Одна из жемчужинок современной Раифы

Сегодня немало наших монастырей по-прежнему выпускает периодические издания в привычном для людей старшего поколения бумажном варианте, а также успешно осваивает интернет-пространство. Наполняются полезным и интересным контентом, монастырские сайты, порталы, растет активность обителей в соцсетях. Широчайшим стал спектр возможностей для просвещения людей светом веры Христовой с помощью СМИ, и особую нишу занимает издание альманахов в тех монастырях, которым это под силу. В качестве примера можно привести чрезвычайно востребованный читателями литературно-публицистический альманах «Линтула», издаваемый Константино-Еленинским женским монастырем Санкт-Петербургской епархии; журнал и альманах «Дивеевская обитель»; альманах «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального монастыря; сборник «Раифский Альманах». О последнем, любимом детище Раифы, которое выходит как в бумажном варианте, так и в электронной версии, рассказали корреспонденту портала «Монастырский вестник» наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии игумен Гавриил (Рожнов) и главный редактор альманаха Ольга Романова.

Прочитал от корки до корки...

Отец Гавриил, после назначения Вас наместником Раифского монастыря чуть более четырех лет назад на Вас столько забот навалилось – и по укреплению монашеской жизни в обители, и по благоустройству, реставрации монастырских построек, и по усилению миссионерской деятельности! А какое место в этом не полностью мною очерченном круге задач занял «Раифский Альманах»?


Недавно, 20 августа, исполнилось шесть лет со дня кончины моего предшественника – архимандрита Всеволода (Захарова), который практически заново восстановил обитель. Отец Всеволод говорил: «Когда нынешнее поколение священнослужителей всё построит и создаст, после придут те, кто будет уже заботиться только исключительно о духовном совершенствовании прихожан. А наша участь сегодня – быть созидателями: возродить из праха порушенные святые обители и возвратить людям веру в Создателя нашего». Но уже при нем, несмотря на колоссальные трудности возрождения святыни (по оценкам некоторых экспертов, сохранность ряда монастырских построек на момент передачи обители Церкви составляла всего 16 процентов), стали выходить газета «Раифский Вестник» с детским приложением «Светлячок» и сборник «Раифский Альманах», превратившийся в солидное научно-популярное издание. Альманах был как бы некой такой жемчужинкой монастыря, поэтому всеми своими действиями я стараюсь поддерживать доброе начинание приснопоминаемого архимандрита Всеволода. Мы взяли на себя частичное финансирование сборника, основная же материальная нагрузка ложится на плечи благотворителей. Они, правда, меняются – меняется и размер их помощи... Что касается содержательной части издания, то все номера я с интересом прочитал от корки до корки...

Если вкратце, что Вас особенно заинтересовало и, может быть, взволновало?

 В первую очередь – публикации, посвященные истории монастыря. В их ряду труд протоиерея Евфимия Малова, профессора Казанской духовной академии, духовного писателя, которого современники характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства». Известно, что отец Евфимий привел много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви. А я испытываю чувство огромной благодарности этому выдающемуся миссионеру за его сочинение о Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. И протоиерей Евфимий Малов, и архимандрит Даниил (Сивиллов), профессор Казанского университета, в XIX веке оставили нам ценное описание, составленное как по своим личным воспоминаниям о нашей древней обители, так и по сохранившимся письменным источникам о ее истории.

Имя архимандрита Даниила (Сивиллова) в последние годы мощно зазвучало в докладах на «Златоустовских чтениях», проводимых Центром изучения истории и наследия стертого с лица земли московского Златоустовского монастыря. После Китая, где отец Даниил многие годы подвизался в Пекинской духовной миссии, он возглавил знаменитую московскую обитель. Потом уже была Казань, университет, Предтечев монастырь. Насколько узнавание таких ярких неординарных личностей, которых Господь провел по разным земным стезям, воодушевляет Вас?


Не просто воодушевляет. Оно во многом помогает. К примеру, мне, постриженику Оптиной пустыни, хорошо знающему ее историю, историю оптинского старчества, хотелось как можно больше узнать о святом месте своего нового послушания в Татарстане. «Раифский Альманах» предоставил такую возможность. Кроме того, материалы альманаха помогли и в чисто практическом деле по устройству интерактивного музея истории монастыря, который был открыт в отреставрированной южной угловой башне летом 2019 года. Музей – это тоже задумка, даже, можно сказать, заветная мечта отца Всеволода, а мне довелось воплощать ее в жизнь. Очень многие древние экспонаты, хранившиеся в монастыре и теперь выставленные в нашем музее, как раз были обследованы и описаны на страницах альманаха, что помогло в атрибутации значительного числа музейных предметов, в составлении коротких информационных текстов к раритетам и другим вещам, включенным в экспозицию. В этой связи хочу выделить опубликованное в альманахе исследование по изучению панагии XVI века из ризницы митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия. Этот один из наиболее интересных и древних экспонатов находится в первом зале музея обители. Посетители узнают, как много митрополит Лаврентий сделал для появления в Казанском крае чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская», избравшей своим местом пребывания Раифский монастырь. Кроме того, при владыке-митрополите были построены и освящены первые монастырские храмы Раифы. Архипастырь принимал живое участие в деле устроения обители, поэтому панагия, которую он носил на груди, нам особенно дорога...

Отец Гавриил, об уникальности церковно-исторического музея в ограде монастыря мы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в публикации «Где оживает история – там крепче становится вера». Но вернемся к «Раифскому Альманаху». Чтобы его выпускать, нужно иметь коллектив профессиональных авторов, которые готовили бы материалы, глубоко и ярко раскрывающие ту или иную тему. И таких ведь людей набралось достаточно?

Об организационной стороне дела и творческом процессе можно подробно расспросить руководителя информационно-издательского отдела монастыря Ольгу Романову. Она стояла у истоков создания и «Раифского Вестника» в 2001 году, и альманаха, первый номер которого вышел в 2011 году. На протяжении этих десятилетий Ольга Михайловна, к слову, награжденная именной памятной медалью «1020-летие Крещения Руси» от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, удостоенная государственной награды «Заслуженный работник печати и массовых коммуникаций Республики Татарстан», плотно этими изданиями занимается.

«Материалы о Раифском монастыре просто безграничны...»

Ольга Михайловна, поскольку Вы с самого начала являетесь главным редактором «Раифского Альманаха», хотелось бы услышать Ваш рассказ, как этот сборник-долгожитель рождался и набирал силу.

Спасибо, что обратили внимание на наше монастырское издание. Очень приятно это видеть. Да, сборник «Раифский Альманах» я возглавляю с 2011 года. Первый выпуск пришелся на 20-летие возрождения обители. Что касается идеи его создания, в одном-двух предложениях о ней не расскажешь. Вся деятельность информационно-издательского отдела обители постепенно шла к этому: на тот момент уже был налажен выпуск газеты «Раифский Вестник» и представительской продукции монастыря; мы также занимались подготовкой к печати сборников с докладами православных конференций, в частности, «Свияжских чтений», и т. д. В середине 2000-х годов к нам в редакцию попала копия рукописи архимандрита Даниила (Сивиллова) о нашем монастыре. Мелким витиеватым почерком, с дореволюционной орфографией, читаемая лишь с помощью лупы, она захватывала и переносила нас в Раифскую пустынь XIX века. Несколько месяцев ушло на то, чтобы перевести в электронный вид все эти милые буковки и рассказы – наследие русского синолога – в привычный нам формат Word. Надо отметить, что, опираясь на эти рукописи, в 1880 году вышла в свет книга о Раифской пустыни профессора Казанской духовной академии протоиерея Евфимия Малова. Рукопись же архимандрита Даниила никогда не издавалась. Именно необходимость ее публикации и стала основным толчком к созданию первого выпуска «Раифского Альманаха» и главным материалом номера. Вошли в сборник и некоторые материалы из «редакционного стола», которые по своим объемам не могли быть полностью опубликованы на страницах нашей газеты.


И еще одно обстоятельство. Почему-то именно в стенах нашего отдела было образовано хранилище древних фолиантов, насчитывавшее около 300 экземпляров книг. В 90-е годы прошлого века, когда монастырь только-только передали Церкви, местные жители стали приносить иконы и церковную утварь, прежде хранимые у себя дома. Церковные и богослужебные книги нам тоже несли отовсюду: и судя по летописям, библиотека существовала в Раифе еще в XVIII веке. Сейчас многие эти вещи можно увидеть в музее истории обители.

Итак, была определена цель сборника – христианское и духовно-нравственное просвещение на основе православных традиций и опыта Русской Православной Церкви. Было решено публиковать на страницах «Раифского Альманаха» церковно-исторические труды, мемуары, уникальные архивные материалы, незаслуженно забытые святоотеческие труды и некоторые исторические изыскания. И, разумеется, не забывать при этом и наших современников – православных авторов художественных произведений, фотомастеров и художников… В конце 2011 года, по благословению первого наместника возрожденной обители архимандрита Всеволода (Захарова), был выпущен первый номер «Раифского Альманаха» количеством 700 экземпляров. Как и положено, сборник получил гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Он был зарегистрирован и в государственных структурах.


Можете сказать, какие из материалов, опубликованных за эти годы, вызвали у Вас в душе радость, и Вы их посчитали находкой, приобретением для альманаха?

Большую радость мне доставляет сам процесс создания альманаха. Материалы о Раифском монастыре просто безграничны и переплетаются как с моей личной жизнью, так и с жизнью людей из близлежащих республик – ведь Казанская епархия, в которую входит наш монастырь, в прошлом включала в себя огромные территории. Поэтому в сборник пишут не только историки Казани, но и исследователи из Марий Эл, Чувашии… Во всем этом прослеживается явный Промысл Божий. Так, к примеру, звонит в редакцию инокиня из Йошкар-Олинской епархии и интересуется, нет ли у нас материалов про игумена Вениамина (при котором была построена наша колокольня в начале XX столетия). В результате она мне присылает материал о последующей жизни бывшего настоятеля Раифской обители, о его деятельности и кончине. Ниточкой потянулась и следующая тема для исследования: отыскать и закрепить все имена дореволюционных настоятелей монастыря. Как раз в готовящемся сейчас номере «Альманаха» мы их собираемся опубликовать. Или еще пример. У меня в личной домашней библиотеке долгое время лежала увесистая книга – как мы думали, на арабском языке. Решили ее подарить другу-мусульманину. И тут неожиданно выяснилось, что это… «Новый Завет» на разговорном халхасском монгольском языке, да еще переведен и издан англичанином Сталибрасом в 1846 году в Лондоне! Сегодня этот раритет мы передали в библиотеку Казанской духовной семинарии, там он будет более востребован. А само изыскание описал мой супруг, Михаил Николаевич Романов, ученый-биолог, генетик, кандидат биологических наук, который прекрасно владеет английским и смог найти сведения об авторе в английских источниках.

Когда информационно-издательским отделом шло заполнение страницы в «Википедии» о нашем монастыре, и мы искали в интернет-пространстве какие-либо упоминания о Раифе, то натолкнулись на повествования ученика Казанской учительской семинарии шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева. Он описал свое пребывание в Раифской обители вместе со своим одноклассником во время летних каникул. Одноклассник внезапно умер по болезни и был захоронен на монастырском кладбище. Эти воспоминания миссионера Штыгашева, изданные в 1884 году, мы также опубликовали. Так что случайностей не бывает. Сами понимаете...


Какая у Вас связь с авторами? Как Вы их находите?

Коллектив авторов в «Раифском Альманахе» сложился практически с момента выхода первых номеров. С некоторыми историками и искусствоведами мы знакомы по «Свияжским чтениям» (Г. А. Мюллер – историк-краевед, Е. П. Ключевская – искусствовед, М. А. Маханько – искусствовед, А. М. Елдашев – историк-краевед, А. В. Рощектаев – историк). Иные авторы сами звонят в редакцию, предлагая свои материалы. Еще случается, что отдыхают в нашем «Доме паломника» разные богомольцы, в том числе и писатели. После проведенных нескольких дней или недель в обители, не забывая о тех чувствах и встречах в стенах древнего монастыря, они перекладывают эти воспоминания на бумагу и вставляют в часть своих произведений. Отрывки, касающиеся жизни современной обители, мы тоже публикуем в альманахе. Должна сказать, что ничего особенного, никакой рекламной деятельности для продвижения нашего издания не ведется… Значит, Богу все-таки угодно, чтобы альманах существовал. К тому же при организации хранилища древних книг в выходных данных самой маленькой книжицы «Похвала иноческой жизни» мы обнаружили, что это издание Раифской Богородицкой пустыни 1880 года. Значит, уже тогда здесь было свое издательство. И то, что сейчас оно работает вновь, мы считаем промыслительным…


А каково участие игумена Гавриила в подготовке «Альманаха»?

Отец Гавриил (как и его предшественник отец Всеволод) полностью доверяет редакции. И готов помогать материально, насколько это возможно. Но, повторюсь, альманах – не легкое чтиво, его нельзя сделать рентабельным проектом. Как нельзя сделать рентабельной основную проповедническую миссию Церкви. В настоящее время нам пришлось отказаться от государственной регистрации альманаха из-за снижения тиража ввиду подорожания бумаги. Выпускаем лишь несколько десятков экземпляров для внутреннего пользования и для авторов, оставив в открытом доступе электронную версию сборника. Отец Гавриил благословил на это. Однако на днях для выпуска ежегодного «Раифского Альманаха» неожиданно нашелся благотворитель – руководитель типографии из Оренбурга. Этот человек побывал здесь, в монастыре, увидел наши издания и сам предложил помощь. Вот такая у нас радость.

В заключение нашей беседы, Ольга Михайловна, не могу не спросить: как Вы пришли в монастырь? Как стали трудиться на ниве христианского и духовно-нравственного просвещения?

В монастырь я пришла незаметно для себя. В 2001 году в издательство «Романовский МостЪ», я где работала бильд-редактором и ответственным секретарем одноименной газеты, обратились священнослужители Зеленодольского благочиния Казанской епархии с просьбой помочь организовать православную газету «Раифский Вестник». Мирское издательство просуществовало недолго, православная газета Раифского монастыря отметила в прошлом году 20-летнюю дату.

***


В информационно-издательском отделе обители есть письменные отзывы тех, кто высоко оценил «Раифский Альманах» и кому он стал по-настоящему дорог. Приведу небольшие отрывки из двух развернутых отзывов – кандидата искусствоведения Е.П. Ключевской и Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Ю.А. Благова. Вот мнение Екатерины Петровны: «...Удачно сочетая в себе духовно-просветительский, исследовательский и художественно-эстетический аспекты, альманах тем самым обеспечивает себе широкую читательскую аудиторию. Издание отличает безусловно позитивный взгляд на проблемы возрождения и развития Православия в регионе. Альманах выпускается на высокопрофессиональном полиграфическом уровне, богато иллюстрирован, в том числе фотодокументальными материалами из фондов государственных и частных архивов». А приснопоминаемый Юрий Алексеевич Благов написал в свое время: «…Хотелось бы обратить особое внимание на язык издания. Журнал не грешит ни чрезмерным употреблением специальной терминологии, ни распространенными порой в специализированных православных изданиях славянизмами; он прост и доступен любому читателю, независимо от его возраста и даже вероисповедания». Остается добавить, что газета «Раифский Вестник» выходит с периодичностью раз в месяц, сборник «Раифский Альманах» – раз в год.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Раифским Богородицким мужским монастырем

Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь