Воссоздание истории назидает, врачует и объединяет

Ольга Орлова

В Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь открылся музей обители, который можно назвать наглядным учебником монашества. На примере опыта преподобного Зосимы (Верховского) здесь рассмотрены все степени и этапы монашеского пути.

Музейное пространство – несколько залов – выдержано в традиционном ключе: без тач-панелей и мультимедийных эффектов. Оно само словно предлагает современникам вернуться к реальности, оторвавшись от мерцающих экранов гаджетов, – сосредоточиться, задуматься. Здесь даже черепки, настил пола, утварь в инсталляции пустыньки преподобных Зосимы и Василиска в Туринских лесах – аутентичные, привезены с раскопок на месте подвига святых. Память о старцах в тех сибирских весях, где они двадцать лет подвизались, сохранилась и свято чтится. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные Зосима и Василиск, местное население так и именует – «Монашки»; там служат молебны, устраивают регулярные крестные ходы.

Восстановление как самих мест подвигов святого, так и духовных связей со всеми, кому дорога память преподобного Зосимы, – сегодня одна из целей, поставленных для себя Зосимовой пустынью. Открытие музея – лишь этап в подготовке к празднованию 200-летия основания монастыря, которое должно состояться через пять лет. К этой дате планируется также начало работы духовно-просветительского центра при обители. Уже давно здесь проводят ежегодные конференции, посвященные Иисусовой молитве, издают книги, в том числе исследовательские, по наследию преподобного Зосимы и основанного им монастыря; за научные достижения в этой области присуждаются специально учрежденные премии.

География подвигов святого Зосимы на территории нашей страны весьма обширна, а значит, и все эти места находятся под его молитвенным покровительством. Это не только его родина Смоленщина, где в Рославльских лесах он впервые приобщился к опыту отшельничества, и уже упомянутая Сибирь, где они подвизались с преподобным Василиском и где в Туринске отец Зосима основал первую женскую обитель, но и остров Коневец на Ладожском озере – там будущий преподобный сам проходил послушнический искус и принял постриг, и Соловки, куда, будучи пострижен в честь преподобного Зосимы Соловецкого, старец стремился в последние годы жизни. Это и Подмосковье, где в основанной им Троице-Одигитриевой пустыни, а точнее – в уединенной келье неподалеку от нее, приняв великую схиму, он оставался до самой кончины. Отчин колодец в трех километрах от обители – место подвига последних трех лет земной жизни преподобного Зосимы – сегодня воссоздан и тоже является местом паломничества.

Спасительные простота и смирение

Редко кто достигает нынче духовных вершин отшельничества, но для знакомящихся с экспозицией нового монастырского музея приоткрываются тайны и такого вида подвижничества. Само свидетельство об этих перспективах благодатной жизни – необходимое для наших теплохладных дней лекарство.

По слову святых отцов, многое в духовной жизни зависит от изначального произволения человека, а оно в информационную эпоху особо подвергается атакам: в миру опыт старших востребован уже не так, как было принято прежде, и поколению, с детства воспитанному Интернетом в иллюзорном «всезнайстве», гораздо труднее дается послушание. Привыкших к постоянной самопрезентации в соцсетях страшит затвор в монастырских стенах с обесточенной виртуальной реальностью.

Поразительно, как в опыте преподобного Зосимы и его близких соблазны наших дней развеиваются как наваждение. Так, опыт одной из племянниц преподобного Зосимы, постриженной без послушнического искуса, по вере дяди-подвижника, убедительно свидетельствует, что монашествующим открываются куда более захватывающие виды инобытия, чем может предложить мир, даже оснащенный современными мультимедиа технологиями:

«…Маргарита (так было имя меньшой его племянницы) почти полумертвая стояла в церкви пред Распятием. Ибо близ большого Распятия находился ящик со свечами, а ее послушание было помогать свещнице. В самое величание на всенощной Матерь Божия соделала чудо Своего милосердия: вдруг слезы ручьями полились по лицу Маргариты, которое мгновенно изменилось, сделалось необыкновенно веселым и спокойным, на ее мертвенно-бледных щеках даже показался румянец. По выходе из церкви старшая сестра спросила ее: «Что с тобой?» – «Ах, Вера, друг мой, я не могу и рассказать: мне вдруг представилась вся слава Матери Божией на небесах, вся радость Ее, и как будто услышала я слова: “Что мешает и тебе того же достигать? Матерь Божия и тебя примет в Свою радость!” И в сердце моем разлилась какая-то радость, какое-то приятное спокойствие. Гляжу теперь на монастырь, и мне чудится, что я в раю»… (Ранее новоначальная монахиня без конца сетовала: «Счастливые люди живут своей жизнью, а для меня все кончено, я погребена в этих стенах, как в вечной могиле».)

Сам будущий преподобный Зосима, в миру Захария, с детства был невосприимчив к мирским наукам, – о чем и благочестивый отец его еще до рождения сына получил откровение: «Не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». Когда впоследствии дворянин Захария возжелал иноческого пути, он легко сблизился духовно с отцом Василиском – из «простых». Создавая же позднéе житие своего сподвижника, отметил – на примере пустынников Павла книжного и Иоанна безграмотного – к какой духовной катастрофе может привести то самое «всезнайство» и как спасительны простота и смирение.


Потенциал духовного единства

Не так много сохранилось изображений с видами дореволюционного монастыря, портретов и соборных снимков его насельниц, но тем ценнее то, что удалось все-таки раздобыть путем многолетней кропотливой работы в архивах и общения с местными жителями. Какие-то ценнейшие экспонаты, узнав, что в обители создается музей, люди сами приносили или даже присылали издалека, – так, например, как-то из Краснодара пришла посылка, а в ней молитвослов с автографом – дарственной надписью насельницы монастыря своей племяннице. Надо только начать этот увлекательный труд воссоздания истории, и тогда уже история, точно откликами предтеч-подвижников из вечности на наши молитвы и труды, ответит взаимностью и немало обогатит нынешних насельников обителей.

Обращение к истории помогает, например, понять, почему преподобный Зосима так почитаем в Грузии. Дело в том, что первая церковь Зосимовой пустыни во имя Святой Троицы была построена в свое время по ходатайству грузинской царевны Тамары, большую часть жизни проведшей в Москве: она лично обратилась к императору Николаю I с просьбой устроить для своих молитвенных нужд храм. Ранее преподобный Зосима, можно сказать, спас царевну. Когда она сильно заболела, ее братья, грузинские царевичи, которые благоговели перед старцем, пригласили его к болящей, чтобы он возложил на нее руки. Отец Зосима взмолился, говоря, что недостоин, а те чуть ли не насильно взяли его руки и приложили… Царевна исцелилась. Грузины до сих пор чтят святого и не оставляют своим попечением его обитель.


А еще известно, что в свое время отцы Зосима и Василиск трижды пытались выехать на Афон, но, встретив непреодолимые препятствия, восприняли их как волю Божию остаться в России. Сегодня в Троицком храме Зосимовой пустыни можно поклониться иконе Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон», – образ изящно украшен самоцветными камнями, его не спутаешь ни с каким другим. История его такова. Священник, который некогда служил в Зосимовой пустыни, часто паломничал на Святую Гору, и вот однажды в очередной его приезд знакомый афонит вручил ему эту икону, пояснив: «Приходил монах. Сказал, что скоро приедет батюшка, который знает матушку из России. Пусть этот батюшка передаст икону в Зосимову пустынь». Из какого монастыря был этот монах, передавший дар, как его звали, так и осталось тайной. Но это приношение и рассказы других афонитов подтверждают, что старцев Зосиму и Василиска отцы на Святой Горе очень почитают.

Даже в Соединенных штатах Америки особо чтят преподобных Зосиму и Василиска – там житие старца Зосимы на английский язык перевели еще в 1979 году иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) [1]. Как жаль при этом, что множеству соотечественников в России жизнь и подвиги преподобных практически неизвестны; просветительские труды в этой области требуют еще много стараний.

Особое чаяние сестер Зосимовой пустыни – обрести мощи преподобного Зосимы, которые исчезли в годы разорения монастыря при советской власти. А вот мощи преподобного Василиска в 2000 году по милости Божией обрели Спасский мужской и Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастыри города Екатеринбурга. Тогда же по собранным сестрами Ново-Тихвинской обители документам старец был прославлен, и Урал тоже стал одним из мест особого почитания преподобных Зосимы и Василиска.

Связь с предшественниками

Пожалуй, только за исключением Афона, всюду в указанных местах памяти преподобного Зосимы, привозя оттуда что-то для музея, побывала тезоименитая святому его праправнучатая племянница монахиня Зосима (Верховская), насельница и историограф обители. Именно с ее изысканий в области собственной родословной началось восстановление памяти о преподобном, а затем и самой Зосимовой пустыни.


Настоятельница монастыря игумения Фаина (Кулешова) подчеркивает, что музей создан именно для раскрытия образа монашества на примере их святого отца-основателя и основанной им обители. Внимание здесь также уделяется святым и подвижникам, с кем монастырь так или иначе связан. А это и преподобный Варнава Гефсиманский, для кого посещение в отроческие годы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни было большой духовной поддержкой, и преподобный Антоний Радонежский († 1877), который, будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, с самого начала утвержденного здесь общежития 30 лет руководил Зосимовой пустынью в качестве благочинного. Это и Оптинские старцы преподобные Макарий, Антоний, Моисей – они приезжали сюда из Оптиной пустыни на праздник освящения расширенного двумя приделами Троицкого собора и возносили здесь соборную молитву вместе со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, возглавившим тогда Божественную литургию и, как известно, особо благоволившим этому монастырю, как и его основателю преподобному Зосиме.

Есть в экспозиции музея и раздел, повествующий об испытаниях XX века. Он включает, в том числе, личные вещи новомучеников Церкви Русской, а таковых в Зосимовой пустыни прославлено шестеро: игумения – преподобномученица Афанасия (Лепёшкина), чьи сродники в наши дни бывают в монастыре и рассказывают удивительные истории ее помощи своему роду; два служивших здесь священника – отцы Димитрий Розанов и Михаил Виноградов, а также три насельницы – инокиня Магдалина (Забелина) и послушницы Евдокия Бучинева и Мария Портнова. Музей словно реконструирует связь с предшественниками, которую в годы гонений враг пытался разрушить.

***

Созданный некогда в болотистых подмосковных лесах монастырь и сегодня (несмотря на то, что теперь вошел в состав столицы в рамках территорий Новой Москвы) остался «пустынькой», – как отметил это Святейший Патриарх Кирилл, посетив обитель. Молитвенной, тихой и, благодаря все так же окружающему ее лесу, укромной. Здесь идеальное место, чтобы обремененному суетой жителю мегаполиса прийти в себя, поговеть, помолиться и – может быть, посетив открывшийся музей, задуматься о монашестве. По крайней мере, познакомиться с иноческой жизнью поближе, узнать о ее сути, проследив подвижнический путь преподобного Зосимы, вчитавшись в его труды, – благо, нам доступны ныне и его эпистолярное, и агиографическое наследие, и аскетические наставления.


_________________________________________________________________________________

[1] В издательстве братства преподобного Германа Аляскинского житие преподобного Зосимы (Верховского) издавалось в 1979 и 1990 годах.

Материалы по теме

Монастыри:

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь