, что благодать всех трех уделов Царицы Небесной соберется в Дивееве? Весьма почитаемая Грузия со святынями. Афон – монашеская страна, где люди разных национальностей живут на Горе Святой и славят Бога и Царицу Небесную. Третий удел, откуда пошла вся святость на Руси. И вдруг – вся эта благодать соберется в четвертом уделе! И вот, воистину сбылись слова батюшки Серафима о том, что когда он плотию придет в Дивеево, то Дивеево будет называться от слова «диво». И что будут удивляться, откуда все берется? На самом деле, откуда все берется? Все в нужный момент Господь нам посылает. Даже архиерея. Ну кто бы, кроме нашего митрополита, за полгода мог такую грандиозную работу сделать в 2003 году?! А Бог знает, кого послать. Уповаем на милость Божию и каждый день проходим все вместе с молитвой по восстановленной Канавке, и акафист батюшке Серафиму ежедневно у его святых мощей служим. И за нас ходатайствует целых сонм святых земли Дивеевской. Это и преподобные, и блаженные, и преподобномученицы, и исповедницы, и священномученики.


В истории Серафимо-Дивеевского монастыря были три игумении: игумения Мария, игумения Александра и вы. Что из опыта ваших предшественниц помогает вам в вашем служении?

Я могу сказать, что служение игумении Марии Ушаковой – это фундамент, на который можно опереться, потому что она пережила, как я уже говорила, такую смуту и так достойно выстояла в этой брани духовной, что есть чему поучиться. Игумения Александра Траковская перенесла разгон обители вместе с сестрами и явила исповедничество, и все дивеевские святыни сохранила. Она и дивеевские сестры того времени сохранили веру и все советы батюшки Серафима пронесли через свою жизнь и показали подвиг верности Христу и монашеским обетам при полном отсутствии внешних условий. И этот подвиг новомучеников и исповедников российских дал возможность возродить церковь, которая в настоящее время является могучим кораблем.

А вы обращаетесь с молитвой к игумении Марии, к игумении Александре?

Когда прохожу мимо их могил, всегда прошу их молитвенного предстательства, в памятные дни служим литию. И помощь воистину есть.


Вопросы задавала монахиня Макария (Огудина)

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Доклады

Монастыри

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург