Афанасия в переводе с греческого – «бессмертие»

Нина Ставицкая

25 апреля, в день памяти преподобной Афанасии Эгинской, в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно отмечается день тезоименитства игумении Афанасии (Грошевой), которая возглавляла обитель с начала ее возрождения, а сейчас находится на покое. Шесть лет назад, поздравляя матушку с именинами, сестры подарили ей красочный альбом, посвященный ее паломничеству по православным монастырям Греции в конце 2013 года. Посетила тогда матушка-настоятельница и остров Эгина, где ее Небесная покровительница была игуменией монастыря в IX веке, и чей пример мужественного пути ко спасению, к жизни вечной служил на протяжении многих столетий утешением для нескольких поколений верующих людей.

А для нас с вами – особенно в свете последних событий, связанных с распространением опасного вируса, что держит планету в напряжении, – житие святой чудотворицы может стать примером того, как отнюдь не яростное противодействие обстоятельствам, а упование на Господа помогает преодолевать препятствия, казалось бы, непреодолимые.

Молитва как дыхание души

В одной из статей на официальном сайте Иоанно-Предтеченского монастыря приводятся слова архимандрита Стефана (Тараканова), заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, сказанные им во время празднования Дня Ангела матушки Афанасии в 2014 году. Отслужив Божественную литургию в обители на Китай-городе, отец Стефан заметил, что когда Святейший Патриарх Алексий II дал будущей матушке в монашеском постриге имя преподобной Афанасии, игумении Эгинской, он уже знал, что когда-нибудь она будет игуменией… Матушка Афанасия стала одиннадцатой настоятельницей, которую с пониманием реальной ситуации и горячим желанием помочь женскому монашеству возродиться в нашей стране отдала из прославленной обители ее духовная мать – настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря игумения Варвара (Трофимова). На портале «Монастырский вестник» мы рассказывали, с чего начиналось возрождение одного из древнейших монастырей столицы и какими скорбями и радостями, знаками милости Божией, благодеяниями Господа была до краев наполнена жизнь его настоятельницы и сестер-«первопроходцев», а потом и насельниц из пополнения.

Это статьи «Главный итог пятнадцатилетия: монастырь состоялся духовно», «Остров милосердия и надежды», «Традиции почитания Новомучеников формируются в наши дни», «Главное в отношениях между игуменией и сестрами – матушкина молитва и взаимное доверие» и ряд других материалов. Дополню описанные в них события некоторыми фактами и штрихами.

То, что в христианском возрастании матушки Афанасии кроткая и смиренная святая сыграла огромную роль не только как Небесная покровительница, у которой в трудную минуту можно попросить помощи и заступления, но – прежде всего – как высокий идеал, которому следует подражать, очевидно. Эгинская игумения старалась, чтобы ни один час не проходил без молитвы: постоянно славословила Господа, подражая Давиду Псалмопевцу. Монахиня Марионилла (Кабилова), несущая послушания регента, уставщицы, вспоминает, что матушка Афанасия, прибыв в начале 2002 года из Пюхтицкого монастыря в Иоанно-Предтеченский, старалась, чтобы всё тут было «по-пюхтицки». С начала 90-х годов прошлого века сестринская община находилась под покровом молитв своего духовника протоиерея Сергия Романова ¬– настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, расположенного рядом с разрушенным монастырем. А назначение настоятельницей монахини, имевшей более чем 20-летний опыт монашеской жизни в обители с непрерванной традицией, вызвало у сестер большую радость: теперь-то начнется настоящая монастырская жизнь! Действительно, настоятельница сразу позаботилась, чтобы был суточный богослужебный круг. Литургии уже служились регулярно – в воскресные дни и праздничные, иногда на буднях, – но поскольку еще не было монастырских клириков, сестры с благословения матушки каждый день совершали службы мирским чином, а она в них всегда принимала участие, несмотря на лавину забот и проблем хозяйственного плана. Читала Евангелие, молилась. Молитва для нее была дыханием души, как свежий воздух для человеческого организма.

В житии преподобной Афанасии, Эгинской игумении, некоторые моменты поражают, скажем, совершенно неожиданными поворотами. Например, два ее замужества. Девочка в семь лет выучила Псалтирь, потом читала псалмы постоянно, с умилением. После чудесного случая, воспринятого ею как особый знак милости Божией, отроковица твердо решила идти в монастырь. И… в 16 лет вышла замуж. Повиновалась родителям, хотя, казалось бы, могла возроптать. Нет же, она проявила послушание, не затаив обиды на отца и мать. Скоро ее муж был убит на войне, и дальше та, которая с отрочества стремилась к монашеству, вышла замуж во второй раз! Как так, почему? Появился указ императора Михаила Косноязычного, согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Значит, снова повиновалась… Чтение жития святых угодников Божиих считается самым назидательным духовным чтением, а какое назидание, поучение мы можем отсюда вынести? Думается, такое, что смиренных Бог не оставит без награды даже в короткой земной жизни, исчисляемой не сотнями, а десятками лет. Видя сердечное намерение человека, Спаситель рано или поздно поможет исполнить его – воздаст сполна. Как воздал Он боголюбивой Афанасии, сумевшей своей добродетельной жизнью снискать любовь и уважение близких и соседей. Кто как не Господь помог ей найти столь убедительные доводы для своего мужа, чтобы тот отрекся от мира с его соблазнами, ушел в монастырь, дав при этом жене разрешение на постриг?

…По благословению архимандрита Феофана (Молявко) – насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – уроженка Московской области Раиса Грошева стала послушницей Пюхтицкой обители в 35 лет. И прошла такие удивительные этапы жизни, что они заняли достойное место в летописи российской церковной истории.

Последняя игумения Московского Ивановского монастыря?

На старом кладбище бывшего монастырского хутора Чернецово в Подмосковье сохранились могилки насельниц Ивановского монастыря, переехавших на хутор после закрытия родной обители большевиками. Там же и могилка игумении Епифании (Митюшиной). Матушка закончила свой земной путь 12 января 1931 года. Конечно, история с игуменским посохом и слова духовника ивановских сестер схиархимандрита Илариона (Удодова), который положил посох в могилу почившей, сказав: «Это последняя, больше не будет!», относятся к устному преданию. Ему можно верить, а можно поставить под сомнение. Но если мы поверим, что именно такую фразу в отчаянии произнес русский монах, постриженик Святой Горы Афон, разделивший с Россией ее великие страдания, то сможем себе представить, какой невыразимой болью было наполнено его сердце в ту минуту. Сердце скромного священника-монаха (простые люди сумели отстоять старца в жестокую пору репрессий) перестало биться в 1951 году. А матушка Епифания действительно оказалась по его пророчеству последней игуменией Московского Ивановского монастыря – но только в том кровавом веке. В веке нынешнем Господь судил совершить подвиг возрождения обители игумении Афанасии (Грошевой).

О могилке игумении Епифании на хуторском кладбище и упокоившихся там сестрах я знаю не понаслышке. Несколько лет назад прекрасным летним днем мы отправились туда с монахиней Тавифой (Исаевой), инокиней Софронией (Адваховой) и благотворительницей монастыря, чтобы убрать веточки в ограде кладбища, посадить цветы на могильном холмике матушки, помолиться об упокоении страдалиц. Бывая в монастырях, нельзя не почувствовать, насколько велика у братии и сестер жажда узнать историю своей обители, представить себе личности предшественников, их действия и поступки. Наконец – их путь к святости и полное принятие ими повеления Господа: …будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16). По крупицам, как драгоценные жемчужинки, собираются везде сведения о прошлом – далеком и недавнем, и рождается волнующая летопись, способная чудесным образом объединить нас с теми, кто старался приблизиться ко Христу, отражая нападки дьявола на поле брани. Кто явил нам пример истинной христианской жизни. В Иоанно-Предтеченском монастыре поиском и изучением таких архивных материалов занимаются с первых дней его воссоздания.

И какие открытия ждали сестер и их помощников на этом пути! Каким притяжением для множества верующих стала гробница блаженной Марфы Московской в засиявшем во всей своей красоте соборе обители! Божиим Промыслом мощи подвижницы монастыря сокрыты, но сколько чудес по горячим молитвам к святой было явлено уже в наши дни! Супруги, мечтающие о ребенке, молитвенно просили святую о помощи, женщины на сносях – о благополучном разрешении от бремени – те и другие получали просимое! У сестер эти случаи записаны. Немало трудов было положено сестрами на то, чтобы открылись разные грани личностей двух новомучеников, расстрелянных на Бутовском полигоне. Это протоиерей Алексий Скворцов, служивший в монастыре тридцать лет, и протоиерей Владимир Смирнов, который прослужил здесь около девяти лет и был переведен священником в церковь преподобного Сергия Радонежского на хуторе Чернецово. А многолетнюю работу над сбором материала для канонизации подвижницы благочестия Иоанно-Предтеченского монастыря монахини Досифеи (предположительно принцессы Августы Таракановой) без преувеличения можно назвать подвижническим трудом. Высота духовного подвига затворницы и стремление найти свидетельства ее святости сплотили в этом благом деле сестер и мирян. И важно, что все поисковые процессы в минувшие годы велись по благословению матушки-настоятельницы Афанасии – развивались и углублялись по ее молитвам, с ее постоянной поддержкой и неподдельным интересом к каждой находке.

Матушка Афанасия бывала на хуторе в Подмосковье, молилась об упокоении своей предшественницы и ивановских насельниц. Как оно в наши дни выглядит, это некогда заброшенное кладбище? В 2011 году был заключен договор с лесничеством на аренду кладбищенской территории сроком на 49 лет, и благодаря трудам почитателей этого места удалось восстановить почти сравнявшиеся с землей могильные холмики. В начале нынешнего года, 12 января, в день памяти игумении Епифании, после Литургии и панихиды в соборном храме обители ее насельницы традиционно посетили бывший монастырский хутор, и клирик монастыря отец Николай Мальцев совершил панихиду. Приехали сестры в сей раз со своей новой настоятельницей – игуменией Елисаветой (Никишкиной).

«Проще надо быть. Помоги тебе, Господи!»

Одна из насельниц обители, монахиня Феонилла (Харченко), которая пришла сюда в числе первых сестер и по благословению вела монастырскую летопись, еще в прошлом году к 80-летию матушки Афанасии написала свои воспоминания. Частично мы дали их в материале «Главное в отношениях между игуменией и сестрами – матушкина молитва и взаимное доверие». Теперь решили включить в статью то, что тогда не вошло: «Вспоминать можно много и долго, можно писать мемуары – ведь уже 18 лет мы вместе, но хотелось бы выделить главное. Матушка не очень-то любила о себе рассказывать, конечно, по скромности и смирению. Но иногда открывала то, что полезно для души. Рассказывала о старце Феофане из Печор, в том числе о том, как он ей всё предсказал – и игуменство в Москве, и какой это будет для нее тяжкий крест. Еще о многом из жизни в Пюхтице рассказывала… И назидания давала, когда скорби наваливались: "Проще надо быть. Помоги тебе, Господи!" Но главное – она постоянно молилась за всех и за каждую сестру. Придешь, скажешь ей свои недоразумения, попросишь помолиться, а матушка в ответ: "Каждый день трижды на Псалтири поминаю, молюсь постоянно…" Это было и утешение, и образец одновременно. Раньше я постоянно к ней в келью заходила, как заведующая канцелярией монастыря, с документами на подпись, с вопросами. Иной раз она что-то скажет так строго, что закачаешься! Но тут же смягчится и уже ласково и по-матерински: "Ну, ничего, присядь, присядь, поговорим". Поначалу я недоумевала, почему она так, а не иначе поступает, ведь начальница!

Только спустя годы я смогла увидеть всю красоту ее поступков. В основание всего матушка ставила молитву, а за ней стояло глубокое смирение. Она могла по-человечески, как сама говорила, и "дрозда дать", и "прочихонку устроить". Но все решения, суды возлагала на Господа. Всё возлагала на волю Божию, Его святой Промысл. Видела она и несовершенство наше, и состояние духовной незрелости, и страсти, и нужды… Могла высказать неодобрение, однако не предпринимала решительных мер, а больше молилась и всё отдавала в руки Божии. Очень она похожа по образу действий на свою святую – преподобную игумению Афанасию Эгинскую, великую молитвенницу.

Назначение матушки из Пюхтицкого общежительного монастыря с устоявшимся прочным укладом монашеской жизни стало для нас таким прочным фундаментом. Во многом она ориентировалась на пюхтицкий устав, традиции родной обители, но в то же время и сама была уже крепкой молитвенницей, духовно зрелым человеком. Да, многое она могла сказать сестре, но если видела, что та ещё не готова, не созрела духовно, сочувственно к этому относилась. Помню, посмотрит на меня и произнесет: "Ничего, мать Илария (это мое имя в иночестве), потом поймешь…" Конечно, я спрашивала, что, когда и как будет. Что-то она открывала, а о некоторых вещах я просто побаивалась спрашивать. Бывало, идёшь с какими-то мыслями, помыслами в голове или к матушке в келью зайдёшь со своими мыслями, а она тебе на них ответ выдает. Думаю, Сама Царица Небесная ей всё это внушала. Матушка никогда не смущалась, если что, попросить прощения у сестры. В последние годы нередко заходила в келью сестры и так просто, с глубоким чувством говорила: "Слушай, мать, прости меня". Сердце, конечно, отзывалось так сильно, что это я ведь должна так поступать, так говорить!»

И еще небольшой кусочек, дописанный монахиней Феониллой буквально накануне: «Матушку Афанасию хочется искренне, от всего сердца поздравить с Днем Ангела и поблагодарить ее за бесконечное долготерпение, смирение, молитву, мудрую такую любовь. Матушка стала для всех нас подлинным и ярким примером монашеской жизни в смирении, молитве, чистоте, полном нестяжании. Ее духовник говорил своим духовным чадам: "Вот, смотрите, пошла настоящая монахиня"! Мы молим Господа, чтобы Он продлил дни нашей матушки Афанасии, и чтобы она, как наш Ангел Хранитель, подольше пребывала с нами и хранила нас своей молитвой и благословением».

Автор: Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь