«Единственное утешение – молитва»

В.В. Каширина

Княгиня Варвара Александровна Туркестанова

По своему происхождению княгиня Варвара Александровна Туркестанова (1834–1913) принадлежала к высшему аристократическому кругу. Рано лишившись родителей, она осталась на попечении тети княгини Евдокии Михайловны Голицыной, которая сумела воспитать ее по-христиански, сформировать понятия о добре и зле, о милосердии и прощении.

Вскоре после кончины матери Варвары княгиня Евдокия Михайловна вместе с девочкой были у московского митрополита Филарета, прославленного ныне в лике святых.

Утешая малютку, владыка сказал:

– Твоя мать была святая, она теперь в раю.

Живой ум ребенка тотчас потребовал объяснения.

– А что делают в раю? – спросила девочка.

– В раю молятся Богу, – ответил серьезно владыка.

Разочарованная таким ответом, девочка с живостью произнесла:

– Только молятся. Как это скучно.

Внимательно посмотрев на нее, владыка положил свою руку ей на голову и пророчески произнес:

– Дай Бог тебе, дитя, впоследствии познать сладость молитвы…

Навсегда в памяти девочки остались поездки в Бородинский монастырь, где их принимала ее родственница игумения Мария (Тучкова), основательница монастыря. Своим гостям матушка рассказывала о великой битве, которая прошла на Бородинском поле, – поле русской славы и скорби.

В 1857 году Варвара Александровна вышла замуж за князя Петра Николаевича Туркестанова (1830–1891), который был прямым потомком древнего княжеского грузинского рода. Супруг был глубоко верующим и близким ей по духу человеком. 

По словам первого жизнеописателя княгини, она «не чуждалась общества; свет был близок ей по родственным и дружественным связям; она вращалась в нем, как в родной ей стихии, жила его интересами, любила его, но никогда не была рабой его и не подчинялась слепо его правилам и обычаям» [1].

В семье Туркестановых родилось шестеро детей. С самых малых лет все дети были приучены к молитве и церковному богослужению.

Впоследствии, обращаясь к учащимся императорского лицея в память цесаревича Николая 13 января 1903 года, владыка Трифон говорил: «Любите же, дорогие дети, храм Божий, приобретайте с юных лет навык к молитве. Молитва сохранит вас от всякого зла, утешит вас во дни скорби и печали, даст вам силы на все добрые дела. Верьте, что я говорю вам, – испытанное жизненным опытом. А кто из вас уже умеет молиться, кто из вас испытал и сладость молитвы за других, тот знает, что ничто на свете так не сближает людей, как искренняя, сердечная молитв» [2].

В детстве будущий владыка тяжело заболел. Варвара Александровна молилась об исцелении сына в храме в честь святого мученика Трифона, обещая после выздоровления посвятить сына Богу и, если он сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Господь услышал горячую материнскую молитву и сын получил исцеление.

После выздоровления вместе с матерью они отправились в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию.

Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу:

– Дайте дорогу – архиерей идет.

Слова митрополита Филарета о том, что Варвара Александровна «познает сладость молитвы» полностью исполнились. Богомольная Москва конца XIX века хорошо знала и любила княгиню. «Ни семейные обязанности, ни требования света, ни молодость, ни старость – ничто не отвлекало, не заглушало и не препятствовало ей в удовлетворении потребностей высших, духовных… Молитва, вот что было ее любимым занятием. И она находила для нее время… Слушать Божественную литургию было для нее живой потребностью, и она не пропускала ни одного дня, не быв у обедни. Ни погода, ни утомление, ничто не удерживало ее. Особенно любила она присутствовать на престольных праздниках, узнавала о них из газет и непременно ехала в ту церковь, где было торжество. В самых отдаленных уголках Москвы можно было встретить богомольную княгиню. Особенно часто и подолгу любила она бывать в Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностях» [3].

Княгиня обладала добрым и мягким сердцем, была внимательна к каждому человеку. Особым даром ее любвеобильного сердца была забота о церковном поминании родных и близких в дни их памяти – о здравии и о упокоении. «Умная, веселая и общительная, она везде была желанной гостьей, душой общества; в ее гостиной всегда можно было встретить самых разнообразных людей – и старые, и молодые одинаково находили удовольствие в ее умной, живой беседе, в ее увлекательных рассказах; она обладала удивительным уменьем каждому сказать или сделать что-нибудь приятное; подмечать вкусы других и доставить соответствующее удовольствие близким ей лицам – было для нее самой радостью и утешением. Нельзя было не удивляться ее памяти и вниманию: она помнила дни рожденья и именин не только своих многочисленных родных, но и буквально всех знакомых. Прежде всего она поминала их в церкви, а затем ехала или посылала поздравлять; не забывала она и умерших своих друзей и отдельно молилась за каждого в дни их памяти» [4].

Духовным руководителем Варвары Александровны был выдающийся московский проповедник, настоятель Кремлевского Архангельского собора протоиерей Валентин Амфитеатров. Будучи ревностным пастырем, отец Валентин привлек в храмы многих прихожан, которых призывал к покаянию и частому причащению. Святой Иоанн Кронштадтский говорил приезжающим к нему москвичам: «У вас в Москве есть свой великий пастырь – отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь».

Материнская молитва определила будущую судьбу старшего сына. По благословению преподобного Амвросия Оптинского в 1884 году Борис Петрович был принят послушником в Оптину пустынь.

Вот как он впоследствии вспоминал об этой судьбоносной встрече во время похорон старца: «Мне вспоминается, как в первый раз я, еще юношей, со страхом стоял перед ним... Как сумел он утешить меня и успокоить, с каким восторгом я возвратился к себе! Вспоминается, как в своей маленькой скитской келье он благословил меня облечься в иноческую одежду, с каким благодушием смотрел он тогда на меня, какие наставления давал мне... Вспоминается, как ровно год тому назад прибыл я сюда, волнуемый различными сомнениями; с какой лаской, с какой любовью он разрешил все сомнения, не дававшие мне покоя» [5].


Княгиня молитвенно сопереживала многие важные моменты в жизни сына, присутствовала на его поставлении во епископы. Это была глубокая внутренняя связь между двумя близкими душами во Христе.

В последние годы жизни Господь испытывал Варвару Александровну разными скорбями и болезнями, которые она переносила с удивительным терпением и упованием на постоянную помощь Божию, находя утешение в молитве.

Тихо и мирно, примирившись со всеми по христианскому обычаю, княгиня почила о Господе 11 сентября 1913 года.

Отпевал ее сын-епископ в московском Богоявленском монастыре в сослужении с сонмом духовенства – с двумя епископами и сорока священниками, воздавая сугубые моления о упокоении светлой ее души.

На таких богослужениях вспоминаются евангельские слова: Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3:20–21).

Архимандрит Димитрий в своем слове отметил христианский подвиг женщины-матери в воспитании детей, «которых всех она стремилась воспитать, приготовить не для одной земли, а и для неба…» [6]

Особенно проникновенно у гроба матери прозвучали слова владыки Трифона: «Единственным утешением в наших скорбях, страданиях, потерях может служить молитва. Успокоение может даровать только Один Господь… <…> Храм Божий – это земное небо. Это единственное место на земле, где страждущая, скорбящая душа человека находит себе утешение и отраду. Здесь, в храме Божием, мы слышим Священное Писание, священные песни, здесь мы видим лики святых, Пречистую Деву Марию, простирающую руки к Сыну Своему за всех скорбящих, здесь невидимо присутствует на Престоле начальник нашего спасения Господь Иисус Христос, здесь совершается величайшее Таинство: Сам Бог приходит заклатися и датися в снедь верным, здесь подается нам благодать в Таинствах. В Таинстве Покаяния мы очищаемся от грехов, а в Таинстве Причащения соединяемся с Господом….» [7]

13 сентября 1913 года тело княгини Варвары Александровны Туркестановой было предано земле.

В этом же году С.М. Соловьев написал стихотворные строки, посвященные владыке Трифону. Именно таким в последний раз его увидела его матушка, всегда молившаяся о сыне-монахе и просившая его святых молитв: 

С темным, сокрушенным, строгим взором,
Всю толпу волнуя громом уст,
Голубым сияя омофором,
Он идет, как новый Златоуст.

 Он не помнит пиршеств многолюдных,
Суета от сердца далека.
Побледнела в четках изумрудных
Княжеская, гордая рука.

 Шум толпы ему докучен ныне,
И труды правленья – тяжелей:
Улетел бы к Оптиной пустыне
Строгий ангел Дмитровских полей.



[1] Памяти княгини В.А. Туркестановой. Шамордино, 1913. С. 5–6.

[2] Трифон (Туркестанов), митр. Любовь не умирает: из духовного наследия. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 93.

[3] Памяти княгини В.А. Туркестановой. С. 6.

[4] Там же. С. 7.

[5] Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1999. С. 572–573.

[6] Памяти княгини В.А. Туркестановой. С. 13–14.

[7] Трифон (Туркестанов), митр. Любовь не умирает: из духовного наследия. С. 335–336.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Данилов ставропигиальный мужской монастырь