Под покровительством Пресвятой Богородицы

Игумения Екатерина (Гаева)

Один из самых любимых на Руси Казанский образ Пресвятой Богородицы прославлен во множестве местночтимых икон. Милостью Божией и попечением Самой Царицы Небесной с этим образом связана история и некоторых обителей. Так четыре столетия назад в самом центре Ярославля  был основан Казанский женский монастырь, переживающий ныне период  возрождения. Сама Пресвятая Богородица предрекла его возникновение на месте  постройки храма в честь чудотворной Ее иконы. О славном прошлом Казанской обители и ее сегодняшней жизни рассказывает игумения Екатерина (Гаева)

Яко идеже по николицех летех имать сия икона стояти у благодатию из Мене Родшегося Бога, будет обитель велия на славу и на похвалу святому имени Моему и на прославление будущим многим чудесам от Мене…

Из Сказания о чудотворной местной иконе Казанской.

mv_x_06.jpgВозникновение нашей обители связано со Смутным временем. За десятилетие до тех страшных событий, в 1588 году, икона была привезена на Ярославскую землю, в Романов-Борисоглебск. В 1609 году, во время разграбления города поляками, чудотворный образ оказался в Ярославле. В благодарность Пресвятой Богородице за избавление от многодневной осады тогда же и построили в городе деревянный храм в честь Казанской иконы. Вокруг храма почти сразу устроились деревянные келии для семидесяти монахинь сожженного интервентами Рождественского монастыря. В то время самое активное участие в жизни молодой обители принял Патриарх Гермоген. По его благословению икона навсегда осталась в ярославском монастыре.

К началу XIX века при монастыре были устроены церковно-приходская школа для девочек и больница, а за Волгой разместилась монастырская богадельня для пятнадцати стариц, с Тихвинским храмом при ней и кладбищем. Накануне событий 1917 года в обители подвизалось около четырехсот сестер.

Сохранились дореволюционные фотографии Казанского монастыря, свидетельствующие, что монастырские постройки занимали целый квартал города. Здесь и три храма, и величественная четырехъярусная колокольня, которую было видно из любой точки города. Запечатлены на снимках монастырские келии, здания мастерских и больницы.

В былые времена славилась Казанская обитель крестными ходами с чудотворной иконой до Романова-Борисоглебска и Рыбинска, чудными песнопениями, золотошвейным и иконописным мастерством, благоговейными службами. Выпекали на всех просфоры, шили облачения священнические и архиерейские, вышивали хоругви. Эта единственная женская обитель в Ярославле была всеми любима и почитаема. На похороны игумений стекался весь город, власти и воинство. Однажды, когда крестный ход с иконой встретился с кортежем бывшего по делам в Ярославле великого князя Сергея Александровича, тот вышел из кареты, приложился к святыне, пригласил сделать то же всех сопровождавших его и благочестиво подождал, пока пройдет крестный ход.

С закрытием монастыря в 1918 году, после подавления в городе белогвардейского восстания, было утрачено всё: и владения, и трехвековые традиции.

К концу столетия монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня была снесена. Храмы хотя и не были разрушены, но Казанский собор приспособили под архив, Покровскую зимнюю церковь – под планетарий, а Сретенский домовый храм – под кинотеатр.

mv_b_03.jpgВозрождение началось в 1998 году – ровно через 80 лет после закрытия. Сам факт открытия монастыря воспринимается как настоящее чудо. И не иначе как чудом в своей жизни может назвать каждая из насельниц обители свой приход в монастырь. Стечение обстоятельств, по промыслу Божию, как некое кружево тропинок, путей и дорог, привело нас к этому источнику жизни вечной. Так бывший музыкальный работник, потеряв работу, похоронив мать, будучи на грани отчаяния, нашла в обители утешение и смысл всей своей жизни. И как только она пришла в монастырь, сразу наладились отношения с сыном, со снохой, принесли радость долгожданные внуки, и спустя некоторое время все их семейство воцерковилось. Можно привести и другой случай. Горячо любящая родных и свою работу, уже имеющая опыт в своем призвании архитектор в одночасье постигла суетность мира. Передав Господу попечение о близких, о деле, как ранее казалось, всей жизни, оставив все мирское, в монастыре обрела она душевный мир и покой. Так и молодой специалист-логопед, любимица в кругу друзей, пациентов и знакомых, но любящая свое одиночество сирота однажды решила все оставить и посвятить себя Богу. Некоторые из сестер перед приходом в монастырь много поездили по святым местам в поисках лучшего, потрудились во славу Божию, а остались в Казанской обители и созидают теперь это святое место, очищая свое сердце от всего суетного. Одни обрели здесь от чудотворной иконы ощутимую, живую помощь изболевшейся в скорбях душе, другие – утешение в каждодневном Богослужении, третьи – возможность постичь радость в служении ближним и несении тягот друг друга. К Богу у каждого свой путь, но всех нас этот путь привел в Казанскую обитель.

С  помощью Божией, под покровительством Пресвятой Богородицы управляется всё на пути спасения подвизающихся в монастыре. Особый же молитвенник и ходатай за нас – святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, патриарший местоблюститель, исповедник, один из тех, кто отстоял православие в годы лютых гонений и богоборчества. Его честные мощи покоятся в обители с 2001 года.

mv_c_01.jpgВ нашей обители подвизаются 24 сестры. Жизнь иноческая – иная, в отличие от мирской. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.

В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келья на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать (если не на неотложном послушании), и правило общее. Вечернее правило совершается вместе всеми сестрами, но утренние молитвы, а также келейное правило остаются для каждого личными.

Много в монастыре разных послушаний. Пожилым монахиням доверено чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела. Послушания в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, в библиотеке несут сестры помоложе, но имеющие житейский опыт. В ризнице, в золотошвейной, швейной и реставрационной мастерских, в саду трудятся сестры, у которых есть способности к этим послушаниям. Читают и поют на клиросе те, кто имеет музыкальные данные. Здесь пригождается музыкальное образование, которое родители так любят давать своим детям, порой вопреки их желанию.

Все сестры должны знать богослужебный устав и основы православия, поэтому для них проводятся занятия по литургике, патрологии, катехизации, православной антропологии. Духовник обители регулярно общается с сестрами не только на исповеди. Игумения, как заботливая мать и верный друг, стремится иметь с сестрами постоянное личное общение, которое строится на взаимном доверии. Ведь сестрам, имеющим житейский опыт или образование, приходится смиряться и не думать об этом как о чем-то значительном и важном, чтобы навыкнуть в послушании, смирении и отсечении своей воли. С самого начала монашеской жизни во всех трудах, какими бы непосильными они ни казались, надо  усердствовать, везде успевать и со всеми ладить.

С 1998 года, с началом возрождения обители, стали возрождаться и традиции. Ежегодно проходит крестный ход до Рыбинска с нынешней святыней монастыря – чудотворным списком Ярославской-Казанской иконы, выполненным в дар священнику в 1888 году. Как и до революции, сестры пекут просфоры для многих храмов Ярославля и за его пределами. При монастыре действует регентская школа семинарии и губернская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова.

mv_p_10.jpgНа территории монастыря установлен гранитный крест в память обо всех пострадавших в кровавом подавлении белогвардейского восстания 1918 года. Тогда в течение нескольких дней город был под обстрелом дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы. Здесь, после упразднения обители, в 20-е годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», шли допросы, расстрелы.  У креста ежегодно служится панихида. Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В день памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор Ростово-Ярославских новомучеников,  в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.

В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже прийти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы поспешить на работу. Когда мы были еще в миру, то о таком и не мечтали. Теперь всё для верующих посильно.

mv_b_06.jpgЧасто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в помощи и духовном наставлении. Для них при  монастыре действуют катехизаторские курсы, священник отвечает на вопросы, сестры тоже могут терпеливо выслушать, утешить, что-то подсказать.  

На попечении у обители находятся престарелые больные сестры, а также  пожилые прихожанки, несколько многодетных семей, семьи священников.  Мы оказываем помощь продуктами и одеждой, беженцам собирали всем миром мебель. Теперь необходимо приложить немало усилий для возрождения монастырской богадельни, что невозможно без участия неравнодушных людей, активных наших прихожан. Так все вместе, сообща, с помощью Божией и осилим дорогу, ведущую ко спасению.  

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь