Незыблемой традицией Оптинского скита должна оставаться верность святоотеческому преданию

Иеромонах Никон (Скарга)

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию.

30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года.

В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).


Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной?

С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.


Сколько насельников сейчас живут в скиту? Много ли молодежи?

Сейчас в скиту живут около двадцати братий, молодых среди них мало.

С чем это связано – молодежь не благословляют в скит из-за неопытности? А сами молодые стремятся ли в условия более строгой монашеской дисциплины?

Молодые проходят вначале послушание в монастыре – там больше трудовых, физических послушаний, что необходимо для новоначального послушника.


Какие послушания несут насельники скита?

Послушания соразмерны, согласовываются всегда с богослужением. Это работа в переплетной мастерской, в саду – мы восстановили сад, который был при старцах; тогда было около трехсот яблонь, сейчас у нас пока около 150. На территории скита есть пруд, тоже требующий ухода. Некоторые братия послушаются на отоплении скита – работают в кочегарке, колют дрова. Есть братия, которые занимаются иконописанием, гимнографией, патрологическими исследованиями. Часть братии несут послушания на монастырских службах, – например, экономской.

Центрообразующим началом, стержнем в скиту является, конечно, богослужение. Оно собирает наше малое братство в единой молитве Богу.


Богослужение в скиту отличается от совершающегося в монастыре?

Богослужение отличается от монастырского во многом. С момента открытия скита службы начинались в 2 часа ночи, но это было тяжело для братии, которая трудилась потом в течение дня в монастыре, – в то время большая часть братии ходили в монастырь, так как там велись восстановительные работы. Поэтому мы перешли на практику Афонских монастырей, когда утреня начинается в конце ночи, то есть в 4 утра (это последняя стража ночи по Евангелию), и плавно перетекает в Литургию: между утреней и Литургией разрыва нет. Литургия в скиту служится сейчас четыре раза в неделю: вторник, четверг, суббота и воскресенье.

Кроме того, в постные дни – понедельник, среду и пятницу – в скиту был восстановлен древний чин двенадцати псалмов, – он был при Оптинских старцах. Этот чин ведет свое начало от Скита – одного их самых известных пустынных монастырей Египта (IV век), описание его происхождения можно найти у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Когда в Египетской пустыне только зарождался чин богослужения, возник спор среди монахов: сколько псалмов нужно читать ночью. Кто-то говорил 150, то есть всю Псалтирь, кто-то – половину… Тогда вышел на середину один монах, прочитал 12 псалмов, закрыл книгу и исчез. Старцы поняли, что Господь послал им Ангела для вразумления. С тех пор 12 псалмов легли в основу скитского богослужения. Это редкий чин, который можно встретить только в старообрядческих скитах, тем не менее, старцы Оптинские его восстановили в своем скиту, и этот устав просуществовал здесь до ХХ века.

На повечерии мы практикуем также чтение Иисусовой молитвы вслух.


Вы упомянули среди послушаний братии в скиту научную работу. Атмосфера скита к этому располагает?

Атмосфера скита, конечно, располагает к научным занятиям. Большее уединение дает возможность плодотворно работать. Вдохновляет и опыт Оптинских старцев, которые в этом благословенном скиту организовали школу перевода святоотеческих творений.

Одним из плодов лично Вашей исследовательской работы стала книга «Ремесло гимнографа», увидевшая свет в начале этого года, – совместное издание ПСТГУ и Оптиной пустыни. Расскажите об истории ее написания. Чем был вызван интерес к этой проблеме?

Я приехал в Оптину пустынь в 1998 году, в год обретения мощей старцев Оптинских. В то время каждому старцу служили бденное последование по общей службе, соответственно слышались одни и те же «шаблонные» – по единому образцу – песнопения, тогда как у каждого старца был свой духовный облик, своя харизма, свой подвиг, чудеса и так далее. Поэтому и появилось желание написать службы каждому старцу в отдельности. А когда были прославлены исповедники и преподобномученики Оптинские, возникла идея создать Оптинскую Минею, в которую были бы включены все святые, просиявшие в Оптиной пустыни.

Однако, прежде чем приступить к этой работе, пришлось столкнуться с большими сложностями. В нашей церковной науке отсутствуют практические руководства или учебники по гимнографии. Очень мало исследований, статей по этому вопросу. Несмотря на то, что Научный центр по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской Академии наук с 2009 года почти ежегодно проводит конференции «Современная православная гимнография», подобного пособия так до настоящего времени и не существует. В связи с этим родилась мысль написать некое практическое руководство, чтобы облегчить многим начинающим гимнографам задачу профессионального освоения этой непростой науки. В основу книги легла моя дипломная работа «Основные принципы построения поэтических текстов церковной гимнографии», а также ряд статей по гимнографии, которые были озвучены на конференциях. Книга была одобрена Кафедрой богословия и литургики ПСТГУ.


В предисловии к книге Вы пишете о наблюдающемся в наши дни «внутреннем духовном росте верующих», о чем свидетельствует, в том числе, и интерес к гимнографии, стремление к осознанному восприятию богослужебных текстов…

Интерес к гимнографии это, конечно, в первую очередь интерес к молитве. Молитва является стержнем гимнографического творчества, а сами гимнографические тексты – своего рода зеркалами, которые отражают и всю глубину догматического богословия нашей Церкви, и всю красоту святости преподобных и святых. В то же время они отражают нравственное состояние наших душ и своими покаянными призывами подвигают нас к совершенству. Припоминаются наставления отечественного песнописца, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Он говорил: «Читайте Минеи, не только пойте по ним, но и читайте, читайте их как книги. Все необходимое ко спасению вы найдете в них...»


А в какой мере осуществлен замысел Оптинской Минеи?

В прошлом году богослужебная комиссия утвердила все службы старцам Оптинским; таким образом, первый том Оптинской Минеи уже вошел в обиход. К концу этого года комиссия обещала проверить и утвердить службы преподобномученикам и исповедникам Оптинским. Следующий этап – это Оптинский акафистник, в котором будут находиться акафисты всем старцам Оптинским. По сути дела Оптинская Минея – это и есть наша жертва хвалы (Пс. 49:23) старцам Оптинским за основание Оптинского скита.


В списке Ваших научных трудов большое место также занимают исследования текстов преподобного Исаака Сирина – святого подвижника, на творениях которого воспитано не одно поколение монашествующих. В чем Вы видите актуальность обращения к этой теме?

В первую очередь это связано с конфессиональной принадлежностью преподобного Исаака Сирина. Авва Исаак находится в святцах нашей Церкви, тогда как в западном научном мире, начиная с XIX века, появились работы, в которых стали доказывать принадлежность преподобного Исаака к несторианской Церкви Востока. Причиной этому послужили некоторые биографические источники и несторианские рукописи творений преподобного, к которым западные исследователи отнеслись без должной критики. Тем не менее, более тщательное исследование этих источников вызывает много сомнений и вопросов, на которые мы и готовим ответы согласно православной методологии, принятой в патрологической науке.

Испытывали ли Вы какие-то специфические трудности, связанные, например, с необходимостью работы с источниками, «выходами в мир» для посещения библиотек и т. п.?

Трудности по нахождению источников возникали, однажды мне даже пришлось поехать в парижскую библиотеку, чтобы изучить там древние сирийские рукописи.


Ожидаются ли новые публикации по результатам этих исследований?

Мы сейчас подготавливаем новое издание творений Исаака Сирина. Немного расширенной версии, с тематическим упорядочением текста. Это очень интересный проект, который в ближайшее время, я думаю, выйдет в свет. Хотелось бы это издание приурочить к юбилейной дате – 200-летию основания скита и освящения Предтеченского храма. Ведь именно в Оптинском скиту было подготовлено и осуществлено первое издание творений преподобного Исаака Сирина в 1854 году.


Как Вы полагаете, какие из традиций Предтеченского скита являются незыблемыми, и в чем может видеть свою главную задачу сегодняшний его насельник?

Незыблемой традицией Оптинского скита, конечно, должна всегда оставаться верность святоотеческому преданию в целом. Старец Варсонофий Оптинский в своем завещании так и говорил: «Лучше согласитесь принять тысячу смертей, чем отступить от Евангельских заповедей и дивных установлений иноческих». С одной стороны – изучение святоотеческих творений, переводы, возможно, издание их, полное погружение в изучение святоотеческого наследия, – чем, собственно, и занимались старцы Оптинские. А с другой стороны, необходимы посильное подражание и следование за жизнью наших старцев, реставрация их образа жизни в своей собственной душе, – вот задача каждого насельника Оптиной пустыни.


Беседовала Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков
Представлены также фотографии из архива Оптиной пустыни

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь