Духовный подвиг, связующий поколения

Игумения Ангелина (Нестерова)

В преддверии Дня памяти и скорби 22 июня вниманию наших читателей предлагаем статью игумении Ангелины (Нестеровой), настоятельницы Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Смоленской епархии. Обитель под Вязьмой открыта в 2014 году в память о воинах, павших за Отечество, – не только в страшном «Вяземском котле» осенью 1941 года, но во всех войнах, в которых участвовали наши соотечественники, совершая свой великий жертвенный подвиг, известный и неизвестный миру.

У каждого монастыря есть свои святыни. Мы поклоняемся чудотворным Крестам, иконам, святым мощам страстотерпцев и мучеников, подвижников и основателей монастырей. Некоторые святыни известны православному народу уже не одно столетие, некоторые обретены в наше время. Одной из таких святынь является икона Божией Матери «Одигитрия Вяземская Ратная». История появления этой иконы связана с Великой Отечественной войной и с жизнью нашего духовного отца и наставника схиархимандрита Михаила (Балаева). 

«…трудиться всегда честно и добросовестно во славу обители преподобного Сергия»

Виктор Федорович Балаев родился 7 сентября 1924 года в деревне Богородское (Вынуковского сельского совета) Загорского района Московской области, в крестьянской, ремесленной семье. Село Богородское издавна славилось мастерством резной игрушки. Известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но даже и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке. По окончании семилетней школы Виктор поступил в Богородскую профессиональную школу резьбы по дереву, в которой получил специальность резчика.

На второй год Великой Отечественной войны, 7 сентября 1942 года, через Загорский райвоенкомат его призвали в действующую армию. Из архивных документов известно, что из Загорска Виктор Балаев вначале направлен в 4-й запасной железнодорожный полк, и после воевал в составе 75-й отдельного восстановительного железнодорожного батальона. (Виктор Федорович Балаев упоминается в четырех документах на сайте «Память народа».) В начале марта 1943 года его батальон из города Ржева, вместе со стрелковыми частями 33-й армии направлен на освобождение Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков.

Позже он вспоминал: «Шли мы через Сычевку на Вязьму. Весна 1943 года, грязно, болота. Очень тяжело было. Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, поступил приказ – нужно форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой белый собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько атак захлебнулось. Подошла наша очередь идти по тонкому, покрытому водой льду. Я внутренне сказал себе тогда: если останусь жив, – уйду в монастырь. Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку. Лег в окоп. Посмотрел по сторонам. До берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас».

Иногда пишут, что в этом бою был ранен и сам красноармеец Виктор Балаев, и что он очнулся только в госпитале через несколько дней. Но по сохранившимся документам, он ранен 12 июня 1943 года и направлен в эвакогоспиталь [1]. 11 мая 1944 года младший сержант, дорожный мастер, Виктор Балаев из военно-пересыльного пункта 2023 стрелкового полка выбыл в 19-ю гвардейскую стрелковую дивизию [2]. Через много лет после войны, 1 августа 1986 года Виктор Федорович Балаев приказом Министра обороны СССР маршала Сергея Леонидовича Соколова был награжден Орденом Отечественной войны II степени [3].

Вернувшись на родину в 1947 году в звании старшего сержанта, Виктор Федорович работал художником-инструктором в профтехшколе деревни Богородское. Он был включен в членство товарищества союза художников, а потом и областного союза художников.

Вскоре Виктор Федорович Балаев сдержал обет, данный им Богу во время боев за Вязьму. 12 июня 1959 года его приняли на послушание в Троице-Сергиеву лавру. На следующий год он подал прошение на имя наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Московского и всея Руси, о пострижении в монашество. В прошении говорилось:«От малых лет имея горячее желание послужить Богу, смиренно прошу Вашего благословения, отец наместник, постричь меня в иноческий чин. Обязуюсь все послушания, возложенные Вами и старшими на меня, выполнять добросовестно и сберегать уважение и послушание к братии Лавры и трудиться всегда честно и добросовестно во славу обители преподобного Сергия». Прошение удовлетворили, и 19 августа 1960 года, в праздник Преображения Господня, наместник Лавры архимандрит Пимен совершил постриг послушника Виктора в монашество (мантию) с именем Иоасаф в честь святителя Иоасафа Белгородского (память 4 сентября).

В обители отец Иоасаф нес послушания рабочего кухни, дежурного в проходной будке, пономаря Троицкого собора. Он был одним из ближайших помощников (келейником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). 29 августа 1961 года епископ Николай (Кутепов) хиротонисал монаха Иосафа (Балаева) в сан иеродиакона, а 18 октября 1969 года – в иеромонаха. Его определили на послушание в летнюю Патриаршую резиденцию в Переделкино. 4 апреля 1974 года иеромонаха Иоасафа возвели в сан игумена. Спустя четыре года, во внимание к усердному служению на благо Русской Православной Церкви, отца Иоасафа наградили юбилейным наперсным крестом с украшениями. В 1988 году с выражением благодарности за понесенные многолетние труды освободили от возложенного послушания и возвратили в Троице-Сергиеву лавру.

Вскоре он подал прошение о пострижении в схимнический образ. В октябре того же года архимандрит Алексий (Кутепов), наместник Лавры, совершил постриг архимандрита Иоасафа (Балаева) в схиму с именем Михаил. Отец Михаил продолжал подвизаться в Лавре. Слабли физические силы старца, но укреплялся его подвижнический дух, а душа приуготовлялась к отшествию из земной скорбной юдоли в горние обители. Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье, продолжая принимать «страждущих». Одной из таких страждущих стала автор этого рассказа, которой посчастливилось иметь духовное окормление и назидание у приснопамятного батюшки в течение 12 лет.

Икона-благословение

В своих беседах-воспоминаниях о войне батюшка отмечал, что октябрьские бои 1941 года под Вязьмой стали духовной победой наших воинов. Воюя на Ржевском рубеже, солдаты знали о событиях под Вязьмой. Среди сослуживцев батюшки были и те, кто вырвался из «Вяземского котла». Один из этих солдат рассказал отцу Михаилу о том, как ему удалось избежать плена. В ночь с 11-го на 12-е октября был назначен окончательный прорыв. Прорывались от села Богородицкое в направлении реки Курьяновки. Начало прорыва под вечер, в сумерках. Вдруг солдаты видят, что впереди в том же направлении идет женщина в темной накидке с ребенком на руках. «Мы подумали, что это местная женщина, знающая тропу по болоту, и побежали за ней. Женщина шла медленно, будто плыла, а мы едва поспевали за ней. Она вела и указывала путь. Вдруг женщина пропала из виду, и мы ее больше не видели. Но когда очнулись, поняли, что линия огня осталась за нашими спинами!»

Разговаривая с отцом Михаилом, этот солдатик сказал, что их спасла Божия Матерь. Когда батюшка узнал, что в селе Богородицкое стоит полуразрушенный храм, построенный в XVIIIвеке в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», он предложил попробовать написать икону. Он несколько раз говорил о том, что должно быть изображено на иконе:  вверху на облаке Пресвятая Богородица, а внизу река из солдат. Первый вариант иконы был написан в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в городе Твери. На иконе Божия Матерь представлена во весь рост, парящей на облаке, с Предвечным Младенцем на руках. Внизу изображена людская река из воинов, идущих на смерть; они изображены с крестами в руках подобно мученикам Севастийским (IV в.), загнанным в ледяное озеро за отказ поклониться языческим идолам.

Увидев фото этой иконы, батюшка благословил написать храмовую икону для будущего монастыря. Благословение было исполнено. Отец Михаил принимал участие в разработке сюжета этой иконы, помогая советами, а более всего своей молитвой. Икона освящена 11 октября 2015 года в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре под городом Вязьма, по окончании Божественной литургии, епископом Вяземским и Гагаринским Сергием. К настоящему времени списки иконы «Одигитрия Вяземская Ратная» находятся в храмах многих епархий и в жилищах православных людей от Владивостока до Бреста. Этим образом благословляются воины, уходящие на фронт. 6 октября 2022 года храмовая икона «Одигитрия Вяземская Ратная» по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия была перенесена из монастыря в Троицкий собор Вязьмы, где при большом стечении православного народа владыка Сергий отслужил перед ней молебен с акафистом Божией Матери. В течение октября икону пронесли по всем храмам Вязьмы для поклонения, и в конце месяца она вернулась в монастырь, где пребывает постоянно.

***

14 июля 2009 года отец Михаил скончался от ишемической болезни сердца.

Глубокое соболезнование наместнику и братии монастыря выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Со скорбью воспринял весть о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры схиархимандрита Михаила (Балаева). Его почти полувековое монашеское служение началось под покровительством святителя Иоасафа Белгородского. При постриге в схиму его небесным заступником и ходатаем стал святой Архистратиг Божий Михаил, что явилось знамением пламенной веры схиархимандрита Михаила и ревностного служения Господу. Двадцать лет приснопамятный инок с прилежанием во славу Божию нес послушание в Патриаршей резиденции в Переделкине. Его усердием поддерживалось должное благолепие, сохранялась преемственность древних традиций. На протяжении последних двух десятилетий отец Михаил неленостно совершал иноческий подвиг в стенах Троице-Сергиевой лавры, стяжав уважение и любовь братии…»

Схиархимандрит Михаил погребен на монастырском кладбище у храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Деулино Сергиево-Посадского района. В деревне Деулино 1 декабря 1618 года подписан мирный договор, по которому Вязьма и еще несколько городов Смоленщины отошли к Московскому государству. Так промыслом Божиим связалась невидимыми нитями жизнь схиархимандрита Михаила (Балаева) с Вяземской землей.

Помяни, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого схиархимандрита Михаила во Царствии Твоем!

_______________________

[1] ЦАМО. Ф. 27681. Оп. 535708с. Д. 1. / Именной список части. 1943.

[2] ЦАМО. Ф. 8498. Оп. 120988. Д. 43. Л. 178.

[3] ЦАМО. Картотека награждений. Шк. 2. Ящ. 31. Д. 47. / Юбилейная карточка награжденного. 1986.

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь