«У нас один меч – молитва Иисусова»

Дарья Филатова

…Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы,
И поле бранное отнюдь не покидай –
Не оставляй божественной молитвы!

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы

Преподобный Силуан Афонский

О молитве написано огромное количество трудов. Как в этом обилии не запутаться искателю молитвы – и монашествующему, и мирянину? Духовный опыт святых отцов, таких, как преподобный Исаак Сирин, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, – трудно постижим для большинства. Образ жизни старцев-исихастов Афона, неотделимый от их молитвенного подвига, в наше время также мало кому доступен… И потому современный человек нуждается в том, чтобы советы и наставления этих великих подвижников были поверены опытом святых «близких нам по времени, и по обстоятельствам жизни… Оптинские старцы как раз подходят для этой роли… Их взгляд на молитву – это взгляд пастырей, пекущихся о благе каждой души».

Мы цитируем вышедшую в свет в августе этого года книгу «Молитва Иисусова в духовном наследии оптинских старцев». Трудов исключительно о молитве старцы после себя не оставили: их учение об Иисусовой молитве собирается из наставлений, рассыпанных в их письмах и воспоминаниях духовных чад. Книга посредством мудрых старческих советов призвана помочь и монашествующим, и мирянам разобраться во множестве вопросов и недоуменний. Как пишет сам автор-составитель иеромонах Димитрий (Волков) во введении: «…не бывает христианина без молитвы, и если мы хотя бы немного молимся, то эта книга для нас». А самое главное – эта книга поможет читателям увидеть основной мотив жизни оптинских старцев, на котором основывалась их молитва и весь их старческий подвиг. В этом главном мотиве заключаются и тайна, и разгадка «оптинской молитвы».

Практика Иисусовой молитвы получила распространение на христианском Востоке уже в V–VII веках и достигла наивысшего расцвета в период византийского исихазма (XIII –1-я половина XV века). В России это делание было хорошо известно в монашеской среде, начиная со времен Киевской Руси, а в XIV веке, благодаря укреплению связей между Русью и Византией, исихастские идеи получили наиболее широкое распространение. В те времена были сделаны переводы памятников византийской аскетической письменности, в частности, трудов о молитве Иисусовой. XVIII век в истории русского монашества был временем упадка умного делания, вызванного общим разорением монастырей в результате Петровской и Екатерининской церковных реформ. И только под конец века, благодаря деятельности преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, началось возрождение монашеской жизни и вместе с нею – молитвы Иисусовой. Среди учеников преподобного Паисия – старец Феодор, наставник преподобного Льва Оптинского, и старец Афанасий, окормлявший преподобного Макария. Отец Димитрий в начале книги пишет о том, что первые оптинские старцы были учениками учеников преподобного Паисия, то есть «вторым поколением его последователей, преподобные Иларион и Амвросий – третьим, а все остальные старцы – четвертым».


Оптинские старцы, воспринявшие истинное учение о монашеской жизни, корнями уходящее в традиции древнейших отцов-подвижников, стали светильниками, просвещающими тьму неведения о внутреннем духовном делании. И с каждым новым поколением учение о молитве в Оптиной пустыни становилось все более откровенным; все более явным – значение молитвы в духовной жизни христианина.

«С легкой руки жизнеописателей оптинских старцев, как дореволюционных, так и современных, они – творцы молитвы, преуспевшие в сем подвиге и через него стяжавшие обильные духовные дарования. Подобное представление связано с мнением, что почти каждый святой – это обязательно делатель Иисусовой молитвы, причем молитвы непрестанной. В действительности сами оптинские старцы никогда не называли себя делателями молитвы, не признавались в своем преуспеянии, а сторонние мнения об их молитве всегда имели характер догадок и предположений».

В начале первой главы ясно очерчивается отношение каждого из оптинских старцев к деланию молитвы, что крайне важно для понимания неслучайных особенностей учения каждого из преподобных отцов и «духа времени». Оказывается, преподобный Лев и Макарий молитве Иисусовой практически не учили, а давали лишь общие советы о необходимости молитвы. Об умной молитве они говорили редко и далеко не всем, об устной же старцы писали более свободно, но все равно достаточно сдержанно. Зато с какой тонкостью и вниманием говорили преподобные о важности смирения, самоукорения и терпения скорбей, и не только говорили, но и собственной жизнью являли пример этих добродетелей!


Осторожный взгляд родоначальника оптинского старчества и его ученика на дело молитвы связан с опасением впадения в прелесть при обучении умному деланию; с плачевными примерами этого оба старца сталкивались. «Преподобный Макарий так часто предостерегал против прелести, что, если писать книгу о его отношении к молитве Иисусовой, ее смело можно было бы озаглавить словами из одного его письма: “Прелесть весьма близка”», – не без иронии написанные слова говорят о действительном «духе того времени», когда распространялись печатные издания святых отцов (в частности, о практике «художественной и умной молитвы»), которые, попадая в руки неопытных, но разгоряченных как мирян, так даже и монашествующих, приводили ко многим духовным повреждениям.

Немногословными о делании молитвы остаются и преподобные Моисей и Антоний, и Иларион Оптинские. Об этом пишет, пользуясь выражением старца Льва, отец Димитрий: «… все названые старцы относились к молитве Иисусовой “без фанатизма”». Учителем молитвы уже можно считать преподобного Амвросия Оптинского. Хотя старец и не выделяет молитву как какую-то особую добродетель, указывая что «Путь монашеский один, а все остальное – его принадлежности для монаха…», но, в отличие от своих учителей – преподобных Льва и Макария, преподобный Амвросий пишет о молитве Иисусовой уже гораздо больше.

Старцем, излюбленным деланием которого стала молитва Иисусова, был преподобный Анатолий (Зерцалов). Ставший воистину учителем молитвенного делания, преподобный писал и рассказывал о молитве с большим вдохновение и «необыкновенной светлостью». Будучи большим утешителем и мудрым наставником, с желанием привить любовь к сему «досточудному деланию» старец Анатолий писал одной монахине: «Я буду тебе давать гостинцы, только читай Иисусову молитву непрестанно». Также преподобному Анатолию принадлежат следующие вдохновенные слова о молитве: «...Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение; что вначале она трудна – это всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна». Этой любовью к деланию молитвы проникнуты все наставления преподобного Анатолия. Об особом значении молитвы в духовной жизни старца Анатолия говорил и преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому от тысячи дается».

Эту любовь во всей полноте перенял и преподобный Варсонофий Оптинский, будучи учеником старца Анатолия. «Он явил собой пример нового отношения к молитве… Как учитель молитвы преподобный Варсонофий наиболее близок нашему времени. В его наставлениях и беседах присутствует та широта, то особое упование на дело молитвы, которым отличаются писания современных авторов», – пишет отец Димитрий. О тонкостях, опасностях, о плодах и о смысле молитвенного делания преподобный Варсонофий рассказывал тогда еще послушнику Николаю (Беляеву), который впоследствии сам принял старческое служение и исповедническую кончину. Отношение старца Варсонофия к молитве Иисусовой очень хорошо выражено в его словах: «Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без нее нельзя войти в Царство Небесное… она есть кратчайший путь к его достижению».

Об этом «кратчайшем и радостнейшем» пути к Царству Небесному с подробностью рассказывает первая глава книги о «Молитве Иисусовой в духовном наследии оптинских старцев». С чего начать путь молитвенного делания? Что говорят старцы о пользе этой молитвы, о помыслах и препятствиях на этом пути, о практической стороне внутреннего делания и о его плодах, – ответы на эти вопросы, которые, кажется, встают перед каждым христианином, хоть отчасти приобщившимся к деланию молитвы Иисусовой, можно найти в книге – действительно, уникальном сборнике учения оптинских старцев о молитве. Отец Димитрий отмечает в этой главе очень важную для всех ищущих молитвы деталь, о которой говорили все оптинские старцы, – держаться среднего пути и смиренного о себе мнения, которое убережет подвижника от губительного превозношения и непосильного подвига. Как говорил старец Амвросий: «Тише едешь – дальше будешь, – сказано опытными».


Во второй главе, с опорой на наставления и жизнь самих старцев, разъясняется значение Иисусовой молитвы в делании монаха и мирянина. А в третьей, заключительной главе, раскрывается через многие важные аспекты в делании молитвы – в том числе значение наставника и послушания, опасность уклонения в прелесть, – основной мотив жизни старцев, который как раз и является разгадкой тайны «оптинской молитвы». Что же это за основной мотив жизни, который явили всем своим монашеским и старческим подвигом каждый из преподобных оптинских отцов? Отец Димитрий как ответ на этот вопрос приводит слова преподобного Амвросия, вспоминающего случай из Патерика:

– К преподобному Сисою Великому пришел один брат и говорит: «Отче, за молитвами вашими я содержу непрестанно память Божию», т. е. молитву. Старец отвечал: «Это не велико; а вот дивно, если кто помощью Божией искренно может считать себя хуже всякого человека, хуже всякой твари».

Тайна оптинской молитвы – в смирении, – как пишет сам автор книги, – которое старцы стяжали не только молитвой, но и всей своей монашеской жизнью. «Есть смирение– всё есть, а нет смирения– ничего нет» – и это-то смирение и обогатило их молитву… Сами старцы писали и учили тому, что без смирения не только молитва, но и любая добродетель пред Богом не будет иметь ценности, а преподобный Анатолий (Зерцалов) прямо говорил: «Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех!»

В целом, вся монашеская традиция Оптиной пустыни создавалась вокруг Иисусовой молитвы и первых старцев, которые сами были воспитаны «благодатным старцем и наставником монахов богомудрым» – преподобным Паисием (Величковским). Со временем в сознании людей произошло смещение значения «старца» с восприятия его как Учителя к внешним проявления благодати. Но сами старцы не уделяли особого внимания этим проявлениям, существенно выше оценивая дар «немощных душ врачевания» и подготовки человека к будущей жизни в Небесном Отечестве. «Болезнующие души» находили исцеление в «оптинской лечебнице» на протяжении целого столетия…

Старческой преемственности, прерванной советским периодом, а вместе с ней и духоносным старческим наставлениям было суждено не только сохраниться, но еще и послужить будущему поколению! Вместе с возрождением Введенской обители стали возрождаться и традиции… Апостольская заповедь поминайте наставники ваша (Евр. 13:7) исполнялась и продолжает исполняться в обители не только в рамках устного поминовения, но и в деятельном исполнении старческих заветов и бережном охранении традиций.


После восстановления внешнего облика монастыря братия обители обратилась к архивам и письменному наследию старцев – возобновилась издательская деятельность, начало которой было положено еще преподобным Макарием Оптинским. Занимаясь письменным наследием преподобных отцов, оптинские монахи питали свою душу старческим подходом к молитве и к духовному деланию. Оптинская традиция возродилась и по-новому ожила в сердце каждого. Подход к духовному деланию и молитве, воспринятый от богомудрых старцев, стал передаваться от духовника к приходящим послушникам.

Чтобы охватить не только послушников монастыря и приезжающих духовных чад, но и всех почитателей наследия оптинских старцев, эта книга и была издана. В помощь каждому искателю молитвы – всем, сердцем возлюбившим Оптину пустынь и старческую традицию.



Книгу можно приобрести в книжной лавке Оптиной пустыни и в интернет-магазине монастыря по ссылке, а также на подворье Оптинской обители в Москве по адресу: Новоясеневский проспект, дом 42, монастырская лавка.
Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Димитрий (Волков)
Иеромонах Димитрий (Волков)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь