«…Эти встречи нужны нам как воздух»

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Часть вторая

Часть первую см. по ссылке

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», проходившего 24-25 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, поделиться своими впечатлениями о форуме и ответить на вопрос, насколько такие встречи важны и актуальны для современного монашества. Предлагаем вниманию читателей ответы тех, кто принял участие в работе круглого стола.


Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав

Такие конференции необходимы, они нас взаимно обогащают. Думается, их можно было бы даже почаще проводить. Я благодарю Бога за возможность общаться в рамках монашеских форумов с архиереями, игуменами и игумениями. Сколько замечательных докладов и выступлений прозвучало на нынешнем мероприятии, проходившем в формате круглого стола! Мне запомнился доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора «О формировании "богослужебного сознания" монашествующих». Интересным показалось выступление епископа Петергофского Силуана, ректора Санкт-Петербургской духовной академии «Богослужения суточного круга как основной “средообразующий” фактор монастырской жизни». Слушая владыку Силуана, я вспоминал свой приезд и начало служения в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, где я стал свидетелем печальной картины: совершаются молитвенное правило, полунощница, читается акафист, а перед Божественной Литургией вдруг все разом «рассыпались». Спрашиваю у братии: «Вы куда сбежали? Ведь Литургия – это самое главное!» Надо понимать, что когда возрождается монастырь, Божественная Литургия – это основа всего. Поэтому доклад владыки Силуана очень актуален. И состоявшийся впоследствии разговор участников круглого стола о многообразии уставов был плодотворным.

Поразил меня своими интересными мыслями доклад настоятеля Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии, игумена Петра (Мажетова) «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как Таинства Царства». Понятно, что у отца Петра есть опыт Святой Горы Афон. В своей обители он практически выступает и как игумен, и как духовник, что очень укрепляет братство, помогает насельникам монастыря быть вместе. И для трудников, и для послушников он как отец. Но когда много забот – когда епископ или игумен имеет и другие церковные послушания, – ситуация несколько иная. Конечно, я стараюсь как можно чаще общаться с братией. Исполняя послушание игумена и священноархимандрита Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря и священноархимандрита Александро-Свирской обители, приезжая туда на неделю или на две, независимо от того, служу я или нет, в дни пребывания в монастыре прихожу на общие трапезы и отвечаю на вопросы братии, сам расспрашиваю их о чем-то важном.

На наших монашеских форумах важна передача опыта. Что-то из опыта других монастырей можно перенять, а что-то подходит не всем... У нас есть монастыри, где братия ведет уединенный образ жизни, и у меня была возможность приобрести такой опыт в Коневском Рождество-Богородичном монастыре, расположенном на острове Коневец, где я был настоятелем с 1999 по 2001 год. Паломники бывают там только в теплое время года, а зимой и осенью насельники подвизаются, сосредоточившись на молитве и послушании. Но я не могу закрыть Тихвинский или Александро-Свирский монастырь и прекратить общение с паломниками и прихожанами! Опыт русского монашества имеет свои особенности. Например, в праздники и воскресные дни мы устраиваем общую трапезу. После чина о Панагии вместе идем обедать – насельники обители и миряне. Кроме того, последние часто обращаются к нам за духовным советом, духовной поддержкой и, помня завет преподобного Серафима Саровского, мы стараемся им помочь. То есть общение, которое идет на пользу людям, происходит постоянно, что для наших российских монастырей естественно. А в отношении монашеских форумов скажу: мне они придают сил. Каждый раз я вольно или невольно вспоминаю свое паломничество на Афон, где никогда не прерывалась монашеская традиция, и утверждаюсь в мысли, что и у нас в России есть такие обители, такие люди, которые имеют опыт молитвы сродни афонскому. Божией милостью нам есть у кого учиться. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Преображенский Валаамский монастырь, Введенская Оптина пустынь, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – и этот список можно было бы продолжить – все это обители Русской Православной Церкви, насельники и насельницы которых, восприняв от своих наставников опыт подлинной монашеской жизни, стараются передать его новому поколению иноков и в наши дни.

Архимандрит Макарий (Швайко), наместник Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря Великолукской и Невельской епархии Псковской митрополии

Вот уже девятнадцать лет как я являюсь наместником древней обители, отмечающей в эти дни свое 450-летие. Хотя какой-то опыт накоплен, но, признаться, монашеских форумов, на которых игумен или игумения имели бы возможность сверить направление развития своего монастыря, проанализировать – правильно ли они управляют обителью, я ждал давно. И теперь охотно приезжаю на такие мероприятия, делаю какие-то заметки, что-то стараюсь запоминать. Слушая докладчиков, участников дискуссии, переношу те или иные проблемы на свой монастырь и думаю: «Как раз моя тема! У меня тоже такое происходит!» Это и есть передача опыта обителей, которые уже продвинулись на шаг или на два шага в духовном совершенствовании.

Правда, в первые годы, на мой взгляд, всё шло как-то робко. Больше внимания уделялось практике монашеской жизни в других Поместных Церквях. Конечно, их представители замечательно выступали на наших конференциях, делясь своим опытом и рассказывая о подвижниках веры, подвизавшихся в Греции, на Афоне, в Сербии, Грузии и так далее. Однако хотелось подробнее услышать об опыте российских обителей, их шагах на пути возрождения. И должен сказать, что последние монашеские собрания меня в этом плане радуют. Мы начинаем руководствоваться практическими действиями наших святых – от киево-печерских старцев до сибирских, дальневосточных. Словом, всех тех, кто создавал на просторах Руси обители, становившиеся оплотом Православия. Кто непрестанно творил молитву и противостоял страстям.

Особенно мне интересны доклады, посвященные организации монашеской жизни в мужских монастырях. Как бы то ни было, но в женских обителях несколько проще. Там одно направление: труд и молитва, молитва и труд. В мужских – труд, молитва, богослужение. И при этом нужно смотреть, чтобы братия в священном сане, не выходя из рамок монашеского жития, могла нести разные послушания. А то бывает так, что иеромонах или иеродиакон заявляет: «Я послужил, я устал, меня не трогайте!» Как раз на второй день форума мы рассматривали данный аспект. Проводивший дискуссию по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий высказал по этому поводу мысли, которые легли мне на сердце, и я их записал. Об отдыхе и умении распределять свои силы. О болезнях духовных и физических… Да много чего оказалось созвучным тому, что накипело у меня в душе.

Я вот не понимаю, как можно выполнив одно послушание (такое, допустим, как служба в храме), попытаться уйти от другого, ссылаясь на усталость и таким образом перекладывая общую ношу на остальных. Спрашиваю у братии: «Ну, и зачем вы тогда пришли в монастырь? Посмотрите, что получается. Вы оделись в монашеские одежды. Вы нашли свое предназначение в этой жизни. Но предназначение – это одно, а еще должно быть ваше желание, ваше горение, ваше самораспинание». Ведь монастырь и монашество существуют ради того, чтобы человек распинал себя ради спасения, ради духовного самосовершенствования. Часто привожу им евангельские слова: «Иже Аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и евангелия, той спасет ю» (Мк. 8, 35). Так вот мы, говорю, пришли в монастырь, чтобы погубить свою душу в послушаниях, которые призваны нас вести ко спасению в жизнь вечную.

Всё больше я убеждаюсь, что эти встречи нужны нам как воздух. Возвращаясь в обитель, уже более зорко вижу, чтό у нас нормально идет, а какие направления хромают. Естественно, нужно понимать, что все мы разные, поэтому и шероховатости в отношениях между братией неизбежны. В то же время игумен должен хорошо знать каждого брата, чтобы снять напряжение в обострившейся ситуации. Наши монашеские собрания помогают вырабатывать правильный подход к решению сложных вопросов, возникающих в повседневной жизни. Еще одно их достоинство заключается в том, что мы на них знакомимся друг с другом и потом, когда есть нужда с кем-то из игуменов посоветоваться по поводу духовного монашеского возрастания, я могу позвонить и сказать: «Батюшка, благословите приехать к Вам!» И еду. Например, в соседнюю область – Тверскую, к наместнику мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандриту Аркадию (Губанову) – благочинному монастырей и архиерейских подворий, председателю епархиального Отдела по монастырям и монашествующим.

 Настоятельница Сяндемского Успенского женского монастыря Петрозаводской и Карельской епархии игумения Варвара (Иванова)


Для нашего небольшого монастыря в Карелии бесценен живой опыт, который передают на монашеских мероприятиях представители разных обителей. Предложенная ныне тема круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» вызвала большой интерес. А дискуссия «Современные практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии» была для нас особо значима, так как в сложившейся ситуации возрождения нашей обители в условиях удаленности от населенных пунктов, суровости северных климатических условий и отсутствия каких-либо построек сестрам нужно было, прежде всего, наладить богослужебную жизнь монастыря. Несмотря на все сложности, сестры с самого начала осознали всю значимость и важность молитвы в монашеской жизни. И поэтому они стараются нести послушания по совершению богослужебного круга и участвовать во всех службах.  

Бывая по благословению правящего архиерея на таких встречах, я каждый раз нахожу подтверждение тому, что у значительного числа монастырей возникали те же проблемы, что и у нас. И, слава Богу, многие смогли их преодолеть, а теперь, когда мы собираемся вместе, монашествующие делятся своим опытом, стараясь поддержать других и вдохновить их на дальнейшее служение. Таким импульсом для вдохновения стал для меня доклад начальника Смоленского скита Валаамского монастыря иеромонаха Давида (Легейды). Душеполезно было услышать из уст батюшки изложение учения святых отцов, но особенно запомнился его искренний рассказ о «выстраданном» опыте Валаамской обители и размышления по поводу современной практики совершения суточного Богослужебного круга и монашеского правила. Также хочу отметить доклад настоятеля Свято-Косминской пустыни игумена Петра (Мажетова). Как всегда, он был полон таких примеров, которые позволяют раскрыть сложные богословские аспекты и надолго остаются в памяти. По возвращении с форума мы проводим собрание: зачитываем с сестрами интересные и содержательные доклады, затем обсуждаем их.

В этом году Сяндемская обитель отмечает 10-летие с начала ее возрождения. 25 августа 2009 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная литургия. Мы пришли сюда, на эту землю, когда здесь ничего не было. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря проходил оборонительный рубеж и велись ожесточенные бои, в ходе которых все постройки оказались разрушены – не осталось даже фундамента! К настоящему времени возведены три храма, святые врата, келейные корпуса, гостиница для паломников. Введется строительство трапезной с помещениями для духовно-просветительской работы. Мне и сестрам хочется, чтобы как можно больше людей узнало об основателе Сяндемской пустыни святом преподобном Афанасии Сяндемском, который в юные годы пришел на Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского, затем подвизался в Александро-Свирском монастыре, а после кончины своего наставника, будучи в преклонных годах, ушел с несколькими учениками в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер основал пустынь.

У нашего монастыря богатая многовековая история, и в деле его возрождения для нас чрезвычайно важно видеть ориентиры духовной жизни, о которых говорится в докладах, выступлениях, во время дискуссий. На мой взгляд, ценность таких мероприятий заключается в том, что они отражают действительность монастырской жизни, создают чувство общности, помогают обозначить проблемы, характерные для современного монашества, и найти пути их решения. Также мне хочется поблагодарить организаторов форума, проходившего в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга, за четкую и слаженную работу, за гостеприимство и внимательность.

 

Подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.