Монастырская ферма

Николай Белавинский, постоянный автор сайта Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, на собственном многолетнем опыте знакомый с разнообразными послушаниями в обители, описывает особенности работы трудника на монастырской ферме.

Дорога и встреча

Тысячи людей добираются до Валаамской обители – в штиль и шторм, весной, летом, осенью и зимой. Кто-то едет прикоснуться к святыням и принести свое молитвенное прошение, кто-то поблагодарить за помощь в скорбную минуту. Среди этих людей есть трудники и трудницы – мужчины и женщины, которые в силу сердечного устремления или жизненных обстоятельств приезжают поработать во славу Божию.

Перед поездкой в Валаамскую обитель в качестве трудника необходимо связаться со службой благочиния, отправив по электронной почте заполненную анкету, внимательно ознакомившись с правилами поведения в монастыре. После получения анкеты монахи в кратчайшее время дают ответ – благословение приехать в обитель, либо перезванивают и задают уточняющие вопросы. По приезде на остров на причале вас встретит сотрудник службы благочиния и сопроводит в офис, где происходит регистрация вновь прибывших в монастырь и распределение по послушаниям.

…Рядом с офисом благочиния уже стоял микроавтобус, который закреплен за фермой. Он ждал трудников, в числе которых оказался и я. Мы погрузили свои вещи и отправились. Дорога заняла около десяти минут. За рулем сидел инок Михаил (теперь он уже монах Модест). В дороге он расспросил меня о жизни: какое образование, чем занимался в миру и что умею делать, надолго ли приехал. После чего сказал: «Завтра можешь отдыхать, а вечером скажу, какое у тебя будет послушание». Так я попал на ферму.

Немного о ферме

Валаамская ферма находится примерно в шести километрах от усадьбы на берегу Московского пролива. Он особенно красив вечером, когда горят фонари, и, сидя на скамейке у причала, можно долго смотреть на отражающиеся в воде деревья, пролетающих чаек и наслаждаться тишиной. Все это украшается голосами животных, которые живут на ферме.

Кроме традиционного коровника здесь есть овчарня, дом енотов, сыроварня, столярная мастерская, гараж, братский и административные корпуса, а также трапезная, где находится и библиотека. Между братским корпусом и коровником располагается звонница, рядом теплицы с огурцами и помидорами и сад библейских растений, упоминающихся в Священном Писании.

По своему устроению жизнь на ферме более тихая, чем на центральной усадьбе. Она сосредоточена вокруг животных, за которыми необходим уход.

Послушание скотника

Когда часто приезжаешь в один и тот же монастырь, то ожидаешь, что всё происходящее с тобой будет привычно: ритм жизни, встречи с людьми, с которыми давно общаешься. Но так ли это? Меня благословили поселиться в келье, где уже жили четыре брата. Келья прямоугольной формы, просторная, из ее окна виден вольер с козлом по имени Бублик. Его соседи – альпаки Мавр и Дездемона. Их разделяет забор, за которым находится загон для выгула коров.

На следующий день мне дали послушание скотника на коровнике. Пройдя обучение, я приступил к его исполнению. Это послушание, с одной стороны, простое: нужно убирать за коровами навоз в течение 12 часов, посыпать опилками резиновый настил в стойле, где они стоят, чтобы коровы не ложились на запачканное место. Соблюдение чистоты на коровнике – очень важное звено в процессе получения молока, которое подается на стол и из которого на ферме делают молочную продукцию. Коровник должен передаваться сменщику в таком состоянии, чтобы брат, приходящий после тебя на смену, не догонял вчерашний день.

Непрост график послушания скотника: с 20:00 до 08:00, затем отдых до 19:30, так как следующая смена начинается в 20:00 и длится до 08:00, а потом наступают два выходных.

Смена послушания

Однажды в разговоре с одним из послушников, который исполнял послушание дояра, прозвучала фраза: «Мне необходимо съездить в Петербург, а заменить меня некем». Ближе к вечеру мне пришел помысел помочь брату, и на следующий день я предложил ему, чтобы он обучил меня. Брат согласился и был очень рад. После этого мы, возымев дерзновение, пошли к отцу Модесту, чтобы испросить благословение на обучение и смену послушания. Обучение заняло около десяти дней, поскольку процесс дойки довольно сложный. В нем много последовательных действий, включающих настройку оборудования, для которой требуются особая внимательность и концентрация.

Через десять дней была моя первая смена вместе с более опытным братом. В смене трудятся двое. За день происходит три дойки: в 5:00, в 12:00 и в 20:00. Послушание дояра сменное. Сегодня работает одна пара дояров, завтра – другая.

Танк, в который вмещается тонна молока

Почему это послушание требует внимательности и концентрации. Дояры приходят за 30 минут до начала дойки и начинают готовить оборудование и подручные средства (вода в ведрах, салфетки, пенный раствор, йод). Сам процесс доения коров занимает около часа. После того как корову подоили, молоко по трубам сливается в танк – большую цистерну, которая вмещает в себя тонну молока, а дояры тем временем ставят оборудование на промывку. Из танка молоко по специальному шлангу попадает в помещение к сыроварам. Из него готовят сыр, творог, кефир, йогурт и другие молочные продукты. В начале и в конце послушания читается молитва, а во время процесса через колонки транслируется запись богослужений.

Количество и качество молока зависит не только от дояров и скотников, но в первую очередь от кормящих и пастуха. На коровнике есть послушание – старший кормящий. Он высчитывает рацион питания (ячмень, комбикорм, сенаж, для каждой коровы отдельно), ведет статистику повышения и понижения удоев каждой коровы и суммарно (около одной тонны молока в сутки).

За несколько часов перед доением пастух выводит коров гулять. Прогулка буренок заслуживает отдельного внимания: из коровника они выходят поочередно, соблюдая иерархию стада, то есть каждая корова знает, за кем она должна идти, и если кто-то из них пытается нарушить правило, то, скорее всего, ей напомнит об этом та, которую она пыталась опередить.

Власть и ответственность

Очень часто гости, посещающие коровник, спрашивают: для чего спиливают или выжигают коровам рога, больно ли им? Этими вопросами заинтересовался и я, расспросив об этом пастуха. Ответ оказался простым. Поскольку коровы любвеобильны, то они могут рогами невзначай покалечить человека. Перед удалением рогов корове делают наркоз (как человеку перед операцией), и она не чувствует боли.

У животных, как и у человека, состояние здоровья зависит от правильного образа жизни: питание, сон, свежий воздух, забота и доброе отношение. В Библии часто встречаются цитаты и сюжеты, связанные с животными. Достаточно вспомнить, что Христос родился в хлеву, а в Иерусалим Он прибыл, сидя на ослике. На ферме очень чувствуется доброе отношение к животному миру.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26).

Но эта делегированная, данная человеку Богом власть над животными, прежде всего, подразумевает ответственность за тех, кто зависит от нас. Для меня было удивительным узнать из святоотеческих трудов, что и у животных есть душа: «…У животных есть иное, похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных… У животных есть душа, но животная», – говорил святитель Феофан Затворник.

«Блажен, иже и скоты милует»

Необходимо отметить важную роль пастуха. Он всегда в курсе всех новостей на коровнике. Сейчас на ферме один пастух – Вячеслав. Иногда поражаешься его смирению и трудолюбию, любви к животным. Практически всегда, когда его видишь, он чем-то занят: кормит бычков (хотя это послушание дояров и кормящих), консультируется по телефону с зоотехником или ветеринаром, если их нет на ферме; выгуливает быков. Если он свободен от послушания, то после вечерней трапезы идет крестным ходом с братьями вокруг фермы.

Кроме коров, быков и телят, на ферме нашли свое пристанище еноты, альпаки, овцы и козы. За всеми этими животными также смотрят братья из числа трудников, несущие послушание именно с этими животными.

Как правило, тот, кто трудится на ферме, имеет особенное расположение к животным, и идя, например, в трапезную, проходит через коровник и несколько минут гладит коров, молодых бычков или телят. Несколько наблюдений во время дойки дали мне более полное представление об этих добрых и покорных животных.

Коровы очень любвеобильны, они любят, когда им гладят шею, глаза, разговаривают с ними, называют по имени, а еще некоторые очень дружат со своими соседками, что выражается в лизании друг друга. У каждой коровы есть имя. Вот некоторые из них: Мелодия, Зима, Нюша, Радуга, Акация, Зайка, Заря, Совесть, Жалейка...

Рождение новой жизни – всегда большая радость, будь то новорожденный ребенок или малыш ягненок. На свет появился тот, кого раньше не было, и без Промысла Божия здесь явно не обошлось. И вот произошел очередной отёл. Корова по имени Роза родила теленка. Что же дальше происходит с новорожденным? После отела, маме дают вылизать малыша. Через пару часов теленка переносят в клетку для новорожденных, где его приучают к молоку. Сначала он пьет из рожка, как маленький ребенок, затем его приучают пить из миски, а после из ведра. После того как дояры приучили новорожденных к миске, те переходят в ведение кормящих.

Взгляд изнутри

Фермерская сыроварня – одно из послушаний, куда непросто попасть: здесь нужны внимательность и ответственность. Приведу здесь рассказ трудника Алексея о его первой поездке в обитель и о том, как далеко не сразу он попал на сыроварню.

– После переезда в Санкт-Петербург у меня появилось желание посетить Валаам. Всё пошло не так, как мы планировали с моей дорогой супругой. После нашей размолвки я решил, что это именно то место, куда мне надо. Заполнил анкету трудника на сайте монастыря, и на следующий день меня известили, когда я могу приехать. При этом дали подробнейшие инструкции о том, как ехать и что с собой брать. Перед самым прибытием в обитель мне позвонили и сказали, что я определен на ферму. Вот и сбылась моя мечта – я на Валааме. После пары дней отдыха меня определили на послушание в птичнике. Месяца два кормил и поил кур, вел учет и выдавал яйца, занимался уборкой. Затем мне дали новое послушание – в коровнике.Там я тоже трудился около двух месяцев. Это послушание требует немного больше физической работы, чем на птичнике, но оно очень интересное. Наши коровки умные, ласковые и каждая со своим характером. Забавно, когда приходишь на смену, а они как по команде встают, смотрят на тебя и ждут, когда начнешь их кормить. Все-таки правы те, кто говорит, что общение с животными делает нас лучше.

Теперь я на сыроварне, занимаюсь выдачей молочной продукции. Это послушание в большей степени связано с общением с людьми. Моя задача отмерить, взвесить, записать, кому и что выдано, затем навести порядок в помещении. В свободные от выдачи дни я занимаюсь протиркой и переворачиванием созревающих сыров в хранилище. Это дело вызывает море положительных эмоций, ведь сыры – они, как дети, требуют ежедневного внимания. Их нужно холить и лелеять, и тогда они порадуют нас своим видом и вкусом. Вообще за время пребывания в монастыре в качестве трудника прихожу к мысли, что плохих послушаний нет – все они очень интересные и нужные. Важно у себя в голове сформировать соответствующее отношение, и тогда любое послушание будет в радость.

Свободное время

Свободное время мы обычно используем для чтения, прогулок на усадьбу (это около шести километров в одну сторону). Некоторые ловят, а затем сушат рыбу, кто-то предпочитает прогулки на вёсельной лодке, кто-то делает тетради с цитатами святых отцов.

Во время своего пребывания на ферме я заинтересовался вопросом о святоотеческом отношении к животному миру. Мне особенно запомнилась следующая мысль святителя Николая Сербского: «То, что для животных не предосудительно, людям ставится в вину. Все наше знание о животных не может нам объяснить их внутренних ощущений. Мы не знаем их внутреннего устроения, но только наружное. Но определенно можно сказать, что они живут согласно своей природе, по дару и определению Творца, всегда неизменны, всякий по своему роду, и без греха. Применительно к животным нельзя говорить о грехе».

Послушания общие и дополнительные

Кроме основных послушаний на ферме, как на усадьбе, есть общие и дополнительные: уборка братского корпуса, территории, разгрузка опилок и комбикорма. На общих послушаниях задействованы, как правило, те, у кого выходной. Вот что о них говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Общее послушание более всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет и когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку».

Дополнительными называются послушания, которые возникают по мере необходимости. Например, когда надо помочь водителю отвезти молочную продукцию на центральную усадьбу для братской трапезной.

Искушения

Иногда на ферме случаются искушения, поскольку все послушания здесь связаны между собой. Не так давно во время утренней дойки произошло следующее: один брат по неосмотрительности не поставил шланг, соединяющий трубы, по которым молоко во время доения идет в танк, и некоторое количество молока было потеряно. Осознав, что произошло, он написал начальнику фермы отцу Агапию сообщение, в котором честно повинился в том, что случилось. На совещании этот брат ожидал порицания и укора, но получилось иначе: отец Агапий проявил именно то отношение к ближнему, о котором сказано в Священном Писании: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15).

Этот пример стал для меня показательным. В миру за такой проступок последовало бы наказание, но нельзя забывать, что мы в монастыре, где покаяние и прощение не просто слова. После этого я долго размышлял над реакцией начальника монастырской фермы и пришел к очень простому выводу: всякое наказание только ожесточает нас, а прощение меняет в лучшую сторону.

Произошло и со мной одно такое искушение. Вечерняя дойка, как обычно, начиналась в 20:00, и моим напарником по смене тогда был один из послушников. Он всегда говорил: «Не торопись, в монастыре торопиться некуда», но, как часто случается, наше самочиние берет верх, тем более когда завтра выходной и послушание хочется окончить пораньше. Продоив свой ряд, я со спокойной совестью пошел отдыхать. Встретив на следующее утро скотника, который нес послушание ночью, я услышал, что корова по имени Афера всю ночь мычала. Честно говоря, я не понял, для чего он мне это сообщил, но затем мне встретился отец Агапий и тоже сказал, что корова орала всю ночь из-за того, что ее не подоили. И тут мне вспомнились слова моего напарника, а затем пришел стыд.

Придя в келью, я начал анализировать, почему так произошло, ведь до этого подобных случаев у меня не было. Восстановив в памяти тот вечер, я понял: Афера стоит предпоследней коровой в конце ряда, который я дою, и я, отвлекшись на шутку скотника, рассеялся и утратил внимание.

Поделившись своими мыслями с одним из фермерских братьев, я услышал в ответ следующие рассуждения святых отцов:

«...Во время искушения мысли наши обыкновенно рассеиваются и помышления наши разбрасываются в стороны», – преподобный Ефрем Сирин.

«Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию», – преподобный Марк Подвижник.

«Вне искушений невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей», – преподобный Исаак Сирин.

После таких слов на душе становится легче, но осадок все равно остается, и, пожалуй, кроме исповеди здесь ничего не поможет.

В монастыре есть важный момент: когда что-то не получилось, или получилось не так качественно по твоей вине, то очень важно не придумывать отговорки, не сваливать вину на другого, а честно и осознанно признать, что виноват ты.

О фермерских котах

На коровнике у каждого кота есть свой уголок, своего рода маленький сеновал. Во время дойки коты выходят из своих тепленьких мест и гуляют по коровнику, наблюдая, как происходит процесс, ведь они знают, что скоро им дадут свежее молоко. Когда коровы на прогулке, то некоторые представители кошачьего мира любят полежать на том месте, где стоит или отдыхает после приема пищи буренка. Порой у меня складывается впечатление, что каким-то чудом им дается понимание: «надо идти на коровник, сейчас нам дадут молоко».

Был у нас такой случай с котом. Проходя мимо домиков, где живут трудники, я заметил небольшое скопление людей вокруг дерева. Головы всех были подняты вверх. Подойдя ближе и присоединившись к ним, я увидел, что на большой высоте на ветке сидит кот. Он со страхом смотрел вниз и не знал, как спуститься. Мы тоже не знали, что делать. В это время на сыроварню приехал за молочной продукцией сотрудник МЧС. Недолго думая, он полез на дерево и спустил кота на землю. К сожалению, его имя я не запомнил, но этот поступок тоже о многом говорит, ведь с фермы в МЧС не поступало сигнала по поводу кота на дереве.

P. S.

В 2007 году, когда еще был жив монах Георгий (Иванов), мои первые послушания начинались на ферме. Сейчас они продолжаются здесь же. Я думаю, что у многих из нас есть свой любимый храм, своя любимая обитель. Трудясь в них, мы понимаем: неважно, какое послушание, ведь ты всегда знаешь, что трудишься во славу Божию, а значит, этот труд для вразумления и в радость. И еще важно помнить, что и в миру каждый из нас может послужить Богу и ближнему, но в монастыре эта возможность более ярко выражена и соответствует евангельскому духу: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом: иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:8–11)

Николай Белавинский

Воскресенский Новодевичий монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка