Истинный послушник и истинный старец

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф (в миру Иван Ефимович Литовкин; 1837– 9 мая 1911) родился в селе Городище Харьковской губернии, в очень благочестивой семье. Он рано потерял родителей. Любимая сестра Александра за четыре года до смерти матери ушла в монастырь. Старший брат Семен, ставший полным хозяином имущества, был пристрастен к вину. Ивану пришлось пережить многие лишения, скорби и опасности, но Господь хранил его. Наконец, Иван попал на службу к таганрогскому купцу Рафаилову, который очень ценил юношу за его кроткий нрав и честность и даже хотел женить на своей дочери. Однако Иван стремился к иной жизни. В миру он чувствовал себя неуютно. Храм был единственным местом утешения, а молитва – неизменным источником духовной радости.

Известно, что в раннем детстве мальчику было видение Божией Матери. Случившийся позже в селе сильный пожар обошел дом Литовкиных только благодаря сердечной молитве маленького Вани к Царице Небесной.

Когда купец предложил Ивану жениться на дочери, юноша попросился на богомолье в Киево-Печерский монастырь, предоставив все воле Божией. Купец не стал препятствовать благочестивому намерению. Иван отправился сначала в Святогорский монастырь, а затем в Борисовскую женскую пустынь, где подвизалась его сестра. Там он получил духовный совет идти в Оптину. В Оптиной молодой паломник побывал у старца Амвросия, который предложил ему остаться в монастыре.

1 марта 1861 года в возрасте 24 лет Иван Литовкин вступил на монашеский путь. Сначала его определили помощником повара в скиту, но вскоре перевели келейником к преподобному Амвросию. К старцу приезжало огромное количество людей, искавших духовного окормления, и у Ивана не было даже своего угла для отдыха. Молодой послушник, стремившийся к уединению, не ожидал такого поворота, поэтому его стали мучить помыслы о заветном Киеве и Святой Горе Афон. Захваченный мыслями об Афоне, он однажды услышал за спиной голос старца, который слегка ударил его по плечу: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами». Прозорливость старца настолько поразила послушника, что он со слезами покаяния упал к ногам отца Амвросия и больше уже не помышлял об уходе.

Через три года Ивана постригли в рясофор, а в 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, – в мантию с именем Иосиф. В 1877 году монах Иосиф стал иеродиаконом, а 1 октября 1884 года – иеромонахом.

Поскольку старец Амвросий по болезни не был способен посещать храм, по воскресным и праздничным дням всенощное бдение совершалось в его келье. Теперь эту обязанность исполнял иеромонах Иосиф. К тому времени отец Иосиф уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий и серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника.

Заботясь о посетителях и духовных чадах старца, отец Иосиф умел беречь и своего наставника. Когда он видел, что старец утомлен, то кротко, но твердо напоминал ему о времени отдыха. Отец Амвросий нередко превозмогал себя, жалея своих чад, и занимался с ними до поздней ночи. Тогда келейник заходил будто бы по какому-то делу, чаще всего, чтобы завести часы, и с любовью, но тревожно смотрел на старца. И тот сдавался: «Ну, теперь прощайте: отец Иосиф стал часы заводить, значит, пора расходиться».

Однажды скитская братия была напугана приходом неизвестного человека, который, размахивая пистолетом, громко объявлял всем, что идет к отцу Амвросию. И только отец Иосиф сохранил спокойствие. Он вышел к незнакомцу, творя тайно молитву, и спокойно спросил, что ему угодно. «Мне нужно видеть отца Амвросия!», – кричал сумасшедший. Тогда отец Иосиф, глядя ему в глаза, осенил его крестным знамением. Тот сразу сник и опустил руку с пистолетом, который тут же отняли. В другой раз посетительница пыталась впутать отца Иосифа в одно неприятное для старца денежное дело и даже угрожала ему. Но отец Иосиф ответил ей спокойно: «Ну что ж, за старца я готов и в острог пойти».


Вся монашеская жизнь отца Иосифа воочию подтверждала слова святых отцов. На вопрос «Почему нет истинных старцев?» они отвечали: «Потому что нет истинных послушников».

В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. Когда больному стало совсем плохо, прочитали отходную, но по молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила.

Как-то раз одна монахиня, беседуя с преподобным Амвросием, спросила у него, какая была Матерь Божия в последние годы Своей жизни. Старец сказал ей: «Сходи к отцу Иосифу и спроси у него, какова была Матерь Божия, когда Ей было шестьдесят лет». Отец Иосиф по своему смирению никогда об этом не рассказывал. 

По выздоровлении отца Иосифа архимандрит Исаакий (Антимонов) официально назначил его помощником старца. И с этого времени он начинает открыто исповедовать и помогать изнемогающему от трудов и болезней преподобному Амвросию. Старец был очень рад этому и говорил окружающим: «Теперь у нас новый духовник». Каждое лето старец ездил в Шамордино для окормления сестер обители. Неизменным его спутником всегда был отец Иосиф. Но в 1890 году преподобный впервые не взял верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», – сказал он, приказав перейти в свою келью. Каждый месяц отец Иосиф посещал старца. Между тем, в Оптиной, монахи, включая настоятеля, начали обращаться к отцу Иосифу и исповедоваться у него.


10 октября 1891 года преподобный Амвросий скончался, оставив по себе великое множество плачущих. Но осязательная преемственность великого дара старчества позволила отцу Иосифу стать новым духовным светильником Оптиной. Таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми. Даже наружностью отец Иосиф напоминал преподобного Амвросия. Принимал он в той же келье, исповедовал сидя на кровати, где преподобный полулежал по нездоровью. У изголовья теперь стоял большой портрет старца Амвросия.


После кончины преподобного Анатолия (Зерцалова) на старца Иосифа легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Когда по праздникам он служил собором в монастыре, то, пока был в силах, никогда не позволял себе ездить, а ходил пешком и зимой и осенью, в любую погоду. В одежде ничем не отличался от простого монаха.

Родственников он принимал наравне со всеми прочими посетителями. Всегда приветливый и участливый он ни перед кем не заискивал, никого особо не отличал, своим смирением смирял самые бурные сердца. Краткие слова отца Иосифа несли огромную силу. Он не любил баловства, уступок, и как истинный монах никогда не был внешне ласковым, хотя был добрым и снисходительным к человеческим немощам. Единственным выражением его внимания и ласки к духовным чадам было то, что он легонько ударял по голове в особенных случаях. С самыми близкими и преданными чадами он был скорее строг, но они чувствовали его отеческую любовь и молитву. 

Сохранилось множество свидетельств о даре исцелений по молитвам преподобного Иосифа. Так одна женщина, живя в Оптиной, сильно заболела; она попросила отвести ее в «хибарку» к старцу. Он ее принял и, дав в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». Когда он вернулся, она совершенно забыла о своей болезни. В другом случае мать с сыном приехали в Оптину. У сына сильно болела нога, он не мог ходить. К старцу его внесли на руках, из хибарки он вышел сам.


Случаев прозорливости старца так много, что им можно посвятить целую книгу. Доверившиеся ему люди избегали опасностей. Те, кто поступали вопреки совету старца, впоследствии мучились поздним раскаянием. Монахиня М. вспоминала: «Пишет мне одна барышня и просит передать батюшке, что за нее сватаются три жениха, за которого из них ей пойти? Первый и третий ей не нравятся, а второй нравится. Батюшка ответил: «За Николая, за третьего, а то дело плохо будет». Я была поражена. Ни она мне не писала, как зовут ее женихов, ни я ничего не говорила батюшке, не зная их имен. Я написала барышне ответ батюшки. Она вторично пишет, что ей не нравится этот жених. Батюшка опять говорит: «По-моему, лучше ей идти за Николая, а не послушает, как хочет». Она послушалась и вышла замуж за Николая, и до сих пор они живут очень счастливо. А с женихом, который ей нравился, случилось несчастье – переезжая речку, он утонул».

Бывали поразительные случаи, когда отец Иосиф получал непосредственные указания от почившего старца Амвросия. Так однажды отец Иосиф отпустил одну монахиню, по ее просьбе, к родным. Вдруг, во время послеобеденного отдыха, он ясно услышал голос своего наставника: «Не нужно ей ездить, скажи, чтобы осталась». Отец Иосиф послал за монахиней и объяснил ей волю старца, которую она приняла со слезами умиления.

С 1905 года преподобный Иосиф стал часто хворать и вскоре оставил должность скитоначальника, принимал посетителей все реже и реже. В апреле 1911 года началась предсмертная болезнь старца. 9 мая, после причастия, он тихо отошел ко Господу. При гробе старца Иосифа произошло несколько чудесных исцелений.


Материал подготовила Мария Мономенова

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Константино-Еленинский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь