«Служба в монастыре – главное, а остальное – поделье»

Игумения Сергия (Щербакова)

Так говаривала игумения Никона (Перетягина), которая в начале 90-х годов прошлого века, приняв на себя настоятельский крест, неустанно – шаг за шагом, год за годом – возрождала вместе с сестрами Шамординскую Казанскую пустынь, основанную некогда преподобным Амвросием Оптинским. Слова «поделье» в толковых словарях не сыщешь, но его смысл вполне понятен русскому человеку. Еще в начале 90-х наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) ввел в Шамординской обители строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полунощницу и утреню, и, благодаря ревности к службе игумении обители и бессменного монастырского духовника архимандрита Поликарпа (Ничипорука), полный суточный круг богослужений сохраняется все это время. А чтобы обитель могла жить плодами своих трудов, ее насельницы несут послушание на скотном дворе и курятнике, огороде и пасеке, а также в саду, обычно богатом на урожай яблок. Есть в обители разные мастерские – иконописная, витражная, пошива церковных облачений, швейная, чеканно-басменная. В керамической мастерской умелицы изготавливают сувениры, что тоже является достойным занятием для монастырского поделья (и, разумеется, в какой-то мере подпиткой для монастырской казны).

Горячо любимой сестрами игумении, что на протяжении двадцати двух лет была настоящей духовной матерью для все возрастающей монашеской семьи в Шамордине, не стало в мае 2012 года. А в мае нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил игуменией Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни монахиню Сергию (Щербакову). По признанию новой настоятельницы, матушка Никона не учила ее чему-то конкретно, как, допустим, в школе обучают учеников. Она ее полностью воспитала! Это она, дорогая матушка, привила любовь к богослужениям. Она же помогла понять, что очищать сердце покаянием нужно для того, чтобы человек мог беспрепятственно разговаривать с Богом.

С монахиней Сергией (Щербаковой) мы встретились и побеседовали вскоре после ее назначения.

Матушка Сергия, думается, что многим людям, в том числе и читателям нашего сайта, среди которых есть наместники, настоятели и настоятельницы обителей, будет интересно узнать о Вашем пути к монашеству. Недавно Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей авторской телепередаче «Церковь и мир» подчеркнул, что в монастырь следует идти не под давлением каких-то тяжелых обстоятельств – жизненных невзгод или разочарований, а только в том случае, если человек почувствовал призвание к монашеству. Вы в обитель пришли по призванию?

По призванию, и почувствовала я его в Оптиной пустыни, куда мы поехали в 1990 году со школьной подругой – инициатором того памятного паломничества. Это был мой первый отпуск после того, как я, окончив институт, год проработала в банке по специальности. В Оптиной мы пообщались с батюшками – нас благословили съездить в Шамордино, посмотреть женский монастырь. Приехали, и как-то сразу все понравилось, хоть и разруха была – одни развалины вокруг. Только церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» матушка Никона с сестрами успела за рекордно короткий срок подготовить к освящению.

У меня в скиту Оптиной пустыни, в благодатной тишине, прерываемой, правда, разговорами тогда еще не выселенных оттуда мирских людей, живших там семьями, появилось желание уйти из мира в монастырь. А в Шамордине оно окрепло. Если говорить о внешней стороне дела, то очень понравился здесь бесконечный простор – природа сразу расположила к себе. А глубинное внутреннее состояние... Считаю, что то был Промысл Божий, который словами не объяснить, – просто надо быть готовым его почувствовать. Живя в Москве, я время от времени посещала храмы, но только здесь, благодаря матушке Никоне, смогла постичь всю красоту и глубину богослужений. Хотя, признаться, на первых порах ходила на них больше из чувства долга, понимая, что так положено. И вот в какой-то момент случился переворот в душе: я всей душой полюбила службы в храме как духовную трапезу, которая дарит наслаждение и радостную возможность молиться за себя, за своих ближних и за весь мир.

Мне было 22 года, когда я стала послушницей женской пустыни в Шамордине. Сколько же вопросов возникало у нас, новоначальных (особенно у приехавших из городов и мало что знавших о правилах монастырской жизни), и со всеми проблемами, со своими горестями и трудностями мы шли и шли к матушке-настоятельнице! В миру человек часто приобретает греховные навыки, а в монастырь приходит для покаяния, для исправления, борьбы со своими страстями. Поэтому приходилось спрашивать, как в какой ситуации поступить. Матушка, выросшая в церковной семье, окормлявшейся у одного из известнейших и почитаемых старцев Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума, и к тому же будучи по своей природе человеком мудрым и милостивым, давала советы, которые я старалась исполнять. Старалась брать с нее пример. И спустя какое-то время почувствовала, что мы хорошо понимаем друг друга, что называется, с полуслова. С матушкой было легко. Так же легко и светло становится при чтении ее книги воспоминаний о жизненном пути, начиная с ранних детских лет, – «На Тя, Господи, уповах...»

Теперь Вам предстоит стать духовной матерью для большой сестринской семьи в Шамордине. После кончины матушки Вы в течение двух лет исполняли обязанности настоятельницы обители. Приходили к Вам сестры с вопросами и своими проблемами?

Приходили и приходят. За советами, для индивидуальных бесед. Говорят со мной искренне, с желанием разобраться в сложных духовных вопросах, чтобы распознать козни врага рода человеческого и не попасть в дьявольские сети. А опыт тесного общения с сестрами у меня имеется, так как я несла послушание благочинной.

Что из начинаний Вашей предшественницы Вы хотите продолжить, а что, может быть, ввести новое, свое?

monasterium.ru sh 14-06-12 14– Став во главе Шамординской Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в мае 1990 года, игумения Никона организовала здесь крепкий монастырский уклад, который нам надлежит с ревностью и усердием поддерживать. Будем сохранять полный круг богослужений со всеми правилами, с молебном в 3 часа утра основателю пустыни преподобному Амвросию Оптинскому. Будем и дальше стараться развивать свое подсобное хозяйство, что кормит сестер, трудниц и паломников. Не все храмы в обители еще восстановлены: например, Троицкий, полностью разрушенный после закрытия монастыря (именно в нем отпевали почившего в Бозе старца Амвросия), мы, можно сказать, возвели заново и сейчас его расписываем, готовим к освящению.

С Божией помощью в последний год земной жизни матушки Никоны нам удалось вернуть в обитель деревянный домик, в котором жил отец Амвросий, когда он сюда приезжал и где принимал сестер и многочисленных посетителей, стекавшихся к нему за советом и помощью. Здесь же батюшке суждено было встретить час своей кончины... Сестры нашли в архивах документы, свидетельствующие, что во время закрытия и разграбления монастыря какие-то благочестивые люди, желая сохранить батюшкин домик, написали письмо властям с просьбой перенести его в Шамордино. Что и было сделано. Дом-келию раскатали по бревнышку, бревна пронумеровали, перевезли в деревню и собрали.

Жильцами там были разные люди, но, судя по всему, тоже благочестивые. Ничего не перестраивали, не меняли. А последние хозяева – Екатерина, Иван и их трое деток – приезжали в этот домик только на лето. Затем, видимо, по совету их духовного отца, они безвозмездно отдали дом обители, попросив молиться за них. Мы тоже раскатали его по бревнышку, пронумеровали и привезли к себе. Зиму бревна пролежали под навесом, затем дорогой нам всем домик был собран. Матушку-настоятельницу уже на колясочке возили смотреть, когда только был сделан фундамент... А теперь нам предстоит внутри обустроить все так, чтобы многое напоминало о той эпохе, о самом батюшке. Чтобы люди, входя туда, чувствовали сильное действие благодати, как это чувствовали те, кто при жизни общался с великим оптинским старцем. (Кстати, раба Божия Александра из деревни Шамордино передала духовнику обители – отцу Поликарпу – много лет тайно хранившийся у нее келейный крест преподобного Амвросия).

monasterium.ru sh 14-06-12 42

Еще матушка Никона успела возродить монастырскую больницу и богадельню, которые были здесь прежде, так что нам остается продолжать ее праведные труды. И постараться поднять на новую ступеньку духовное образование сестер, которые изучают Ветхий и Новый Завет. Два раза в неделю занятия по Ветхому Завету и истории Церкви по благословению матушки Никоны проводит наша монахиня – мать Нектария (Мареева). А в этом учебном году в обитель стал приезжать преподаватель из Москвы Александр Анатольевич Ткаченко, заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия», член Синодальной библейско-богословской комиссии, научный сотрудник ИВИ РАН (сектор специальных исторических дисциплин). Он читал лекции по Новому Завету, затем сестры из числа тех, кто в состоянии учиться (а это оказалось около 50 человек) сдавали ему зачет. И, надо сказать, сдали успешно. Дополнительное образование для монашествующих очень своевременно и важно.

Известно, что основатель Шамординской пустыни старец Амвросий принимал сюда женщин любого звания, состояния и здоровья, хотя в те времена для поступления в другие монастыри нужно было внести хоть какой-то вклад – деньгами или имуществом. Случалось даже, что кто-то приводил корову, кто-то доставлял телегу со скирдами сена. А батюшка брал и бедных вдов, и девиц-сирот без всякого вклада. Неудивительно, что в начале XX века число насельниц тут доходило до 800. Сколько сейчас сестер подвизается в обители? Приходят ли новые сестры?

Сегодня у нас насчитывается 120 насельниц, и, слава Богу, новые сестры по молитвам преподобного Амвросия Оптинского продолжают приходить. Это, конечно, милость Божия, что Господь и Божия Матерь приводят их в это благодатное место. Приводят и благодетелей, которые любят обитель и помогают решать многие насущные вопросы. Так, например, один из благодетелей вложил свои средства в восстановление Троицкой церкви, где центральный придел – в честь Святой Троицы, другой небольшой придел – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также, благодаря этому человеку, у нас появилась удобная деревянная лестница, по которой, несмотря на крутизну спуска, можно спокойно спуститься к святому источнику.

monasterium.ru sh 14-06-12 39

Другой благодетель – столичный адвокат (а с ним мы знакомы с 1993 года) – на протяжении всех этих лет дает нам ценные консультации в юридическом плане. Особенно важны и актуальны они были, когда никак не могла разрешиться острая ситуация: на территории обители жили целые семьи, не желавшие выселяться отсюда. Даже после того, как оказалась реализована программа, согласно которой администрация Калужской области выделила средства и для этих людей были построены хорошие новые дома в другом месте, они неохотно расставались с жильем здесь. Было немало тяжб, и наш друг-адвокат очень помог нам.

Также мы благодарны одной семейной паре за создание официального сайта нашего монастыря. Создать сайт – дело недешевое. А эти люди сказали, что все сделают бесплатно, во славу Божию. Сайт нам был крайне необходим, потому что имелись какие-то сайты, посвященные Шамордину, но в публикациях, там помещенных, встречались разного рода неточности, да и акценты зачастую были неправильно расставлены. Конечно, нас это не устраивало и, что тут говорить, нередко расстраивало. Когда же появился свой сайт, официальный, вздохнули с облегчением: здесь мы полностью за все отвечаем – за каждую фразу, каждое слово. Что касается оформления, то создавшая сайт семейная пара так и продолжает нам помогать: подсказывать, советовать – за что им низкий поклон!

Матушка, и еще один вопрос, который, можно сказать, стал традиционным в наших беседах с монашествующими. При монашеском постриге Вас нарекли Сергией в честь преподобного Сергия Радонежского. Что Вы при этом испытали?

Признаться, для меня это было неожиданно. В женских монастырях монахинь часто нарекают в честь преподобных жен или святых мучениц и великомучениц, а тут – в честь нашего великого святого! У матушки-настоятельницы небесным покровителем был преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского. В тот момент я почувствовала, что наше духовное родство с матушкой еще более укрепилось. Еще мне подумалось, что для тех, кто горячо любит Россию и стремится сохранить ее главную ценность – православную веру, имя игумена земли Русской особенно дорого, близко, любимо. Дорого оно и мне. Как раз в тот день совершался самый первый постриг тех сестер, что пришли сюда в начале 90-х и здесь духовно выросли. Постригали троих. Двух нарекли в честь основателей русского монашества – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а меня – в честь покровителя Руси и русского народа во все времена. Это и величайшая радость, и огромная внутренняя ответственность.

Кто Вас поздравил с недавним высоким назначением игуменией Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни?

Первыми поздравили Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова). Вот только что почтальон принесла поздравительную телеграмму от родной сестры матушки Никоны (Перетягиной) игумении Митрофании, настоятельницы Троицкого женского монастыря в Пензе. И, конечно, меня поздравили мои родители, которым когда-то непросто было принять выбор двадцатидвухлетней дочери, но с годами они меня поняли, и монастырь в Шамордине стал им особенно дорог.

Беседовала Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков
(а также снимки из архива монастыря).

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Преподобный Иосиф Оптинский
Преподобный Иосиф Оптинский

Монастыри

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
249700, Россия, Калужская область, Козельский р-н, пос. Шамордино, п/о Каменка
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
249700, Россия, Калужская область, Козельский р-н, пос. Шамордино, п/о Каменка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь