О встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском

Иеромонах Константин (Симон)
12 февраля 2016 года в столице Кубы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Папой Римским Франциском. К этой встрече было приковано всеобщее внимание, русские СМИ окрестили эту встречу «эпохальным событием».
Насельник Высоко-Петровского монастыря, директор Петровской богословской школы иеромонах Константин (Симон), перешедший ранее из католичества в православную веру, поделился своим мнением касательно этой встречи.

«Эту встречу не стоит оценивать с богословской точки зрения, ведь на повестке дня не стояли вероучительные вопросы. Внимание должно быть обращено на выраженную готовность Рима и Москвы совместно защищать основы христианской нравственности. Ведь это так важно, чтобы мы сегодня вместе боролись за сохранение общехристианских ценностей, – в этом смысле можно сказать, что я хотел бы, чтобы такая встреча состоялась», – отметил отец Константин.

Сегодняшняя нестабильная ситуация на политической арене привела к тому, что уже все видные политики перешли на военную терминологию, по этой причине встреча двух мировых религиозных лидеров окрестили «символом веры». Невольно вспоминаются строки из Святого Евангелия «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

«На планете, – говорит отец Константин, – сейчас сложилась кризисная ситуация, особенно относительно христиан, которые живут в мусульманских государствах, на Ближнем Востоке. Православные и католики могли бы сотрудничать, чтобы помогать им. Могли бы помочь по крайней мере в защите их прав. Несмотря на то, что некоторые говорят, будто мы стоим на пороге чуть ли не Третьей мировой войны, я думаю и надеюсь, что мир пока ещё далек от этого. Может, такая ситуация была сразу после Второй мировой, при Сталине, при Хрущеве, но не сейчас. Да, политическая ситуация сложная, есть необъяснимая вражда на Западе по отношению к российскому правительству и российскому Президенту. Не понимаю этого. Российский президент все-таки много делает для России и открыт к диалогу с другими государствами. С другой стороны, Папа сам не одобряет капиталистические структуры на Западе. Он сделал несколько заявлений относительно стран Третьего мира, относительно агрессивной политики американского правительства о том, что он не очень положительно смотрит на действия Запада».

Сегодняшнее эксперты уже посчитали что к 2050 году количество христиан на всей планет достигнет 3 миллиардов человек, большинство из них будет находиться в Африке…

«У меня возникают сомнения, – продолжает делится своим мнением отец Константин, – настоящие ли католики в Африке и Латинской Америке. В Африке почти все католические священнослужители женаты, а в Католической Церкви это все же недопустимо. Смотрят на это толерантно. В Южной Америке смесь язычества с христианством, особенно в Бразилии. Там в храмах происходят даже жертвоприношения. Если это действительно будущее Католической Церкви, то весьма удручают такие факты».

В результате встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Святейшего Папы Франциска было подписано совместное заявление, в котором также были затронуты и проблемы нашей Украинской Православной Церкви.

В документе это звучит так:

«25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.» - говорится в совместном заявлении святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска.

Оказалась эта тема очень близка отцу Константину: «Обсуждали также сложнейшую ситуацию на Украине. У меня есть личный опыт относительно заявлений об униатстве. Я давал интервью в 2013 году в Санкт-Петербургской духовной академии, будучи католиком и профессором Папского восточного института, где сказал, что Папа и Ватикан не одобряют унии как метода соединения Церквей. Мне потом приходили письма, где говорили, что все же прозелитизм одобряется в Католической Церкви, были протесты со стороны русских католиков, которые донесли мое заявление до Ватикана». Тогда после этих высказываний отцу Константину пришло письмо от Конгрегации доктрины веры, где назвали мнение отца Константина ошибочным и рекомендовали более такого не говорить.

С того времени прошло уже 5 лет, и сейчас Папа Римский ставит подпись под словами «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, <…> не является путем к восстановлению единства». Это большая победа для Украинской Православной Церкви, победа для украинских верующих.

«Конечно, я не надеялся, что во время встречи Патриарха и Папы решится проблема на Украине. Как можно ее решить? Только делая заявление, что униатов там нет, все либо православные, либо католики латинского обряда. Ватикан этого не хочет, униаты бы стали противиться, начался бы сильный раскол. Да, Ватикан мог бы не поддерживать униатов, когда они осуществляют антиправительственную или антиправославную пропаганду. Ватикан в этом случае молчит. Униаты на почве национализма хотят даже установить собственный патриархат, который, как они считают, сохранит «украинство». Но униаты никогда не были хранителями украинской идентичности. Украина и ее жители связаны с только Православием, а униаты были на стороне поляков.

Было странно, что недавно глава униатской Церкви на Украине Шевчук сказал своей пастве, чтобы они читали Библию и наравне с ней «Кобзара» Тараса Шевченко. Там прямо описано, как предводитель казаков убивает собственных детей за то, что они стали католиками. Жестоко, но там есть такое», – добавил отец Константин.

И я не понимаю пока, как на самом деле Ватикан относится к развитию ситуации в Украине. Он до сих пор одно делал открыто, а другое скрывал, то есть вел двойную игру с униатами, а это нечестно. Они же закрывают глаза, когда униаты устраивают провокации против православных, а сами говорят, что хотят иметь дружественные отношения с православными. А почему Ватикан разрешал служить униатам с так называемой Украинской автокефальной Православной Церковью? Они до последнего времени совершали вместе не только молебны и панихиды, но служили и литургии. Почему Ватикан это не запрещал, если действительно хочет преодолеть раскол? На Украине ведь есть одна каноническая Церковь – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Теперь Папа сделал прямое заявление об этом и остаётся надеяться, что позиция Ватикана будет теперь именно такой», – резюмировал иеромонах Константин.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь