Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

События, происходящие в настоящее время на Украине, – это боль всего православного мира. И этой болью были пронизаны выступления участников панельной дискуссии «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве», которая состоялась 20 октября 2021 года в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово». Но не только боль звучала в словах выступавших. Прежде всего они говорили о том, как журналистское сообщество может и должно освещать не теряющую своей остроты тему, чтобы открыть глаза людей на катастрофичность сложившейся ситуации и на то, какими мотивами на самом деле руководствуются виновники раскола, прикрывая свои неблаговидные деяния словами о высоких целях.

Просьба верующих Украины или наглый обман Константинополя?

Панельное заседание вели секретарь ОВЦС Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и протодиакон Александр Карпенко, главный редактор журнала «Фома в Украине». Люди, которые не нуждаются в особом представлении. Однако уместно вспомнить, что буквально накануне фестиваля Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина отец Игорь был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Эта государственная награда присуждена священнослужителю ««за большой вклад в развитие международных и межконфессиональных отношений, многолетнюю добросовестную работу». Что касается отца Александра, то он работает в журналистике почти четверть века, а журнал «Фома в Украине» возглавил в 2014 году.


Как напомнил протоиерей Игорь Якимчук, в 2018 году решением Константинопольского Патриархата был отменен акт 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата и в результате раскольнические хиротонии, вся раскольническая иерархия были легализованы Константинопольским Патриархатом, вплоть до того, что произошла отмена анафемы, наложенной Русской Православной Церковью на бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Затем последовали события, инспирированные тогдашней украинской властью: так называемый «Объединительный собор», создавший структуру, называющуюся Православной Церковью Украины (ПЦУ), дарование этой структуре томоса об автокефалии Константинопольским Патриархом Варфоломеем и попытки Константинопольского Патриархата принудить другие Поместные Церкви к признанию всех этих деяний, в результате чего мы видим такое кощунство – «епископами» стали люди, вообще не имеющие апостольского преемства.

– Когда Константинополь легализовал раскол, это было подано как ответ на просьбы миллионов верующих Украины, ставшей независимым государством, где в наше время великое множество людей якобы не имеет церковной свободы, – продолжил выступающий, заметив, что именно так в разных странах мира подчас и воспринимают происходящее. Там вообще не понимают, что Константинопольский Патриархат и его Глава принимали это решение, исходя не из канонических критериев, богословских соображений, а руководствуясь лишь политическими соображениями.

Эти неординарные события вскоре стали в информационном пространстве предметом острейшей дискуссии, которая не затихает до сих пор. В отношении церковных СМИ Русской Православной Церкви отец Игорь сказал, что главной их задачей было и остается своевременное информирование мировой общественности, что же в действительности произошло на Украине и как обстоят дела сейчас. Поэтому новостной контент стал выходить на разных языках. Это относится и к главному церковному порталу «Патриархия.ру», и к порталу ОВЦС (здесь каждая языковая версия – новости, аналитические тексты – переводится на тринадцать языков. Как и материалы раздела авторской критики, раздела видеопродукции. И всё это читают, смотрят по всему миру, то есть информация и аналитические статьи разлетаются по планете моментально). Примечательно, что сразу же после тех событий, связанных с вероломством Патриарха Варфоломея и его «подарком» украинским верующим, ОВЦС в 2018 году создал субсайт «В защиту единства Русской Православной Церкви», где аккумулируются многие тексты и документы, имеющие важнейшее значение, также на нем размещаются опровержения того, что выходит на ресурсах оппонентов и искажает действительность.

Более того! Тексты, оправдывающие действия Фанара, размещенные на греческих и других порталах, после их критики авторами-аналитиками сайта ОВЦС, были убраны, так что плоды нашей информационной деятельности, по словам отца Игоря, есть. Пастырем было озвучено обстоятельство особой важности: вбросы или явные фальшивки, будто бы некие канонические епископы Русской Православной Церкви имели отношение к хиротониям ПЦУшников, удалось опровергнуть публикациями, которые были оперативно переведены на иностранные языки. Сама дискуссия в этом направлении возымела действие на иерархов Поместных Православных Церквей при рассмотрении ими признания или непризнания ПЦУ, потому что неизбежно возникал вопрос: а можно ли сослужить с людьми, которые даже формально не были рукоположены? Например, в Грузии, Болгарии, Румынии эта тема очень горячо обсуждалась...

Что способно разбить липовую «статистику»

Из украинских СМИ, чьи активные и весьма эффективные действия заслуживают одобрения, протоиерей Игорь Якимчук в первую очередь назвал порталы Союза православных граждан Украины, Союза православных журналистов, «Первый казацкий», «Расколам.нет», канал «Витражи». К ним соведущий панельной дискуссии протодиакон Александр Карпенко добавил и телеканал «Интер», который, как он отметил, своими яркими репортажами помогает противостоять разного рода манипуляциям. Допустим, появляется заказной (заранее оплаченный) соцопрос с «нужными» результатами, призванными засвидетельствовать, насколько низок – фантастически низок! – процент верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Но вот «Интер» недавно показал молебен на Владимирской горке в Киеве и тот незабываемый Всеукраинский крестный ход по случаю 1033-летия Крещения Руси и дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, когда со всей Украины в ее столицу приехали верующие. Более 350 тысяч человек приняло участие в молитвенном шествии! И можно было увидеть глаза, лица священноначалия, пастырей, прихожан и возликовать от увиденного! Да и другие репортажи, прямые трансляции из переполненных храмов Украинской Православной Церкви полностью опровергают липовую «статистику». (А в храмах ПЦУ – это реальность, которую не скрыть, как бы не пытались это сделать рупоры «политического православия», – на службах стоит от силы 10-20 человек).


Еще отец Александр сообщил, что, показывая жизнь истинной Церкви Христовой, церковные СМИ и неофициальные сайты, странички, Ютуб-каналы, Телеграм-каналы стараются широко и серьезно освещать явления, которые можно назвать гонениями. Это захват храмов раскольниками, избиение священников, изгнание их семей из жилищ. Также показывается, где они живут после изгнания, чем занимаются и как живут изгнанные общины... Делается это для того, чтобы, во-первых, зафиксировать сам факт произошедшего, поскольку официальные государственные СМИ о нем не расскажут или расскажут лживо: дескать, совершилась «тихая мирная» перерегистрация общины по переходу из одной юрисдикции в другую. А во-вторых, подобные рассказы мобилизуют братьев и сестер во Христе на стояние в вере, защиту ее чистоты, на поддержку притесняемых общин. В том числе и финансовую. По словам протодиакона Александра, изгнанные из родных храмов общины нередко начинают молиться у кого-то из прихожан на дому или в быстро приспособленных помещениях, но вот уже несколько лет действует программа строительства типовых храмов для них. Программа «40 храмов» является проектом благотворительного фонда «Фавор» и действует в рамках миссии «Капля мира». Там буквально по капле собирают необходимые средства. И отец Александр убежден, что даже при том раскладе, когда силы присутствия двух противоборствующих сторон в украинских медиа неравны (были закрыты оппозиционные телеканалы, и спикеры УПЦ не имеют доступа к микрофону), мир может увидеть, с кем на самом деле верующий народ Украины. Это «зрение» способна ему вернуть твердая позиция православных журналистов, блогеров, их последовательность в освещении религиозного конфликта.

Если называть вещи своими именами...


Один из участников панельной дискуссии, представленный протоиереем Игорем Якимчуком ветераном журналистики, который всегда имеет оригинальный и убедительный взгляд на происходящие события, включился в нее дистанционно, из Киева. Это глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов. Его выступление было выслушано собравшимися с огромным вниманием. Всё в том выступлении называлось своими именами, и звучали такие слова, как «оковы лжи», «преступление», «рейдерство». По словам Василия Семеновича, православное журналистское сообщество на Украине давно разобралось и определило параметры константинопольской или стамбульской истории как абсолютно криминальные. Любопытно, что сама история этого криминала буквально поминутно изложена участником тех преступных событий. Это никто иной, как Михаил Денисенко (митрополит-раскольник Филарет), впоследствии объявивший всё произошедшее предвыборной аферой бывшего президента Порошенко.

– И перед тем, как начинать спорить с константинопольцами, со стамбульцами, надо всегда возвращаться к этому, – сказал В. Анисимов. – А задача журналистов прежде всего – пробиваться к действительности: что же произошло на самом деле? А произошло преступление. И со стороны Стамбула, и со стороны нашей власти.


Утверждая, что не всё надо пытаться объяснить высокими историческими материями, руководитель пресс-службы УПЦ привел красноречивый факт. На какой-то из пресс-конференций лжепатриарх Филарет сообщил, что первым вопросом, который задал ему представитель Константинопольской Православной Церкви митрополит Галльский Эммануил, приехавший в столицу Украины для завершения подготовки к так называемому объединительному собору: «А что мы с этого будем иметь?»

Еще примечательный момент: когда эту аферу организовывали, то за митрополитом-раскольником Филаретом столько журналистов и операторов ходило – с микрофонами телекамерами. Просто отбоя от них не было! Однако после того, как он начал рассказывать правду, интерес к нему моментально пропал. Ни одной телекамеры вблизи не наблюдается! И теперь Филарет находится в такой же изоляции, как Украинская Православная Церковь времен Порошенко, которая с трудом пробивалась на главные телеканалы... На сегодняшний день, по мнению В. Анисимова, наряду с объяснением исторического контекста и антиканоничности деяний Константинополя крайне важно добиваться со стороны государства и общества правового, законного решения вопроса. Ведь на каком основании Порошенко подписался передать церковное имущество, храмы Украинской Православной Церкви иностранному государству?

– Крайне важно, используя государственные механизмы, восстанавливать справедливость, а журналистика должна помочь распространить достоверную информацию, – повторил свою мысль выступающий.

Полностью солидарна с утверждениями коллеги с Украины о том, что было совершено преступление украинских властей против своего народа, было совершено преступление Константинопольского Патриархата, подарившего Украине так называемый томос, и гостья фестиваля Пегги Доку. Она живет на острове Родос (Греция), работает на телевидении, также пишет статьи на политические темы. Греция является канонической территорией Константинопольской Православной Церкви, и Пегги Доку с большим сожалением заметила, что в ее стране СМИ занимают позицию Патриарха Варфоломея. При этом у журналистов нет никакого желания разобраться в событиях на Украине. Вообще, по ее наблюдениям, европейские СМИ плохо знакомы с данной проблемой, к тому же они антирусские по своему характеру, настроению – особенно в Европарламенте. Греческая журналистка высказала мнение, что, судя по всему, Патриарх Варфоломей на диалог не пойдет. Он не изменит своего решения, и нужно быть готовыми к тому, что это создаст много новых проблем. Обращаясь к представителям Русской Православной Церкви, Пегги призвала их стараться оказывать влияние на общественное мнение. Что касается позиции журналистов в разных странах, то Пегги Доку из Греции почти слово в слово повторила основной тезис Василия Анисимова с Украины: освещение в медиапространстве должно быть правдивым.


Вместе – до Христовой победы

В панельной дискуссии принял участие и представитель Сербской Православной Церкви протоиерей Никола Пейович, представивший короткометражный фильм «До Христовой победы». Фильм показывает важнейшие эпизоды стояния православных сербов Черногории за православные святыни и традиционные ценности. В конце 2019 года парламент Черногории принял закон «О свободе вероисповедания», дискриминирующий Сербскую Православную Церковь. По рассказу отца Николы, власти планировали отдать святыни священникам-самозванцам, но после молебна Пресвятой Богородице начались крестные ходы в каждом городе, и в них принимали участие тысячи и тысячи людей. Резонансным стало событие, когда власти задержали епископа Будимлянско-Никшичского Сербской Православной Церкви Иоанникия и семерых священников за участие в праздничном крестном ходе. Что было далее? А далее на выборах – мирным путем! – богоборческий режим Черногории был свергнут, и вредоносный закон, направленный на отчуждение от многовековой исторической памяти народа, отчуждение от унаследованной им отеческой духовной традиции, слава Богу, новая власть сразу отменила. Вспомним и такой факт: ни одна из пятнадцати Поместных Православных Церквей не поддержала раскольников Черногории, осознавая, что это – политическая афера.

– Я уверен, что правда Божия победит на Украине так же, как она победила в Черногории, но для этого нужно приложить много усилий, – подытожил свое выступление протоиерей Никола Пейович. И привел слова ныне покойного митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, который на протяжении 30 лет боролся за сохранение канонического единства с Русской Православной Церковью и которого множество православных по всему миру считало своим духовным лидером: «Мы все призваны идти до Христовой победы». Вот и фильм называется кратко и емко – «До Христовой победы».

Надо сказать, что немалый интерес вызвало и выступление журналистки Янины Алексеевой, руководителя Православного просветительского общества в Болгарии. Затронув историю взаимоотношений Болгарской Церкви с Константинопольским Патриархатом, зарубежная гостья также познакомила аудиторию с новыми академическими изданиями, посвященными украинскому вопросу, перевод которых на русский язык предстоит осуществить. Еще она рассказала о последнем посещении Патриархом Варфоломеем Болгарии, получившимся совсем не дружественным, а напротив – скандальным. И привела один из заголовков в прессе, точно характеризующий ситуацию: «Варфоломей нас отругал за то, что у нас независимая Церковь».

...Остается добавить, что в начале мероприятия его ведущий, протоиерей Игорь Якимчук, огласил приветственное послание, направленное митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром участникам фестиваля «Вера и слово». В послании особо подчеркивается, что Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, возглавляемый Владимиром Легойдой, сумел объединить под своим началом представителей всех епархий Русской Церкви, осуществляющих церковное и общественное служение в медийном пространстве. И, например, благодаря тому, что представителям Молдавской митрополии была предоставлена возможность участвовать в различных курсах повышения квалификации, проводимых СИНФО, митрополия сегодня имеет десятки печатных и электронных изданий, сотрудничающих с местными и зарубежными СМИ. А у интернет-портала «Православная Молдова» и журнала «Алтарь веры» насчитывается более 250 тысяч подписчиков. В приветствии Предстоятеля Православной Церкви Молдовы выражалась надежда, что все дискуссии на этом форуме – журналистов, миссионеров, блогеров и представителей Церкви, участвующих в медиапроектах, – будут продуктивны.

Наверное, по окончании IX Международного фестиваля «Вера и слово» можно утвердительно сказать, что он прошел очень продуктивно. Продуктивно прошло и его главное международное мероприятие – панельная дискуссия «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве».


Материал подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков, а также снимки взяты из открытого доступа

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Макарьева пустынь