«Наши музейные экспонаты – живая история Церкви»

Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря

Отец Никодим, поздравляю Вас и братию обители с состоявшимся 15 мая освящением митрополитом Ярославским и Ростовским Вадимом нового помещения музея Спасо-Афанасиевского мужского монастыря. Это событие фактически знаменует открытие музея для широкого круга посетителей. Расскажите, пожалуйста, как возник замысел создания монастырской экспозиции?

Вы правы в том, что музей действительно возник ещё при Кирилло-Афанасиевском монастыре. Наш монастырь основан в 1615 году. В 2015 году, когда праздновалось его 400-летие, тогдашний настоятель игумен Федор (Казанов), ныне – митрополит Волгоградский и Камышинский, – создал первый музей. Меня самого тогда здесь еще не было. Экспозицию помогали делать, в частности, сотрудники музеев города Ярославля. Она была невелика, но содержательна. К юбилею ее торжественно открыл митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. С этого и началось музейное дело в обители.


В 2016 году я стал настоятелем. Идея создания музея мне тоже была близка, потихонечку начали наше собрание расширять. В процессе было сделано много интересных находок. Например, полностью скопировали все хранящиеся в архивах Ярославской области архивные документы, связанные с нашим монастырем. Благодаря этому открылся огромный пласт информации по бывшим настоятелям, по новомученикам, которых у нас пятеро. Возможно есть и другие, но пока выявили только пятерых. Затем началась масштабная реставрация монастырских зданий. В процессе этой реставрации мы тоже кое-что нашли, особенно разгребая горы строительного мусора на территории. В них отыскалась масса разных артефактов, которые вошли в музейное собрание.

К 2018 году – десятилетию возобновления обители –  у нас уже сформировалась большая коллекция. Но помещения, где она тогда хранилась, были невелики и уже очень тесны. После реставрации двух келий, расположенных под храмом святителей Афанасия и Кирилла, все экспонаты переместили туда. Конечно, самое главное то, что мы в этот период нашли в музейных запасниках чудотворную икону Спасителя, которая положила начало основанию нашего монастыря. Связанные с этим предметы составили отдельный раздел экспозиции.

Как это произошло? Музейные работники не знали о её существовании в фондах?

До революции ярославский образ Спаса Нерукотворного был очень известен. Трехсотлетие его явления в городе Ярославле, ознаменовавшего избавление от моровой язвы ополчения Минина и Пожарского, отмечалось масштабными торжествами. Этот день 24 мая (6 июня по новому стилю) государем Николаем II был объявлен неприсутственным, выходным. И в 1912 году вся Российская империя работала «на благо капитализма», а Ярославль отдыхал и праздновал. В следующем году, когда отмечалось 300-летие Дома Романовых, император с семьей посетил Ярославль, осмотрел Спасо-Пробоинский храм, в котором пребывала святыня, и молился перед ней, ведь ярославское чудо во многом содействовало окончанию Смуты и воцарению династии Романовых.

В двадцатые годы икона пропала. Точнее, никто не знал, где она. Со списками, многие из которых датированы XVIII веком, музейные специалисты неоднократно имели дело. Но, у них сложилось четкое убеждение, которое даже зафиксировано в научной литературе, что подлинник иконы был утрачен.


Несмотря на это мнение искусствоведов, в том числе и ярославских, мы начали ее поиски. Искали везде, потому что из Ярославля вывозилось очень много древних икон в разные музеи, в том числе и за рубеж. «Прошерстили» все архивы: и московские, и питерские, и ярославские. Новая находка ждала в одном ведомственном архиве – сейчас эта организация называется ОАО «Ярреставрация», но история его восходит к Центральным государственным реставрационным мастерским, созданным в 20-е годы XX века И.Э. Грабарем. Оказалось, в архиве ярославского отделения Центра Грабаря хранится протокол, составленный и подписанный Николаем Ивановичем Брягиным – известным реставратором и иконописцем, к которому эта икона попала в 1930 году. Он ее очень подробно описал, причем и личную, и тыльную часть, указал подробности дефектов и утрат, а икона – древняя, утраты там были. Брагин засвидетельствовал, что эта икона – подлинник. В 1930 году он сделал частичное раскрытие, написав в протоколе, что дальнейшая реставрация иконы требует очень большого количества времени и трудов, а сейчас этим заниматься как бы некогда. Почему он так сделал? Потому что, в основном, мастерские Грабаря занимались, будем так говорить, предпродажной подготовкой. Иконы замечательно реставрировали, а затем большинство из них отправлялось за рубеж, на разные выставки. И оттуда наши святыни зачастую уже не возвращались. Есть такая книга-исследование «Небесная голубизна ангельских одежд», в которой подробно описывается как это происходило. Думаю, что Брагин, как профессионал, осознавая все это, совершил личный подвиг, спасая ярославский чудотворный образ.


Подписанный им протокол мы нашли в 2017 году и, к своей радости, поняли, что икона в 1930 году еще была цела. Куда могли ее отправить неотреставрированную? Только в музейные запасники. Итогом следующего этапа поисков стала библиографическая редкость – каталог 1964 года, изданный Ярославо-Ростовским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, которого уже не существует. В этом каталоге, который я купил на интернет-аукционе всего за 800 рублей, была упомянута хранящаяся в запасном фонде «икона Спаса нерукотворного Спасо-Пробоинской церкви XVI века».

Поскольку музей был реорганизован, его фонды разделили на три части. Одна часть – в музее «Ростовский Кремль», другая – в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, третья – в Ярославском художественном музее. У нас были точные данные о размерах подлинника чудотворной иконы и, ориентируясь на них, мы начали искать в фондах всех этих музеев. В ростовском музее такой иконы не оказалось, в ярославском музее-заповеднике много икон Спаса, но не подходят либо век, либо геометрия. Наконец, оказалось, что в Ярославском художественном музее есть икона, подходящего века и размера. И вот 8 марта 2018 года я позвонил заведующей отделом древнерусской живописи Виктории Викторовне Горшковой со словами: «Я вас поздравляю, Виктория Викторовна». Она говорит: «Ну что вы, я не отмечаю 8 марта!» Я продолжаю: «Мы нашли икону Спаса».

– Быть такого не может! Где?

– Только вы со стула не падайте, – говорю я, – у вас в музее…

Конечно же, как профессионал, она знала этот каталог. Выяснилось, что в музейных описях произошла какая-то путаница, под одним номером числились две похожих иконы, а поскольку наш образ 88 лет никто не реставрировал и ни на какие выставки не вывозил, то он совершенно спокойно все это время лежал в запасниках.

13 марта 2018 года икону достали из запасников в присутствии митрополита Ярославского и Ростовского – тогда еще им был владыка Пантелеймон, и губернатора Дмитрия Миронова. Музейщики осторожно раскрыли профилактические заклейки. У нас имелась дореволюционная фотография, на которой хорошо был виден очевидный дефект: основа иконы состоит из двух досок, одна из которых немного смещена, получается своего рода ступенька. Ту же самую ступеньку мы увидели в оригинале. Музейщики уперлись, говорят: «нет, мы ничему не верим, надо отдавать на экспертизу, но экспертиза будет дорого стоить». И тут в диалог вступил губернатор, который понял, что мы стоим на пороге грандиозного чуда. Еще бы! При нем обрели икону, которую держали в руках Минин и Пожарский, которая спасла город Ярославль и народное ополчение от моровой язвы, что фактически помогло спасти Россию. Он категорично заявил: «Отдавайте на экспертизу! Сколько будет стоить – не важно, это не ваши проблемы!».

Экспертизу проводили в ГОСНИИР. Около полугода ее проверяли, провели много исследований и доказали, что это икона точно XVI века, не список, а оригинал. Одним словом, та самая. Музейное сообщество было потрясено.

На средства губернатора провели реставрацию, завершившуюся в 2021 году. Специалисты ГОСНИИР подошли к делу очень основательно и скрупулезно, для обсуждения тактики работы несколько раз собирали коллегии из представителей разных музеев и реставрационных центров. В январе 2021 года икона Спаса была возвращена в художественный музей Ярославля. За это время в монастыре отреставрировали один из храмов, приобрели специальный киот с поддержанием температурно-влажностного режима. В апреле 2021 года в присутствии министра культуры Российской Федерации чудотворную икону Спаса Нерукотворного торжественным образом передали в нашу обитель на бессрочное хранение.

Документы и фотографии, связанные с возвращением иконы в монастырь, тоже выставлены в музее?

Да. И тот самый каталог 1964 года, и протоколы Н. И. Брягина, и фотография с церемонии открытия иконы в 2018 году. Подробно отражен каждый этап обретения святыни.

В целом, экспозиция посвящена именно истории монастыря?

Конечно, причем включая даже самые последние по времени события. Раньше наш монастырь назывался Кирилло-Афанасиевским, а сейчас переименован в Спасо-Афанасиевский. Это произошло после того, как нам передали икону. Владыка митрополит Вадим послал Святейшему Патриарху Кириллу подробное описание произошедшего обретения иконы и на июньском заседании Священного Синода 2021 года было решено включить празднование явления образа Спаса Нерукотворного в городе Ярославле 24 мая (6 июня н.ст.) в общецерковный месяцеслов. Раньше такого всероссийского празднования не было. Это определенная и важная веха в нашей церковной истории. Копии решения Синода тоже есть в музее.


Как предполагается организовать экспозиционно-выставочную работу этого музея? Посещение будет свободным?

Мы сейчас решаем этот вопрос. В монастырь заходят многие ярославцы и гости города, потому что на территории в 2019 году установлен памятник Минину и Пожарскому. Это событие, в общем-то, тоже не рядовое, потому что они были основателями Спасо-Пробоинского храма, построенного специально для чудотворной иконы. Вожди народного ополчения основали храм, фактически вдвоем, и это уникальный случай. Место для установки памятника выбирали сами ярославцы, всенародным голосованием. К этому памятнику приходит огромное количество групп, именно туристических. С некоторыми экскурсоводами у нас уже завязались дружеские отношения. Сейчас планируем предоставить этим группам возможность увидеть экспозицию. Пока нет возможности сделать посещение музея свободным, открывать его ежедневно, скажем с 8 до 17 часов. Да и проводить экскурсии – функция не совсем монастырская. Мы хотим, чтобы этим занимались профессионалы, волонтеры, потому что отвлекать братию на это совершенно неправильно.

На территории монастыря уже установлен информационный стенд, где имеется много сведений о нашей обители. Он так н называется – «Окна в историю». Другой вопрос, что это просто стенд, а здесь, в музее, хранятся реальные артефакты. Конечно, это совсем иное по ощущениям погружение в прошлое.

Какие еще музейные экспонаты, на ваш взгляд, особенно примечательны?

Самый интересный период для меня – XX век, все то, что связано с историей гонений на Русскую Православную Церковь. К нам приходят люди, которые приносят оставшиеся от бабушек, переписанные от руки молитвословы, помянники. Однажды принесли даже одну, от руки переписанную книжку про Афон, с ошибками грамматическими, с простенькими, вручную созданными картинками. Эти экспонаты – рукописный богослужебный устав, раскрашенные вручную фотографические иконы, перед которыми верующие молились, – глубоко трогательны. Они показывают, как люди сохраняли веру вопреки государственной пропаганде. Мы чествуем подвиг Новомучеников – священников и монахов, а ведь были обычные люди, в глубине сердца пронесшие веру во Христа через годы гонений, сумевшие передать ее новому поколению. Вот это свидетельство о народной живое вере для меня – самое ценное. Надеюсь, что для многих людей знакомство с нашими музейными экспонатами будет настоящим откровением.

 Беседовала Ольга Кирьянова

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Спасо-Афанасиевский мужской монастырь
г. Ярославль, Революционная улица, 8Б
Спасо-Афанасиевский мужской монастырь
г. Ярославль, Революционная улица, 8Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь