«Каждый человек призван возвещать о Господе»

Монахиня Макария (Огудина)

«Монастырский вестник» регулярно освещает тему присутствия монашествующих в медиапространстве. О необходимости более активного общения Церкви с современными людьми, особенно с молодежью, в ставших для большинства привычными медиаформатах – в том числе в соцсетях – неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл. В документе «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», подготовленном Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, отдельная глава посвящена особенностям использования социальных сетей. Синодальный отдел по монастырям и монашеству периодически приглашает на совещания ответственных за информационную работу в монастырях, а игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных обителей предлагает знакомиться с разнообразным опытом профессионалов в этой области.

Некоторые монастыри сегодня уже накопили достаточный опыт «информационного послушания» как нового вида просветительской деятельности, и на эту тему в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, где недавно в состоялось совещание информационной службы СОММ, главный редактор «Монастырского вестника» побеседовала со старшей сестрой издательского послушания монахиней Макарией (Огудиной).

У людей есть интерес к Серафимо-Дивеевскому монастырю

Мать Макария, какие возможности есть в монастыре для того, чтобы люди больше узнавали о христианской вере и о монашестве?

У нас есть все возможности для этого. Но главным образом своей жизнью мы должны вдохновлять окружающих на то, чтобы и другие люди стремились работать над своей душой. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Мы не ставим себе цели спасти мир своей просветительской работой, мы предаемся Богу без каких-то планов и перспектив. Мы просто живем в монастыре. При этом у нас есть определенные послушания, которые ориентированы на паломников. Некоторое время я, например, отвечала за экскурсионную работу в паломническом центре, сама вела экскурсии, рассказывала об обители. Теперь на издательском послушании в своих изданиях и в соцсетях мы стараемся показать, какая красивая, какая интересная жизнь в монастыре, как прекрасно жить с Богом и как эта жизнь меняет людей.


Какими средствами вы это делаете?

Мы рассказываем о нашем монастыре и о людях, которые имеют к нему отношение, и показываем их на фотографиях. Издания – и бумажные, и веб – делаем красочные, иллюстрированные. Надо сказать, что к Дивееву людей привлекать особенно не нужно, потому что априори есть интерес к этому месту, очень многие любят нашу обитель. Любят нашу Верховную Игумению – Матерь Божию, батюшку Серафима, святых дивеевских матушек.

Расскажите, пожалуйста, о контенте ваших страничек – чем вы их наполняете.

Если у людей есть интерес, мы должны его удовлетворить. В течение года мы, например, вели календарь памятных дат. Фактически всю дивеевскую историю рассказали. Эти публикации пользовались большой популярностью, наши читатели благодарили нас, писали, что узнали много нового. Сейчас знакомим их с житием батюшки Серафима – делаем коротенькие сообщения о разных этапах его жизни от рождения до кончины и прославления. На это тоже есть благодарные отклики. Вообще надо сказать, что любая публикация, посвященная преподобному Серафиму, вызывает всплеск лайков и положительных комментариев.

Мы рассказываем обо всех значимых современных событиях, происходящих в монастыре. Есть мнение, что публикации о богослужениях не вызывают интереса, наш опыт показывает, что это не так. Приезды правящего архиерея, других владык для нас всегда праздник, и это праздничное ощущение мы стараемся передать в наших постах. Ставим фотографии, на которых красота церковных зданий и интерьеров, вдохновенные лица, преображенные молитвой. Рассказываем, какие поучения были произнесены. Обращаем внимание на уставные моменты богослужений.

Делаем прямые эфиры со святой Канавки. Сестра проходит по Канавке с планшетом, ведет съемку, и люди в это же самое время видят нашу святыню и могут помолиться Божией Матери. В холода, когда мы такие онлайн трансляции прекращаем, многие пишут, что очень их ждут.

Конечно, всегда вызывают интерес публикации, которые позволяют чуть-чуть приоткрыть повседневную монашескую жизнь: как мы молимся, трудимся, по каким рецептам готовим пищу. Об этом мы тоже пишем, но умеренно.

Кто у вас отвечает на комментарии?

Сначала отвечали мы, сестры, и это было тяжело, потому что много пустого пишется в соцсетях. Сейчас у нас этим занимается супруга священника, у нее есть опыт журналистской работы, она воцерковленный человек и в случае необходимости может посоветоваться с батюшкой. Мы почувствовали большое облегчение, когда освободились от этой работы.

А техническую работу кто выполняет: пишет и размещает посты, фотографирует?

Нас двое на все электронные ресурсы. Но это не единственная работа, которой мы занимаемся. Потому что прежде всего мы – издатели, готовим книги о монастыре. Своего фотографа у нас сейчас нет, есть сестра, которая совмещает это послушание с другим. Но у нас много помощников из числа паломников. И сестры наши порой «на бегу» что-нибудь снимают для нас на телефон. А телефоны у сестер есть по необходимости: без них в нашем большом монастыре очень трудно найти кого-то вовремя и скоординировать свои действия.


Подкасты вы не планируете развивать?

Попробовали ставить аудиозаписи, но наших интернет-пользователей они не заинтересовали. Мы практикуем коротенькие видеоролики с известными артистами, которые приезжают в монастырь. Это бывает всегда ярко, эмоционально, запоминается. Например, недавно у нас побывал Дмитрий Анатольевич Певцов. Он говорил о любимом Дивееве, о России, о любви к родине. В «Вконтакте» 83600 человек посмотрели этот сюжет.

Часто приходится слышать, что люди перегружены информацией, они устали от длинных текстов, не хотят читать, и поэтому в соцсетях нужно делать короткие посты. Вы разделяете это мнение?

У нас с удовольствием читают и большие посты. Наши читатели их не пропускают, наоборот, благодарят за то, что получили интересную информацию. Так что в «Вк» мы не ограничиваем размеры наших публикаций. А стиль Телеграма – иной, лапидарный: одно-два предложения и красивые фотографии.

То есть, на ваш взгляд, не нужно отказываться от лонгридов?

Думаю, что нет. Мы выкладываем в соцсети статьи в свернутом виде, они тоже востребованы. Сейчас очень популярно «рассказывание историй», так называемый сторителлинг. У журналистов этот жанр уже хорошо отработан, а теперь им стали активно пользоваться, например, музейщики, потому что видят, что у людей есть потребность в занимательно изложенных историях. Такие рассказы захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей.

Для соцсетей в целом характерна мгновенность публикаций. Порой ни мысль не отстоялась, ни слова подходящие не нашлись, а уже весь мир оповещен о событии. Большие публикации в этом плане все-таки берегут читателей.

Опыт помогает во всех отношениях

Ваш профессиональный опыт – журналистский, издательский – пригодился здесь, в монастыре?

Да, он оказался полезным. Есть такое мнение, что нехорошо, придя в монастырь, «садиться на тот же стул», что был в миру, но это же и не происходит сразу. Все мы проходим разные послушания, и я, например, начинала с того, что в скиту варила сыр, делала масло, сметану, творог. При виде огромных объемов молочной продукции, которая выходила из-под моих рук, у меня сердце просто ликовало – это была такая творческая работа! Ну, а потом пригодились умения, приобретенные мной в миру.

Иногда приходится слышать, что человека в монастыре отправляют на физическую работу, чтобы не поощрять его гордыню.

Да чем тут гордиться, когда человек уже все это прошел в миру? Все пережито, есть опыт, сейчас мы только реализуем то, что умеем. Скорее возгордится тот, кто только набирается опыта и вдруг открывает в себе способности, о которых даже не подозревал…


Расскажите немного о своем послушании

Прежде всего, мы издаем книги. Они посвящены Серафимо-Дивеевскому монастырю, его святыням, святым. Последние годы в Синоде утверждаются службы, акафисты нашим преподобным матушкам, мы их издаем. Вышло уже несколько книжек серии «Дивеевские святые»; известные факты о наших святых мы стараемся дополнять новыми материалами, которые находим в архивах или получаем в беседах с их потомками. Сейчас начинаем новую серию – «Служка Серафимов» – о людях, которые жили в Дивееве, служили нашей обители. Начинаем мы ее с Анны Васильевны Бобковой – последней дивеевской блаженной, которая жила в Дивееве в советское время. Эта книга – результат большой работы, которую осуществила наш автор Валентина Александровна Сидорова.

Замечательную книгу с уникальными сведениями о святой Канавке по нашей просьбе написал Сергей Николаевич Чернышев – человек, который три десятилетия занимался изучением и воссозданием этой великой дивеевской святыни. Работа над книгой подвигла его к защите богословской диссертации на восемьдесят пятом году жизни.

В прошлом году, к тридцатилетию возрождения Дивеевского монастыря, мы подготовили большой фотоальбом, в котором опубликовали восемьсот с лишним фотографий, сделанных с конца 1980-х до 2005 года. Он буквально погружает в атмосферу того времени.

Девять лет мы выпускали журнал «Дивеевская обитель», ежеквартальный, 160-страничный, богато иллюстрированный. Именно такой замысел был – сделать красочный глянцевый журнал, который показывал бы красоту монашества. Но в связи с пандемией в 2020 году мы не смогли своевременно выпустить журнал, пропущенные номера возместить нам было сложно и физически, и финансово, поэтому мы решили из журнального формата перейти в книжный и начали выпускать под тем же названием не журнал, а альманах. Он посвящен теперь только Серафимо-Дивеевскому монастырю. Мы выпустили два номера и видим, что альманах тоже востребован, но, самое главное, он важен для истории. Мы публикуем там статьи, фотографии, сканированные архивные документы.


Наше послушание выполняет всю необходимую журналистскую работу. Мы даже интервью берем для епархиального радио «Образ», которое покрывает вещанием всю Нижегородскую область, а она по размерам побольше некоторых стран. Владыка Георгий благословил, чтобы в монастыре была радиостудия, где мы ведем запись бесед с интересными людьми, которых в Дивееве бывает немало.


А поскольку мы всем этим занимаемся, у нас скопился большой архив фото-, аудио- и других материалов. Все это надо сохранить, систематизировать и сделать удобным для пользования. Эту задачу мы тоже выполняем.

Это такое же служение Богу, как любое другое в монастыре

Человек, приходя в монастырь, стремится отойти от мирских проблем. Если ему приходится заниматься информационно-коммуникативным послушанием, нет ли опасности, что это помешает его духовной жизни?

Знаете, это не с профессией связано. Это враг рода человеческого трудится над тем, чтобы любыми путями вывести из монастыря. Но если духовная жизнь сориентирована правильно, если есть желание от всего сердца быть с Христом и прилагать к этому все усилия, то никакое послушание повредить не должно. Тем более, если на выполнение послушания есть игуменское благословение.

А ведь нередко в монастырях отказываются от этого послушания, и аргументом служит то, что погружение в мирские проблемы, контакты с людьми, умственная работа затрудняют молитву. Это действительно так?

Молиться вообще трудно. Но у меня есть знакомая скрипачка, которая во время исполнения музыкальных произведений всегда читает молитву «Богородица, Дево, радуйся». Так неужели мы, сидя за компьютером, не можем «Господи, помилуй» произносить? Кто и что может этому помешать, кроме нашей собственной лени и нерадения? Отказываться от послушания в принципе неправильно; если человека ставят, допустим, на кухню и он начинает изо всех сил отказываться, – все же вокруг будут справедливо удивлены, возмущены: как так? Послушание есть послушание. Однако почему-то считается хорошим тоном объявлять, что ты, мол, не хочешь общаться с людьми, заниматься информационно-просветительской работой. Это неправильно, это такое же служение Богу, как любое другое в монастыре – как варить кашу, доить коров, шить платья, мыть пол.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что истинный послушник не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. А мы любим «о мнимых злых» рассуждать, когда еще нет никакой опасности! Кто нам мешает жить по Божиим законам, выполнять Божии заповеди, иметь в сердце Христа, думать о Нем, молиться? Никто не мешает на любом послушании, хоть кашу вари, хоть сиди за компьютером. Тем более, у компьютера постоянно вообще никто не должен сидеть, а минут двадцать потрудился, встал – и поклончики сделал, помолился. Поэтому абсолютно неправильно рассуждать о том, что работа в интернете и прочая подобная вредна для монашествующих. Никто же нас не заставляет идти на поводу требований, которые диктует мир. Мы для того и приходим в интернет, чтобы делать эту работу иначе, чем принято в этой сфере. Наша задача – терпеливое созидание добра.

В соцсетях много такого, что согревает сердце

Известно, что некоторые технологии, которыми мы пользуемся, занимаясь информационной работой, создавались с коммерческой целью. И для того, чтобы повысить посещаемость своих страниц, нужно следовать некоему алгоритму, а если в нем есть ряд пунктов, которые мы исполнять не можем, не хотим и не будем, то мы рискуем остаться с малочисленной аудиторией?

Эта проблема давления была характерна для сетей, из которых мы ушли. Но и прежде мы были свободны выстраивать свои отношения с соцсетями так, как мы хотели, а не так, как нас вынуждали. Какие-то требования мы учитывали: делали сториз и рилз, участвовали в переписке с нашими посетителями, ставили прямые эфиры. Все это было только на пользу нашему аккаунту.

А монастырю польза есть от интернета?

Есть. Например, через интернет к нам приходят авторы. Один из них – ученый-филолог из Петербурга, сфера его интересов – литература XIX века. А нам для журнала он прислал статью о жанровых особенностях «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», где объяснял факт особого воздействия «Летописи» на читателя тем, что эта книга построена по законам романного жанра. Очень интересное, глубокое исследование. Мы подружились, а без интернета могли бы никогда не узнать друг о друге. Александр был инвалидом и, к сожалению, в начале нынешнего года скончался.

Как ни странно это звучит, но в соцсетях немало того, что согревает сердце. Например, мы публикуем фотографии дивеевских икон Матери Божией и спрашиваем наших подписчиков, как они молятся Богородице? И в ответ получаем такие замечательные ответы, что впору нам, монашествующим, поучиться. Или публикуем изображение монастыря и подписываем строчкой из классического стихотворения, не всегда известного. Иногда с именем автора, а иногда и без подписи – и читатели узнают и дописывают цитату. Такой интеллектуальный отклик всегда радует.


Общение дает «чувство локтя»

Как Вы думаете, есть ли перспектива развития у монастырских соцсетей?

Будут развиваться формы общения в интернете – и мы будем в них участвовать. Игнорировать такую возможность, наверное, не стоит. Лично мне пребывание в соцсетях не нужно, но ведь люди, ничего подчас не знающие о Церкви, таким образом узнают, что есть Церковь и она хочет сделать для них что-то полезное. Ради этого мы и работаем. Если есть такая возможность, то почему мы не должны ею воспользоваться? Нас на это благословили.

Может быть, нам надо позаботиться о том, чтобы присутствие Церкви в интернете было более качественным, потому что не во всех монастырях, например, есть такие ресурсы, чтобы делать интересные и действительно полезные аккаунты. Если бы создать общемонастырские соцсети, можно было бы пригласить профессионалов, которые смогут это делать на хорошем уровне так, чтобы было интересно, чтобы об этом заговорили, чтобы людям захотелось туда заходить. И мы в монастырях тогда не будем себя чувствовать, как в ежедневной газете, когда постоянно приходится думать, где взять новую информацию.

Нужны ли обучающие семинары для тех монашествующих, которые занимаются информационной работой?

Очень нужны. Во-первых, это возможность обмена опытом. И, во-вторых, такое общение дает «чувство локтя»: ты понимаешь, что этим делом в других монастырях занимаются достойные люди, и чувствуешь себя причастным большому полезному общему делу.

Мать Макария, на прощание скажите, пожалуйста, слово утешения человеку, который в монастыре получил послушание, связанное с информационной работой, и приуныл от того, что вынужден контактировать с миром, тратить драгоценное время земной жизни на суету.

Вдохновить такого человека можно словами апостола Павла, который говорил, что каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит (ср. 1 Кор. 9:16).


Беседовала Екатерина Орлова
Снимки предоставлены Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем

Материалы по теме

Новости:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь