Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Адрес:
Москва, улица Рождественка,20/8, строение 3
Телефон:
Храм
+ 7 (495) 621-39-86
E-mail:
monastirr@yandex.ru
Сайт:
Дата основания:
1386

История

Монастырь основан в 1386 году в честь победы на Куликовом поле матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Ивановной  Серпуховской (в схиме – Марфой) при участии св. блгв. князя Димитрия Донского и прп. Евдокии (Евфросинии) Московской. Первым духовником обители был прп. Сергий Радонежский. В 1525 году в обители принимала постриг супруга Василия III Великая княгиня Соломония Сабурова – прп. София Суздальская. После Воздвиженского пожара 1547 года монастырь был восстановлен царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, обитель была сохранена от огня и разграбления. В начале ХХ века в монастыре служили сщмч. Владимир (Богоявленский), совершивший закладку и великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, св. прав Иоанн Кронштадтский, сщмч. Павел Преображенский, протоиерей Сергий Молчанов. В 1922 году монастырь был закрыт.

Одна из сестер обители – прмц. Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику свв. новомучеников и исповедников Российских. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен РПЦ. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, решением Священного Синода РПЦ монастырь утвержден официально.

Современная жизнь монастыря

Сейчас в обители действуют 4 храма; не действует один (храм Святителя Иоанна Златоуста находится на реставрации). 16 ноября 1995 г. великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 г. великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 9 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла великое освящение храма сщмч. Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Еженедельно сестры обители посещают занятия, для них проводятся духовные беседы, ознакомление с материалами Международных Рождественских чтений и монашеских конференций. При монастыре существует Воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. Действует социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах создана библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, Воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

Духовенство

  • Протоиерей Серафим Хайруллин (служит на подворье монастыря)

  • Иерей Димитрий Комаров

  • Иерей Роман Чистяков

  • Диакон Георгий Курекерь

Игумения

Игумения Викторина (Перминова)


Храмы и Богослужения

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов
1501 — 1505 гг.
Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о   существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве. 

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). 

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и  настенная живопись.  На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.  

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Надвратный храм сщмч. Евгения, епископа Херсонесского
1835 — 1836 гг.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.


Священномученик Евгений, епископ Херсонесский, один из семи Херсонесских священномучеников (IV в.), был небесным покровителем отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов. Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы. Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

С 2012 года храм сщмч. Евгения Херсонесского является действующим: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
1904 — 1906 гг.
Трапезный корпус с храмом был построен в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: "Христос и Самарянка", "Христос у Марфы и Марии".
Храм Свт. Иоанна Златоуста с приделами свт. Николая, Св. прав. Филарета Милостивого, Свт. Димитрия Ростовского (приставной престол)
1626 г.

Был вначале деревянным.  В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского. После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.

В настоящее время храм реставрируется.


Богослужение в монастыре


По будням
время
богослужение
примечание
7 : 00
Утреннее богослужение
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв.
время
богослужение
примечание
18 : 00
чтение Великого канона прп. Андрея Критского
на 1-ой седмице поста
По: вск.
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия

Служение

Воскресная школа для детей
Занятия по Закону Божию, рисованию и пению.
Молодежная организация «МолодЕЖка»
При монастыре создана молодежная организация «МолодЕЖка». Вместе с ответственным за молодежную работу священнослужителем ребята участвуют в богослужениях, проводят встречи, чаепития, бывают на экскурсиях и в паломнических поездках, по возможности принимают участие в социальном служении монастыря.

Новости "МолодЕЖки"
Паломническая служба

В обители существует паломническая служба. Направление службы – проведение экскурсий по монастырю.

Если Вы желаете, чтобы экскурсию провели сестры монастыря, пожалуйста, обращайтесь заранее с просьбой об организации экскурсии по телефону 8 (495) 621-39-86. Срок от времени подачи заявки до времени экскурсии – около двух недель, перед назначенным днем экскурсии (накануне) необходимо созвониться.

Паломнические группы, приезжающие без предупреждения, имеют возможность осмотреть все, что открыто, и получить ответы по истории обители у дежурной сестры.

Гостиницы в монастыре не имеется.

Социальный центр «Милосердный самарянин»
Социальный благотворительный центр монастыря «Милосердный самарянин», оказывающий помощь многодетным семьям и бездомным, продолжает свою работу. В центре трудятся сестры обители. «Милосердный самарянин», по своим возможностям, шефствует над малообеспеченными семьями и помогает неимущим из разных регионов страны
Учебная библиотека
Библиотека предназначена для учащихся монастырских школ — воскресной для детей и взрослых, церковно-певческой, а также молодежной организации «МолодЁЖка» при монастыре, и разделяется на детский и взрослый отделы.

При составлении рубрикатора за основу был взят рубрикатор библиотеки МДА (14 тематических рубрик; названия, темы и нумерация совпадают). Фонд пополняется за счет пожертвованных книг.

Основными задачами учебной библиотеки являются получение учащимися  монастырских школ полезных знаний, формирование у читателей правильных понятий о Боге и Церкви, православного мировоззрения, обучение поиску, отбору и оценке необходимой литературы. Библиотека открыта для посещения по воскресным дням после службы. Обслуживание читателей осуществляется на абонементе и в читальном зале. Пользование библиотекой бесплатное
Церковно-певческая школа
Школа действует с 2010 года. В ней занимаются все желающие до 50 лет. Более пожилые принимаются после собеседования с преподавателем согласно их способностям и возможностям. Действуют первый, второй и третий курсы. В учебную программу по-прежнему входят предметы: катехизис, литургика и Богослужебный устав, сольфеджио, обиход церковного пения, хоровой класс.

Обучение бесплатное. О записи в школу можно узнать за свечным ящиком или по телефону храма 8 (495) 621-39-86

Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку