Священники и врачи обсудили пути взаимодействия Церкви со службами психического здоровья

Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

13–14 ноября 2018 года на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря состоялась международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». Конференция организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия. Ее соорганизаторами стали Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Воронежская митрополия.

В мероприятии приняли участие около 70 священнослужителей, врачей-психиатров, научных сотрудников и представителей духовных школ из России, Казахстана, Белоруссии, Румынии Испании, Великобритании, Италии, Нидерландов, Греции и Кипра. С приветственным словом перед собравшимися выступил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Даже за посещение больного Господь приводит человека в Царствие Божие, а если он не только посещает, но и работает с больными, то награда его еще более высока», – сказал епископ Пантелеимон. Владыка вспомнил, как сам в юные годы несколько месяцев работал санитаром в психиатрической больнице, и подчеркнул: «Более трудного времени в своей юности даже не припомню».


Преосвященнейший Пантелеимон также отметил, что ритм жизни, удаленность человека от Бога и природы способствуют развитию психических болезней, и потому проблема, которая обсуждается на конференции, с каждым годом становится всё острее. Более 25 лет наша страна живет в условиях свободы, возможной стала проповедь Евангелия и взаимодействие Церкви и медицины. И очень знаменательным можно считать тот факт, что первым новым храмом, который появился в этих условиях, стал храм в психиатрической больнице – в Научном центре психического здоровья. «Это знак внимания и понимания того, что психиатры должны взаимодействовать с Церковью». В заключение владыка подчеркнул: «Очень важно, чтобы эта конференция помогла священникам с пониманием относиться к рекомендациям врачей, а врачам – с уважением и пониманием относиться к священникам и видеть в священнике своего союзника».

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, председатель рабочей группы по пастырскому попечению о душевнобольных Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия отметил, что развитие знаний о психиатрии, изменение взгляда на причины психических расстройств и способы их лечения вызывают споры среди специалистов, а также ставят перед Церковью вопросы, требующие осмысления, как с точки зрения богословских позиций, так и с позиции повседневной пастырской практики… В современном мире общество утрачивает связи с Богом и Церковью, что нередко становится источником психического нездоровья, – считает владыка Сергий. – Принимая во внимание данные о неуклонном росте числа психических заболеваний, христиане рассматривают душевное здоровье населения как пространство совместной ответственности духовенства и медицинских работников».

При этом архипастырь отметил, что представление о необходимости совместной работы священнослужителей и представителей служб психического здоровья не всегда находят поддержку среди медицинских работников, пациентов, их родственников, а иногда и среди священнослужителей. «Одна из проблем заключается в том, что общественные предубеждения, мифы и предрассудки в отношении психиатрии и психических больных приводят к тому, что пациенты, игнорируя врача, обращаются лишь к помощи Церкви и ошибочно пытаются подменить психиатра священником», – рассказал митрополит Сергий.

Научным и по-медицински глубоким было выступление ведущего научного сотрудника Отдела особых форм психической патологии Научного центра психического здоровья РАН кандидата медицинских наук Ольги Борисовой, посвященное теме «Патологическая религиозность у психических больных». Как пояснила с самого начала Ольга Александровна, под патологической религиозностью врачи и ученые понимают психические расстройства, искажающие усвоение традиционных религиозных убеждений и ведущие к искаженной социальной жизни. Речь шла об изучении психически больных, зацикленных на различных бредовых состояниях, связанных с верой, в частности о депрессиях, связанных с идеями греховности и богооставленности.

Госпожа Борисова описала такое психическое состояние, когда больные, как правило, молодого возраста сознательно резко ограничивали прием пищи вплоть до полного отказа от еды. Они считали, что должны стремиться достичь определенного физического состояния, которое, по их мнению, должно быть у истинно верующих. Эти больные настолько зацикливались на своем весе и питании, что скрывали от близких свой настоящий вес. Они постоянно думали, что священник на исповеди мысленно осуждает их за несдержанность в еде. В итоге у таких больных наблюдалось полное истощение и социальная замкнутость.

Другие больные, которых изучала доктор Борисова, страдали угнетенным состоянием, вызванным навязчивыми мыслями о том, что Бог их оставил. Они не чувствовали радости от присутствия на службе в храме и во время исполнения молитвенного правила. Это повергало их в отчаяние, так как они считали, что Господь покинул их по причине их греховности. У таких больных появлялись мысли о никчемности дальнейшей жизни и суицидальные стремления.

Некоторые люди, страдающие психическими расстройствами, по словам Ольги Александровны, зацикливались на религиозно-бредовом поведении и в категоричной форме требовали от своих родных выполнения монашеских правил, а если эти требования игнорировались, то они устраивали дома погромы, называли родных «слугами дьявола» и не хотели даже слушать того, что им говорят священники. Иная группа пациентов была зациклена на конце света – им казалось, что они по-новому прочитали Священное Писание и только они знают то, что неизвестно никому, – о скором конце света. При этом больные соблюдали все посты, ходили на службы, исповедовались, причащались, но на исповеди не открывали священнику свои помыслы о конце света.

Были в группе исследуемых и те, кто считал себя новыми мессиями. Одни были уверены, что им предназначено изменить весь мир, другие полагали, что Господь наделил их особыми знаниями и теперь они должны исцелять окружающих; третьи страдали оттого, что, как им казалось, в них вселились либо злые силы, либо, наоборот, силы светлые – Господь или Его Ангел.

После доктора Ольги Борисовой митрополит Воронежский и Лискинский Сергий предоставил слово главному врачу комплекса Оперативной группы судебной психиатрии Отдела психического здоровья больницы Боллат (г. Милан, Италия), профессору феноменологической психопатологии в Миланском университете Бикокка доктору Марии Терезе Ферла. Она рассказала о новой модели оценки психического состояния, которую используют итальянские психиатры. Эта модель изучает три уровня человека: ум, психику и душу. Существующей медицинской науки недостаточно, по мнению доктора Ферла, для понимания состояния человека. Поэтому итальянские психиатры много внимания уделяют личностной истории пациента, его мыслям, ощущениям, интуиции и т.д. «Нам важны не просто медицинские симптомы, а знаки и символы, – подчеркнула Мария Тереза. – Их надо истолковывать через антропологическую модель понимания человеческой личности». Поэтому при лечении пациента, подчеркнула итальянский доктор, «мы должны постараться войти в душу человека, чтобы правильно понять его состояние». Это, по ее словам, новая система лечения, основанная на отношениях врача и больного, установлении связи с ним. Поэтому терапия больных, страдающих психическим расстройством, должна осуществляться через беседу с пациентом, изучение его лица, поведения – взглядов, жестов, молчания...


Как отметила доктор Ферла, эта методика лечения, основанная на общении, активно используется и развивается последние 40 лет и в очень многих случаях способствует исцелению самых разных психических состояний. «Лишь 25% шизофрении невозможно вылечить, – подчеркнула Мария Тереза Ферла. – В остальных случаях можно говорить о полном исцелении. При этом основа терапии с душевнобольными – беседа, основанная на уважении к пациенту». Как еще раз подчеркнула итальянский профессор психиатрии, «в основе современного лечения лежит человеческое прочтение безумия».

К особым психологическим факторам, которые должны учитывать врачи-психиатры, заметила доктор Ферла, относятся время и пространство. Так, для депрессивного больного время никогда не проходит, для человека с параноидальным расстройством время летит стремительно, а для пациента в состоянии тяжелого психоза времени не существует вовсе. То же касается и пространства. Поэтому так важно понимать, в каком времени и каком пространстве живет пациент. Ключевым моментом также является изучение чувства вины больного. Только через оценку этой вины можно правильно понять его психическое состояние. Вина в депрессиях занимает особое место, потому что в этих состояниях вина толкает больных к суициду.

Доктор Ферла отдельно остановилась на изучении семьи больного, подчеркнув, что именно кризис в семье вызывает у молодых людей различные душевные заболевания. «Поэтому мы в Италии лечим 15–16-летних подростков, которые переживают очень сильные душевные травмы из-за отношений в семье, – заметила доктор. – Благодаря этому возникла школа семейной терапии, которая занимается только лечением таких больных».

Итальянского профессора сменил магистр богословия, врач-эндокринолог, насельник румынского монастыря Раду-Воде монах Досифей (Горбачевский), который свое выступление посвятил тому, как психически больные люди воспринимают церковные таинства: Исповедь, Евхаристию и Елеосвящение. Он сообщил, что после падения коммунистического режима был подписан договор между правительством Румынии и Румынской Православной Церковью, согласно которому при каждом медицинском учреждении есть храм и священники помогают врачам своим пастырским служением. Отец Досифей в своем выступлении рассказал об опыте одного из священников Румынии отца Иустина Ниобу по окормлению душевнобольных пациентов. Одно дело, исповедовать и причащать людей физически и душевно здоровых и совсем другое – больных шизофренией, у которых часто «сознание уходит». Поэтому священникам, по словам отца Досифея, приходится проявлять большое терпение, исповедуя и причащая таких людей. «Причащать такого больного надо внимательно, – пояснил румынский монах, – так как у него могут проявляться неконтролируемые движения. Отец Иустин предупреждает, что больные шизофренией могут несознательно выплюнуть Причастие обратно в Чашу. Чтобы этого не случилось, у причащающего священника должны находиться рядом два помощника из числа верующих».

Как сказал монах Досифей, упоминаемый им отец Иустин за 24 года наблюдений говорил, что после Причастия у больного отмечаются положительные изменения: наступает улучшение в работе мышления, болезнь не прогрессирует в течение длительного периода, наступает просветление ума, возобновляются его дружеские связи, появляется желание молиться святым, совершать крестное знамение и поклоны.

Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев свой доклад посвятил теме «Психические заболевания и одержимость». Отец Владимир отметил, что человеку не под силу познать свою душу, поэтому трудно понять, почему с ним происходят те или иные психические недуги. «И, чем глубже проникает наука в глубину человека, тем очевиднее становится эта непостижимость». Докладчик напомнил, что все люди в той или иной степени подвержены разным страстям. Эти страсти и, как их следствие, грехи негативно воздействует на сознание человека, толкая его на безумные поступки. Однако, по мнению отца Владимира, необходимо различать душевные заболевания, которые надо лечить лекарственными препаратами, и духовные болезни, когда человеком овладевают бесы. «Главное, что нужно и душевнобольному человеку, и духовно больному человеку, – это евангельская любовь, – подчеркнул отец Владимир. – Церковь – это больница, и потому туда приходит много больных людей».

С докладом на тему «Бред одержимости при психических болезнях» выступил директор по научной работе Научного центра психического здоровья РАН кандидат медицинских наук Григорий Копейко. Григорий Иванович говорил о психических расстройствах с позиции современной врачебной науки. Он заметил, что многие психические болезни имеют своего рода «маски», под которыми прячется сама болезнь. В частности, он говорил о бреде одержимости в религиозной сфере. По словам доктора Копейко, его исследовательской группе на протяжении 25 лет довелось наблюдать самых разных шизофренических больных, которым казалось, что бесы проникли в их тела. При этом, по словам доктора Копейко, больные по-разному старались бороться с «бесом, сидящим внутри»: морили себя голодом и жаждой, вызывали рвоту, ходили на отчитку к экзорцистам, совершали магические обряды, чертили круги на полу, чтобы выманить беса, или даже пытались совершать суицидальные поступки. Психиатры, отметил Григорий Иванович, называют эти состояния «галлюцинацией общего чувства», но, по сути, это – параноидальная шизофрения.

Об одержимости говорил и католический священник Хосе Вегас, преподаватель Высшей семинарии «Мария – Царица Апостолов». В своем выступлении он изложил взгляд Римской Католической Церкви на проблемы психических заболеваний и одержимости. По мнению священника Хосе Вегаса, «самый обычный и прямой путь к одержимости – это контакт, активный или пассивный, с оккультизмом, сатанизмом, спиритизмом, астрологией, магией, целительством, колдовством… Но есть и другие способы, внешне менее вредные, но которые влекут за собой большие опасности, поскольку отделяют от истинного Бога, деформируют Его образ и заменяют его на безличные идеи о Боге как о положительной энергии и т.д.».

Хосе Вегас, полагает, что отличить психически больного от человека, одержимого бесом, можно по одному признаку – человек, одержимый злым духом, по-настоящему хочет от него избавиться, тогда как психически больной человек не хочет терять злого духа. Чтобы помочь человеку, экзорцисту необходимо сотрудничать с врачом-психиатром, который знает, где границы болезни, а где имеет место духовная одержимость.

Завершал первый день работы конференции доклад заместителя директора Научного центра психического здоровья РАН, главного научного сотрудника Отдела по изучению эндогенных психозов и аффективных состояний, профессора кафедры практического богословия ПСТГУ доктора медицинских наук Василия Каледы «Пастырская психиатрия – вызов современности (новый предмет в программе духовных школ)».

В начале своего выступления Василий Глебович привел статистические данные Всемирной организации здравоохранения: во всем мире депрессиями страдает, примерно, 9–20%, шизофренией – 1%, расстройством личности – 2% населения, а невротические расстройства встречаются у 9–10% населения. По данным Научного центра психического здоровья, в Российской Федерации в психотерапевтической помощи нуждается, примерно, 5% населения, а психические отклонения наблюдаются у 12–14%, то есть в психиатрическом лечении нуждается каждый 7–8-й человек в России. 

«Часто студенты наших духовных школ, которые хотят стать священниками, не предполагают, с чем они столкнутся на приходах, – заметил Василий Каледа. – У прихожан могут быть не только духовные проблемы, но и психические. И священник должен быть готов к этим проблемам». Доктор Каледа в своем выступлении подробно рассказал о двух знаменитых людях – митрополите Антонии (Блуме) и враче-психиатре Дмитрии Евгеньевиче Мелехове, – которые внесли неоценимый вклад в формирование христианского отношения к душевнобольным. Василий Глебович особо подчеркнул, что нельзя однобоко рассматривать психологические болезни, – случай каждого больного должен быть рассмотрен как с точки зрения душевного здоровья, так и с точки зрения здоровья духовного. Поэтому врачу следует уважительно относиться к религиозным переживаниям своих пациентов.

Сегодня пастырская психиатрия преподается, к сожалению, только в некоторых учебных заведениях. Но курс этот очень важный, считает профессор Каледа, и его необходимо ввести в программу всех духовных школ. В рамках программы курса Василий Глебович вместе со студентами разбирает различные случаи реальных пациентов, чтобы, столкнувшись с подобными людьми в пастырской практике, будущие священники знали, как им надлежит поступать. Каждый священник должен понимать, как вести себя в случае контакта с психически больным. Пастырям также необходимо уметь оказывать помощь своим духовным чадам, страдающим душевными расстройствами, и понимать, что «подобные состояния зачастую носят болезненный, а не религиозно-мистический характер... Священник должен показать своему духовному чаду, что болезнь ему попущена с определенной целью, с целью его спасения».

При этом профессор Каледа заметил, что большую помощь оказывали своим прихожанам те священники, которые не отмахивались от больных, а буквально брали их за руку и приводили к врачу-психиатру. «Недавно у меня был очень трогательный случай, – заметил Василий Глебович. – Мне позвонил священник из отдаленной епархии. Попросил о встрече и во время своего отпуска привез на консультацию одного из своих прихожан. Совершенно удивительный пастырь».

Главное, по словам профессора Каледы, чтобы «верующий человек обращался с молитвой к Врачу с большой буквы, чтобы Он послал ему для исцеления врача с маленькой буквы».

В заключение Василий Глебович заметил, что, как священникам необходимо знать основы психиатрии, чтобы они понимали, когда надлежит отправить нуждающегося в помощи прихожанина к врачу-психиатру, так и врачам в период ординатуры нужно обучаться основам веры и узнавать о роли священника в духовной помощи страждущим людям.

Второй день работы конференции начался с доклада заслуженного врача Российской Федерации, заведующего кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии С.М.Кирова, главного психиатра Министерства обороны РФ, доктора медицинских наук, профессора, В.К. Шамрея «Особенности душепопечения о лицах с суицидальным поведением». В первой части своего выступления докладчик напомнил об отношении к самоубийцам в ветхозаветный период, а также изложил христианскую точку зрения на грех самоубийства, проиллюстрировав примерами из библейской истории и истории Российского государства утверждение о том, что народы, знавшие Единого Бога, в разные исторические периоды своего существования одинаково негативно относились к решению человека свести счеты с жизнью. Затем профессор познакомил слушателей с основными теориями самоубийства и описал наиболее распространенные мифы о самоубийцах, которые бытуют в обществе и могут принести вред, лишив бдительности родственников человека с суицидальным поведением. Например, не является правдой то, что тот, кто говорит о желании совершить самоубийство, никогда не совершает его.

В.К. Шамрей представил вниманию участников конференции статистические данные о российских регионах, где суицид совершается наиболее часто; рассказал о мотивации тех, кто совершает попытки самоубийства; поделился размышлениями о методах профилактики суицида в нашей стране. Главный психиатр Министерства обороны также сообщил участникам форума, что в Военно-медицинской академии разрабатывается справочник-пособие о признаках суицидального поведения, который, по его мнению, необходимо будет приобрести каждому священнику.

Особое внимание докладчик уделил агрессивному влиянию средств массовой информации на формирование саморазрушающего поведения в молодежной среде. По мнению доктора Шамрея, значение религии как фактора антисуицидального поведения трудно переоценить. Голос Церкви, голос духовно здоровой общественности должен звучать в нашем обществе, воспитывая в молодых людях правильное отношение к традиционным ценностям, знакомя их с понятиями греха и добродетели, добра и зла. Что же касается информационной политики государства, то она должна быть направлена на формирование мировоззрения граждан, базирующегося на истинных ценностях, так как разрушение духовных основ нашего общества является целью информационной войны, которая ведется сегодня против России.

Почетный профессор психогерантологии в Университете Саутгемптона, магистр Оксфордского университета, доктор философии Лондонского университета, член Британского психологического общества, член Академии общественных наук, доктор Питер Колеман (Великобритания) в докладе «Религиозность и психопатология в пожилом возрасте» обратил внимание собравшихся на то обстоятельство, что пожилых людей становится все больше. Доктор Колеман много лет работал в геронтологических центрах и имел возможность заметить, что спектр услуг по уходу за стариками видоизменяется, но не становится лучше. Но состояние пожилых людей действительно можно улучшить, благодаря качественному уходу за ними. Многие пожилые люди считают, констатировал профессор, что нет смысла продолжать жить. У пациентов геронтологических центров с подобным настроем наблюдается угнетенное состояние психики, ухудшается работа мозга, они страдают тяжелыми депрессиями. По мнению доктора Колемана, мы, то есть здоровые члены общества, должны помогать людям достойно встретить старость. Отсутствие ценности жизни у человека является отражением слабости духовного состояния семьи или общества, которым он принадлежит. Еще не так давно общество внимательно относилось к тому, что религия должна присутствовать в жизни пожилых людей. Правда и тогда, в силу отсутствия научных подтверждений, медики редко признавали, что она может оказывать оздоравливающее воздействие на человека. «Теперь же, – заметил профессор, – благодаря вкладу ученых, которые занимались этой проблемой, мы узнали, насколько важно доверить Богу свою жизнь в обстоятельствах, когда горе или страдания угнетают нас». Духовные убеждения оказывают положительный эффект на здоровье человека, и это подтвердили сегодня научные исследования. Теперь, по мнению Колемана, проблема заключается в том, что и в Европе и в Америке религиозность стремительно падает. В 60-х годах прошлого столетия в обществе начались изменения, по причине которых религиозность значительно снизилась. Люди в возрасте старше 80 лет, подвергают сомнению ценности, которые лежали в основе их воспитания. Атеизм в западном обществе развился изнутри, и, в частности, по этой причине остро встала проблема эвтаназии, законодательно разрешенной сегодня в целом ряде стран. Психологическая адаптация, как показывает опыт, в старческом возрасте не приносит ожидаемых результатов. В Великобритании для облегчения состояния стариков применяются психоделические наркотики, которые якобы высвобождают сознание. И многие ученые задаются вопросом о том, какими сегодня должны быть пути решения проблем людей старше 80 лет. Игнат Петров, проводивший исследование об уровне депрессии у пожилых людей 30 лет назад и сейчас, сообщает, что за это время он поднялся в три раза. Исследуемая группа продемонстрировала высокий уровень клинического расстройства, требующий внимания со стороны врачей. Но исследования показали также, что сохранившие религиозные убеждения и выстоявшие в период репрессий пациенты имеют лучшую сопротивляемость депрессии и сохранили память.

Научные наблюдения за пожилыми людьми выявили и тот факт, что старики чаще сомневаются в вере, чем молодежь. А потому, уверен доктор Колеман, пастырям нужно больше внимания уделять пожилым людям. Наиболее часто задаваемый ими вопрос звучит так: «Как мог Бог допустить все это?» И он должен со всей серьезностью восприниматься священнослужителями.


Бакалавр медицины Мадридского университета Комплутенсе, доктор медицинских наук Университета Ла-Лагуна (Испания), доктор богословия Папского университета Святого Креста, (Рим, Италия), магистр биоэтики Университета Вальядолида (Испания), почетный капеллан клиники Университета Наварры (Испания), доктор Хесус Коломбо Гомез (Испания) в своем выступлении на тему «Психические заболевания и духовная жизнь пациента: пастырское окормление душевнобольных в современной системе здравоохранения» сделал акцент на необходимости прислушиваться к советам священников всем тем, кто в силу профессии занимается душевнобольными людьми. На протяжении многих веков эти пациенты считались опасными, изолировались в домах умалишенных, больше похожих на тюрьмы, подвергались унижениям и могли рассчитывать только на поддержку семьи и благотворительных учреждений. Успехи последних лет в лечении и законодательстве привели к изменению отношения к душевнобольным. Особенно этому способствовали открытия в области фармакологии. Доктор Гомез также поделился тем, как в студенческие годы под влиянием Виктора Франкла трансформировалось его собственное отношение к лечению психически больных. Будучи убежденным, что единственный путь лечения – это фармакологическое вмешательство, он открыл для себя книгу «Человек в поисках смысла», где автор примерами из собственной жизни иллюстрирует утверждение: «тот, кто знает, зачем жить, преодолеет любое "как"». Виктор Франкл трансформировал психоанализ в логотерпию, основная идея которой – жизнь сама по себе имеет смысл. Это нашло подтверждение и тогда, когда доктор Гомез стал служить капелланом. «Жизнь наша всегда имеет смысл, даже если он не всегда нам очевиден», – уверен доктор.  Помочь больному осознать смысл собственной жизни, смысл страдания или предложить ему этот смысл – вот задача, которая стоит перед священником и врачом, которые занимаются душевнобольными. Священник обязательно должен следовать советам психиатра, общаясь с душевнобольным, но главным для него остается забота о собственном благочестии.

Далее докладчик подробно остановился на практических аспектах душепопечительской практики, раскрыв тезис о том, что душевнобольные должны быть приняты священником с особой заботой. Очень важно также, по мнению доктора, чтобы священник советовал больному выполнять рекомендации, данные врачами. Пастырям же, которые желают изменить отношение к душевнобольным, капеллан порекомендовал никогда не принимать методы лечения, несовместимые с христианством. 

Детский психиатр, системный семейный/групповой психотерапевт доктор Панагиота Мама Агапиу представила вниманию участников конференции доклад на тему «Религиозность и психопатология в детском и юношеском возрасте». Напомнив собравшимся значение слова терапия, которое звучит по-гречески как касаюсь теплом, доктор выразила уверенность в том, что именно таким способом и должна оказываться больным психотерапевтическая помощь.

Один из пациентов как-то признался доктору Панагиоте: «Мои родители научили меня строить отношения с Богом посредством того, как они строили отношения с нами, своими детьми». «Он озвучил то, что мы знаем как специалисты, – сказала докладчица. – Если ребёнок считает, что родитель это строгий судия, постоянно наказывающий за какие-либо прегрешения, тогда и Бог для ребёнка будет строгим судией, наказующим и постоянно контролирующим. Если же родители имеют снисхождение и полагают какие-либо пределы свободе, заботясь о безопасности ребёнка, а не ради запрета удовольствий, тогда и заповеди Божии будут им исполняться ответственно и свободно. Принимая ребёнка с его ошибками и покрывая их, мы облегчаем ему следование по пути покаяния, поскольку он знает, что путь этот ведёт его в любящие объятия Отца».

В своем выступлении доктор подробно рассмотрела случаи, когда родители, беспокоясь о том, чтобы ребенок не нарушал заповеди Божии, не замечали его болезни или же занимали чрезмерно жесткую позицию по отношению к нему в то время, когда маленький человек более нуждался в помощи, нередко медикаментозной, и снисхождении.

Протоиерей Виктор Гусев, клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери Целительница при Научном центре психического здоровья РАН в докладе «Особенности пастырского окормления больных в психиатрической клинике» особо отметил, что о подлинном психическом здоровье можно говорить только тогда, когда все три сферы человека – дух, душа и тело – находятся в гармонии друг с другом. Причем ведущей является сфера духовная. Психические же заболевания проявляются в нарушении способности человека сохранять свое внутреннее единство, свою целостность; в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность суждений, поведения и восприятия окружающей действительности. Главной задачей священники, окормляющие прихожан больничного храма, видят в том, чтобы помогать больным «сознательно возрастать к Богу» в состоянии болезни. Целесообразность такого подхода подтвердили исследования, проводившиеся в Центре психического здоровья, которые показали, что у православных больных сохраняются состав и структура смысловой сферы, а это означает, что психически больной человек способен жить по-христиански. Главными направлениями пастырской работы отец Виктор считает: помощь больному в осознании смысла случившейся с ним болезни; поддержку больного и приведение его к благодатной помощи Божией (молитве и таинствам); а главное – пробуждение собственной активности больного человека.

Далее отец Виктор рассказал о специфических особенностях окормления душевнобольных и поделился опытом своей священнической практики, отметив, в частности, насколько важно уметь из того, что говорит человек на исповеди, выделять, что относится к болезни, а что к греховному поражению его души. По его мнению, от священника, окормляющего психически больных, требуется понимание реалий психопатологии, наличие представления о способах и характере лечения и действии психотропных препаратов, а также особая чуткость к больному и ответственность за то, как он воспринимает священническое слово.

Доктор медицинских наук, психиатр, групповой психотерапевт, богослов, в прошлом председатель и почетный член Всемирной психиатрической ассоциации (секция по религии, духовности и психиатрии) Питер Ферхаген (Нидерланды) представил собравшимся доклад на тему «Религиозные стратегии помощи психически больным». Доктор Ферхаген отметил, что психологические теории не свободны от влияния мировоззрения их авторов. Человек проживает свою жизнь в условиях «разворачивающейся теодрамы». Зная о рождении, смерти и Воскресении Христа, мы имеем возможность видеть перспективы собственного развития и смотреть на психологические недуги глазами христианина. Ученые пытаются доказать нам, что наука лишена иррационального мышления, но когда мы читаем Библию, мы понимаем, что являемся частью этого мира, и психопатология – это лишь следствие падения человека. Это означает, убежден доктор Ферхаген, что есть две основные стратегии помощи больным – это преодоление и прощение. Какое влияние ситуация оказала на человека и как он на нее ответил? Внимательное слушание позволяет психотерапевту поддержать жизнестойкость больного. Доктор также привел результаты целого ряда исследований, подтвердивших положительную роль духовных практик в выздоровлении пациентов.

Психиатрия должна быть включена в курс обучения священнослужителей, уверен доктор. Но и психиатры, в свою очередь, должны понимать, что современное общество развивается как многокультурное и многоконфессиональное. В некоторых странах уже сформулированы руководства для практической психиатрии, где отмечено, что психиатр вне зависимости от собственных убеждений должен с уважением относиться к вере пациента и его родственников. По мнению докладчика, будущее психиатрии принадлежит гармонии веры и профессионализма.

Кандидат философских наук (Папский Григорианский Университет Рима), преподаватель Католической Высшей Межепархиальной духовной семинарии в Караганде (Казахстан), доктор богословия (Лювлин, Польша) священник Александр Посацкий, выступая по теме «Психотерапевтические практики или оккультистские инициации? Практики психотерапии, не совместимые с христианским мировоззрением», выразил опасение, что философская концепция материализма в настоящее время продолжает доминировать в науке. Однако лечение, базирующееся на какой бы то ни было концепции, не должно мешать спасению души больного. Подмена понятий в научном знании нередко скрывает реальную сущность той или иной теории. Так, ложное понимание Бога обязательно принесет свои плоды в виде болезни. А грехи против первой заповеди (гордыня или идолопоклонство) могут стать причиной одержимости. Считать себя Богом очень опасно, как опасно и изменять значение прихода Спасителя для человечества. Не меньшую опасность представляют сегодня, по мнению доктора богословия, и психокульты, которые широко распространены в среде психологов и психотерапевтов.


Люди ищут быстрого решения проблем, однако, многие психологические теории требуют коррекции. Наука должна соблюдать границы своей компетенции. Исследуя душу и тело, ученым надо понимать, что душа и тело являются лишь частями целого. Дух же, как главная составляющая человека, остается тайной, и не поддается научному познанию. Но именно на духовном уровне происходит общение человека с Богом.

В завершение конференции митрополит Воронежский и Лискинский Сергий поблагодарил собравшихся за предпринятые труды и напомнил, что форум проходил в рамках работы Межсоборного присутствия.

От лица собравшихся митрополиту Сергию выразил благодарность за возможность обсудить важнейшие проблемы помощи душевнобольным протоиерей Алексий Бабурин. Отец Алексий также поблагодарил председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Волоколамского Илариона и организаторов конференции и выразил надежду на то, что доклады участников форума будут опубликованы и с их содержанием смогут познакомиться все желающие.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Петр Селинов

Фото: интернет журнал «Прихожанин»

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь