В такт с молитвами Афона

О книге писем старца Арсения (Минина)

«Однако меня утешает, что все это ради святого послушания, а не по своей воле я здесь», – это фраза из письма старца Арсения (Минина), которое было отправлено из Симбирска в начале ноября 1863 года на Афон. Получатели письма – «достоуважаемые батюшки» – игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Герасим и духовник иеросхимонах Иероним. Отцу Арсению принадлежит большая заслуга в устройстве прочных связей России и Русского монастыря на Святой Горе.

В самом начале 2022 года переписка старца Арсения была издана благодаря усилиям и энтузиазму сотрудников Института Русского Афона. С 2007 года профессионалы разбирали, систематизировали архив Свято-Пантелеимонова монастыря. Среди огромного документального наследия было обнаружено и это масштабное собрание писем.

Отец Арсений (в миру Александр Иванович Минин; 1823–1879) в начале своей жизни был успешным продолжателем купеческих традиций семьи. Учился бухгалтерии в Петербурге, служил на золотых приисках в Сибири, вращался в образованном обществе. Получив наследство, устроил два процветающих предприятия в Казанской губернии. Вместе с тем прочная благочестивая основа, заложенная в родительском доме, постепенно стала брать верх в его душе. Мирские заботы наскучили молодому человеку, и в 1857 году он, оставив дела, отправился в паломничество на Святую Землю с мыслью найти тихую обитель для принятия пострига. По пути в Иерусалим паломники сделали остановку на Афоне. Монашеская республика произвела на Александра такое сильное впечатление, что он стал буквально умолять игумена Пантелеимоновой обители принять его в братию. Просьба была удовлетворена. Пройдя череду обычных послушаний, Александр вскоре был благословлен на «письменные» занятия в канцелярии. Через полтора года совершился его постриг с именем Арсений в честь преподобного Арсения Великого. В 1861 году отец Арсений был рукоположен в сан иеромонаха.


Всего год спустя тихие иноческие труды должны были смениться большими заботами: отец Арсений был отправлен в Россию для сбора средств для жизнеобеспечения Свято-Пантелеимонова монастыря. Обитель тогда сильно нуждалась. Во многом трудами и заботами своего насельника древний прославленный монастырь стал возрождаться. Со святынями Святой Горы иеромонах Арсений объехал буквально всю центральную Россию. Непрестанно совершал молебны и был свидетелем множества чудес и исцелений, совершавшихся силою Божией от Честного Креста и святых мощей. В Москве на Никольской улице им были устроены часовня и подворье афонского Пантелеимонова монастыря. Впоследствии, получив благословение, он стал основателем Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители на Кавказе.


Отцу Арсению не была суждена долгая жизнь. Он скончался в Москве, навсегда через века незримо соединив столицу России и святую гору Афон. Место его погребения в Ново-Алексеевском монастыре в Красном селе утрачено из-за разорения обители в советские годы. Но память об этом удивительном человеке сохраняется, его имя поминается в синодике возрожденного Алексеевского монастыря.


Собрание писем отца Арсения готовилось к публикации более двух лет. Архив старца, как уже было сказано, велик, ведь он регулярно сообщал игумену и духовнику Пантелеимонова монастыря о всех своих жизненных перипетиях, о трудностях и радостях, давал характеристики встреченным людям, описывал нравы и традиции обителей, детали быта жителей многих уголков России… Например, из переписки можно с подробностями узнать, как жил в те годы «Северный Афон» – Валаамский монастырь. В письмах отца Арсения широко предстает образ Российской империи 60-х годов ХIХ века, воспринятый с точки зрения христианина.

В Москве, в Институте Русского Афона мы поговорили с сотрудниками, которые несколько лет «прожили» вместе со старцем Арсением, разбирая его архив, мысленно совершая с ним путешествие в разные края России.

Рассказывает Владимир Юрьевич Коровайников, заведующий сектором Центрального государственного архива Москвы:

«В миру будущий старец Арсений был приказчиком, владел бухгалтерскими навыками, можно сказать, был экономически образован. Таким образом, он оказался подготовлен к тому, чтобы поехать в Россию на столь трудное послушание, как сбор средств для монастыря. Монастырь в то время бедствовал, денег было мало, а паломники из России стали приезжать в большом количестве, посещая Афон по пути в Иерусалим. Всех необходимо было накормить, устроить… Российское правительство пошло навстречу монастырю, и в 1861 году разрешило сбор средств на обитель. В письмах отца Арсения содержится много сведений о состоянии нашего Отечества во второй половине ХIХ века. Благодаря его корреспонденциям можно проследить разнообразные связи России с Афоном.

Он не только собирал деньги, он очень болел душой из-за того, что в обществе происходит падение нравов, отмечал во многих местах повальное пьянство народа, в высших слоях – увлечение западными нововведениями – например, спиритизмом. Старался каким-то образом просветить, улучшить нравы. Писал, в частности, следующее: “Не так забочусь о материальной выгоде, как о том, что если мимо проедем, то многих лишим благодати Божией, болящих исцелений”. Отзывчивая душа, он видел, что народу требуется слово Божие, прикосновение к святыням, с которыми он приехал в Россию. И не раз отмечал, что имущие деньги и власть относятся к его проповеди теплохладно, а в деревнях, селах его встречают с распростертыми объятиями. На его пути была масса сложностей, но это был характер целеустремленный. Работая с его письмами, я сам для себя лучше осознал, что, невзирая на всевозможные трудности, нужно идти к намеченной цели, как это делал отец Арсений…»

Старец Арсений предпринял колоссальные труды на ниве просвещения и миссионерства. Он явился основателем и редактором периодического издания «Душеполезные размышления», массово выпускавшегося в свет вплоть до 1917 года. Был автором нескольких сборников духовных наставлений. Виталий Васильевич Костыгов, сотрудник Института Русского Афона, отмечает:

«Это был выдающейся монах, которого даже старцы монастыря искренне считали своим ангелом-хранителем. Помимо того, что он обеспечивал монастырь в трудные годы материально, он организовал издательскую деятельность. При нем в монастыре стал издаваться журнал, который распространялся практически бесплатно по всем епархиям России. Когда он ездил по России, то познакомился с будущим нашим великим святителем Феофаном Затворником. Их дружба со временем так окрепла, что отец Арсений практически стал душеприказчиком святителя и первым издателем его трудов. Именно благодаря ему огромная часть архива святителя Феофана находится ныне в Русском Пантелеимоновом монастыре. Когда святитель Феофан стал слепнуть, он один или два раза тайно выезжал в Москву для консультации с врачами. И останавливался на подворье Афонского монастыря у отца Арсения, которому безусловно доверял.

Письма отца Арсения очень бережно хранятся в архиве монастыря. Мы сами в этом убедились: они практически все были переписаны, переплетены, и на каждом томе написано: “Будущим библиотекарям хранить и использовать”.

Помимо писем непосредственно монастырскому начальству, прекрасно сохранился весь архив отца Арсения: его переписка с благодетелями, с сестрой, монахиней Зверево-Покровского монастыря Новгородской области, – документов множество. Хранится даже его скуфеечка и прядь волос с пострига… Было три кандидата на поездку в Россию. Отец Герасим, игумен монастыря, молился всю ночь. И сказал: Промысл Божий говорит, что лучше Арсения нет. Так и оказалось.

Все читали книгу Шмелева “Лето Господне”. Помните главу “Серебряный сундучок” – когда к болящему человеку приехали монахи с мощами святого Пантелеимона? А кто первый начал возить святыни? Отец Арсений. Желающих приобщиться к афонским святыням в Москве было много. Он даже не ожидал такого, думал поначалу, что среди обилия собственных московских святынь затеряется. А впоследствии писал: “Какой боголюбивый город!”, и с радостью замечал, что и Пантелеимон-целитель полюбил Москву…»

О своей многолетней связи с Афоном нам поведал директор Института Русского Афона Валерий Иванович Пирогов; по его инициативе стала издаваться серия книг под рубрикой «Монашеское служение Афону на земле Российской» (издание писем отца Арсения – вторая книга из этой серии):

«Я тяжело болел. Долечиваться отправился в Свято-Пантелеимонов монастырь. Приехав туда, почувствовал себя гораздо лучше. Подумал, что это знак – некий призыв открыть историческую и внутреннюю, духовную суть обители, сокрытую в ее архивах. Год назад мы выпустили книгу “Сокровенный мир Афона”. Публикуем то, что никто еще не читал…»

Серию «Монашеское служение Афону на земле Российской» сотрудники Института Русского Афона намерены продолжать, открывая новые имена и факты, в какой-то степени открывая нам нас самих, наследников отечественной истории, в этих малоизвестных реалиях, – заставляя пульс суетной столичной жизни биться в такт с молитвами Святой Горы Афон.


Материал подготовила Юлия Стихарева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь