«Господи, вся Тебе возможна!»

Свято-Троицкая Сергиева лавра

По свидетельству одного из непосредственных очевидцев возобновления Свято-Троицкой Сергиевой лавры после Великой Отечественной войны, эти слова, обращенные ко Спасителю, повторял со слезами на глазах, стоя на коленях слева от престола в Успенском соборе, старенький схиархимандрит Иларион (Удодов). Семьдесят пять лет назад в тот апрельский вечер Великой Субботы ожила заснувшая, затихшая на многие годы Лавра. И в пасхальную ночь над городом поплыл колокольный звон. В зачитанной с амвона телеграмме Святейшего Патриарха Алексия I, ставшего священноархимандритом Лавры, прозвучали слова: «Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радостью для всех притекающих к раке мощей Преподобного Сергия».

Призыв отца Гурия вызвал радость и воодушевление: равнодушных не было

Читая некоторые воспоминания о тех напряженно-счастливых днях, наш современник без затруднений может представить себе картину, полную жизни, действий и радостного ожидания великого события, предвещавшего, как смели надеяться боголюбивые люди, большие перемены в стране на духовном фронте. Обратимся вначале к письму первого насельника открывшейся Лавры. Другой человек, оставивший замечательные дневниковые записи о Лавре и ее возрождении, регент и художник Сергей Боскин (впоследствии протодиакон) называет первого послушника Лавры просто Сашей. Саша Хархаров, фронтовик, демобилизованный офицер, приехал сюда в апреле 1946 года к своему духовному отцу – архимандриту Гурию, назначенному Святейшим Патриархом Алексием I наместником Лавры еще за восемь месяцев до ее открытия. А многие из последующих поколений верующих людей знают того самого Сашу, как архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, любимого пастыря духовенства и народа... Так вот, ведущий переписку с принявшей тайный постриг монахиней Варварой (Пыльневой), будущей церковной писательницей, в ту пору еще архимандрит Михей, написал ей в 1981 году пространное письмо, где сообщает: поскольку непосредственных участников открытия Лавры уже нет, а он стар и боится, что умрет и никому не будет известно, что было ими пережито в тот момент, то теперь рассказывает об этом своим друзьям и близким. Рассказал он детально обо всем и своей адресатке с припиской в конце: «Простите за длинное описание, может быть, и не интересное для Вас».


Жаль, что уже нельзя сказать архипастырю, почившему в 2005 году: «Владыка, интересно всё – от первой до последней строчки!». Интересно было узнать, как выглядел Успенский собор, закрытый и не убиравшийся на протяжении 26 лет. Немыслимые слои пыли, грязь, выбитые в барабанах стекла и по этой причине – лед на полу, неимоверный холод. А еще, можно сказать, диковинка – карета Елизаветы Петровны в соборе! Известно, что Императрица здесь бывала на богомолье и что крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России обязан ей присвоением статуса Лавры (1742 год), но втаскивать этот раритет в собор? И выставлять на паперти чучело медведя?! Впрочем, как пишет автор письма, музейные работники всё это быстро убрали. Но реально ли было в кратчайшие сроки на Страстной седмице подготовить огромный храм к Пасхальному богослужению? Оказалось, что реально. Архимандрита Гурия, прошедшего ссылки и лагеря, и от которого, как читаем мы в «Троицком синодике», веяло внутренним миром и кротостью, очень полюбили прихожане единственного храма в тогдашнем Загорске – Ильинской церкви. В ней батюшка до открытия Лавры являлся почетным настоятелем и каждое воскресенье за вечерним богослужением совершал акафист Преподобному, проводил беседы с прихожанами. Многие люди тут же откликнулись на его призыв помочь. Пришли с ведрами, тряпками, половыми щетками – стали протирать иконостас, чистить паникадила, мыть полы. С большим рвением наводили чистоту и порядок в недавно еще «замурованном» святом месте.

Также прихожане пожертвовали материал на облачения для престола и жертвенника (а парчу дал Патриарх). Но кто возьмется за эту срочную и ответственную работу? Взялась за нее с девушками-помощницами старшая дочь богослова, религиозного философа, ученого священника Павла Флоренского Ольга Павловна, чей сын игумен Андроник (Трубачев), (отошедший к Господу в прошлом месяце, 5 апреля) впоследствии проведет целое расследование, как его дед, ученый секретарь Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Тихона совершит рискованный поступок, чтобы предотвратить реальную угрозу уничтожения мощей. Вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым, он с помощью копья отделит главу преподобного Сергия от мощей, а на ее место будет положена глава князя Трубецкого. Сколько было хранителей у главы игумена Земли Русской, оказавшейся позже во Владимирском храме в старинном подмосковном селе Виноградове, где служил архимандрит Иларион (Удодов), сейчас доподлинно не установить. Но при открытии Лавры этот старец высокой духовной жизни привез великую святыню в Троицкий собор Лавры. А голову князя Трубецкого похоронили у алтаря Духовского храма, совершив по нему панихиду.

Были в те дни, до краев наполненных хлопотами, и другие чудеса. Например, с антиминсом. Если Плащаницу, сосуды выдали из ризницы музея, кое-что дала Патриархия, а облачения, кадила, напрестольное Евангелие, кресты, ладан, подсвечники, свечи, ковры взяли из Ильинской церкви, то вопрос с антиминсом вызывал у отца Гурия большое беспокойство. Раньше никто об этом не подумал, и как теперь быть – в такие дни? Об этом явном чуде более точно рассказал в своих воспоминаниях протодиакон Сергий Боскин. Архимандрит Гурий жил в доме старосты Ильинской церкви Сарафанова. И в Великий Четверг ему говорят: «К вам пришли». А пришел Тихон Тихонович Пелих, которому в 30-е годы последний наместник Лавры перед ее закрытием архимандрит Кронид (Любимов), веривший в стойкость этого скромного тихого учителя, вручил антиминс со словами: «Храни, он нужен будет». И Тихон Тихонович хранил. Услышав о предстоящем событии, он поспешил к новому наместнику... Когда отец Гурий раскрыл антиминс, то он увидел надпись: «Антиминс с Престола Успения Б.М. Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры». Кстати, если Сергей Боскин стал протодиаконом, то Тихон Пелих, приняв священнический сан, служил вначале в сельских храмах Подмосковья, затем – с 1950 года – в том знаменитом Ильинском храме Загорска, чьи прихожане так активно откликнулись на просьбу отца Гурия подготовить лаврский собор к богослужениям. Служил отец Тихон с протоиереем Всеволодом Шпиллером, вернувшимся из-за границы и назначенным в эту церковь настоятелем. А после перевода отца Всеволода в Москву стал здесь настоятелем, и братия Троице-Сергиевой лавры высоко ценила его пастырский авторитет. Молодые монахи и послушники обращались к нему за наставлениями. Но на излете жизни ему довелось испытать сильнейшие нападки врага, изгнавшего его из родного храма, где он прослужил 30 лет. Однако батюшка всё с величайшим смирением вынес. Скончался он 17 июля 1983 года – в канун праздника преподобного Сергия.


...Целая эпопея была в Лавре с получением разрешения на пасхальный колокольный звон. Совет по делам религий разрешил звонить, а дирекция музея, в чьем ведении оставалась колокольня, – нет. У знаменитого колокола под названием «Лебедь» (название он получил из-за мелодичности звука) сильно провис язык. Рабочие постарались и сделали всё, как нужно, но дирекция даже слышать ничего не хотела: мол, вы разобьете колокол! Только лишь перед самой заутреней была получена телеграмма из Патриархии: вопрос согласован, и разрешается звонить. Звонил, как и в 1920 году, при закрытии Лавры, Константин Иванович Родионов. Тогда он по просьбе своего учителя – старейшего лаврского звонаря инока Сергия, Сережи-слепца, который из-за рыданий не мог звонить, – отзвонил в последний раз. А на прощанье поцеловал колокол Лебедь. И сейчас, на Пасху 1946 года, он снова поцеловал родного «Лебедя» и первым возвестил колокольным звоном об открытии обители преподобного Сергия, игумена Радонежского.


Каждый внес свою лепту

Архимандрит Гурий (Егоров) являлся ее наместником восемь месяцев до открытия обители и четыре – после. Основной его задачей было «поставить Лавру на ноги», а затем ревностного и деятельного священнослужителя «бросили» на другой сложный участок духовного фронта. После хиротонии во епископа Ташкентского и Среднеазиатского он отправился в епархию, где пришлось преодолевать ее тяжелое обновленческое прошлое. Труды отца Гурия в Лавре продолжили другие наместники, материалы о которых можно найти на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры в рубрике «Троицкий синодик» и в воспоминаниях лаврских отцов.

Особая тема – старцы Троице-Сергиевой лавры. Все они, любимые нами, почитаемые, можно сказать, на слуху. И – в сердце. Мы многое о них знаем, но продолжаем находить в россыпях трогательных воспоминаний всё новые подробности, которые высвечивают их облик ярче, делают дорогих батюшек еще роднее. Причем нередко бывает, что это совсем простые факты, эпизоды, а так за душу берут! Интересный момент описал будущий владыка Варнава, пришедший в Лавру в 24 года. Он нес послушание ризничего, и вдруг накануне праздника Крещения Господня ризничий повздорил с наместником, и наместник, смиряя того, наказал взять ключи от ризницы отцу Варнаве, который только монашество принял, а сана священнического не имел. Как готовить сосуды, престол переоблачать, если ты простой монах? «Безвыходное положение тогда было», – рассказывал архипастырь. Но выход нашелся благодаря отцу Кириллу (Павлову). Будучи и пономарем в Троицком соборе, будущий лаврский духовник, по словам владыки Варнавы, уставал, разумеется, и всё же находил время, чтобы прийти на помощь молодому монаху. (Впоследствии митрополит Варнава 44 года прослужил на Чебоксарской кафедре, его попечением были возвращены к жизни семь монастырей, стоявших в руинах, и более 200 храмов – Примеч. автора).

В воспоминаниях священника Валерия Духанина, кандидата богословия, автора многих замечательных духовных книг, публикаций о смысле и значении православной веры (к тому же хорошо известного нам по передачам на телеканале «Спас», «Союз», радио «Радонеж» и «Радио Вера») мы находим еще одно свидетельство того, как «безвыходное положение» перестало быть таковым благодаря отцу Кириллу. 17-летний мальчишка Валера, приехавший из Оренбурга поступать в Московскую духовную семинарию, не прошел по конкурсу. Но какое счастье – его оставили кандидатом на место! И, выполняя послушание дежурного на проходной, он успел остро почувствовать, что для него жизнь внутри Лавры стала единственной подлинной жизнью, а всё остальное как будто и вовсе не жизнь... Только это счастье могло вмиг оборваться, когда недовольный проректор вызвал к себе оробевшего парнишку и твердо сказал, что в семинарию его уже не примут. Мол, он не способен выполнять послушание ответственно: через ворота проходной, предназначенные для транспорта, постоянно семинаристы бегают, а дежурный это не пресекает. В конец расстроенный паренек по совету знакомого студента стал искать встречи со старцем Кириллом. «Помню, что преподобного Сергия я умолял позволить мне попасть к батюшке. И преподобный Сергий позволил», – пишет отец Валерий. Будущий священник-богослов смог исповедоваться у великого старца, рассказать ему про свою беду и в ответ услышал: «Всё будет хорошо. Всё решится». Батюшка благословил его на учебу. И вскоре кандидата Духанина зачислили в семинарию. «Почему? Что подвигло руководство принять такое решение? Для меня было очевидно одно – всё решила молитва и благословение батюшки», – заключает пастырь.

После того случая он не раз приходил на исповедь к батюшке в его келью и вот как впоследствии описал свое состояние: «Ты как будто окунаешься в море тепла и любви, непередаваемой доброты, но при этом и священного страха, благоговения, словно райская гармония из Небесных обителей пролилась светлым лучиком туда, где наш батюшка. В тебе замирают страсти, а сердце открывается, не боясь рассказать самые сокровенные тайны».

Преподобный Сергий нас слышит и помогает

Выпускник Московских духовных школ отец Валерий Духанин стал собирать истории о чудесах, явленных по молитвам Преподобного в наши дни. Записанные им со слов очевидцев они вошли в книгу «Новые чудеса преподобного Сергия», выпущенную издательством Московской Патриархии в 2014 году (а в 2017 году вышло второе ее издание – исправленное и дополненное). Каждая история там уникальна и свидетельствует о том, как великий святой откликался на слезные просьбы и мольбы людей, иногда поворачивая их жизнь в, казалось бы, необычном направлении. Так необычно повернулась жизнь насельника Лавры игумена Михея (Тимофеева), пришедшего сюда в 1951 году и явившего собой первое поколение лаврских монахов после возобновления обители. В его биографии много моментов, которые не могут оставить нас равнодушными. Во-первых, родился он инвалидом с какой-то очень серьезной болезнью мозжечка и по этой причине в любую минуту мог умереть. Позже у него обнаружили опухоль мозга, вдобавок к этому появился диабет. Да еще и расти в восемь лет он перестал – только лишь когда поселился в Лавре, то снова стал расти и чудесным образом достиг среднего роста взрослого человека. Во-вторых, в Лавре Ваня Тимофеев стал келейником архимандрита Тихона (Агрикова) – и, несомненно, этот факт привлечет внимание людей, с трепетом и благодарностью читавших-перечитывавших книгу отца Тихона «У Троицы окрыленные», призванную, по словам самого подвижника, помочь читателям «озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей, которые, как и мы все, совсем еще недавно жили с нами, ходили, страдали, терпели, радовались, унывали, а вот теперь их нет уже среди нас, они ушли, воспарили в иной мир».

Как-то в тонком сне Иван-келейник увидел, что рака с мощами Преподобного почему-то располагается не на обычном месте, а стоит по центру перед амвоном, и монахи черпаками зачерпывают сияющее, необыкновенно благовонное миро прямо из раки. Ивану тоже досталась маленькая капелька, стекавшая по кружке протодиакона Феодора, отличавшегося необыкновенным голосом. Иван смотрел на капельку, и на его глазах она расширилась, начала благоухать. Радость и духовное веселье озарили его душу. А когда он, проснувшись, поведал о своем сне архимандриту Тихону, батюшка наказал ему больше об этом никому не рассказывать. Пояснил, что монахи, зачерпывающие миро, принимали от преподобного Сергия подходящие для каждого дарования. «И тебе, – заметил отец Тихон, – Господь даст какой-то дар, которым ты послужишь Преподобному Сергию».

Дивный дар, полученный крайне болезненным сельским юношей с Белгородчины, принявшим в Троице-Сергиевой лавре монашеский постриг с именем Михей (в честь келейника преподобного Сергия – преподобного Михея Радонежского), помог ему возродить традицию лаврского звона. Он перенял эту традицию от звонарей, знавших дореволюционный звон, и на протяжении многих лет был главным звонарем Лавры. Отец Михей создал собственную мелодию звона, в настоящее время известную как звон Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К нему приезжали за советом и опытом со всей России. И ныне мы можем не только услышать звукозаписи с его звонами, но и увидеть имя «необычного» батюшки, отлитое в бронзе на Царь-колоколе обители как знак его высочайшего вклада в возрождение колокольного звона в России. Вот какую «капельку мира» увидел во сне только еще задумывавшийся о монашестве Ваня Тимофеев!

Конечно, по вполне объяснимым нашей человеческой немощью причинам в описании чудес по молитвам к святым многим хочется побольше прочитать и услышать об исцелении от болезней. И таким чудесам, связанным с именем игумена Земли Русской, несть числа. В данной публикации, наверное, уместно будет вспомнить о поразительной истории, рассказанной порталу «Монастырский вестник» настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря игуменией Екатериной (Чайниковой) в интервью «Чтобы быть как можно ближе к Богу...». По словам матушки Екатерины, врачи поставили ее маме страшный диагноз – «рак поджелудочной железы с метастазами» и предупредили: дни больной сочтены, жить ей осталось недели две, максимум три. Мама матушки уже не могла ни есть, ни пить – организм ничего не принимал, но неожиданно она сказала дочери: «Вези меня к Сергию Радонежскому». Та, готовая везти свою угасающую маму куда угодно, хоть на край света, повезла ее в Троице-Сергиеву лавру. И случилось чудо. После вечерней службы, после того, как тяжко болящая приложилась к мощам Преподобного и вдоволь поплакала в храме, она, не способная до этого даже глотка воды сделать, смогла и фасолевый супчик съесть, и жареную картошечку с грибами, а запила всё клюквенным соком. И... спокойно, умиротворенно проспала ночь. Когда же они вернулись в Москву, то во время обследования врачи удивились: «Да у нее нет ничего! В поджелудочной железе совсем маленькая киста, которая не требует хирургического вмешательства!» Мама матушки Екатерины умерла в возрасте 83 лет. Она приняла великую схиму с именем Иоанна – в честь святого пророка Иоанна Предтечи. А «отсрочка» от смерти на двадцать с лишним лет после поездки к Преподобному помогла ей спокойно, по-христиански подготовиться к переходу в жизнь вечную...

***

Начало сбору и описанию чудес по молитвам к дорогому авве положил Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик преподобного Сергия. Продолжена была эта традиция и в последующих веках. Благодаря неиссякаемой народной любви к Преподобному, стремлению всё записать, запечатлеть, передать потомкам всё, что связано с его именем, сегодня для нас всеми красками засияло чудо 75-летней давности, когда в обители преподобного Сергия снова начались богослужения и пришли в нее первые насельники. И вслед за схиархимандритом Иларионом (Удодовым), пострижеником Святой Горы Афон, сподобившимся выполнить важнейшую миссию – вернуть в обитель честную главу первооснователя Лавры, постараемся и мы со всей мощью его живой веры произнести те слова: «Господи, вся Тебе возможна!»


Подготовила Нина Ставицкая
Снимки взяты из открытого доступа

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Макарьева пустынь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь