«Научно-информационный праздник» в Иоанно-Предтеченском монастыре

6 февраля в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «История Московского Ивановского монастыря. Строители и ктиторы». «Монастырский вестник» предлагает своим читателям познакомиться с тем, как проходило это мероприятие, обозначившее новую значительную веху в изучении истории обители.

Среди умножающихся ныне в России монастырей лишь единицы возникают «с чистого листа», не имея предшествующей истории. Для многих обителей с течением времени жизнь создает эту историю даже во второй, и в третий раз. Интересно, что иноческое житие, по природе своей, казалось бы, стремящееся оторваться от всех земных привязанностей в движении к небесной цели, делает исключение для одного весомого «багажа»: монашество ценит свое предание, устное и письменное, помнит предшественников и наставников, хранит благодарность давним попечителям. Любой монастырь с историей стремится больше узнать о своем прошлом, особенно если прошлое измеряется столетиями. Обители открывают музеи, восстанавливают утраченные страницы монастырских летописей, делая тем самым доброе дело не только для себя, поскольку нынешние паломники через это прикосновение к былому могут обрести интерес к монашеству и желание понять его суть.

Предтеченская обитель на Ивановской горке в Китай-городе дважды восставала из полного разорения – после наполеоновского нашествия и после десятилетий хозяйничанья в ней советской власти. При втором возрождении (монастырь был официально вновь открыт в 2000 году) ей посчастливилось: Божией милостью в числе насельниц, прихожан и друзей оказались люди, готовые с огромным желанием и любовью по крупицам собирать и изучать ее материальное и духовное наследство.

Не каждый монастырь по прошествии двух с небольшим десятилетий трудного восстановительного периода может предъявить наряду с отреставрированными храмами и корпусами два образцово составленных, прекрасно изданных фолианта с материалами по своей истории (третий том тоже почти готов). Не каждый обладает такими духовными ресурсами, чтобы регулярно проводить полноценные тематические конференции, посвященные своему историческому наследию и шире – истории христианского монашества с первых веков его существования.

Нынешнее научное собрание, названное «История Московского Ивановского монастыря: строители и ктиторы», объединило в небольшом конференц-зале (он находится в подклете Иоанно-Предтеченского собора, рядом с музейной экспозицией) историков, археологов и искусствоведов, архитекторов, реставраторов, филологов, а также насельниц монастыря, приобретших за годы исследовательских трудов уникальный опыт и профессионализм. По традиции открыла заседание казначея обители монахиня Анувия (Виноградова).

Программа конференции подводила определенный итог большому периоду работы и в соответствии с этим имела четыре раздела:

– история XVI–XVII вв.;

– история XIX века; возобновление монастыря;

– хутор Московского Ивановского монастыря;

– новые находки в фондах музеев и архивов; презентация новых изданий.

 

Попечители и молитвенники

Приветствуя участников, А.Л. Баталов, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе счел нужным заметить, что такое «необязательное», не прописанное ни в одном монашеском уставе явление как конференция – на самом деле необходимо и для изучения прошлого, и в целом для пробуждения интереса к монашеской жизни.


Говоря о заявленной теме, Андрей Леонидович также отметил ее важность, поскольку «ничто не происходит само собой»: за каждым моментом строительства, благоукрашения монастыря стоят конкретные люди, которые делали вклады, заботясь об участи своей души, надеясь на вечное молитвенное поминовение. Годы безбожия разметали и большей частью обратили в прах монастырские синодики и вкладные книги, и теперь мы должны, не упуская ни единой мелочи, восстанавливать содержавшиеся в них сведения. Хотя счастливые находки иногда бывают: так неожиданно была обнаружена считавшаяся утраченной «Книга записей достопамятных вещей» собора Покрова на Рву. Возможно, синодик Ивановского монастыря тоже найдется где-нибудь, например, в еще не разобранных монастырских архивах, хранящихся в ГИМе.

Из самого доклада А.Л. Баталова «Ктиторы Ивановского монастыря и проблемы архитектурного изучения обители» интересно было узнать, как, действительно, скрупулезно, путем многих поисков, сопоставлений малейших сохранившихся артефактов, пересмотра прежних взглядов и убеждений ученый может продвигаться в исследовании исторического периода, документация о котором практически отсутствует. В частности, докладчик привел доказательства, опровергающие – или дополняющие – ранее существовавшее мнение, что первым ктитором монастыря был Василий III. Изучение архитектурных особенностей и кирпичной кладки несохранившегося монастырского собора, а также икон его утраченного иконостаса ведут в более позднюю эпоху – Иоанна IV, чьим небесным покровителем, собственно, и был святой Иоанн Предтеча. Из гораздо более документированного XVII столетия до нас дошли имена крупных вкладчиков – боярина Богдана Хитрово (в Ивановской обители была пострижена его мать, похоронены жена и дочь) и думного дворянина Василия Саввича Нарбекова, выстроившего надвратную церковь монастыря.

Л.А. Беляев, член-корреспондент Российской Академии наук, заведующий отделом археологии Московской Руси РАН, продемонстрировал аудитории находки из раскопок, проводившихся в 2016–17 гг. при реставрации монастыря. Территория обители была основательно перекопана в XIX веке, когда шло большое строительство. Под строительными горизонтами позапрошлого столетия открываются в основном кладбищенские слои. Из найденного в них   наибольший интерес  представляют фрагменты надгробных плит середины XVI – XVII вв., на которых есть надписи с монашескими именами – «Андреева сына Витовтова, во иноцех Анания», «схимницы Ираиды» и др.

Доктор исторических наук, профессор историко-филологического факультета ПСТБУ А.Г. Авдеев, представив доклад «Из истории некрополя Иоанно-Предтеченского монастыря в конце XVII – первой трети XVIII в.», познакомил участников конференции с неизданным сочинением иеромонаха Чудова монастыря Кариона Истомина (1640-е – 1717) – придворного поэта и главы Московского печатного двора. Эпитафия Елене Истоминой – предположительно матери писателя – интересна тем, что существует в поэтическом и прозаическом вариантах. И если стихотворная эпитафия построена как классический для этого жанра диалог надгробия с прохожим, то из прозаической мы можем узнать много подробностей, а именно, что усопшая подвизалась и умерла в Ивановском монастыре, ее возраст, мирские имя и отчество, и даже имя ее соседки по келье. Нельзя только сказать, нанесена ли была эпитафия на могильную плиту; и узнать это, вероятно, не представится возможным и в будущем, поскольку некрополь этого времени в обители практически не сохранился.

Своеобразный итог тому, что в настоящий момент известно из истории обители с XVI по XVIII столетие, подвел кандидат исторических наук, историк-архивист Иоанно-Предтеченского монастыря Д.Г. Давиденко. В дополнение к уже названным крупным вкладчикам прозвучало имя государя Михаила Романова – в его правление монастырь оставался ружным, то есть содержащимся непосредственно на средства из государственной казны. В начале 1640-х годов по документам прослеживается «комплексная программа» благоустройства монастыря, инициированная царем; в частности была возведена каменная колокольня, колокол для которой отлили по повелению Михаила Феодоровича.

Наиболее яркой личностью среди насельниц в эту эпоху является блаженная схимонахиня Марфа. Степень ее почитания была сопоставима со степенью уважения к ближайшим царским родственникам, отметил Дмитрий Григорьевич. Об этом свидетельствует, например, то, что царским попечением одновременно были изготовлены покровы на гробницы Ирины Годуновой и блаженной Марфы.


Духовные связи

Чрезвычайно интересным оказался раздел программы, посвященный возобновлению монастыря в XIX веке. До середины столетия разоренная наполеоновскими войсками обитель стояла в запустении, между тем как Москва давно залечила раны, нанесенные войной, и вела в это время крупное церковное строительство: возводились Храм Христа Спасителя, Троицкий собор Данилова монастыря.

Вероятно, по Божию Промыслу нужно было дождаться, пока у Высокопреосвященного владыки митрополита Московского Филарета (Дроздова) в подробностях созреет идея создания в Москве общежительных монастырей, первым из которых он назначил быть Иоанно-Предтеченскому. Вся более чем двадцатилетняя эпопея со строительством и возрождением монашеской жизни на Ивановской горке была разносторонне освещена в нескольких докладах, тесно связанных друг с другом по содержанию. М.Д. Смирнова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и регионоведения факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова посвятила выступление непосредственно роли святителя Филарета в возобновлении Ивановской обители. С.В. Духанова, советник Управы Дмитровского района Москвы и экскурсовод Иоанно-Предтеченского монастыря рассказала о двух замечательных женщинах, фактически на своих плечах вынесших финансирование и все труды по строительству, – Елизавете Алексеевне Макаровой-Зубачёвой и Марии Александровне Мазуриной. Монахиня Феонилла (Харченко) сообщением о деятельности прп. Пимена Угрешского и Комиссии по возобновлению монастыря подвела итог этому разделу конференции.

Замечательным дополнением к названной теме послужил эмоциональный доклад Л.А. Шитовой, главного архитектора проекта ООО «Реставратор», почетного реставратора г. Москвы об архитектурном ансамбле и интерьерах Ивановского монастыря, созданных архитектором М.Д. Быковским.

Именно с этих докладов во всем дальнейшем ходе конференции наметился некий особый поворот, который в результате привел к ясному пониманию удивительной объединяющей роли Предтеченской обители в судьбах множества людей, составляющих цвет отечественной культуры, – в самом широком значении этого понятия. Нельзя не увидеть духовной преемственности, идущей от приснопамятной старицы Ивановского монастыря Досифеи, общавшейся с Новоспасскими старцами – учениками прп. Паисия (Величковского) и в свою очередь наставлявшей будущих Оптинских светочей – братьев Путиловых – прпп. Моисея и Антония. Можно удивляться Божиему Промыслу, который привел строительницу обители Марию Мазурину под окормление прп. Антония Оптинского. Но нужно осознать главное – доклад С.В. Духановой, подробно рассказавшей о семействе московских купцов Мазуриных, помог это сделать: и дело возрождения, и множество иных добрых дел, совершавшихся в России, и все эти тонкие духовные связи, имели под собой незыблемую основу: благочестие и совесть, которые считались нормой в традиционных сословиях русского общества. Несмотря на последующие старания оболгать этих людей, историческая правда торжествует: мы все больше узнаем об их широкой, в том числе церковной, благотворительности, строительстве больниц и школ, библиофильстве и коллекционировании… Зная об этой основе, лучше понимаешь, как могла одна женщина отдать все состояние на воссоздание обители, и другая, обремененная вдовством, детьми, утратами, болезнями, – до последних своих дней быть практически единолично ответственной за строительство целого монастырского комплекса.


Ответственность, порядочность и выдающиеся таланты. Организаторский дар, которым обладали продолжившие и завершившие возрождение Ивановского монастыря архимандрит Пимен (Мясников), будущий прп. Пимен Угрешский, и протоиерей Платон Капустин (старший брат архимандрита Антонина, приобретшего для Отечества земли «Русской Палестины»). Творческие, художественные дарования, которыми были наделены архитектор Ивановской обители М.Д. Быковский и другой зодчий – Н.В. Султанов, создатель храма прп. Сергия на монастырском хуторе – о нем также подготовила доклад мать Феонилла (Харченко) на основании своей работы с дневниками мастера в Петербурге, в фондах Российской национальной библиотеки.

…Привычное к Интернету сознание невольно готово было сравнить все эти выстраивающиеся цепочки родственных, профессиональных, а по большому счету – именно духовных связей – с «сетью», пронизанной «гиперссылками», каждая из которых обладает самостоятельной ценностью.

Это ощущение закрепил яркий доклад В.А. Кондратьева, заслуженного регента Москвы, исследователя истории московских храмов и кладбищ, подготовленный им совместно с насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря монахиней Тавифой (Исаевой): «Игумения Леонида (Озерова) как ктитор хуторского храма». О самом строительстве на землях, полученных монастырем в 1891 году близ нынешней станции Марк Савеловской железной дороги, ранее рассказал на конференции Д.Г. Давиденко.

Игумения Леонида (1837–1920), в миру Любовь Петровна Озерова, урожденная Арцыбашева, пожертвовала около 10000 рублей (почти половину требуемой суммы) на строительство хуторского храма, а также дóма, часть которого была отдана ею для проживания сестер. Сделала она это тайно в тот момент, когда, будучи уже 15 лет вдовой, приняла решение о поступлении в Ивановский монастырь. В дальнейшем она была настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря и затем – московского Новодевичьего, где в последние три года жизни престарелой игумении довелось узнать все беды, пришедшие с новой властью.

Но «гиперссылки» вели дальше: игумения Леонида приходилась двоюродной бабушкой Святейшему Патриарху Алексию I. А мать Патриарха Ольгу Симанскую (в девичестве Пороховщикову) девочкой подводили под благословение святителя, митрополита Московского Филарета, который подарил маленькой Оле образок, всю жизнь бывший с Патриархом Алексием, изготовившем впоследствии из него панагию…


Новые издания и находки

Невозможно в одной статье даже просто перечислить все интересные, заслуживающие особого внимания и размышлений сведения, изложенные в докладах конференции. Надеемся, что авторы докладов предоставят их для публикации на сайте обители, – такую просьбу высказал клирик монастыря иерей Николай Мальцев. А также – что издательская деятельность монастыря продолжится, и появятся новые книги, подобные тем, о которых рассказала в заключение конференции доктор филологических наук В.В. Каширина, много лет принимающая участие в исследовательских и просветительских проектах Иоанно-Предтеченского монастыря. Варвара Викторовна познакомила с новым дополненным изданием труда священника Василия Руднева (1834–1904) «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова)», а также обратила внимание присутствующих на то, что монастырь берет на себя труд научного переиздания литературы, которая в 1990-е годы печаталась в основном репринтным способом с целью удовлетворить духовный голод после многолетних запретов. Ныне такие книги необходимо сопровождать соответствующим комментарием и иным справочным аппаратом, что является трудоемким делом – порой небольшая брошюра требует около года подготовки.


В.В. Каширина также сообщила о некоторых замечательных находках в архивных и музейных фондах – результатах изысканий, которые постоянно ведут сестры монастыря. Среди обнаруженных в последнее время предметов, происходящих из Ивановской обители или иным образом с ней связанных, наибольший интерес представляет акварельный портрет инокини Досифеи на пергамене, XVIII века, из фондов государственного Эрмитажа. Увидеть его можно будет, по условию, поставленному музеем, только в одном из готовящихся монастырских изданий.

Д.Г. Давиденко от имени участников поблагодарил организаторов конференции за труд подготовки этого, как он выразился, «научно-информационного праздника» и выразил уверенность, что имеются все предпосылки для новых конференций подобного уровня. Архивиста обители поддержала монахиня Тавифа (Исаева), сообщившая о близящейся к завершению работе над третьим томом архивных материалов по истории монастыря. Мать Тавифа предложила посвятить следующую конференцию игумениям, сестрам и духовенству Иоанно-Предтеченской обители.


Елена Володина

Фото: Владимир Ходаков.

Фотографии также предоставлены
Иоанно-Предтеченским монастырем

Материалы по теме

Монастыри

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.