«Вопроси отца твоего…»

Памяти архимандрита Ипполита (Халина)

 Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Рим. 14:19

Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002) – один из великих старцев современной России, воспитанник глинских и валаамских подвижников. На протяжении семнадцати лет (с 1966 по1983 год) отец Ипполит был насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. По возвращении на Родину восстанавливал сельские храмы на Курской земле, в 1991 году стал настоятелем Рыльского Свято-Николаевского монастыря, возродил эту старинную обитель.

В июле 2018 года на сайте «Монастырский вестник» были опубликованы воспоминания об архимандрите Ипполите иеромонаха Игнатия (Матюхина), духовника Казанского женского монастыря Курской митрополии, основанного по благословению старца. В данной статье – свидетельства сестер Казанской обители, духовных чад отца Ипполита.


В России принято восстанавливать монастыри на старых намоленных местах. Существует мнение, что не следует создавать монастыри там, где их раньше не было. Потому что нет на этих местах небесных покровителей, и сейчас нет земных молитвенников такой силы духа, чтоб основать совершенно новую обитель. Но архимандрит Ипполит благословил создание скитов и пяти монастырей на новых местах: в Курской и Белгородской митрополиях и в Осетии. Большегнеушевский женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери – один из них.

К старцу Ипполиту в Рыльский Свято-Николаевский монастырь приезжало немало женщин, у которых он предвидел призвание к монашеству. Поэтому его благословением в 1996 году недалеко от Рыльска, в селе Большегнеушево, был создан женский скит, вскоре преобразованный в монастырь. Он стал первой женской обителью в Курской митрополии.

Я впервые приехала в этот скит в 1998 году переночевать. К отцу Ипполиту приезжало так много паломников, что не хватало мест ни в монастыре, ни в ближайших монастырских домиках. Скит нас выручал. В центре села Большегнеушево стояла школа, отданная местной властью скиту, рядом батюшка купил для сестер домик – это все, с чего начиналась монастырская жизнь. В скиту несли послушание две постриженицы отца Ипполита. Чуть позже к ним присоединилась послушница, которая сейчас возглавляет монастырь – игумения Ипполита (Ильина). Тогда сложно было представить, что в такие трудные для страны времена в этой сельской глуши будет создана святая обитель. Созидание обители монашествующие связывают с молитвами своего духовного отца. По всем вопросам сестры обращались к батюшке, и он их навещал и наставлял.


Игумения Ипполита (Ильина):

Батюшка поучал, как вести хозяйство, как налаживать монашеский образ жизни. Мы должны рано вставать, наставлял пословицей: «Ранняя пташечка клювик вытирает, а поздненькая – только глазки протирает». Постоянным был его наказ: «Терпите, претерпевший до конца – спасется», напоминал о смирении. Однажды я стала очевидицей, как на трапезе одна женщина стала грубо клеветать на батюшку. А он сидел, наклонив голову, не проронив ни слова, наверное, молился за нее – вот пример истинного смирения и терпения.

Нас всех утешало и вдохновляло благодатное слово батюшки. Своими простыми словами он полагал закваску новой жизни в наши сердца. Отец Ипполит хотел, чтобы человек познал волю Божию и исполнил ее. Были случаи, когда отвергались предложения отца Ипполита о монашестве. Тогда жизнь «непослушниц» устраивалась по их разумению, и, спустя много лет, возникало глубокое сожаление об упущенной возможности. Как образно говорил афонский подвижник Ефрем Катунакский, старец – это кран с водой. «Как ты открываешь и закрываешь воду, так и старец может благодать пустить, а может ее не пускать, он открывает и закрывает молитву. Слово старца как ручка крана: если ты услышал и следуешь первому его слову, – открыт кран; если не следуешь, – закрыт кран. Ты сам его закрыл». В этих словах показано, как следует правильно относиться к словам старца, надо следовать его слову и тогда он «пускает» благодать, «открывает» молитву и всё устраивается по - Божьему.

Вскоре по молитвам батюшки Господь послал нам спонсора, который взял на себя заботу о строительстве обители. Когда-то отец Ипполит призывал нас не унывать от временных трудностей: «Потерпите, и все у Вас будет». Сейчас действительно исполнились его слова – монастырь полностью обеспечен.

Многие из сестер задают вопрос, у кого сейчас поучиться монашеству, с кого взять пример. Я отвечаю: «С батюшки Ипполита». Мы знаем, как он жил, как относился к людям, известны его краткие поучения.

Важным событием для монастыря явился приезд в 2011 году архимандрита Ефрема, игумена афонского Ватопедского монастыря. Иждивением семьи Основиных в нашей обители появились написанные на Афоне иконы из Ватопедского монастыря: Иверская, Иерусалимская, Геронтисса, Всецарица, Игумения Горы Афонской. Особым даром стала точная копия ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в серебряной ризе. Все эти образы наполняют наш храм особой афонской благодатью.


Я хочу рассказать о недавнем чуде в нашем монастыре. Этой весной мы решили сделать ремонт внутри храма, облицевать каменные стены. Сняли с них все иконы и вдруг обнаружили, что на стене под иконой преподобного Серафима Саровского осталось черно-белое ее отображение. Отец Ипполит особо почитал преподобного Серафима, и вот мы сподобились такого утешительного свидетельства.


Все наши достижения – строительство монастыря, его благоукрашение, наше близкое знакомство с Афоном – мы связываем с предстательством отца Ипполита у Престола Божия. Он – наш молитвенник и небесный покровитель. Слава Богу, что мы жили рядом с духоносным старцем и сейчас находимся под его попечением. Благодарим Господа, что нам удалось выполнить благословение любимого духовного отца – создать святую обитель.

***

Первыми насельницами монастыря были монахини Николая (Чуйченко, † 2017) и Гавриила (Ком, † 2017). Мать Николая стала первой настоятельницей монастыря, впоследствии она приняла схиму с именем Нонна.


Схимонахиня Нонна (Чуйченко):

Я могла бы говорить о батюшке Ипполите, о его благочестивой жизни не один день. Его жизнь была и радостной, и трудной. Радость отца Ипполита была совершенной, на такую не каждый способен: «Ой, матушка, какой я сегодня счастливый! Ко мне пришла мать с тремя детьми, коровка сдохла у них. Я дал им коровку!»

Однажды я собрала сумку и решила уйти, бросить всё. Батюшка сказал: «Что Господь тебе дал, того никому не отдавай, матушка... Нам на Афоне похлеще было, не унывай». Говорил слово – и на всю жизнь. На него много жаловались епархиальному начальству и клеветали без зазрения совести. Как-то я заступилась за старца перед владыкой. Отец Ипполит не одобрил: «Зачем? Малого вынести не можешь, как же ты большее понесешь?»

Потеряв батюшку, я много плакала. На девятый день он явился мне во сне и сказал: «Не плачь, я с тобой». Это укрепило силы.

Схимонахиня Гавриила (Ком):

Однажды я спросила отца Ипполита, как благодарить Бога. Он ответил: «Матушка, не мудрствуй. Живи честно. Если есть возможность, подай милостыню. Не нарушай заповеди Господни. Не суди». (Всех женщин старец называл матушками, а всех мужчин – отцами.)

Батюшка иногда обличал, но никогда не возмущался. И даже ни разу не поругал нас как следует. Он как-то четыре дня был у нас в скиту. Наша матушка стала ему жаловаться на одну молодую послушницу. А батюшка ее оправдывал: мол, понимаешь, человек жил в городе, ничего не приспособлен делать, и что ты, дескать, от нее хочешь. А за этой женщиной мужчина какой-то бегал, и матушка опять жалуется: «Ну как так можно, в монастырь приехала и так себя ведет?» А батюшка ей: «А ты молодая не была? Ну конечно, ты же святая!» У нас матушка все время на что-то жаловалась, но он не вторил ей, а постоянно останавливал: «Ну конечно, ты же святая!» И весь сказ!

Я часто задавала батюшке вопросы, которые касались справедливости, когда хотелось сказать правду людям в глаза. А он на это отвечал: «Не надо говорить. Мира не будет, дружбу потеряешь. Терпи».

Батюшка подарил мне небольшую иконочку Божией Матери «Державная». Через некоторое время мы с сестрами заметили, что она обильно мироточит и благоухает. Когда я приехала к отцу Ипполиту и сказала ему об этом, он смиренно так отвечает: «Ну, ты же святая...»


***

С начала 90-х годов монахиня Анна возглавляла Курское сестричество во имя преподобного Серафима Саровского и организовывала автобусные поездки из Курска в Рыльск. Паломники помогали восстановлению монастыря и ходили к старцу.

Монахиня Анна (Смирнова):

Как-то мы приехали автобусом в монастырь. После Литургии и молебна батюшка начал вести прием народа в храме. Часть паломников осталась в церкви, а другие пошли помогать на огород. Потом оказалось, что не хватило рабочих рук. Мне пришлось еще позвать людей из церкви и направить на огород. Мы успели, грядки готовы. Я довольна: сейчас батюшка выйдет и обрадуется, что всё пропололи. Захожу к отцу Ипполиту взять благословение на дорогу домой, а он сильно опечален из-за того, что я забирала людей: «Этим людям просто полезно в стенах храма постоять. Приехали бы другие и закончили работу».

Батюшка никого не осуждал. Бывало, братия его расстраивала, но он их оправдывал: «Матушка, да они же молодые!» Однажды был такой случай. У нас была хорошая корова, давала по тридцать литров молока. Пастухами были спившийся оперный певец и бывший зэк. Вдруг пропала наша корова, долго искали, наконец, нашли в овраге ее голову. Оказалось, что сами пастухи ее зарезали и обменяли на самогон. Я, расстроенная, прихожу к отцу Ипполиту и узнаю, что эти пастухи сейчас у него. Слышу, они там весело разговаривают, и он с ними смеется. Потом батюшка их провожает и говорит мне:

– Матушка, да на тебе лица нет!

– Батюшка, да что же Вы их не наказали? Они же нашу корову зарезали и пропили!

– Успокойся, они же дети.

– Да какие ж они дети?

– Матушка, они для меня дети, одержимые бесом. Одного бес заставляет пить, другого – воровать.

Случай посмертной помощи. Шел восьмой день упокоения батюшки. Мы – на панихиде у его могилы. У нас беда: у родственницы новорожденный младенец лежал в реанимации в Москве, а мы не знали, как ему помочь. Решили взять цветы и земельку с батюшкиной могилы и отвезти в больницу. Стали думать, как их срочно доставить в Москву. Поехали домой в Курск. С нами в машине попутчиками оказались двое парней, тоже ехавшие с панихиды. По дороге выяснилось, что они едут как раз в Москву, и так через них удалось быстро доставить святыни в больницу. Врач оказался православным человеком и разрешил обложить цветами кроватку ребенка в реанимации, положили рядом земельку. Ребенок пришел в сознание, а вскоре выздоровел. Сейчас ему уже 15 лет. Это был первый яркий случай посмертного чудотворения отца Ипполита.

***


Монахиня Иоанна – одна из первых насельниц Казанского монастыря. С 90-х годов она ездила к старцу из Белгорода.

Монахиня Иоанна (Лаврененко):

…Тогда я жила в общежитии, и все знали, что я верующая, езжу к отцу Ипполиту. Подошла ко мне молодая женщина, ее в нашем общежитии осуждали за блуд. И просит узнать у батюшки: «Что делать – иконы пропали, не могу найти, иконы у меня ушли». И я, как строгий судья, ответила: «Ты же знаешь за что!» Задала батюшке вопрос о ней и получила ответ: «Матушка, словом можно убить, словом можно воскресить». И добавил, жалея ее: «Она сама не рада тому блуду». А потом с отеческой заботой благословил передать ей просфорки.

Один священник в Белгороде относился к отцу Ипполиту недоброжелательно: «Никакой он не прозорливый». Я приехала к батюшке и стала жаловаться на это. А он отвечал: «О-о, какой хороший батюшка, хороший батюшка!» Так он учил правильно реагировать, воспринимать несправедливость, неправду. Мне тяжело смиряться с клеветой, ложью. Хочется сразу прямо сказать что думаю, а батюшка учил православным подходам. Однажды я спросила об одном священнике, и батюшка предостерег: «Близко к нему не подходи». Так он учил осторожности в духовных вещах, не упрощал.

Постриг был в 1998 году. Шестого января приехал в Большегнеушево отец Ипполит. Постриг совершился очень волнующе. Мы все плакали – была необыкновенная благодать. Нас было девять человек. Шутя, с улыбкой, батюшка сказал: «Вот я вас, как овец – раз, и постриг». Я поняла, что старая жизнь закончилась и началась новая.

Отношения с игуменией Николаей у меня не сложились. Пришла к батюшке, он меня сразу успокаивать: «Не обращай внимания! Матушка – монашечка, монашечка!» Я чувствовала, как он за меня переживал. А через два года сказал: «Мантию надо».

Батюшка открыл монахине Магдалине (одна из первых послушниц монастыря, приехала к отцу Ипполиту из Осетии. – Н.Ш.), что скоро отойдет ко Господу, и она посоветовала мне съездить к нему за последним наставлением. Я бегом к старцу. Он напутствовал, серьезно и утвердительно, подняв палец вверх: «Терпи – терпи и молись – молись!»

***

К отцу Ипполиту приезжало немало паломников из Украины. Одна из них, монахиня Елисавета, несколько лет постоянно ездила в Рыльский монастырь и несла послушание в трапезной.

Монахиня Елисавета (Колесникова):

Батюшка учил нас понимать духовную жизнь. С ним было необыкновенно интересно, таинственно. Он не говорил ничего лишнего – несколько слов, но они были самыми необходимыми в данное время. Батюшка часто напоминал, что «идет борьба», когда возникали ситуации, которые можно было объяснить тем, что в монастыре проходит особая духовная брань. И ее надо претерпеть, пережить, извлечь уроки – это неизбежно.

Был момент – началось искушение. Поскорбела батюшке. Он приложил палец к устам, показывая этим: терпи, и добавил: «Идет борьба». Я сделала вывод, что процесс идет в нужном направлении. Вот так – несколько слов – и стихает ропот, смятение, и возникает покой. Было твердое понимание, что будет все как надо, все исправится должным образом. С ним мы чувствовали себя защищенными его любовью, сильной молитвой. Он делал нас крепче, вдохновляя и окрыляя.

Особое внимание отец Ипполит уделял чтению Псалтири. Он всех – и мирян, и монашествующих наставлял непременно читать ее. Как говорят святые, лучше солнце перестанет светить, чем перестанет читаться Псалтирь.

Батюшка не любил монастырских доносчиков, стукачей. У него менялось настроение, когда чувствовал, что к нему идут с жалобой на ближнего. Он говорил: «Доносчикам – первый кнут». Старец хотел от нас терпения, прощения обид и оскорблений, незлобия, сострадания, сочувствия.

Однажды в присутствии старца я неосторожно сказала: «Батюшка всё знает». Он так посмотрел на меня, что я мгновенно поняла свою ошибку. Батюшка не принимал никаких похвал. Он поворачивал нас лицом ко Господу, не допускал никакого обожествления себя. Похвала, как моль, съедает всё.

Был такой случай. Дома собираюсь в монастырь на послушание и размышляю: «Хоть брови подкрасить… взять новый или старый фартук». Привычка взяла своё, подкрасила брови. Приезжаю в монастырь, приходит на кухню батюшка. И, показывая на трапезника, говорит: «Вы бы как-нибудь приукрасили Николая». И жестом повторил мои движения при покраске бровей и показал форму фартука. Он сделал это в сторону Николая, никто ничего не понял, но мне сразу стало ясно, и я воскликнула: «Я уже этого сама не хочу!» После такого вразумления я больше не прикасалась к косметике.

Шла засолка капусты в трапезной Рыльского монастыря. В одном помещении женщины шинковали капусту, а рядом за перегородкой на кухне я готовила трапезу. Отец Ипполит, как обычно, пришел на кухню нас проведать. А в трапезную, где шинкуют капусту, заходит наш эконом отец Иоанникий и громко объявляет трудницам рецепт: «На ведро капусты – стакан соли». Мы на кухне через открытую дверь, слышим эти слова. Батюшка – рядом, и говорит мне: «А Матушка на Афоне говорила: 5 грамм соли на килограмм капусты». Так невзначай приоткрылось сокровенное.

На кухне я несла послушание вместе с Антониной, трудницей преклонного возраста. Пожалуется она мне на свое здоровье, а я утешаю: «Потерпи, матушка, не сто же лет нам жить». Утром приходит батюшка: «Сто лет Вам, матушка, жить!» Вот так он меня учил утешать.

Однажды батюшка дал мне наказ: утром сначала кормить трудников, которые идут на работу, остальные пусть идут на службу, а потом в трапезную. Я ослушалась, кормила всех подряд, кто пришел. На следующий день утром я обнаружила, что прокисла вся пища, приготовленная на завтрак. Так батюшка учил нас послушанию.

За десять лет до пострига он благословил меня: «Матушка, будьте хорошей монашечкой!» И позже сказал строго: «Ваше место – в монастыре в Большегнеушево. Матушка, поедете туда летом». После смерти мужа я уже знала, куда направляться. Приехала в монастырь в честь Казанской Божией Матери в селе Большегнеушево. Матушка игумения Ипполита благословила, сказав: «Батюшка собирает здесь своих духовных чад».

Я благодарю Господа, что смогла выполнить благословение отца Ипполита о монашестве.   Мои воспоминания о дивных днях жизни рядом с отцом Ипполитом меня всегда согревают. Я берегу его слова, наставления в своем сердце, как драгоценное сокровище. Они меня вразумляют, утешают, позволяют обойти подводные камни духовной жизни. Конечно, не всегда удается строго следовать им. Особо ценно, что батюшка своим примером показал нам путь ко спасению.

Материал подготовила Надежда Шелепова

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Доклады:

Монастыри:

Большегнеушевский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери
Россия, Курская область, Рыльский район, село Большегнеушево
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Россия, Курская область, Рыльский район, село Пригородняя Слободка
Большегнеушевский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери
Россия, Курская область, Рыльский район, село Большегнеушево
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Россия, Курская область, Рыльский район, село Пригородняя Слободка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь