Сосредоточение вечности

Куликово поле в истории русских монастырей

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле, где именно в этот святой день произошла в 1380 году великая битва, всегда отмечают большими торжествами. Именно там наши предки впервые почувствовали воодушевляющую силу единства, способную если еще не сокрушить врага, то значительно поколебать его уверенность в праве на русскую землю. В преддверии первого в начавшемся церковном году двунадесятого праздника вспоминаем монастыри, хранящие память о выдающемся историческом событии.

В нашем Отечестве издавна существовала традиция хранить память о том или ином событии, устанавливая поклонные кресты, строя часовни, возводя храмы и открывая монастыри.

Среди обителей, связанных с Куликовской битвой, первой можно назвать Николо-Угрешский монастырь, на месте которого во сне великому московскому князю Дмитрию Ивановичу явился святитель Николай, утешивший полководца и явлением своим предсказавший победу.

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве, расположенный на пересечении улиц Рождественки и Рождественского бульвара, был устроен матерью героя Куликовской битвы – Серпуховского князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым. Во время сечи он руководил засадным полком, выступление которого решило исход сражения. Впоследствии основательница обители княгиня Мария Константиновна приняла здесь постриг с именем Марфа. Сам же князь Владимир в своей вотчине, в Серпухове на Оке, захоронил после битвы останки воинов-героев и воздвиг над этой братской могилой в Высоцком монастыре каменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Монастырь стал вечным памятником.

Можно вспомнить и московский Спасо-Андроников монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским, воспитателем благоверного князя Дмитрия Ивановича, – по преданию, здесь служили первые панихиды по воинам, павшим на Куликовом поле. Близ Симонова монастыря Москвы – ныне сохранившего лишь остатки былого величия – в храме Рождества Пресвятой Богородицы пребывают мощи святых воинов-иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.

…В маленьком городке Скопине Рязанской области тоже есть обитель, хранящая память о Куликовской битве, – небольшой, далеко не всем известный Свято-Духов монастырь. Согласно преданию, монастырь был устроен воином, раненным в Куликовской битве. Здесь он испил воды из целебного источника, исцелил раны и решил подвизаться в этом святом месте. Здесь же сподобился явления преподобного Сергия Радонежского, который благословил основать обитель.

Монастырь, затерянный среди полей, никогда не был многолюден. Тихо и неспешно, в молитвах и трудах текла здесь жизнь. В правление первого царя из династии Романовых появились первые письменные о нем упоминания. Тогда обитель именовалась Троицкой. При секуляризации конца XVIII столетия монастырь был упразднен, но спустя несколько десятилетий монашеская жизнь здесь была возобновлена, так как в его постройки была переведена братия сгоревшего рязанского Духова монастыря. В XIXвеке обитель переживала подлинный расцвет, появились каменные здания – келейный корпус, настоятельские покои с трапезной, а также амбар, баня, скотный двор и другие сооружения. В 1880-х годах был возведен пятиглавый трехпрестольный храм в псевдорусском стиле.

При советской власти Духов монастырь был разорен, в его стенах находились разные учреждения. Только в 2013 году сюда вернулась сначала богослужебная, а потом и монашеская жизнь. Обитель пока не в лучшем состоянии. Насельники монастыря устроили домовый храм, который по воскресеньям и в дни церковных праздников переполнен богомольцами, – притом что Скопин – городок небольшой, известен своим гончарным производством, которое в настоящее время в основном развивается кустарно, на фабрике жизнь еле теплится. Неизменные паломники этой обители – те, кто приезжает поклониться и испросить молитв схимонахини Феодосии Скопинской, похороненной в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Эту старицу, нашу современницу, насельники монастыря почитают как духовную мать. Любое дело начинается с молитв на могилке матушки Феодосии. А дел хозяйственных у маленькой братии обители и доброхотов-помощников хватает: нужно приводить в порядок территорию, ожидает своего восстановления большой монастырский собор… бесконечные бумаги, согласования и многое-многое другое.

Братия несет свои монашеские труды. Не часто появляющимся паломникам рассказывают историю исцеления воина. Чудесный источник находится неподалеку. Возрождена традиция ежегодных крестных ходов к этому святому месту, дающему с Божией помощью силы и здравие.

– Я думаю, что счастлив город, где есть древний монастырь. Зачастую современные жители этого просто не осознают. Нам кажется, что история – это было «когда-то…» А на самом деле это то, что было, есть сейчас и будет. И монастырь – это место сосредоточения вечности. Может быть, город Скопин и стоит только потому, что столько веков монахи молились здесь, стяжали дух мирен. И молитв наших предшественников хватило почти на сто лет вперед – чтобы не дать прийти окончательному распаду и забвению. Нам тоже нужно принимать эту эстафету святости. У меня здесь каждый день как последний: надо, говорю образно, вбить хоть один гвоздик, иначе день прошел зря. И каждый день – это дар Божий.

Мы беседуем с иеромонахом Давидом (Хрулёвым), исполняющим обязанности наместника Скопинского Свято-Духова мужского монастыря. В обители он уже более пяти лет.

– Мы, братия обители, стремимся, чтобы паломники, а прежде всего – сами жители Скопина полюбили это место, почувствовали его силу, святость даже в его нынешнем, не совсем устроенном состоянии. И поняли, что это их земля, их родина. Такая, какая есть. А какой ей быть в будущем – зависит от нас. Как будем молиться, так и монастырь будет восстанавливаться. Ведь, как известно, сила в немощи совершается (2 Кор 12:9). Надо просто прикоснуться к святости, к духу вечности, где и воин, исцеленный на этом месте, может помочь нам, сегодняшним – современным и продвинутым исцелить себя. Ведь, я думаю, ему было совсем не просто основать обитель в далеком XIV веке…

Мы принимаем паломников, можем их разместить. Стараемся всех утешить,накормить. Современному человеку не хватает утешения, чувства сопричастности его проблемам и бедам. Рязанская земля богата святынями. А Куликово поле никуда не уходит, не исчезает бесследно. В любом монастыре есть ратное поле. Только это поле борьбы со своими грехами, страстями, это, прежде всего, преодоление себя и своего эгоизма. И дело монахов – молиться, и поле их битвы – бессмертная душа.

***

А на Куликовом поле 21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, как всегда, состоятся многочисленные мероприятия. В храме в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме, являющемся подворьем Троице-Сергиевой лавры, будет совершена Божественная литургия, а затем панихида по всем воинам, павшим за Отечество во все времена. Этот храм был построен в 1914 году по проекту архитектора А.В. Щусева. 22 года назад храм был передан Церкви, что явилось добрым свидетельством соработничества музейного сообщества и Русской Православной Церкви. Куликово поле – место, где каждое мгновение овеяно ветрами истории, где, как и в монастырях, пребывает вечность…

Юлия Стихарева

Фото предоставлены Свято-Духовым монастырем 
и Государственным военно-историческим и природным 
музеем-заповедником «Куликово поле»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Воскресенский Новодевичий монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь