Матёра Небесная

К 85-летию В.Г. Распутина

15 марта 2022 года великому русскому писателю Валентину Распутину исполнилось бы 85 лет. По промыслу Божиему он появился на свет спустя 20 лет именно в тот самый день, когда была явлена одна из святынь нашего Отечества – Державная икона Божией Матери. Жизнь писателя неразрывно была связана с монастырями. Могила Валентина Григорьевича находится в Знаменском женском монастыре Иркутска, где он часто бывал при жизни, исповедовался, причащался, куда привозил свою старенькую маму. Крещение Распутин принял на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Ельце, бывал в Оптиной пустыни, на Святой Горе Афон… «Без Бога нет смысла жить, не то, что писать», – говорил Валентин Григорьевич. В его творчестве нашли отражение глубокое понимание души своего народа, чуткое отношение к ней, – качества, которые были присущи Распутину, как подлинному представителю Русского мира с его духовностью и культурой.

Творчество Валентина Григорьевича Распутина (1937-2015) любимо читателями нескольких поколений Советского Союза, современной России.

Распутина и его коллег – Астафьева, Абрамова, Шукшина, Белова, Крупина – критики назвали «писателями-деревенщиками». Как личную боль они воспринимали исчезновение деревни и исконно русского мира.

Да, писали о деревне, но это – лишь фактура. А человеческие характеры, чувства, христианские, нравственные вопросы – всё это большая литература, унаследовавшая традиции русской классической.

Распутин утверждал, что литература – это летопись народа. Он строго и несуетно вёл эту летопись, переживал и рассказывал о трагических поворотах отечественной истории. На страницах своих повестей и рассказов, в публицистических статьях обращался к важнейшим духовно-нравственным ценностям.


Книги Распутина переведены на разные языки мира, стали явлением не только в литературе, но и в общественной жизни. Его повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и «Живи и помни» входят в школьную программу по литературе.

Распутин был невероятно требовательным к себе – редкое сейчас качество. Скромный, сдержанный, невероятно совестливый, как будто даже застенчивый, он избегал суеты.

Как общественный деятель сделал немало. Защищал родной Байкал. Во многом благодаря ему остановлен безумный проект по повороту северных рек.

***

Первый рассказ Распутина, ставший знаменитым, – «Уроки французского» – о военном детстве, голодном мальчике, который живёт один в чужом городке, куда приехал учиться. Рассказ автобиографичен. По рассказу снят прекрасный фильм.

…Для писателя, выросшего в маленькой Аталанке на Ангаре в крестьянской семье, главная трагедия жизни – это гибель деревни, потеря нравственных ориентиров, физическая гибель села, из которого молодежь уезжает в город.

«Сменив лицо этой реки, они меняют лицо сознания человеческого, и уже непоправимо его меняют, – говорит в документальном фильме «Река жизни» Валентин Распутин. – Уходит какая-то огромная часть жизни, она умирает здесь. Без реки, без Ангары нашей никто не проживет. Все реки мимо Бога протекают. Он в них смотрит и каждого из нас видит».

***

Громкую славу как одна из вершин деревенской прозы пережила повесть «Прощание с Матёрой». Хотя её невозможно вписать в какие бы то ни было рамки. Повесть Распутина – сугубо реалистическое произведение, но в нём есть и вера, и мистика.

Распутину удалось создать уникальные образы – мудрую старуху Дарью Пинигину и до сих пор неразгаданного Хранителя острова.


Это было сложное для Русской Православной Церкви время, и картины этого присутствуют в распутинской повести:

«Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издалека с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки, она потеряла ещё раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны. Потом и крест сбили».

Повесть была впервые напечатана в журнале «Наш современник» в 1976 году. Это – самое знаменитое произведение Распутина, за которую писатель получил Государственную премию СССР.

Книга пережила десятки переизданий, суммарный тираж превысил миллион экземпляров. По повести снят фильм, поставлены спектакли в театрах.

***

Валентин Григорьевич писал просто, без вычурностей, опираясь на свой (по его собственному выражению – Н.Г.) «сибирский язык», не пытаясь никому угодить.

Критика восхищалась и восхищается красотой распутинского языка, бережным отношением к героям, тонким психологизмом, выразительными средствами и удивительной поэтикой произведений Распутина.

«Самый русский, самый ответственный за понятие русского писателя, он не мог себе позволить ни одного расслабляющего слова, ни одного неправильно истолкованного понятия», – подчеркивал его друг, писатель и литературовед Валентин Курбатов.

Повести Распутина, где он мастерски рисует внутренний мир героев, показывая себя не только внимательным наблюдателем, но и тонким психологом, чутко улавливающим оттенки человеческого характера, – о силе русского и особенно женского характера.

«Мне всегда было интересно писать о женщинах, – говорил Валентин Григорьевич. – Это тягловая сила была в войну. Наши русские женщины – великие труженицы. Знаю это хорошо по своим маме и бабушке. Именно благодаря нашим русским женщинам страна выстояла в войну».

«Японская переводчица, переводившая «Живи и помни», крестилась в православную веру с именем Анастасиия, именем той самой Настёны, – отмечал Валентин Курбатов. – Она поняла, что такое величие характера, что такое женщина в самом высшем и совершенном разумении».

«Распутин был исследователем тайны человеческой души, раскрывающейся в трагических обстоятельствах бытия, в которых благой выбор вовсе не предполагает благополучного земного исхода, – отмечает прозаик, поэт, литературовед, профессор Литературного института имени А.М.Горького, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева. – Он дал русской литературе и русской жизни новых героев, явил новые характеры...».

Именно эти качества позволили ему стать классиком отечественной литературы.

***

«Без Бога, – говорил Валентин Григорьевич, – нет смысла жить, не то, что писать».

«Валентин Григорьевич стал православным в зрелом возрасте, будучи уже известным писателем, – пишет журналист из Красноярского края Татьяна Якутина. – В 1978 году, за два года до празднования шестисотлетия Куликовской битвы, он совершил поездку в составе группы литераторов, искусствоведов по святым для каждого православного русского человека местам. Побывал на поле Куликовом, месте военной и духовной победы русского войска, в Оптиной пустыни, о которой знал с юности, со студенческих лет, читая произведения русских классиков.

Приехал в один из старейших городов России – Елец. Здесь Валентин Распутин познакомился с иеромонахом Нектарием (Овчинниковым), беседа с которым открыла для него огромный неведомый мир – мир русского православия, русской духовности.

«Мало что помню из нашей беседы, но помню только то, что когда выходил от него, понял – Это случилось. Случилось какое-то духовное преображение, уже не Мира, как на поле Куликовом, а моё духовное преображение. Уже тогда было ясно, что без Крещения нельзя, и это Крещение должно происходить здесь, в Ельце, который обладал каким-то особым сиянием», – написал он позже»».

В 1980 году Распутин принял Крещение, что по тем временам расценивалось советской идеологией как «духовное закабаление человека и его опускание до уровня ничтожества».

«…он принял Крещение на Сергиевом подворье в Ельце, – пишет журналист Татьяна Якутина. – Крещение совершил архимандрит Исаакий (Виноградов), один из насельников Троице-Сергиевой лавры, который к тому времени обустроил в Ельце Сергиевом подворье. Крестным отцом новокрещаемого стал иеромонах Нектарий.

…К Крещению, как мне кажется, он готовился всю свою сознательную жизнь. Ещё в молодые годы его часто тянулся в старейший в Иркутске Знаменский монастырь, где находилось епархиальное управление и покои владыки Вениамина (Новицкого). Неоднократно там бывал вместе с Александром Вампиловым и Вячеславом Шугаевым.

Ещё в 60-70-е годы он прочитал недоступные советскому читателю книги Н. Бердяева, Г. Федотова, Л. Шестова, В. Соловьёва, К. Леонтьева. Может быть, именно тогда он прочитал и запомнил слова Константина Леонтьева об особой афонской чистоте и святости.

Как он позднее написал об этом в своём очерке «На Афоне», Афон позвал его к себе. Случилось это событие в 2004 году. Вместе с Саввой Ямщиковым и Анатолием Пантелеевым он две недели прожил в Свято-Андреевском скиту на Святой Горе Афон. Ещё не зная того, что и сам этот скит, и громаднейший Собор Апостола Андрея Первозванного были построены на деньги его земляка, золотопромышленника-миллионера, иркутского купца Первой гильдии, благотворителя и мецената Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860-1901 гг.)».

…Именно в те годы, 2003-2005, когда я работал обозревателем газеты «Гудок», где впервые в нескольких номерах был опубликован очерк «Афон» Валентина Распутина, которым мы все в редакции зачитывались, я имел честь познакомиться с Валентином Григорьевичем, довелось слышать его выступления на Всемирном Русском Народном Соборе, несколько раз беседовать с ним.

***

В начале 1990-х, видя как многие люди потянулись в храмы, Валентин Григорьевич ощущал особую духовную радость:

«Россия медленно приходила в себя от наваждения, во время которого она буйно разоряла себя, и вспомнила дорогу в храм, – писал Распутин в статье «Из огня да в полымя». – Но вспомнить дорогу ещё не значит пойти по ней.

<...> Россия, быть может, только приготовляется к вере. Времена разорения души даром не прошли; проще восстановить разрушенный храм и начать службу, чем начать службу в прерванной душе. В ней нужно истечь собственному источнику, чтобы напитать молитву, которая, прося даров, могла бы поднести и от себя».

Распутин, как видим, прекрасно понимал, что это лишь начало долгого духовного пути. Он стоял у истоков Всемирного Русского Народного Собора – с момента основания и до последних своих дней он участвовал в работе ВРНС. Входил в состав Патриаршего Совета по культуре.


Валентин Распутин удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского (I степени). Стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов.

***

«В полюбившийся ему Знаменский монастырь, – пишет журналист Татьяна Якутина, – он привозил свою старенькую маму, Нину Ивановну. А с февраля 1990 года стал общаться с новым епископом Иркутским и Читинским, ныне митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным).

Завязалась дружба. Результатом этого общения стало воцерковление писателя. Он стал часто бывать на службе в монастыре, исповедался и причащался. Посещал службы и в Михаило-Архангельском Харалампиевском храме, где в советские годы находилось студенческое общежитие.

По его инициативе и при поддержке Владыки Вадима в области стали проводиться Дни русской духовности и культуры «Сияние России», началось издание православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».

Результатом их совместных трудов стало открытие в 1996 году в Иркутске православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Началось строительство храмов в Иркутске, Саянске, Усть-Уде, где писатель учился в школе. Благодаря его усилиям появился храм на родине святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Камчатки, Аляски и Алеутских островов. Собранные на протяжении жизни книги писатель дарил приходским библиотекам области».

…После трагической гибели любимой дочери Марии, талантливого музыканта, в авиакатострофе под Иркутском в 2005 году и смерти жены, Валентин Григорьевич особенно замкнулся. У него была квартира в Москве, но жил он в ней затворником. В последние годы жизни избегал прессы и жил не по расхожим понятиям о звездности – скромно, как в скиту. Отогревался душой только в Сибири, в Иркутске, на родной Ангаре.

***

«Валентин Григорьевич, – пишет журналист Татьяна Якутина, – ушёл из жизни в Москве за несколько часов до своего 78-летия (14 марта 2015 года, когда в Иркутске уже наступил новый день, 15 марта, день рождения Валентина Григорьевича - Н.Г.).

Закончилась его земная жизнь, началась небесная.

Перед смертью писатель исповедался, пособоровался и причастился Святых Христовых Таин».

***

Отпевание почившего в Храме Христа Спасителя совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На протяжении многих лет их с Валентином Григорьевичем связывали добрые, тёплые отношения.


Предстоятель в день кончины писателя на богослужении в Калининграде совершил отдельную заупокойную молитву о новопреставленном Валентине.

Святейший выразил соболезнование родным и близким писателя.

«Почивший, – говорится в соболезновании Святейшего Патриарха Кирилла, – принадлежал к числу тех наших выдающихся современников, кого ещё при жизни считали классиком, на чьих книгах выросло не одно поколение читателей».

По его словам, творчество Распутина проникнуто горячей любовью к России и её народу.

«Он был настоящим художником слова, глубоко чувствующим самобытную красоту и силу русского национального духа. Всю свою жизнь писатель посвятил служению непреходящей истины, которую обрел в Православной Церкви, став её верным сыном», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

***

19 марта 2015 года тело Валентина Григовьевича было предано земле в Знаменском женском монастыре в Иркутске, одной из старейших обителей его родной Сибири.


«... После смерти, – пишет журналист Татьяна Якутина, – он вернулся на родную иркутскую землю, местом его упокоения стала территория Знаменского монастыря. Панихиду и литию по рабу Божьему Валентину отслужил Митрополит Вадим. Владыка безмерно уважал и почитал талант писателя как богоделание, отмечал стремление его творчества к вечности, искание её.

... «Слово, в котором есть Бог», – так по-евангельски строго и глубоко владыка определил редкостный писательский дар Валентина Распутина (2009 г.). Отмечает он и особенность такого дара: «При кажущейся трагичности исхода произведений творчество его светоносно» (10.01.2017). Сейчас, после ухода писателя это становится всё отчетливее, яснее».

…Освящение надгробного памятника на могиле Валентина Григорьевича – в виде православного креста по решению семьи писателя – было совершено митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) 26 сентября 2016 года и приурочено к дням празднования русской духовности и культуры «Сияние России».

«Мне бы хотелось, чтобы вы в своем сердце сохранили светлую память о Валентине Распутине, – сказал владыка Вадим. – Не просто о нём как о человеке, как писателе, но прежде всего, о его духовном наследии, которое он завещал всем нам, его неподдельную, самоотверженную любовь к людям, его беззаветную любовь к Отчизне, любовь к своей земле, любовь и к вам».


Подготовил Николай Головкин
Фото из открытых источников

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Макарьева пустынь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь