В Оптину за опытом

Священник Владимир Русин

235 паломников во главе с епископом Щигровским и Мантуровским Паисием посетили 14-15 сентября Введенский ставропигальный мужской монастырь Оптина пустынь. Как отметил наместник обители епископ Можайский Леонид, эта паломническая группа стала самой многочисленной в новейшей истории монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла щигровским паломникам был передан в дар ковчежец с частицами мощей преподобных старцев Оптинских. Тема паломничества к святыням монашеских обителей не раз становилась предметом дискуссии в интернет-пространстве. Ее регулярно обсуждают участники монашеских конференций и собраний. Корреспонденты «Монастырского вестника» в беседах с игуменами и игумениями монастырей на страницах портала тоже неоднократно поднимали вопрос о значении паломничества. На этот раз мы предлагаем вниманию читателей размышления священника, посетившего с паломнической группой Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь, о том, что дает поездка в монастырь верующим людям.

Где зарядить аккумулятор души?

В духовной географии России Оптина пустынь занимает особое место. Этот прославленный монастырь, вне всякого сомнения, является одним из тех духовных столпов, на которые опирается и которыми освящается Земля Русская.

Не только наших соотечественников притягивает свет оптинских лампад. Сюда стремятся паломники и туристы со всего мира. Нельзя обойти стороной Оптину, изучая историю Русской Церкви. Знаменитые старцы Оптинские вписали в неё немало славных страниц. Или даже глав. Невозможно позабыть Оптину, составляя список святых мест, которые необходимо посетить в России.

Ныне, как и вначале XX века, паломники возвращаются из Оптиной пустыни немного иными. Одни здесь научаются азам подлинной духовной жизни. Другие собирают материалы для научных работ. И все вместе объединяются для общей молитвы под сводами монастырских храмов. Молитвы здесь не умолкают. Едва один храм закрывается после Литургии на уборку, открывается другой, уже убранный, и в нём начинается молебен с акафистом.

Есть на свете места более красивые, способные поразить воображения и доставить эстетическое наслаждение, но мало где удаётся человеку зарядить духовной силой аккумулятор своей души так быстро и так полно, как в Оптиной.


Улыбка инока

Расхожая версия возникновения названия монастыря возводит зарождение иноческой жизни в лесах близ Козельска на реке Жиздре к некоему разбойнику Опте. Рассказывают, будто он покаялся и принял постриг с именем Макарий. Но есть основания предполагать, что слово «Оптина» родственно слову «опт». Последнее у нас, в миру, прочно связано с областью торговых отношений и соседствует со словами «скидка», «выгода» и т.д. Однако филологи находят родственные связи слова «опт» со словами «общий», «общество», «согласно». Жили здесь монахи дружно, согласно. Было у них всё общее. Вот и монастырь стал Оптиным. Оно и сейчас, когда общаешься с современными насельниками обители, вспоминаются слова Давидова псалма: «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132.1). Наблюдая взаимоотношения оптинских иноков, кажется, что они буквально пылинки друг с друга сдувают. А их дружелюбное отношение к паломникам начисто лишено «профессиональной приветливости», которая парализовала в голливудской улыбке менеджеров и коммивояжеров общества потребления. Мягкая улыбка оптинского инока искрится искренностью.

Вот и мы прибыли в Оптину оптом. Поучиться настоящему братолюбию, помолиться собору святых Оптинских старцев, из которых 12 почивают здесь своими мощами. Мощи ещё двоих старцев, пострадавших в годы гонений за пределами обители, не обретены. Есть и ещё один собор святых, связанных крепкими духовными нитями с Оптиной пустынью. Это оптинские новомученики и исповедники. Мощи одного из них, уроженца Курской губернии преподобномученика Рафаила (Шейченко), тоже вернулись в обитель и находятся в новом Преображенском храме.

Никого не оставляет равнодушным история иеромонаха Василия и двух иноков Трофима и Ферапонта, пострадавших уже в возрождённой обители, на Пасху 1993 года. В память о них на территории монастыря была возвигнута часовня Воскресения Христова, в которой не бывает безлюдно.

«Дорогой ёжика»

По монастырскому кладбищу можно проводить отдельную экскурсию и у иных могилок есть риск задержаться на несколько часов. Я особо отметил для себя могилы недавно почивших архимандрита Венедикта, долгое время бывшего наместником монастыря, и монаха Лазаря (Афанасьева) – автора удивительных книг для детей и взрослых. Мои собственные дети выросли вместе с «православным ёжиком», который путешествовал с друзьями в Оптину. Теперь вот две дочери сами вместе со мной прошли «дорогой ёжика» и поняли, что Оптина пустынь – это не вымысел писателя и не сказка. Хотя что-то от сказки в ней есть.

В большой группе щигровских паломников, которую собрал наш владыка Паисий, были и дети младшего школьного возраста, и старики, разменявшие девятый десяток. К примеру, Раису Егоровну Обухову из Кунье мы недавно поздравляли с 85-летием. Я очень беспокоился о её здоровье. Не знал, как она перенесёт дальнюю дорогу. Но баба Рая нигде от нас не отставала и никаких поблажек не просила. За что и была в конце пути наравне с детьми вознаграждена мороженым.

Владыка просил прощения, что не удалось организовать полноценного питания для всех. Уж больно велика группа. Все получили пирожки, воду и сок. И вышло почти как в Евангелии – в конце поездки осталось ещё несколько корзин продуктов.

Большинство паломников готовились к Причастию. Некоторые причастились два раза. В субботу в Шамордино и в воскресенье в Оптиной.

Алтарь, парящий над землёй

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь основана при сердечном участии самого известного Оптинского старца – преподобного Амвросия. С этой обители и началась основная программа нашего паломничества.


Прибыли мы в Шамордино ещё до восхода солнца и до начала утренней службы успели освоиться. После Литургии и водосвятного молебна епископ Паисий обратился к паломникам с напутственным словом. Напомнил, что «паломничество – это молитвенный труд». Затем нас ожидала экскурсия по самому большому храму монастыря – Казанскому. Строительство такой огромной церкви было не чьим-то амбициозным проектом, а насущной необходимостью. В период расцвета Шамординской обители в ней подвизалось более восьмисот насельниц. Возрождение монастыря началось с «пяти старушек». Сейчас там около ста инокинь и послушниц. А в советское время территорию закрытого монастыря в Шамордино оккупировал сельхозтехникум. На месте иконостаса висела карта СССР, а в алтаре стоял трактор. Всем восьмерым священникам, сопровождавшим епископа Паисия, дали благословение на посещение алтаря. И все были поражены его красотой. Светлый алтарь, украшенный искусными витражами, оставил ощущение лёгкости, воздушности. Казалось, что он не просто возвышается над уровнем пола храма, а парит над землёй.

32 года Оптиной управлял курянин

В Оптиной пустыни, куда мы прибыли в полдень, нашу большую группу разделили на малые группки и к каждой прикрепили экскурсовода. Экскурсия Галины Эдуардовны, которая сопровождала прихожан нашего храма, была больше похожа на проповедь, чем на лекцию с цифрами и историческими фактами. Но и цифр с фактами в этой проповеди было предостаточно, чтобы историческое прошлое Оптиной пустыни сложилось в цельную картину.

Наблюдая, как стремительно бежит время, я едва успел посетить после экскурсии книжные лавки и приобрести издания Пустыни, посвящённые её старцам и новомученикам. Затем была вечерняя служба в Казанском храме, в котором почивают под спудом мощи нашего земляка-курянина преподобного Исаакия (Антимонова). Он управлял обителью 32 года.

Ночевать мне посчастливилось внутри монастырской ограды в правой угловой башенке, в которой устроена гостиница для священников. Спал безмятежно, как младенец, под иконой Оптинских старцев.

Газетная вырезка с молитвой Оптинских старцев

Следующий день был воскресным, поэтому Литургий в Оптиной совершалось несколько. Попеременно в разных храмах. Самую торжественную совершили владыки Паисий и Леонид в храме Владимирской иконы Божией Матери, в котором почивают мощи семи старцев. А мы сослужили архиереям.

После богослужения епископ Леонид передал щигровским паломникам ковчег с частицами мощей оптинских старцев и сопроводил гостей-священнослужителей в скит.

Если уподобить всю Оптину большому храму, то скит – его алтарь, святое святых. Сюда, как на Афон, вход женщинам закрыт. Они довольствуются созерцанием вида скита и вкушают водичку из старинного колодца у входа.

По длинному извилистому коридору мы прошли из комнаты, где когда-то старцы принимали посетителей, до кельи преподобного Амвросия. Историю Иоанно-Предтеченского скита, который в 2021 году будет встречать своё 200-летие, поведал нам монах Каллиник.


Деревянный храм святого пророка Иоанна Предтечи поразил обилием святынь. Казалось, что частицы мощей всех святых находятся здесь. А в алтаре мы имели возможность приложиться к Шуйской чудотворной иконе Божией Матери.

В каменном скитском храме, освящённом в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского, завершается роспись. Но в цокольной части этой большой церкви есть ещё один маленький уютный храм, освящённый в честь Архангела Михаила. Это настоящее духовное убежище для насельников скита.

Епископ Паисий вспомнил, как он в 1992 году, будучи ещё мирянином, приезжал в Оптину на послушание. Рассказывал, как впервые прочёл молитву Оптинских старцев в газете и бережно вырезал её. В недавнем прошлом такие газетные вырезки заменяли новоначальным христианам молитвословы. Сейчас текст молитвы старцев Оптинских можно встретить и в качественных изданиях, и на отдельных листах удобного формата.

А ещё я заметил, что скит похож на сад. В этом году в скиту хороший урожай яблок. Усыпанные красными мячиками ветви яблонь напомнили фреску райского сада, только виденную в храме.


Каждому подарок от архиерея

Можно ещё о многом рассказать, делясь впечатлениями о поездке в Оптину пустынь: об умилительном оптинском пении, усмиряющем суету; о вразумительном, ясном и неспешном чтении, просветляющем мысли; о продуманной до мелочей росписи оптинских храмов; об исследовательской и издательской деятельности монастыря. Кстати, нынешний наместник обители епископ Леонид своё первое послушание нёс в издательском отделе.

Владыка Леонид вышел проводить нас до ворот монастыря, у которых ещё хотелось задержаться хотя бы на часок. Но нужно было торопиться. 15 сентября – праздник Калужской иконы Божией Матери. И нам хотелось побывать в Калуге у её образа. Там, в Георгиевском соборе, владыка Паисий помазал всех участников поездки святым маслицем от лампады, горящей у чтимой иконы. И на прощание каждому паломнику подарил настенный календарь с видами Оптиной пустыни и молитвой Оптинских старцев.


Несмотря на довольно плотный график служб, экскурсий и встреч, у паломников была возможность пообщаться с архипастырем напрямую. И многие использовали её для того, чтобы выразить владыке благодарность за организацию этой поездки. За пять лет своего служения в Щигровской епархии епископ Паисий завёл немало добрых традиций. Ежегодное епархиальное паломничество – одно из них.

Щигровские паломники побывали в Белоруссии, откуда вернулись с частицей мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Из Дивеева привезли частицу мощей преподобного Серафима Саровского. В Крым оправлялись за мощами святителя Луки. В Муром – за мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. И вот теперь в Троицком кафедральном соборе города Щигры появился ковчег с мощами преподобных старцев Оптинских, который (опять же – по традиции) побывает в ближайший год во всех храмах Щигровской епархии. Ведь у всех есть желание, но не у всех есть возможность побывать в Оптиной пустыни.



П.С. По дороге домой прихожане Покровского храма села Кунье, участвовавшие в общеепархиальном паломничестве, сделали ещё одну остановку в Болхове, чтобы приложиться к мощам преподобноисповедника Георгия Косова.

П.С. 2. Моя младшая дочь утром следующего дня спросила: «А когда мы снова поедем в Оптину?» И мне её вопрос очень понравился.

Священник Владимир Русин, настоятель Покровского храма в селе Кунье.

Фото: священник Владимир Русин.

Материалы по теме

Публикации

Монашество

День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского
День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Макарьева пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь