Практическое пособие в деле христианского спасения

VIII Феофановские чтения

Так кратко можно охарактеризовать богатейшее духовное наследие святителя Феофана Затворника, к трудам которого многих духовных чад отсылал наш современник – старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), подчеркивавший в своих письмах, что у святителя «все истинно, свято и безукоризненно канонически». «Читайте святителя Феофана Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам», – писал отец Иоанн. На этом же (следовании святоотеческому учению о христианской жизни, изложенному святителем как спасительный путь для монашествующих и мирян нашей Церкви) был сделан основной акцент во время недавних VIII Феофановских чтений. Начались они в Москве в Издательском Совете Русской Православной Церкви, затем был заезд участников в Рязань, где в областной универсальной научной библиотеке имени А.М. Горького торжественно прошло открытие художественной выставки «Выша – преутешительная и преблаженная обитель». И завершились чтения в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре. В том самом монастыре (прежде он был мужским), где всенародный духовный пастырь провел 28 лет своей жизни, из них 22 года – в строгом затворе, но продолжал при этом получать ежедневно десятки писем и отвечать всем, ищущим от него совета и утешения. Чтения прошли в преддверии празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, юбилей которого будет отмечаться в следующем году.

monasterium.ru 20141029 05В своем докладе митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин (Зарицкий) «Святитель Феофан Затворник как наставник монашествующих» процитировал слова Вышенского Затворника, актуальные и в XIX веке, когда святитель их писал, и ни на йоту не утратившие общественно значимой актуальности нынче, в третьем тысячелетии: «Главное монашеское правило есть – быть неотлучно умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться». И далее – из ответа тому же адресату: «Но главное, да ведает, что сила вся в непрестанном к Богу чувстве, которое и пусть возгревает, как умеет. Се закон! Коль скоро чувство то есть, то все правила им одним заменяются; а коль скоро его нет, то его никакие читательные труды заменить не могут. Молитвословия назначены для того, чтобы питать сие чувство, и коль скоро не питают, то они попусту. Только труд, а проку нет. Это внешняя одежда, для которой или под которой нет тела, или тело, в котором нет души».

По убеждению митрополита Вениамина, сегодняшнее монашеское служение состоит не только в молитвенном предстоянии за весь православный мир, но и в посильном служении людям. Это могут быть добрые слова пастыря-духовника, возродившие павшие души ко спасению, издательская, просветительская, социальная деятельность и многое другое. Сама жизнь святителя Феофана в затворе как высший образ монашеского подвига, отметил архипастырь, была преисполнена общественного служения, жертвенного делания на благо Русской Православной Церкви. Ко всякому значительному обстоятельству в стране и за ее пределами находилось емкое благодатное слово, звучавшее из Вышенской пустыни.

monasterium.ru 20141029 12Какое влияние это емкое благодатное слово святителя Феофана способно оказать на умы и сердца в наше время? Как оно может помочь найти главный путь в жизни? Об этом участникам форума рассказал выступивший на открытии чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви, а затем продолживший их вести в Свято-Успенской Вышенской обители епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (Порубай). Когда его, семилетнего мальчика, бабушка впервые привела в церковь, то он увидел там только внешнюю красоту. И лишь спустя годы, учась на втором курсе Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина, юноша стал ходить в храм осознанно, по велению сердца, сопровождаемый духовными советами святителя Феофана Затворника.

– Первым из творений святых отцов, которое я прочитал, была «Лествица» Иоанна Лествичника, – сказал владыка Дионисий. – Но мне потребовались дальнейшие объяснения, поскольку преподобный в «Лествице» говорил, что надо делать, а вот как – не объяснял. И вдруг на книжных развалах мне попадается небольшая книжечка «Симфония по письмам святителя Феофана, Затворника Вышенского». Я до сих пор берегу ее как святыню и с любовью и благодарностью перечитываю, каждый раз получая от этого чтения большую пользу. А в юношеские годы эта книга стала для меня духовным путеводителем, сам же святитель Феофан – духовным наставником. По сути, он меня привел к Церкви, хотя и до этого я в Бога верил, как-то своими словами молился, но к Таинствам Исповеди, Причастия не прибегал...

monasterium.ru 20141029 11Молодой архипастырь вспомнил, что, когда он учился в университете, в родной Рязани была, по его словам, целая волна, связанная с изучением творений святителя Феофана. Приснопамятный архимандрит Георгий (Тертышников) и архимандрит Макарий (Веретенников) стали издавать православный журнал «Вышенский паломник», знакомивший читателей с житием и трудами святителя Феофана. И вся верующая молодежь объединилась вокруг этого журнала.

– Для нас он стал центром нашей церковной жизни, – продолжил епископ Дионисий. – Мы расшифровывали тексты, готовили материалы к редактированию, ездили по разным местам и привозили оттуда архивные фотографии, какие-то важные сведения, связанные с трудами подвижника. Так что можно сказать, что вся наша юность прошла под омофором святителя Феофана. Причем все, кто был в этом окружении, в дальнейшем избрали либо монашеский путь, либо стали священниками, а девушки – матушками, женами священников. Ну а я, грешный, пройдя в Свято-Иоанновском Богословском монастыре Рязанской епархии все ступеньки монашеского послушания, был призван к архиерейскому служению. Хиротонию во епископа Касимовского и Сасовского совершил 27 ноября 2011 года в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл...

Кстати, в одном из интервью я прочитала, что в 2008 году в Свято-Успенскую Вышенскую обитель приезжала игумения женского монастыря из Австралии. У нее поинтересовались, каким образом она попала сюда, в российскую глубинку. Матушка ответила, что приехала в Россию в Вышу к святителю Феофану, который направил ее на путь духовной жизни. Именно его, великого светильника Земли Русской, она почитает своим духовным отцом. А что касается нашей страны... «И сегодня святитель Феофан является для всех православных христиан современной России подлинным отцом и учителем, мудрым наставником на пути ко Христу, на пути духовного и нравственного совершенствования», – заключает свою статью «Жизнеописание святителя Феофана» ответственный секретарь Научно-редакционного совета по изданию полного собрания творений святителя Феофана Затворника, сотрудник Секретариата тематического планирования Издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей Лизунов. И эти слова подтверждаются на практике.    

monasterium.ru 20141029 09Монахиня Иулиания (Муравьева), несущая послушания летописца Свято-Успенского Вышенского монастыря, хранителя музея святителя Феофана Затворника, рассказала нам, что в музее проводят много экскурсий, бывает много паломников, среди которых часто можно увидеть монашествующих. Так, по ее словам, были здесь монахи с Афона, из Киево-Печерской и Почаевской лавры, из Санаксарского монастыря. А из Москвы, из Сретенского монастыря, приезжали семинаристы. И, разумеется, монашествующие из Рязанской епархии бывают здесь чаще других.

Когда с волнением, с душевным трепетом идешь по этому уникальному музею, то трудно представить, что многие десятилетия в Феофановском корпусе, где в XIX веке располагались келья епископа-затворника, его рабочий кабинет, домовый храм в честь Богоявления Господня, в веке XX-м тут годами лежали тяжело больные люди, пациенты областной психиатрической больницы. Сегодня здание полностью отреставрировано. В нем собраны личные вещи святителя (их осталось немного) и экспонаты, передающие дух времени, в котором жил, молился, писал свои творения, переводил многотомные труды «Добротолюбия», «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, «Древние иноческие уставы преподобного Пахомия, святого Василия Великого, преподобных Кассиана и Венедикта» святитель-затворник.

Конечно, интересно увидеть копии икон, написанных святителем Феофаном. Интересно увидеть музыкальные инструменты, которые он любил и на которых обучался играть по самоучителю. Нельзя также не заметить и ящики с рабочими инструментами (монахиня Иулиания сообщила, что есть предположение: красивые балясины деревянной лестницы, ведущей на второй этаж в святительские покои, искусно выточил сам владыка Феофан, любивший в свободное от молитвы время заниматься и столярными работами в том числе). Но многих посетителей, особенно иноков и монахов, особенно интересуют книги, выстроившиеся в высоком застекленном шкафу. Это труды святителя, выпущенные современным издательством православной литературы «Правило веры». Всего двадцать шесть томов, которые издательство начало выпускать по благословению всероссийского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сами рукописи выдающегося богослова и духовного писателя святителя Феофана хранятся на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре, куда затворник направлял все свои труды, тесно сотрудничая с издательством этой русской обители. В преддверии 200-летнего юбилея святителя на Святую Гору Афон были поочередно отправлены две экспедиции от Издательского Совета Московской Патриархии. Ознакомившись с архивными сокровищами в Новом Русике, члены экспедиций подсчитали, что там находится до сорока рукописей, причем в хорошей сохранности. Так что работа над огромным архивным богатством продолжается.

.monasterium.ru 20141029 07..У епископа Феофана (Говорова), сына сельского священника Орловской губернии, если можно так выразиться, весьма впечатляющая география служения. Учился он в городах Ливны, Орел, Киев. Был инспектором Новгородской Духовной семинарии, преподавал в Санкт-Петербургской Духовной академии. Вошел в состав учрежденной по инициативе императора Николая I Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, но через шесть с небольшим лет из-за начавшейся Крымской войны Русская Духовная Миссия вынуждена была покинуть Святую Землю. Возвращаясь через Европу, иеромонах Феофан увидел многие европейские города. На родине, уже в сане архимандрита, он был назначен ректором Олонецкой Духовной семинарии в Карелии. Затем получил назначение настоятеля русской посольской церкви в Константинополе. Позже последовал указ Святейшего Синода о назначении его ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. А менее чем через два года епископ Феофан возглавил Тамбовскую кафедру. Чуть позже был перемещен на Владимирскую кафедру. Где только ни побывал святитель, смиренно неся послушания, возлагаемые на него Святейшим Синодом! Вот только на Святую Гору Афон, второй земной Удел Пресвятой Богородицы, ему не довелось ступить. Со святогорцами святитель письменно общался, но когда в 1873 году получил приглашение переехать на Афон, то написал: «Мне приходит в голову – поехать на Афон для перебора отечников. Если б здесь уснуть, а там проснуться – дело. Сейчас бы махнул. А то... у! у! у! – даль какая! Я не пячусь. За предложение пантелеимоновцев благодарствую. Но ведь туда надо направляться святым, а грешить-то и на Выше удобно. Так какая нужда переселяться». И еще: «Самый лучший порядок жизни для меня тот, который теперь держу».

monasterium.ru 20141029 10VIII Феофановские ежегодные чтения, соорганизаторами которых выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви и Рязанская митрополия, а также Свято-Успенский Вышенский монастырь Скопинской епархии, собрали ученых, священнослужителей, преподавателей и студентов духовных и светских и учреждений из разных уголков России. Как отметили на форуме, география в этом году значительно расширилась. Но кого бы все хотели видеть в юбилейном году на месте духовного подвига святителя Феофана Затворника, так это монахов со Святой Горы Афон, продолжающих бережно хранить рукописи, автографы и черновые тетради нашего особо почитаемого святого! Было объявлено, что настоятельница Вышенской обители игумения Вера (Ровчан) занимается этим вопросом, так что есть надежда на встречу со старцами с Афона в самой Выше. У матушки Веры нынешний год – год подготовки к юбилею святителя – проходит в неустанных трудах и заботах. И один из ее весомых и зримых трудов на этом поприще – книга «Крест иноческой жизни» (по книге святителя Феофана Затворника «Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество»). Однако это тема отдельного разговора. Как шла работа над книгой, изданной в нынешнем году и чем названный труд может быть ценен для тех, кто ревностно подвизается в современных монастырях, мы постараемся рассказать в ближайшее время.

Автор: Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф: Владимир ХОДАКОВ

monasterium.ru 20141029 06


Материалы по теме

Публикации:

Монашество:

Иоанн Кассиан Римлянин
Иоанн Кассиан Римлянин

Доклады:

Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)
Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь