Схимонахиня Марфа – основательница Богородице-Рождественского женского монастыря

Игумения Викторина (Перминова)

15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского монастыря схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330–1389).

Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне – герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром.

Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила.

Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330–1353)

Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. ХV) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович [1]. Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию [2].

Князь Андрей и княгиня Мария происходили из рода Рюриковичей, в котором было много святых, от равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба и до святых князей Даниила Московского и Иоанна Калиты. Предками князей Серпуховских были великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и княгиня Мария Ясыня – женщина святой жизни. Внуками Марии Ясыни были святой Александр Невский, прадед Андрея, и первый удельный князь Галицко-Дмитровский Константин, прадед Ивана Федоровича.

На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии князю Андрею Серпуховскому. На соединенных землях расцвела обитель Живоначальной Троицы, основанная преподобным Сергием. Мария Ивановна дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку [3]. В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской.

Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. В 1353 году у нее родился сын Владимир.

Период жизни до Куликовской битвы (1353–1380)

Князь Андрей Иванович умер 6 июня (19 июня н. ст.) 1353 года в возрасте 25 лет от поразившей всю Европу чумы. На сороковой день по его кончине, 15 июля (28 июля по н. ст.), княгиня Мария родила сына. В то время Прологи и богослужебные книги уже упоминали о праздновании памяти Крестителя Руси Владимира. Во имя своего благочестивого предка и был крещен князь Владимир Андреевич Храбрый [4].

В ведении княгини Марии была третья часть Москвы, ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Княгиня молилась за близких и воспитывала сына, который стал глубоко верующим, честным и благородным человеком, соратником своего двоюродного брата, великого князя Димитрия Донского. В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями был фактически единственным. Однако этот пример сильно повлиял на других князей и помог им сплотиться на Куликовом поле. По благословению духовника, наставляемый своей матерью, князь Владимир Андреевич Храбрый отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия, что послужило становлению русского государства.

Большая заслуга княгини Марии перед Отечеством была и в том, что она сблизила великокняжескую чету с преподобным Сергием. По просьбе великого князя, святой старец примирял князей, благословлял государственные начинания. Княгиня Мария начала почитание преподобного Сергия, которое продолжилось в великокняжеском доме и всем русском народе.

Мария Ивановна Серпуховская совершила много добрых дел. Она помогла восстановить Москву после Всехсвятского пожара 1365 года: оказала помощь погорельцам, выделила средства и приняла участие в возведении каменного Кремля. Строительство Кремля завершилось вовремя: в 1368 году Москву осадил литовский великий князь Ольгерд Гедиминович, но не смог взять город. В начале 1368 года князь Владимир Андреевич со своим войском изгнал литовцев из Ржева и наладил отношения с Новгородом. Он оказал помощь жителям Пскова в борьбе с Ливонским орденом. В это время юному князю было только 16 лет. Его наставниками были преподобный Сергий и мать, княгиня Мария Ивановна.

В 1370 году князь Ольгерд вновь пытался захватить Москву, но узнав, что Владимир собрал войско у Перемышля, отступил. Ольгерд высоко ценил не только военные успехи Владимира, но и его благородство. Он решил породниться с ним, выдав за него замуж дочь Елену. Преподобный Сергий благословил Владимира на брак, провидя духом будущее. Брак был заключен в 1371 году. Княгиня Мария с любовью приняла Елену Ольгердовну. Оказавшись в благочестивой семье, Елена обрела глубокую веру и стала духовной дочерью преподобного Сергия. В дальнейшем она помогала свекрови в устройстве Богородице-Рождественского монастыря и постриглась в монашество в его стенах с именем Евпраксии. Многие родственники княгини Елены стали православными христианами.

Духовный сын преподобного Сергия, князь Владимир любил и чтил монашествующих. Он оказывал помощь близкой ему Троицкой обители. Около Серпухова один за другим были основаны монастыри, которые возглавили преподобные Варлаам и Афанасий Серпуховские. Владимир построил в Серпухове каменный собор в честь Святой Троицы, на освящении которого присутствовала его мать.

Княгиня Мария, вместе с преподобной Евдокией и другими русскими женщинами, горячо молилась за сражавшихся на Куликовом поле воинов. Выступление засадного полка Владимира Храброго решило исход сражения. Господь даровал победу русскому воинству 8 (21) сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Последние годы жизни (1381–1389) княгини Марии. Основание Рождественского монастыря.

Преподобный Сергий своей молитвой помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то княгине Марии. Первый сын Владимира Иван появился на свет в 1381 году. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия на крестины своего первенца [5]. Троицкий игумен крестил и других детей Владимира.

В 1386 году [6], по благословению преподобного Сергия, княгиня Мария основала в своих владениях монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Благодарный великий князь Димитрий издал указ, утверждающий это начинание, а княгиня Евдокия оказала большую помощь монастырю. Игумен Сергий стал первым духовником обители и дал ей общежительный устав, действовавший в его монастыре. Первыми сестрами были вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Княгиня Мария приняла в своем монастыре схиму с именем Марфы. Она достигла высших степеней духовной жизни и стала для сестер опытной наставницей. Схимонахиня Марфа почила о Господе 15 декабря (по старому стилю 2 декабря) 1389 года и была погребена к северу от созданного ей монастырского собора, в том месте, где сейчас находится придел Сошествия Святого Духа на апостолов.

Современные свидетельства чудесной помощи

Жизнь схимонахини Марфы, озаренная светом веры, любви и истинной молитвы, принесла свои плоды. Несомненным чудом, совершившимся по молитвам праведницы, является возрождение нашей обители. В 1993 году оно казалось невероятным. Храмы и здания находились в аварийном состоянии и только чудом не разрушились за советский период. К заседанию Священного Синода не были готовы необходимые документы. По молитвам основательницы обители, документы были сделаны в кратчайший срок. 19 июля 1993 года Священный Синод принял решение об открытии монастыря и присвоении ему статуса ставропигиального. Знаменательно, что в этот день празднуется Собор Радонежских святых.

Первым приделом, в котором было совершено великое освящение престола, был придел Сошествия Святого Духа. Когда в 90-х годах в приделе делали полы, то под полом было обнаружено углубление, а в нем – монашеские одежды. В этом месте было захоронение, и там могла быть похоронена основательница монастыря.

Завет «Любовью и единением спасемся» и строгий общежительный устав были положены в основание монастыря. По молитвам преподобного Сергия и схимонахини Марфы, Господь послал обители наставников, устраивающих монастырь на том же духовном основании.

В монастыре были трудности с освобождением храмов и зданий, но духовник обители благословил действовать более любовью и молитвой, нежели методом «сильной руки». Большие сложности возникли со зданием школы, построенной в 30-е годы ХХ века на месте монастырского кладбища, на костях предков. Арендаторы не освобождали здание в течение 13 лет. 17 марта 2006 года, в день памяти прп. Даниила Московского, на чердаке школы вспыхнул пожар. Огонь удалось быстро затушить. По правилам техники безопасности здание не могло быть использовано в прежних целях, однако арендаторы начали ремонт. Но в выходной день, когда никого из сотрудников не было, на одном из верхних этажей здания произошла авария. Вода из отопительной системы залила все нижние этажи, и здание стало непригодным для использования. Вскоре оно было снесено. Историческая справедливость была восстановлена молитвами схимонахини Марфы и ее святых предков.

По молитвам схимонахини Марфы налаживалась богослужебная жизнь монастыря, совершение суточного богослужебного круга. Мы чувствуем ее постоянную помощь в каждом монастырском деле, касается ли это оформления монастырских документов, исполнения послушаний, решения сложных вопросов, материальных затруднений. Но самое главное – это ее поддержка в духовной жизни. Нам кажется, что самым большим чудом являются изменения к лучшему, которые происходят в человеческих душах, ради чего и существует основанная схимонахиней Марфой обитель.

 


 Примечания:

 

[1] Имеется в виду, что Иван Федорович был князем Галича Костромского (Мерского). См. Православная Энциклопедия. Т. 8. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 671.
[2] Рогожский летописец // ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. ХV. – М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 56. – Л. 278.
[3] Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Святые угодницы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 249.
[4] Православная Энциклопедия. Т. 8. С. 703.
[5] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. С. 142 – Л. 335 об.
[6] Согласно Русской летописи (Никонов список).

Подробные сведения о жизни приснопамятной схиигумении Марфы содержатся на сайте Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в разделе«Исторические исследования»


Материалы по теме

Публикации

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Региональный этап ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения Викторина (Перминова)
В. Т. Устименко, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Игумения Викторина (Перминова)
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Региональный этап ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения Викторина (Перминова)
В. Т. Устименко, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Игумения Викторина (Перминова)

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Донской ставропигиальный мужской монастырь