В авангарде по сохранению исторической памяти

Свято-Феодоровский историко-культурный форум

Сохранение православной веры и исторической памяти народа – важная задача, стоящая сегодня перед российским обществом. Монастыри в наши дни – как те, что активно занимаются социальным служением, так и удаленные от мирской суеты – призваны являть собой образец подлинной духовности, нести «свет миру», по слову преподобного Иоанна Лествичника. К сохранению духовных традиций с большим вниманием относятся в Феодоровском женском монастыре Переславской епархии. Обитель во главе с настоятельницей, игуменией Даниилой (Севериненко) является основным организатором Свято-Феодоровского историко-культурного форума, существующего с 2019 года. Благословение и деятельную поддержку форум получил от епископа Переславского и Угличского Феоктиста – одного из авторов идеи этого многопланового мероприятия. Главная тема форума определена как «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства окружающих территорий». Межрегиональные научно-практические конференции на эту тему проводятся в течение всего года (ныне уже в четвертый раз) в формате секций, где специалисты обсуждают вопросы широкого взаимодействия Церкви и общества, историко-архивной, музейной и экскурсионной работы, подготовки молодых ученых и т.д. На минувшей неделе в формате Zoom-трансляции прошла очередная, осенняя, секция, озаглавленная «Православный монастырь и русская мемориальная культура».

Троекуровские светильники

Подвиги новомучеников и исповедников российских не могут остаться скрытыми под спудом минувших лет, как и судьбы святых обителей, разоренных в период безбожных гонений ХХ века. Все это обширное историческое наследие с течением времени, от документа к документу, открывается, проливая свет на страшные годы безверия. На прошедшей секции четыре доклада были посвящены этой животрепещущей теме.

Доклад «Семейный подвиг супругов-новомучеников Тихона и Хионии Архангельских в судьбе Троекуровского монастыря в эпоху гонений» Е.И. Каликинской, кандидата биологических наук, руководителя музейно-просветительского комплекса Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского раскрыл историю семьи, жизнь которой была тесно связана с Троекуровским Свято-Димитриевским Иларионовским женским монастырем Липецкой митрополии. В судьбе супругов-новомучеников Тихона и Хионии Архангельских, как в капле воды – мир, отразилась история всей России ХХ века – отметила Екатерина Игоревна в начале своего выступления.


Житие преподобного Илариона Троекуровского (?–1853), основателя монастыря повествует о гонениях и чудесах, о непрестанном подвиге. Желание послужить Богу загорелось в сердце святого с детства. Подчиняясь воле родителей, он женился, но через какое-то время покинул супругу (детей в браке не было) и принял постриг в одном из липецких монастырей. Затем наступил период бегства от людей, затворничества, жизни в пещерах… Вскоре вокруг подвижника стали селиться благочестивые девы и вдовицы, которых он духовно окормлял – так начала формироваться Троекуровская женская община, впоследствии преобразованная в монастырь. Личность преподобного Илариона связана и со знаменитой Оптинской обителью: в 1839 году к нему обратился Александр Иванович Гренков (будущий преподобный Амвросий Оптинский), которого святой напутствовал известными словами:«Иди в Оптину, ты там нужен».

В середине 1840-х годов началось устройство Троекуровской обители, до открытия которой в 1857 году сам преподобный не дожил. Как удивительно
переплетаются с его жизнью судьбы святых – и будущего старца Амвросия, и супругов-новомучеников! Одним из келейников преподобного Илариона был священник Никандр, дед священника Тихона Архангельского. Сам отец Тихон в 1913 году был назначен настоятелем собора Владимирской иконы Божией Матери Троекуровского монастыря. Его жена, матушка Хиония, тоже происходила из священнического рода.


О жизни семьи будущих супругов-исповедников до 1917 года и в пору жестоких репрессий повествуют неопубликованные воспоминания Веры Тихоновны и Варвары Тихоновны, дочерей отца Тихона и матушки Хионии. В 1937 году протоиерей Тихон Архангельский был арестован за «контрреволюционную агитацию». Уже через несколько дней он был приговорен к расстрелу и 17 октября 1937 года приговор был исполнен. Семья отца Тихона об этом не знала. Вскоре арестовали и матушку Хионию. Екатерина Игоревна поделилась архивным снимком письма, которое матушка Хиония отправила детям из тюрьмы: «Я жизнь жила, грешила и должна понести наказание за грехи…» С миром матушка Хиония приняла арест и безропотно перенесла все трудности своей дальнейшей судьбы. В ее следственном деле имеется протокол допроса, который ясно свидетельствует о ней, как об исповеднице.

«С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно»

Значение архивных документов и следственных дел исповедников веры было рассмотрено и Еленой Юрьевной Нуйкиной, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института славяноведения РАН, отдела археографии. В ее докладе «Документы личного происхождения в составе архивно-следственного дела архиепископа Дамиана (Воскресенского) как источник изучения Русской Православной Церкви в послереволюционные годы» были представлены интересные факты отдельных биографий, церковных событий и в целом общественно-политической ситуации советского периода. Елена Юрьевна познакомила участников секции с документами следствия, касающимися личности архиепископа Курского Дамиана (1873–1937). Это были заметки на страницах книг, сделанные владыкой при подготовке к проповеди, короткие тетрадные записи, письма митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского, с 1943 по 1946 год Патриарха Московского и всея Руси) о радостях и скорбях жизни в послереволюционной Москве. Интересны адресованные митрополиту Сергию строки из письма ссыльного архиепископа Филиппа (Гумилевского): «Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах – я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике». Прочитав это письмо, владыка Сергий растроганно прижал его к груди со словами: «С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно». И, обратившись к своему секретарю, сказал: «Подшей-ка, Сережа, его в мое личное дело. Много будут судить обо мне. Пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь».


Рассказ о священномучениках Дамиане (Воскресенском) и Леониде (Антощенко) существенно дополнил доклад монахини Сергии (Каламкаровой), благочинной Свято-Успенского женского монастыря Александровской епархии. Матушка Сергия в своем выступлении «Служение священномученика Дамиана (Воскресенского) и Леонида (Антощенко) по новым документам» представила обширный обзор источников, отражающих служение будущих священномучеников на Переславской и Александровской земле.


Воронежская блаженная «в меру Антония Великого»

Особой искренностью был отмечен доклад Анастасии Петровны Терских, доцента Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, и Татьяны Николаевны Жиляевой, педагога-психолога лицея села Верхний Мамон: «История в лицах. Матушка Феоктиста Михайловна Шульгина». Из содержательного и объемного рассказа о подвижнической жизни блаженной Феоктисты († 1940) особо запомнились два момента: в исторических документах указывается, как однажды матушка Феоктиста попросила протоиерея Митрофана Бучнева (отец Митрофан благоговел перед матушкой и считал себя послушником Феоктисты Михайловны) купить ей, а потом и надеть на нее новые ботинки. Невзирая на недоумение горожан по поводу такой просьбы, отец Митрофан встал на колени и обул матушку, сказав при этом: «Эта раба Божия в меру Антония Великого, я бы рад был день и ночь пребывать у ее ног». Когда протоиерея Митрофана отправляли в ссылку, из которой он уже не вернулся, сформировавшуюся вокруг него общину, подобную московской общине святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых, он передал под покров матушки Феоктисты, что говорит о ее духовной мудрости и глубокой монашеской опытности.


Интересные факты о матушке добавила Екатерина Игоревна Каликинская, написавшая книгу о новомучениках российских «Сохранившие любовь», в которой объемная часть посвящена священномученику Петру (Звереву), архиепископу Воронежскому. Еще при жизни владыка почитал матушку за высоту духовной жизни. Перед арестом будущего священномученика матушка стала приносить ему хлеб со словами: «Он вам скоро очень понадобится», – что впоследствии, действительно, и случилось… Второй интересный момент, отмеченный Екатериной Игоревной: Елена Владимировна Чичерина, которую Феоктиста Михайловна обличала за внешний вид, укоряла как «модницу», приняла в будущем монашеский образ с именем Екатерина, несла послушание в канцелярии Троице-Сергиевой лавры, написала книгу воспоминаний о своем духовном отце – преподобноисповеднике Георгии Даниловском…


Изучая источники

В докладе иеродиакона Нафанаила (Бобылева), насельника Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии (г. Новосиль), доктора педагогических наук, кандидата филологических наук, профессора соединились сразу две темы: следственные дела убиенных в 1919 году монахов Новосильской обители (этой теме был посвящен доклад отца Нафанаила на майской секции форума) и представленное в этот раз подробное описание источников по истории старинного Свято-Духова монастыря, которому оказывали покровительство несколько поколений династии Романовых, начиная с ее основоположника Михаила Феодоровича. Отец Нафанаил рассказал об основном источнике по истории обители XVII–XVIII веков: статьях Егора Русакова, учителя, а впоследствии помощника смотрителя Новосильского духовного училища, которое 65 лет действовало в монастырских стенах. Благодаря этим статьям мы имеем сведения о драматических обстоятельствах закрытия и восстановления монастыря в 60-х годах XVIII века, а также о строительстве Свято-Троицкой церкви, которая по сей день является его главной достопримечательностью. Иеродиакон Нафанаил осветил также такое спорное явление как «исповедные ведомости», оказавшие весьма негативное влияние на монашество XIX века…

В авангард по сохранению исторической памяти Феодоровский монастырь привлек не только именитых представителей научного сообщества, но и молодых ученых. Хирова Анна Ивановна, составитель образовательного контента информационно-образовательных ресурсов на портале Библиотека информационно-образовательных ресурсов «Умней» (г. Химки), соискатель Историко-архивного института РГГУ, выступила с докладом на тему: «Значение вкладов в поминальной культуре как части православной мемориальной традиции (по материалам вкладной книги и синодика Феодоровского монастыря г. Переславля-Залесского XVI – XVIII вв.)». Анна Ивановна проделала большую работу по изучению истории Феодоровского женского монастыря и выиграла в 2020 году грант на конкурсе проектов молодых ученых по истории Русской Православной Церкви.


На протяжении столетий Православие являлось одним из основополагающих факторов формирования культуры, в том числе культуры мемориальной. При создании памятного материального объекта стоит некое известное его основателям событие, а создание самого объекта может носить молитвенный характер: благодарение, прошение, славословие… И сам Феодоровский монастырь был основан в память о победе объединенных московских и переславских войск над войском тверичей, пытавшихся захватить союзный Москве Переславль. Анна Ивановна уделила пристальное внимание традиции поминовения, как особому наследию православной мемориальной культуры. Существенную деталь отметила при этом модератор конференции А.Ю. Конькова: «Минимальный вклад для записи в поминальный синодик в Феодоровском монастыре равнялся одному рублю или мешочку с зерном», – то есть позволить его себе мог практически каждый.

Интереснейшие факты по истории Феодоровского монастырь в своем докладе «В дополнение к обстоятельствам основания переяславского Федоровского монастыря» отразила Ирина Гавриловна Пономарева, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета.

***

В одном из своих интервью епископ Переславский и Угличский Феоктист объяснял, что первоначальная задача Феодоровского историко-культурного форума касалась непосредственно Феодоровского монастыря. Владыка рассказывал, что вокруг святынь обители создается много мифов, и экскурсоводы включают в свои тексты информацию, которая подчас не соответствует действительности. С целью развенчать эти мифы форум собрал экспертов, историков и других специалистов для обсуждения существующей проблемы и вопроса, как именно доносить до широкого круга людей достоверную информацию. Впоследствии доклады стали охватывать всё больший круг тем, затрагивать историю других обителей и территорий. Так, на минувшей конференции особыми красками заиграла Рязанская земля в докладе Надежды Александровны Козеевской, заведующей отделом научной библиотеки Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова «Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани: история основания, архитектура, некрополь». Яркими звездами на небосводе православного монашества были представлены женские дореволюционные обители с их особых родом служения в докладе Кирилла Алексеевича Соловьева, кандидата культурологии, доцента Московского Государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова: «Женский православный монастырь в социокультурном пространстве городской среды, его миссионерские и социальные функции». Тему репрессий советского периода с юридической точки зрения осветил Вадим Александрович Новожилов, аспирант юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых в докладе «Уголовно-правовая характеристика “преступлений” духовенства в 1930-е годы в СССР». О доме, в котором жил Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий святитель Крымский Лука) в 1910–1917 годах, когда он был главным врачом переславской земской уездной больницы» рассказала в своем докладе «Переславский адрес святителя Луки Елена Константиновна Шадунц, старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника.

Охватить весь объем выступлений в одной статье невозможно. Полные тексты докладов будут опубликованы в сборнике материалов научно-практической конференции. Хочется добавить, что участники форума еще раз показали, насколько значимым является влияние православного культурно-исторического наследия как на духовную, так и на социокультурную жизнь нашей страны, и подтвердили тот факт, что просветительское служение русского монашества приносит пользу не только Церкви, но и всему народу России, способствуя его культурному и духовному возрастанию.


Материал подготовила Дарья Филатова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка