Главный итог пятнадцатилетия: монастырь состоялся духовно

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

В начале следующей недели,  11 августа, одна из древнейших московских обителей  отметит пятнадцатилетие со дня своего официального открытия после эпохи забвения. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь находится в центре столицы,  часть его зданий по-прежнему занимают организации МВД. Проблем  много и решаются они медленнее, чем хотелось бы. Но,  говоря о возрождении святыни, нужно отметить наиважнейшее: за минувшие годы здесь образовалась крепкая сестринская община. Сестры едины в своих послушаниях, в молитве, на правиле, поэтому атмосфера в монастыре  спокойная, мирная. Возглавляет монашескую семью игумения Афанасия (Грошева), которая прежде подвизалась в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре. Во многом благодаря матушке настоятельнице особый дух родной ей Пюхтицы – молитвенная сосредоточенность, неиссякаемая любовь к ближнему – воцарился и в московской обители на Китай-городе.

«Святитель Николай все устроит...»

До знаменательной даты – 11 августа 2000 года – у небольшого сестричества, взявшегося за восстановление обители, тоже был чрезвычайно насыщенный период. Стремительно летели дни, наполненные неустанными трудами и молитвенным деланием. Первая насельница пришла сюда в конце 1991 года и поселилась в часовне святого Иоанна Предтечи. Через короткое время к ней, «первопроходцу» Екатерине Ростковской (ныне – монахине Софии), присоединились другие сестры. Со временем все стали жить в бывшем больничном корпусе, но и там пришлось ютиться на небольшом пространстве. Еще не была передана ни одна монастырская церковь, поэтому сестры молились в восстановленной ими часовне, а на богослужения ходили в храм через дорогу –  Князь-Владимирский, что в Старых Садех. На его настоятеля, отца Сергия Романова, была возложена нелегкая обязанность – возрождать свой приходской храм и одновременно заботиться о восстановлении древней Ивановской обители. Несмотря на тотальную разруху вокруг, и отцу Сергию, и окормляемым им сестрам очень хотелось, чтобы на святом месте вновь затеплилась лампадка монашеской жизни. Ездили сестры к протоиерею Николаю Гурьянову на остров Залита с надеждой услышать через него волю Божию. Монахиня Тавифа (Исаева) с улыбкой вспоминает, что она не просто удивилась, а даже растерялась, когда прозорливый  старец произнес:  «Будет большой монастырь!» Подумала с некой опаской: «Куда ж нам – большой? При наших-то условиях зачем нам большой?» 

 Казначея и строительница современной Иоанно-Предтеченской обители монахиня Анувия (в то время – историк, археолог Наталия Матвеевна Виноградова) после Крещения, принятого ею в 1981 году, стала частенько бывать у старца и тоже не раз слышала от него полные оптимизма слова: обитель будет. Большая обитель! Многие из тех, кому посчастливилось встречаться с Залитским подвижником, отмечали, что его ответы  отличались простотой и лаконичностью. И хоть порой не сразу они поддавались  «расшифровке»,  после встреч с отцом Николаем всегда появлялось чувство, «будто по воздуху летишь» – окрыленность. «Архипа сначала уберете, затем откроется монастырь», – говорил батюшка будущей монахине. И добавлял: «Молитесь святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Пантелеимону. Святитель Николай все устроит...»

 – Мы никак не могли понять, о каком «архипе» идет речь, –  рассказывает мать Анувия. – Только потом стало ясно: так шутливо отец Николай называл архив, находившийся в монастырском соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи! Точное его название – Центральный государственный архив Московской области, в аббревиатуре – ЦГАМО. Когда собор нам вернули, целых три месяца вывозили документы.

Еще один человек высокой духовной жизни сыграл большую роль в открытии монастыря близ московского Кремля. Это настоятельница Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии игумения Варвара (Трофимова). В монастырской летописи, размещенной на официальном сайте Иоанно-Предтеченской обители, сообщается: по ее приглашению ивановские сестры ездили в Пюхтицы, чтобы поучиться, приглядеться к жизни в монастыре, который никогда не закрывался и сохранил традиции православного общежительного женского монашества.  А весной 2000 года матушка Варвара благословила сестер московской общины 40 дней подряд читать акафист святителю Николаю Чудотворцу о скорейшем освобождении монастырского собора и устроении обители.

У монахини Анувии с Пюхтицким монастырем и местечком Васкнарва, расположенным недалеко, связаны особые воспоминания. В Васкнарву она по совету своих знакомых отправилась, чтобы покреститься у священника, казалось бы, простого, из крестьян, но к которому ехали люди со всей страны. Это был настоятель Ильинского храма протоиерей Василий Борин. Наталия Матвеевна попала туда как раз в престольный праздник. После торжественного богослужения подошла к батюшке и сказала о своем намерении. Правда, о внешнем виде совсем не подумала, была даже по привычке в брюках. Но тут позаботились о ней пюхтицкие монахини – нашли юбку, а после совершения Таинства  пригласили новокрещенную в свой монастырь. Какой удивительный путь Господь приготавливает для человека, в котором искорка веры со временем разгорается в пламя! Тогда, в Ильин день, раба Божия Наталия на приглашение сестер ответила отказом: с монашеством как таковым она не была знакома и  оттого, вероятно, монахини в тот момент показались ей людьми странными. Но где-то через полгода такой зов Божий услышала в сердце, с такой неотвратимой силой поманили к себе Пюхтицы, что, начиная с 1982 года, после праздника Крещения Господня, на протяжении двадцати лет она каждый год ездила в эту духовную колыбель. Охотно выполняла послушание «полевика»: вместе с другими сестрами косила траву, сгребала сено. С матушкой Варварой у нее установились теплые отношения. Как-то матушка сказала: «Давай мы сошьем тебе монашеское облачение». Облачение сшили, пролежало оно лет десять или  более, прежде чем понадобилось при постриге.

 К великой радости московских сестер, дорогая матушка застала время, когда обитель в центре Москвы, за которую она всей душой переживала и усердно молилась, была открыта официально. По запросу Святейшего Патриарха Алексия II пюхтицкая игумения отдала в Иоанно-Предтеченский монастырь одну из самых верных своих помощниц – благочинную монастыря монахиню Афанасию (Грошеву). Это была уже одиннадцатая настоятельница из прославленной обители, подготовившей для женских монастырей Русской Православной Церкви столько игумений.

 Сразу ли сестры обители на Китай-городе почувствовали в матушке Афанасии свою духовную мать и связали с ней чаяния быстрее восстановить полуразрушенные монастырские святыни? Монахиня Анувия говорит, что на первых порах было «двоякое чувство». С одной стороны, радовало, что во главе московского монастыря встала воспитанница знаменитой обители, известной гармоничным сочетанием труда и молитвы. С другой...

 – Сколько лет ездила в Пюхтицы, а с матушкой Афанасией там ни разу не встречалась, – продолжает моя собеседница. – Мы не знали, какой она человек, поэтому переживали. Но постепенно, изо дня в день решая с ней насущные вопросы, увидели, что это очень цельная натура, удивительно духовный человек, молитвенница. И стали по мере сил помогать ей во всем – уже осознавая, что Господь проявил к нам великую милость, послав такую руководительницу и наставницу. И что промыслительно (это мы поняли лишь спустя время): вместе с назначением настоятельницы в монастырь    вернулись и его главные святыни. Матушка Афанасия прибыла в Москву 16 января 2002 года, а 19 января мы встречали древний чудотворный образ святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икону святой преподобной Елизаветы чудотворицы, игумении Константинопольской. Монастырские святыни хранились в не закрывавшемся в советское время храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе...

 Молились святителю и не знали, что это день его Рождества…

Снова придется вернуться немного назад. Вспоминая жизнь их общинки в бывшем больничном корпусе и неотступные волнения – будет ли снова на этом святом месте обитель, сестры-«первопроходцы» называют имя  митрополита Истринского Арсения, первого викария Святейшего Патриарха Кирилла. Тогда он был архиепископом, и его участие во всем, что касается становления монастыря, начиная от организационных вопросов и заканчивая духовными, по их словам,  огромно. Благодаря  душевной вовлеченности владыки Арсения в процесс возрождения монашеской жизни в столице, теплому отношению к небольшой, но деятельной общине ивановских сестер,  по его инициативе на Священном Синоде был поставлен вопрос об открытии женской обители на Китай-городе. Причем в какое время? В преддверии Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Сестры, так долго ждавшие судьбоносного решения, узнали о нем не сразу. Вот что поведала монахиня Феонилла (Харченко), тогда еще послушница Галина:

 – Мы, несколько человек, поехали в село Остров Ленинского района, где у сестер было небольшое хозяйство в приходе храма Преображения Господня (ныне Патриаршее подворье). На территории красивого шатрового храма XVI века стоит небольшая часовенка с деревянной скульптурой Николы Можайского. Она была только освящена в 2000 году,  22 мая. Зашли в нее, стали молиться святителю, чтобы он походатайствовал за наш монастырь. Молились и не знали, что в этот день, 11 августа, Церковь празднует Рождество святителя. А 20 августа в только что освященном Храме Христа Спасителя после торжественного чина прославления Царской семьи и других новомучеников и исповедников Российских  услышали радостную весть: Священный Синод постановил возобновить нашу обитель! Кстати, бессменная строительница монастыря Наталия Матвеевна Виноградова, на чьи плечи лег груз по организации восстановительных работ, в иноческом постриге получила имя Николаи – в честь святителя Николая. Так что попечение особо чтимого русским народом святого прослеживается с самого начала.

 Что касается постригов, то со стороны могло показаться, что владыка Арсений хотя и по-доброму относился к ивановским сестрам, но как-то не торопился в своих действиях. Когда они, стремившиеся к монашеству, просили его об открытии монастыря, он отвечал: «Вы пока живите, научайтесь монастырской жизни, правило читайте, послушания выполняйте, – все должно устояться». И первый постриг четырех старших сестер в инокини был совершен только 5 апреля 2003 года. Сегодня насельницам известна причина столь непонятной тогда, но, как выяснилось, мудрой неторопливости владыки, который опасался, что если монастырь откроется раньше времени, то может стать чьим-то подворьем. Но монастырь воссиял как самостоятельный, получив высокий статус ставропигиального! И почти всех сестер постригал в инокини, в монахини владыка Арсений. Каждый раз он спрашивает у матери Анувии, приходящей к нему по каким-то важным делам: «А как эта сестра? А та? А эта?» Сестры чувствуют, что владыка за них молится.

 Первым был открыт Казанский придел монастырского собора. Затем – центральный, в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Лишь летом 2009 года отреставрировали Никольский придел. Мать Анувия (тогда инокиня Николая) доложила владыке Арсению, что все готово к освящению. Вместе стали смотреть церковный календарь, чтобы увидеть, какой ближайший праздник будет. Увидели: 11 августа – день Рождества святителя Николая Мирликийского. 10 августа после всенощного бдения придел был освящен митрополитом Арсением в честь Рождества святителя Николая, и сестры обители получили такой удивительный престольный праздник, признавая, что в другом случае из-за житейской суматохи могли бы позабыть, какого числа и месяца  Священный Синод принял решение о возобновлении их обители.  А так не забудешь!

 Не забыть им и того, что реставрация собора началась с небольшой материальной помощи Святейшего Патриарха Алексия II. Из своих личных средств он выделил 300 тысяч рублей. На эти деньги начали восстанавливать купол, интерьеры (затем уж появились спонсоры). Господь привел сюда и таких замечательных столичных  архитекторов-реставраторов, как Лидия Алексеевна Шитова и Дмитрий Павлович Журавлев. Благодаря полному взаимопониманию между светскими специалистами и монашествующими  собор получился необычайно красивым. Кстати, фасады были отреставрированы  за государственный счет: проекты поддержали, помогли материально Правительство Москвы и министерство культуры РФ. А иконостасы, интерьеры,   воссоздание храмовой росписи  – это все делалось с Божией помощью на пожертвования благотворителей. Недавно монастырю была передана северная галерея, являющаяся  частью собора (официально она называется северным двориком). В советское время там размещался спортзал. Сейчас его разбирают, демонтируют: сестры хотят восстановить всё, как было раньше, до революции. Они надеются, что спустя год или два в собор  можно будет войти через Святые врата, через этот дворик с красивыми итальянскими колоннами. Но уже и сегодня обновленный собор монастыря называют архитектурной доминантой старой Москвы...                  

  К изучению агиографии – с большим багажом

Многое делается насельницами для того, чтобы облик обители  стал величественным и былая красота вернулась. Но столь же велики и серьезны их труды в других направлениях. О создании старческого дома или богадельни в подмосковном селе Остров мы недавно рассказывали на нашем сайте в статье «Остров милосердия и надежды». Рассказывали и о плодотворной работе курсов дополнительного образования для монашествующих (публикация «Суббота – учебный день в монастыре»). Уже был создан Синодальный отдел по монастырям и монашеству, и сестры обители обратились к его председателю –  архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту  с просьбой помочь им организовать такие курсы, на которых они смогли бы получать  недостающие им богословские знания. Владыка идею поддержал и попросил написать, как они все это видят. Имея на руках коллективно составленную программу обучения, мать Анувия встретилась с владыкой Феогностом и епископом Воскресенским Саввой, отвечающим за образование монашествующих. Архипастыри поинтересовались, сможет ли монахиня возглавить эти курсы в организационном плане, и какое у нее образование. Узнав, что та – выпускница МГУ,  кандидат исторических наук, закончила также Свято-Тихоновский университет, остались довольны. Еще на Архиерейском Соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православным монашеством задачу получения качественного духовного образования. Тут же инициатива была проявлена «снизу». И ни у кого не вызывает сомнений, что именно качественное духовное образование  получают сестры Иоанно-Предтеченского женского монастыря на этих курсах. (Кстати, написанная ими программа взята за основу во многих других женских обителях.) 

В монастыре на Китай-городе преподают молодые ученые, которые охотно откликнулись на приглашение сына матери Анувии – Андрея Виноградова, тоже кандидата исторических наук, серьезного исследователя Византии и ее влияния на Русь. Многие из них, как и Андрей Юрьевич, являются авторами ряда статей в «Православной энциклопедии» и монографий на темы, связанные с развитием христианства и христианской культуры. Преподаватели Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Сретенской духовной семинарии, Московской духовной академии, Московского государственного университета и других столичных вузов, они выкраивают время, чтобы по субботам читать лекции в монастыре, принимать зачеты у послушниц, инокинь, монахинь...

 – Совсем уже скоро, после того как 11 сентября мы отметим 600-летие нашего монастыря, для сестер начнется новый учебный год, – говорит мать Анувия. – Продолжатся курсы  патрологии, истории восточного и западного монашества и аскетики. В учебном плане появится новый предмет – агиография восточная и западная. Его будут читать два прекрасных специалиста, владеющие латинским и греческим языком.

Судя по всему, к этому новому предмету – научной дисциплине, занимающейся изучением житий  святых, – учащиеся подойдут с немалым багажом: каждая хорошо знает как житие святого, чьим именем сама  наречена в постриге, так и жития святых покровителей  членов их монашеской семьи. Например, всем им известно, что жившая IX веке  и блаженно почившая 14 августа 860 года преподобная Афанасия Эгинская, небесная покровительница игумении Афанасии, старалась, чтобы ни один час не проходил без молитвы: постоянно славословила Господа, подражая Давиду. Вот и их матушка-настоятельница неустанно молится Господу. Или взять житие преподобного Анувия, пустынника Египетского: во время гонений на христиан в IV веке он исповедал перед мучителями Имя Христово и после ни разу не осквернил уста лживым словом. (Правда, призналась монахиня Анувия, она настолько полюбила свое имя в иночестве – Николая,  что долго и трудно привыкала к новому. Но теперь в святом Анувии, смиренном подвижнике  совершенного ангельского жития, она видит своего небесного покровителя, который предстательствует за нее перед Господом.)

Имена святых Тавифы, Феониллы, Кириакии, Капитолины у большинства наших современников не на слуху –  это малоизвестные святые. Но, по убеждению моих собеседниц-монахинь, эти святые вышли из небытия, чтобы люди узнали об их подвигах во имя Господне... А лекционные часы, посвященные святому Иоанну Предтече, думается, займут особое место в изучении сестрами агиографии. Кроме того, что житие Крестителя Господня они знают чуть ли не наизусть, здесь из уст в уста передаются предания, связанные с проповедником покаяния. Мать Тавифа сообщила, что московский священник протоиерей Алексий (ныне почивший) рассказывал игумении Афанасии удивительный случай, произошедший после октябрьского переворота 1917 года: монастырский рабочий подговорил послушницу убежать из обители, но когда они подошли к воротам (а ворота открывались только для того, чтобы впустить молящихся), то увидели там Иоанна Крестителя. Побежали к другим воротам – и там стоит Иоанн Креститель! Этот батюшка лично знал послушницу, которую нечистый хотел выманить из монастыря...  Всё претерпел монастырь на протяжении шести веков: страсти, мучения, мерзость запустения, но святой Иоанн Предтеча стоял и стоит на страже своей обители. Он здесь хозяин.

В конце нашей беседы мать Феонилла обратила внимание на то, что глубоко символично возобновление обители в особые для новой России дни. Если вспомнить скорбную историю, то вскоре после революции монастырь превратился в страшное место: тут был создан первый концентрационный лагерь в Москве. И вот в канун прославления членов Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских принимается решение возродить святыню, в стенах которой тоже томились пострадавшие от богоборцев.

Остается добавить, что матушка-настоятельница  Афанасия с сестрами приглашают верующих разделить радость великого для обители праздника. Праздничное богослужение 11 августа в монастырском соборе начнется в 8.30. А накануне, 10 августа, в 17.00  состоится всенощное бдение.

 

                                                                           





НИНА СТАВИЦКАЯ

                                                     Фотограф: ВЛАДИМИР ХОДАКОВ

                                 Также представлены снимки из архива монастыря  

     

Материалы по теме

Публикации:

Монастыри:

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра