Помолиться и разделить радость праздника

Монастыри Ярославской епархии

С настоятельницей Богоявленского Аврамиевого женского монастыря в Ростове Великом игуменией Миропией (Юрченковой) мы встречались дважды. Первый раз – жарким летним днем. А второй – зимой. Во время нашей летней встречи матушка охотно, с душой рассказывала о древнем монастыре, который Господь судил ей восстанавливать после его возвращения Церкви. Оказывается, эта обитель примерно на 250 лет старше Свято-Троицкой лавры! Согласно преданию, здесь некогда стоял каменный идол Велеса, и ему поклонялись древние жители этих мест. Идол был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл: им и был сокрушен идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Рассказ о древности монастыря, о его интересной многовековой истории мы с фотографом Владимиром Ходаковым услышали в тот день и от молодежи: по благословению матушки Миропии ребята-волонтеры разбили рядом с обителью палатки, жили в них и помогали сестрам в восстановительных работах. Запомнилось, с какой признательностью они говорили, что матушка-настоятельница и насельницы проявляют к ним сердечное внимание: вкусно их кормят в трапезной и стараются просвещать в духовном плане.

...Духовное чадо архимандрита Наума (Байбородина) Мария Юрченкова в 1988 году оставила ответственную работу в миру и по благословению старца пришла в первый – открывшийся еще в советские годы – монастырь в России, теперь широко известный всему миру монастырь на Толге. Позже она скажет: «Я за счастье посчитала жить в монастыре». Потом было настоятельство в других обителях. В Авраамиев монастырь она приехала в 2004 году в крещенские морозы и встретила там полную разруху. Выстояла! Собрала сестринскую общину. Как раз вторая наша встреча с матушкой состоялась на праздник Крещения Господня, только спустя одиннадцать лет после начала возрождения обители.

11 февраля 2022 года матушка-труженица, матушка-молитвенница отошла ко Господу. Как написал в соболезновании сестрам и прихожанам монастыря митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, глубокой печалью отозвалась в сердце весть о ее кончине...

Предлагаем вашему вниманию материал о нашей зимней поездке по монастырям Ярославской епархии, в котором матушка Миропия говорит о своей любви, о любви сестер к великому празднику Богоявления или Крещения Господня.

18 января архиерейская праздничная служба прошла в Боговленской Авраамиевой обители. Совершил ее митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. После Божественной литургии настоятельница обители игумения Миропия (Юрченкова) сказала:

– Хотя мы еще не восстановили Богоявленский собор и служба проходила в небольшом Никольском храме, но Владыка приехал к нам. Помолиться вместе с архипастырем, получить архипастырское благословение – это стало великим утешением для сестер. А владыке Пантелеимону мы бесконечно благодарны за то огромное по своей духовной значимости событие, когда по его благословению и с его участием святые мощи преподобного Авраамия торжественным крестным ходом были перенесены сюда из Спасо-Яковлевкого Димитриева монастыря. Преподобный Авраамий, сокрушивший на этом месте идола Велеса и построивший в XI веке храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, устроивший кельи и собравший монахов, вернулся в родной дом!

По словам матушки, насельницы обители (а тут подвизается двадцать сестер) почти все преклонного возраста, поэтому в монастыре нет такой традиции идти в эти праздничные дни к озеру Неро, на берегу которого находится монастырь, окунаться в вырубленную во льду иордань. Любовь сестер к празднику выражается в их усиленной молитве. Они с благоговением умывают лицо крещенской водой, с благоговением пьют ее. И, конечно, разливают в различные емкости прихожанам и гостям, объясняя людям, что эту воду можно использовать как духовное оружие: пить для излечения от болезни или душевного уныния, окроплять жилище, изгоняя из него вражеские силы.

2Сослуживший владыке Пантелемону наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумен Августин (Неводничек) поведал нам, что такая традиция – после совершения чина Великого освящения воды на озере Неро окунаться в его воды – была в их монастыре до недавних пор. Люди троекратно с молитвой погружались в воду. Древнее озеро, возраст которого составляет около полумиллиона лет, и красивейший Ростовский Кремль, отделенный от города одиннадцатью башнями, – все это выглядело величественно и становилось одним из самых сильных духовных переживаний. Можно даже сказать, импульсом к дальнейшему укреплению в вере. Но два года назад, когда крестный ход подошел к кромке берега, тонкий лед затрещал, а из проруби, сделанной в виде креста, хлынула вода. Теперь насельники обители и многочисленные гости, приезжающие из Москвы, Ярославля, других городов, идут крестным ходом к монастырскому пруду, который усилиями братии был облагорожен, расширен, и нынче длина его составляет семьдесят метров.

– Практически, вся братия окунаются, потом никто не болеет, – улыбнулся отец Августин.

Кстати, матушка Миропия вспомнила, как однажды старец благословил ее съездить в Коломну в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, чтобы посмотреть там устройство монашеской жизни. А сестры из Коломны во главе со своей настоятельницей игуменией Ксенией (Зайцевой) отправились на праздник Крещения Господня в Рязанскую область к роднику Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Взяли они с собой и ее, будущую игумению, которую в тот момент мучил сильный гайморит, из-за чего она с трудом дышала. Но матушка Ксения благословила ее окунуться в освященной воде.

3– Вода была ледяная, – продолжила рассказ матушка-настоятельница. – Признаюсь, я испугалась, что если в нее войду, погружусь, то после вообще не смогу дышать. Однако вслед за сестрами окунулась и вскоре позабыла про болезнь. Этот случай еще раз убедил: если есть вера, то Господь по Своей милости все устроит.

О Великой агиасме – святыне, как называется крещенская вода, – в церковных книгах написано много. Я же хочу привести одно из ярких воспоминаний выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, известного духовного писателя XX века митрополита Вениамина (Федченкова). Архипастырь с умилением рассказывал про необыкновенный случай, который с ним случился в его бытность ректором в Таврической Духовной семинарии. После освящения воды в сочельник он пошел освящать многочисленные строения и вдруг почувствовал себя...легким. «Казалось, еще немного, и я полетел бы, – писал он. – Никогда ни о чем подобном я и не думал, нигде не читал, ни от кого не слыхал – и вдруг такое ощущение... Как это понять? Не знаю. Но тогда мне пришло следующее объяснение: это – плод святой воды, с которой я ходил по двору. И такое ощущение продолжалось долго со мной... Мне пришла тогда мысль: наша теперешняя тяжесть, или дебелость, есть результат нашей плотскости, нашего падения. А вот же ходила по водам преподобная Мария Египетская, перенесен был по воздуху к Даниилу в ров пророк Аввакум с пищей, апостола Филиппа восхитил Ангел Господень и перенес в Азот от Иерусалима (Деян. 8, 3940). И сколько таких чудес случалось! Значит, возможны и для нас подобные состояния... Конечно, мы недостойны этого... Но сказал Иоанн Креститель: "Не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3, 34)».

…Во всех православных храмах земли русской звучало: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…», – и многие верующие мысленно обращались к евангельским событиям, когда Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын принимал Крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. И святой Иоанн Богослов отмечал, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через Рождение Свое он всем сделался известным, а через Крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

1Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в праздник Крещения Господня в Вифании за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано наиболее вероятным местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Возле узенькой мелкой реки Иордан, какой она стала, бурлило и ликовало огромное человеческое море. Не могу забыть, как, тяжело опираясь на палочку, шел к Иордану пожилой араб-христианин, но глаза его сияли. Радостными были и лица молодых эфиопок, которые, расположившись под пальмой, в ожидании праздничного богослужения подкреплялись лепешками, видимо, после долгой дороги. А ребятишки разных национальностей с восторгом встречали арабских скаутов с барабанами и волынками, одетых в красивую праздничную униформу. И вот кульминация великого праздника: крестный ход идет к восточному берегу Иордана. Наместник Иерусалимского Патриарха в Иордании митрополит Филадельфийский Венедикт трижды погружает в воды реки серебряный крест, символически воспроизводя момент Крещения Спасителя. С западной стороны реки обряд водосвятия совершал Патриарх Иерусалимский Феофил III. По окончании молебна Иерусалимский Патриарх Феофил троекратно выпустил по одному голубю, и каждый из них кружил над водами Иорданскими. Это символизировало явление Духа Святого на воды: «И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение».

4Но перенесемся с реки Иордан на русскую речку Сольба, давшую вторую часть названия Николо-Сольбинскому монастырю в Ярославской епархии. В переводе с угро-финского Солба – это «живая вода». Те, кто приезжает сюда, говорят: их не покидает ощущение, что здесь каждый уголок окроплен живой водой. В монастыре любовь к Богу и ближнему словно разлита в воздухе. Она чувствуется во всем: в благоукрашении возрожденного к литургической жизни дивного Успенского храма; в отношении к воспитанницам приюта, которые после трудной жизни в миру, где они не знали родительской ласки, тут расцветают, проявляя различные таланты; в отношении к учащимся «Доброй школы на Сольбе», получившей государственную аккредитацию; в сердечной заботе о старых больных людях из близлежащих деревень, коих монастырь с момента своего возрождения опекает. Впрочем, это тема отдельного обстоятельного разговора, и мы к ней еще вернемся. Сейчас же хочу поделиться некоторыми впечатлениями о празднике. Крестный ход прошел в монастыре в ночь с 18 на 19 января, затем – после Божественной литургии 19 января.

5На Сольбе, несмотря на слабые морозы все же скованной льдом, был установлен добротный деревянный помост и посреди него вырублена Иордань в виде огромного креста. По словам рабочих, целую неделю они трудились, и в итоге все получилось замечательно: помост, соединяющий два берега реки (а в этом месте ее ширина около 20 метров), отвечает всем требованиям МЧС, гарантируя полную безопасность. И вот 18 января крестный ход с хоругвями, иконами, молитвенным пением вышел за монастырскую ограду и вниз по спуску направился к реке, находящейся в лесу, как и сам монастырь. Одной из составляющих этого незабываемого крестного хода были девочки из приюта. По словам настоятельницы обители игумении Еротииды (Гажу), воспитанницы приюта просто не могут не петь. Для большинства из них пение стало потребностью души, и теперь за богослужением можно услышать два детских хора – старший и младший. На реке девочки пели тропари на водоосвящение, а жители близлежащих деревень и гости из разных городов радовались, что встречают один из самых любимых христианских праздников в таком удивительном месте, в удивительной атмосфере любви и ликования. После чина Великого освящения воды желающих погрузиться в прорубь нашлось немало. 19 января для тех, кто участвовал в богослужении, крестном ходе, кто разделил радость праздника с монашествующими, в монастырском кафе «Хлеб да соль» был приготовлен праздничный фуршет. Также сестры обители и гости с удовольствием послушали детский концерт, составленный из задорных и лирических задушевных песен, и посмотрели спектакль, написанный современным сценаристом по мотивам разным сказок.

Мы вступили в новый, 2015, год, который из-за глобальных геополитических катаклизмов, из-за усилившихся злобных нападок на нашу страну обещает быть трудным. Но настроение великих праздников начавшегося года – Рождества Христова, Крещения Господня – поможет православным людям, православной России мужественно ответить на вызовы времени, выстоять, не поддаться унынию. А желание посетить обители в эти дни возникает у мирских людей оттого, что они чувствуют, знают: монастырь – это духовный светоч мира. И всей душой тянутся к свету, способному озарить их жизнь, сделать ее не просто интересной, а и богоугодной.

Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Авраамиев Богоявленский женский монастырь
Ярославская область, Ростов, Желябовская улица, 32
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом
Ярославская область, Ростов, улица Энгельса, 44
Авраамиев Богоявленский женский монастырь
Ярославская область, Ростов, Желябовская улица, 32
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом
Ярославская область, Ростов, улица Энгельса, 44

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь