Влага живительная и спасительная

Научно-практическая конференция

В декабре этого года в рамках V Межрегиональной научно-практической конференции «Православный монастырь в социокультурном пространстве окружающих территорий: история и современность» в онлайн-формате прошло заседание историко-архивной секции и секции «Монастырские музеи». Инициатором форума, начиная с его первого мероприятия в 20019 году, является Феодоровский женский монастырь Переславской епархии, входящей в состав Ярославской митрополии. На конференции в 2023 году в одном из выступлений были приведены широко известные слова священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые в полной мере можно отнести и к этой обители на древней земле. Выдающийся организатор миссионерского дела отец Иоанн говорил, что монастыри – «это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Площадка для диалога и обмена научно-практическим опытом

Нынешний форум был посвящен 110-летию со Дня посещения последнего Российского императора Николая II Феодоровского женского монастыря города Переславль-Залесский в связи с празднованием 300-летия царствования Дома Романовых и 100-летия архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Святитель более шести лет проработал главным врачом и хирургом в земской больнице Переславля-Залесского, и этот период жизни великого труженика на поприще, требующем полной самоотдачи, оказался очень плодотворным. Пожалуй, это был пик его врачебной славы. Также будущий святой служил штатным врачом в Феодоровском женском монастыре... А Царь Николай II посетил Переславль-Залесскиий в рамках паломничества Царской семьи из Костромы в Москву, совершенного по тому историческому пути, которым проследовал Михаил Федорович Романов после избрания на царство в 1613 году. Сколько о том паломничестве было написано, что называется, по горячим следам, и, слава Богу, пишется сейчас! Наши современники обращаются к архивным источникам, дорожа каждой деталью. И много фактов, много трогательных подробностей, способных помочь нам представить всю глубину веры Царя-страстотерпца и высочайшую степень осознания им, что Православие – стержень России, было приведено в докладе кандидата исторических наук, доцента, руководителя научно-исторического отдела религиозной организации «Феодоровский женский монастырь Переславской епархии Переславля-Залесского» А.И. Коньковой. Тема доклада: «Паломничество "Августейшего Семейства" в Феодоровский монастырь в 1913 году по случаю 300-летия царствования Дома Романовых: организация и детали мероприятия». В конце конференции Анастасия Юрьевна проанонсировала выставку, посвященную тому знаковому событию: она сейчас готовится и будет открыта во второй половине декабря.

Еще несколько докладов были посвящены Феодоровскому монастырю в Переславле-Залесском. В них освещались разные темы (история обители в первые годы после октябрьского переворота 1917 года, география вкладчиков в XVI-XVIII веках, вопросы рукоделия в монастыре в XIX веке). Но традиционно (а эта замечательная традиция зародилась еще на первом форуме в 2019 году) география оказалась широкой. Выступали докладчики из Екатеринбурга, Рязани, Орловской, Владимирской, Московская области и, конечно, из Москвы. На том первом – памятном многим – форуме ставшая впоследствии бессменным председателем Оргкомитета этого мероприятия настоятельница Переславского Феодоровского женского монастыря игумения Даниила (Севериненко) сказала его участникам, что конференция задумана как площадка для прямого диалога и обмена научно-практическим опытом. Матушка пригласила к диалогу ученых и исследователей, представляющих широкий круг научной деятельности, связанной с этой темой, – историков, культурологов, реставраторов, краеведов, музейных работников, а также настоятелей и насельников монастырей, сотрудников монастырских музеев и паломнических служб, братию и сестер, несущих послушание по изучению истории Церкви. Время показало, что приглашение игумении Даниилы (по сути дела – призыв) с воодушевлением было принято.

Вопросы к докладчикам, живые диалоги, дискуссии, реплики – всё имело место и сейчас. Это, к примеру, ярко проявилось во время выступления кандидата культурологии, доцента, ФГБОУ ВО «Московский Государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова» К. А. Соловьева («Типы городских монастырей, сложившихся в культуре России к концу XIX века»). Обсуждение доклада, насыщенного актуальной и в XXI веке, при этом систематизированной, интересно поданной информацией, заняло достаточно много времени, но оно того стоило! Впрочем, как и обсуждение других докладов с прекрасно подготовленной презентацией – этим ценным и, можно сказать, общепризнанным визуальным инструментом, помогающим нагляднее представить себе ключевые моменты излагаемого.

Особое место в структуре монастыря и города

Думается, что выступления кандидата биологических наук, директора Переславского музея святителя Луки Крымского в Феодоровском женском монастыре, члена Союза писателей России, члена Российского общества историков медицины, члена Общества православных врачей Санкт-Петербурга Е. И. Каликинской ждали многие. Музей открылся 1 августа 2023 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, который, по словам правнучки святителя Луки, был его любимым святым. Музей зажил своей жизнью, к нему потянулись люди, о чем Екатерина Игоревна, являющаяся и ведущим биографом святителя, также поведала в своем докладе «Адаптация пространства монастыря к пространству музея: проблемы и возможности. На примере иммерсивной (Иммерсивность – способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду – Примеч. Ред.) экспозиции «Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность» в музее святителя Луки в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского.

Жизнь музея было решено начать с экспозиции, призванной на какое-то время погружать посетителей в мир прошлого. Экспозицию разместили в подклете Феодоровского собора монастыря. Была разработана концепция «подвалов памяти» и перетекающего и меняющего свою форму необычного полуподвального пространства. Само погружение в прошлое начинается сразу же, при входе в музей, где посетители первым делом видят часть сохранившейся каменной кладки XVI века. При этом они должны почувствовать, что начинается спуск в глубины времени. И многие чувствуют...

– В основу концепции художника Оксаны Винарчук легла идея подчеркнуть воздушность, нематериальность воспоминаний и хрупкость того счастливого домашнего мира земского врача, так как в Переславле это были последние счастливые годы совместной жизни супругов Войно-Ясенецких, когда вся семья была вместе, – сообщила Е. И. Каликинская. – Посетители видят и крестьянский быт пациентов, которых лечил доктор Войно-Ясенецкий. Всё это тоже достаточно хрупко, поэтому предметы расположены на стеклянных подиумах, и они словно слегка парят над уровнем пола. Фотографии на стеклянных планшетах тоже теряют свои очертания и как бы вписываются в неровную поверхность стен.

Интересно было услышать и о «туннельном» эффекте, и об особом ощущении от голосов артистов, и о строгой цветовой гамме. Когда композицию дополнили видео-проекциями и провели первую пробу, организаторы увидели, что включение видео-проекции во всех четырех залах создает некий «туннельный» эффект – эффект иммерсивности. И еще один существенный момент бросился в глаза: такое решение поможет посетителям, стоящим поодаль, у соседней стены, рассмотреть детали фресок или документов, что экспонируются на стены... Особое ощущение создают голоса артистов, читающих воспоминания современников святителя Луки, документы и письма, сохранившиеся в архиве Феодоровского монастыря. Что касается ограничения цветового спектра, на чем настаивала художница, это, подчеркнула Екатерина Игоревна, стало важным решением. Используются белый, светло и темно-серый цвета, коричневый, черный, что соответствует и монастырской классике, и медицинской, призывая всех к сдержанности и дисциплине. В древнем Переславле-Залесском, где насчитывается 24 музея (в основном туристической направленности), музей святителя Луки занял, как говорится, свою нишу. У него сегодня особое место в структуре обители и города – с миссионерским звучанием. И вот какой отклик оставил один из участников конференции иеродиакон Нафанаил (Бобылев), насельник Свято-Духова мужского монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии (человек с огромным педагогическим опытом). Прослушав доклад об этом уникальном в своем роде музее, он написал в чате форума: «Замечательно, сколько духовной чуткости, вкуса, понимания сути эпох!»

Не оставляйте свечу под спудом!

Далее мы услышали доклад с глубоким детальным анализом темы – точнее даже будет сказать, проблемы, которая в наши дни, когда монастырские музеи из зародышевого состояния перешли в стадию становления, приобрела особую остроту. Старший научный сотрудник Центра музейной политики Российского государственного научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ответственный секретарь журнала «Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Консервация», член Русского географического общества, член Союза писателей тему своего выступления сформулировала кратко и емко: «Монастырские музеи в интернет-пространстве». И сразу же была обозначена чрезвычайно чувствительная «болевая точка»: немало наших обителей, как ставропигиальных, так и епархиальных создали замечательные монастырские музеи, с богатейшими коллекциями, где много подлинников. Работа ведется огромная, но... Нет адекватной презентации этой деятельности в публичном пространстве. Ее просто катастрофически не хватает! Ну, как, к примеру, потенциальный посетитель или исследователь «со стороны», что тоже очень важно, может попасть в тот или иной монастырский музей, если информацию о часах его работы, о контактах бывает трудно отыскать? Хотя интернет-пространство (официальные сайты обителей, социальные сети и т.д.) предоставляет для этого широкие возможности. В связи с этим невозможно было не вспомнить по аналогии евангельский образ свечи, зажегши которую не ставят под спудом…

Эталонным был назван музейный раздел сайта Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Он регулярно пополняется новостями, публикациями о музейных предметах, интервью с сотрудниками, детальным описанием фондов музея. Большое внимание уделяют музею и в Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре г. Видное Московской области. Из епархиальных обителей в качестве положительного примера были названы Калужская Свято-Тихонова мужская пустынь и Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии. У первой обители (при ее немногочисленной братии) – целых два музея! Один – истории обители, который находится непосредственно на территории монастыря, и второй – в скиту, знаменитый музей-диорама «Великое Стояние на Угре» (являющий собой первый в России музейный комплекс, посвященный военной кампании 1480 года). Если человек зайдет на сайт монастыря и кликнет на название раздела «музей-диорама», он перейдет на этот сайт, созданный монастырем. И сразу же увидит информацию и о графике работы, и о возможности посещения уникальной диорамы, выполненной в формате 3D студией военных художников им. М.Б. Грекова. Главная страница сайта обители, что в Нижнем Новгороде, также содержит рубрику, посвященную музею. (Небольшое уточнение: хотя этот музей имеет статус епархиального, но, по формальному критерию местоположения, его можно включить в категорию монастырских). Эти музеи имеют виртуальные туры своих экспозиций, что было особенно востребовано во время пандемии. К сожалению, как сообщила Ольга Геннадьевна, число таких виртуальных туров ничтожно мало. Немногие начали осваивать эту новую технологию.

Докладчица не обошла вниманием и другое пока еще редкое явление – использование монастырскими музеями интерактивной формы интернет-общения с посетителями. В качестве примера был назван музей-древлехранилище Александро–Невской Лавры, имеющий свою страницу в социальной сети ВКонтакте и регулярно обновляемый Телеграмм-канал, тоже позволяющий контактировать с посетителями. И особо был отмечен Староладожский Никольский мужской монастырь Ленинградской области: на его сайте есть форма виртуального отзыва о посещении монастырского музея и, по словам О.Г. Кирьяновой, чувствуется, что это очень заинтересованный настоятель. Как и настоятельница Казанского женского монастыря в Ярославле – тоже всей душой болеет за свое детище и старается, чтобы как можно больше людей узнало об их монастырском музее. К настоящему времени при ставропигиальных и епархиальных монастырях России действует не менее 70 учреждений музейного типа. Это и структурные подразделения религиозных организаций, именуемые музеями, церковно-историческими и церковно-археологическими кабинетами, и мемориальные кельи (например, в Псково-Печерском монастыре – келья старца Иоанна (Крестьянкина)), и экспозиционные пространства, не имеющие собственного помещения и сотрудников, но полностью или частично реализующие базовые музейные функции. Только без правильно поставленной информационной работы невозможно решить задачу просвещения наших соотечественников, их приобщения к духовной истории и православной культуре.

...По завершении конференции организаторы форума резюмировали: он прошел интересно. Также было оценено то, что был выдержан заданный высокий проверенный стиль. Хочется добавить: в эту заданность органично вписались еще два интересных доклада, прочитанные на секции «Монастырские музеи». Доклад благочинной Свято-Успенского женского монастыря Александровской епархии Владимирской митрополии монахини Сергии (Каламкарова), которая, как свидетельствуют знающие ее люди, просто восхищает своей плодотворной деятельностью, многие годы неся в обители послушание историка. Тема такая: «Пополнение фонда монастырского музея фотографиями из альбома потомков священника Николая Охотина (г. Переславль-Залесский)». А о музее под открытым небом подробно рассказал соискатель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, клирик московского храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино священник Андрей Суровегин («Некрополь бояр Милославских в Киржачском Благовещенском монастыре в XVII – XXI веках»).

***

Нельзя не отметить, что в ряде выступлений прозвучало любимое нами слово «чудо». И оно тут же подкреплялось конкретными запоминающимися рассказами. Такой рассказ о чуде участники конференции услышали из уст протоиерея Александра Кузина, служащего священника Переславского Феодоровского женского монастыря, заштатного клирика Московской епархии, с 2002 по 2012 гг. – руководителя секции «Духовные основы традиционной народной культуры» («Церковь и народное творчество») Международных Рождественских образовательных чтений. Как сказала одна из организаторов форума, этот доклад не научный, но батюшку очень просили его подготовить. Тема – «Всепроникающая сила Православия. Опыт пастырства последних тридцати лет в России». Обращаясь к памятному многим нашим современникам поворотному этапу в истории родного Отечества – широкому празднованию 1000-летия Крещения Руси (после чего, по словам отца Александра, процесс воцерковления народа пошел лавинообразно – в храмы приходило принимать святое Крещение огромное количество людей), он вспомнил один эпизод. Судьбоносный для страны. Связанный с именем академика Бориса Викторовича Раушенбаха – заместителя Сергея Павловича Королева по космической программе и верного его соратника, который, будучи из семьи обрусевших немцев протестантского вероисповедания, на склоне лет принял Православие.

Накануне великого юбилея встал вопрос: как отмечать эту дату? На заседании Президиума Академии наук СССР присутствовавший по протоколу один из членов Политбюро озвучил мысль: надо дать официальную концепцию отношения государства к юбилею. И кто из ученых вызовется ее написать? Все сидящие в зале смотрели на академиков гуманитарного профиля, а те молчали. После затянувшейся паузы академик Раушенбах спросил, не будут ли товарищи возражать, если он составит проект концепции? Так появился текст, ставший ключевым в историографии Крещения Руси. Написанная Раушенбахом концепция, опубликованная затем в СМИ, явилась основой для процесса освобождения Церкви от прямых запретов государства. Отцу Александру посчастливилось быть лично знакомым с этим известнейшим ученым XX века…

Чудом назвала кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», З.П. Иноземцева тот факт, что еще во времена СССР, начиная с конца 70-х годов прошлого века, архимандрит Дамаскин (Орловский), тогда еще мирской человек, выпускник Литературного института имени А.М. Горького, стал собирать материалы, касающиеся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Причем собирал он их в 36 регионах нашей огромной страны и, где возможно, – в подлинниках, а где-то – в копиях. Также записывал показания очевидцев (тогда еще многие из них были живы). В тех документах, поступивших в распоряжение Синодальной комиссии по канонизации святых, отразилось более 1665 имен репрессированных. По словам Зинаиды Петровны, (тема ее доклада – «Источниковедение агиографии святых ХХ века в контексте научно-исторического познания»), эти материалы ускорили начало работы Комиссии. Углубили эту работу.

И для Феодоровского монастыря Переславля-Залесского поистине чудом стало то, что музей святителя Луки расположился в подклете древнего Феодоровского собора, хотя за пару месяцев до этого помещения были признаны непригодными для размещения в них музейной коллекции. Но милостью Божией и молитвами святителя Луки всё управилось. Музей, где экскурсии проходят как спектакли и всё рассчитано по минутам, менее чем за полгода посетило более двух тысяч человек. Это люди из разных уголков России, и не только. Были, например, посетители из Ташкента. А недавно позвонили из Ярославского государственного медицинского университета и сказали, что решили группу лучших студентов наградить поездкой в монастырский музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Подготовила Нина Ставицкая

Снимки взяты из открытого доступа. В галерее представлены снимки из ряда монастырских музеев

Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сурский Иоанновский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка