«Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит…»

Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского

29 июня Русская Православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. В этом году вспоминается памятная дата – ровно 180 лет назад, в 1841 году, святитель Феофан принял монашеский постриг, посвятив себя всецело службе Церкви Божией.

Монашеский постриг совершил ректор Киевской духовной академии архимандрит Иеремия (Соловьев) в Свято-Духовской церкви Киево-Братского Богоявленского монастыря. Георгий Васильевич Говоров был пострижен с именем Феофан, что в переводе с греческого означало «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника. Вместе с ним принял постриг Михаил Булгаков с именем Макарий, в будущем известный богослов и историк Церкви.

Как впоследствии вспоминал святитель Феофан: «После пострижения мы отправились в лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению [1], духовнику митрополита и лавры, умному молитвеннику.

– Вот вы ученые монахи, – говорил старец, – набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь, – и я с молодых дней этого искал и просил, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом».

На всю жизнь новопостриженный монах запомнил завет Киевского митрополита Филарета, известного подвижника и молитвенника:

– Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас. Для сего будьте трезвы, воздерживайтесь не только от хмельных напитков, но и от многоядения, во всем наблюдайте умеренность. Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте. Не думайте о возвышениях, не позволяйте мечтам входить в голову; не оскорбляйтесь, если возвышают человека, по вашему мнению, недостойного. Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда».

Впоследствии святитель писал, что монашеский постриг «много значит для постригаемого; ибо приводит в большее напряжение его нравственную энергию, и на будущее время дает способ к поддержанию ее чрез воспоминание об изреченных при постриге обетах» [2]. Святитель сравнивал произнесение монашеских обетов с изложением мысли на бумаге: пока они в голове, они не оформлены; когда изложены на бумаге принимают устойчивую форму. Облачение в монашескую одежду сравнивал с принятием воинской формы и обязанностью действовать по-воински в своем чине.

Одной послушнице, смущающейся принять монашеский постриг, святитель советовал: «Если б вы сами искали пострига, я, может быть, сказал бы вам – не ищите, предоставьте м. игумении самой это сделать. А когда мать игуменья предлагает, то вам надо согласиться. – Были опыты, что иные отказывались, а потом скорбь и тоска. Лучше этой беды не навлекать на себя. У вас есть расположения к молитве. Благодарите Господа. В этом корень монашества» (Вып. III. Письмо № 496).

Благословляя свое духовное чадо на принятие монашеского пострига, святитель напутствовал: «С пострижением волос да отрежутся и все земные помышления, чувства и движения» (Вып. IV. Письмо № 696).

В поздравлении с принятием монашеского пострига звучит духовная радость, которую хорошо передают строки другого письма святителя:

«Постриг! – Благослови, Господи!

Вы, конечно, понимаете, что это. Потому приступите со страхом и трепетом, не упадая, однако ж, духом пред великостью дела, но воодушевляясь упованием на скорую помощь Божию тем, которые взыскивают ее у Него от всего сердца. Не прегрешат все уповающие на Господа. Первый постриг в обители! Позаботьтесь же быть первою инокинею, только не превозношением по мирскому, а смирением пред всеми, по слову Господа, Который заповедал первым – быть для всех рабами» (Вып. VIII. Письмо № 1442).

Во многих письмах святитель отвечал на вопросы духовных чад о сути и цели монашеской жизни.

Если в сердце зародилось желание спасительной монашеской жизни, то лучше откликнуться на этот призыв, несмотря на все сомнения и неодобрения близких, о чем святитель писал одной девушке: «Бог зовет вас к монашеству, – и весь уж ваш склад и все думки туда направляются; вы не найдете, как и не находите, покоя в другом образе жизни. Если же таково ваше призвание, то чем скорее его исполните, тем лучше. Духовной жизни потребность Бог раскрывает и зовет к ней. Так это у вас. Бога же слушать подобает паче, нежели людей. <…> Потому что Господь зовет, зовет, да и замолчит, и от этого не только желание в монастырь погаснет, но само желание душу спасать испарится, – и будете мирянкою до мозга костей» (Вып. III. Письмо № 514).

Занимая высокие церковные посты, святитель Феофан всегда стремился к уединению и молитве. Монахиням Троекуровского монастыря говорил: «Начинайте с простейшего и восходите к совершеннейшему: от молитвословий деннонощных, стояний и коленопреклонений – ко внутреннему в сердце предстоянию Господу неотходно, или к непрестанной молитве».

3 августа 1866 года святитель прибыл на покой в Вышенскую пустынь, где провел 28 последних лет своей жизни, из них 22 года в полном затворе.

О своем первом впечатлении от обители святитель Феофан писал: «Монастырские порядки здесь прекрасные, братия хороша. Служба долговата, но можно привыкнуть. Утреня в 3 часа. За нею тотчас – ранняя. Поздняя в 8-мь. Вечерня в 4-ре. В 7-мь еще собираются помолиться на сон. Есть труженики крепкие, которые все службы выстаивают и не присядут, серчают даже, если кто попросит присесть. Пустынь в лесу. К каждому воскресенью и празднику собирается порядочно народа и черного и белого. Помещаются на гостиницах и питаются от монастыря. Ни одного дня еще не проходило, с тех пор как приехал, чтоб не было причастников. По всему Выша – преутешительная и преблаженная обитель! Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует!»

Уйдя в затвор, святитель скрывал свои духовные подвиги. В 1875 году, то есть через год после ухода в затвор, святитель давал советы своему духовному чаду о духовном делании в уединении, невольно раскрывая таким образом и свои подвиги: «Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле».

Время затвора было периодом напряженной работы над подготовкой экзегетических творений. По словам известного исследователя духовного наследия святителя Феофана о. Георгия (Тертышникова), «время затвора важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…» Через творения святителя и сейчас многие приходят к вере, открывают для себя мир Православия, святоотеческой традиции, обретают путь ко спасению и христианскому совершенствованию.

В 1892 году, уже будучи маститым старцем, незадолго до своего перехода в Вечные обители, святитель признавался, что на Выше он был по настоящему – духовно – счастлив: «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на С.-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас, и меня назначили на него».

«Монах есть тот, кто в сердце непрестанно пребывает един с Господом», – писал святитель в сборнике «Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество». Более полувека святитель Феофан служил Богу в монашеском чине, полностью исполнив напутственные слова старца Парфения и святителя Филарета, сказанные ему при постриге…

Поклониться святителю Феофану можно на благословенной Выше, которую святитель возлюбил при жизни и где пребывает ныне своими святыми мощами.


Материал подготовила Варвара Каширина

_________________________________________________________________________________
[1] Парфений (Краснопевцев; 1792–1855) – схимонах Киево-Печерской лавры; духовник свт. Филарета (Амфитеатрова), последние 16 лет жизни ежедневно служил литургию в его домовом храме; прославился высокой подвижнической жизнью. В 1993 г. канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.
[2] Феофан Затворник, еп. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1895. С. 389.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь