«Господи, каждый Божий день я вижу, как велико богатство жизни с Тобой, жизни во Христе!»

Архимандрит Василий (Паскье)

Жизнь многих людей напоминает книгу, читаемую с большим интересом. Если идти по пути такого сравнения, жизнь наместника Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах архимандрита Василия (Паскье) – это объемное произведение, в котором соединились духовная глубина и поражающая воображение динамика событий. Здесь есть Франция, где батюшка родился. Есть Святая Земля, где он подвизался, избрав монашеский путь. И особое место занимает Россия. На богохранимой нашей земле батюшка живет и самоотверженно служит вот уже 29 лет. А еще поражает насыщенность встречами, причем судьбоносными, с людьми высочайшего духовного авторитета в Церкви и обществе – приснопоминаемыми Патриархом Иерусалимским Венедиктом, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (Кедровым) и огромным числом других подвижников, живших (а кто-то и сейчас живет) в разных уголках мира. Об этом архимандрит Василий рассказывал порталу «Монастырский вестник» в предыдущих своих интервью («Надо смотреть на Образ Божий», «Почувствовал себя своим в России», «Господь чудесным образом показывает, что Православие есть истинная вера»). Ныне, накануне 65-летия батюшки, мы выбрали из этой «книги» несколько ярких страничек.

Молодость, Палестина: по стопам великих святых

Батюшка, мы с Вами знакомы чуть более двух лет, а такое чувство, будто давным-давно Вас знаю. Постоянно получала от Вас интересные сообщения в мессенджерах, а тут еще и Великий пост не наступил, но образовался некий перерыв в нашей переписке. Не увидела также Вашего присутствия ВКонтакте, что вызвало беспокойство. Связалась с Вашей помощницей, заведующей монастырской канцелярией: как там батюшка, всё ли в порядке? Она ответила: «Отец Василий сейчас много служит и много пишет». Можете рассказать, о чем пишете?

В день празднования памяти преподобного Евфимия, великого монаха IV‒V веков, я поделился с братией и прихожанами своими воспоминаниями о Палестине. Живя столько лет в России, северной и довольно холодной стране, я не могу забыть годы, проведенные на Святой Земле. Этот короткий рассказ вызвал определенный интерес, меня попросили продолжить его, и я охотно согласился. Описывая события, пережитые мной в молодости, я чувствовал, что вместе с заинтересованным читателем мы погружаемся в фантастическую историю палестинских монахов, живших в Иудейской пустыне. Должен пояснить, почему «давший старт» моим несколько необычным трудам святой Евфимий так дорог и близок мне. Во время подготовки к монашеству, более 45 лет назад, отцы, отвечавшие за мое образование и воспитание, благословили меня читать жития монахов Востока. Одно из чтений было прекрасно изданное «Житие святого Евфимия». (Сборник мне пришлось специально заказывать в книжном магазине). Я буквально проглотил те книги, и появилось желание пройти по стопам этих великих святых. Оно сбылось осенью 1980 года, когда я приехал в Палестину, чтобы до осени 1993 года подвизаться в монастыре Святого Иоанна Пустынника близ Иерусалима. Радовала всякая возможность совершать с братией монастыря паломничества в Иудейскую пустыню в поисках этих мистических мест, где наши духоносные отцы подвизались добрым подвигом веры. В то время Фаранская лавра, основанная святым Харитоном Исповедником в конце III века, была заброшена, и вспоминается встреча с одним из последних аскетов, живших там в уединении. Его преследовали, потом избили фанатики из соседних еврейских поселений... Позже он перебрался в монастырь святого Георгия Хозевита, что находился в том же ущелье, ниже по направлению к Иерихону. А Лавра была разграблена и сожжена...


Затем появился молодой анахорет из Бельгии. Он поселился в отшельнической келье Евфимия Великого близ Фаранской лавры, на другой стороне ручья, вытекающего из удивительно обильного источника в этой пустыне. Опасаясь за свою жизнь, этот монах прятался от любопытных и злых людей. Однажды мы пришли к нему в гости, принесли инструменты и цемент с целью установить металлическую дверь у порога его пещеры. Хотя как пришли?! Чтобы забраться в ту пещеру на склоне скалы, мы использовали цепи и веревки. Лезть туда оказалось опасным делом, но с Божией помощью всё же добрались. Келья святого Евфимия имела вход и маленькое окошко; по размеру келья ни большая, ни маленькая, – как раз для человека, у которого ничего не было. Установку металлической двери в таких условиях можно считать подвигом. Выполнив к вечеру эту трудоемкую работу, братия вернулись в свой монастырь. К прискорбию, через некоторое время анахорет был найден мертвым у подножия скалы под пещерой. Случайно он упал, по неосторожности, или произошло злонамеренное убийство, выяснить так и не удалось.


Иудейская пустыня византийского периода! Несмотря на то, что солнце палило нещадно, с каким же энтузиазмом наша команда ходила по тем местам, где, к примеру, преподобный Савва Освященный основал в V веке киновию для монахов, названную Кастелионом! В последующих экспедициях были найдены места и других пещерных киновий, связанных с именем преподобного и его учеников. Уставали мы здорово. Но силы придавало духовное чтение. Укрываясь от солнца в одной из полузасыпанных келий монахов, коих там бесчисленное множество, читали вслух Жития Саввы Освященного, Евфимия Великого и других подвижников, написанные Кириллом Скифопольским; «Луг духовный» Иоанна Мосха. Приятно осознавать, что рассказы о моей «одиссее» могут кому-то принести пользу. И вот как приободрил меня правящий архиерей Корфу митрополит Нектарий (Довас): «...мысленно путешествую рядом с Вами. Я Вас очень люблю и глубоко ценю, у Вас есть моя любовь, моя молитва и моя признательность...»


Зрелость, Чувашия: на страже Православия, на страже Русского мира

Отче, служа в России, помимо церковных и ведомственных наград, Вы были награждены медалью «Защитник Русского мира». Интересно услышать от Вас предысторию этого неординарного события и как оно проходило.

Предыстория такова: с нашим прихожанином Олегом Константиновичем Степановым мы часто посещаем ребят, которые служат в Нацгвардии, в ОМОНе, и видим, насколько ценно для них духовное слово, напутствие (особенно для участников военной специальной операции на Украине). И когда руководитель Центрального исполкома Общероссийской общественной организации «Офицеры России» генерал-майор ФСБ в отставке, генерал-лейтенант полиции в отставке Александр Георгиевич Михайлов спросил у Степанова, кого бы тот – как помощник председателя исполкома этой многотысячной организации – мог рекомендовать для награждения медалью «Защитник Русского мира» в Чувашии, он назвал мою кандидатуру. Этой медалью награждаются духовные лица, воины, общественные деятели, активно защищающие традиционные ценности в России. В ноябре прошлого года генерал-лейтенант Михайлов приехал в Чебоксары в связи с торжествами, посвященными 16-й годовщине Детской полицейской академии, которую мы тоже периодически посещаем. А медаль и грамота мне были вручены в стенах факультета истории, управления и права Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Вручал генерал. Вообще это уникальный человек: профессионал в своем деле, писатель, журналист, сценарист, публицист, биограф. Для обсуждения в студенческой аудитории он выбрал актуальнейшую на сегодняшний день тему: информационная безопасность. И после выступления высокого гостя и его ответов на посыпавшиеся от молодежи вопросы из его рук я получил эту награду...


Русский офицер, ветеран спецслужб, заостряет внимание на вопросе информационной безопасности. Вы же, русский батюшка с французскими корнями, как Вас многие называют, в своем пастырском слове после Божественной литургии часто говорите о духовной безопасности. Какая опасность исходит от чувашского националистического движения, о котором Вы тоже говорили в одной из запоминающихся проповедей?

Местные националисты не признают Православие: они считают, что это русская вера или, как на Украине некоторые говорят, «москальская». Одно время некоторые из них даже предлагали чувашский язык сделать единственным государственным языком на территории Республики. Но это давний пример. Приведу посвежее. В мае прошлого года, в рамках традиционных Межрегиональных Свято-Гурьевских чтений состоялась научно-практическая конференция «Актуальные вопросы патриотизма в свете межнационального диалога современной России». В Чебоксары прибыли известные люди, приехали активные борцы против тоталитаризма, сектантства и язычества. Были на форуме и представители министерств культуры, образования, однако официально на их сайтах ни слова не появилось о столь масштабном мероприятии. Оказалось, что вето на освещение конференции наложили представители националистического движения в Чувашии. Вот я и призываю прихожан к бдительности в этом вопросе и стараюсь им объяснить, кто есть кто.Тот, кто ненавидит другие народы, говорю я, и превозносит свой народ, свою нацию, на самом деле идет против Бога. По сути такие люди являются слугами сатаны.


И по СВО на Украине Вы тоже с первых дней четко обозначили свою позицию и всё это время продолжаете ее развивать, беря примеры из недавнего исторического прошлого, а также насыщая пастырское слово наглядными примерами из Священного Писания и трудов святых апостолов, которые Вы, чувствуется, глубоко знаете. И в которых (в чем постоянно убеждаешься) можно найти ответы на все наши вопросы. Получается донести свои мысли до верующих?

Очень на это надеюсь. На второй день спецоперации в монастыре совершалось празднование чтимой иконы Божией Матери Иверская. Разделить с нами радость праздника пришло много прихожан, приехали братия подворий обители. Замечательная соборная служба получилась у нас накануне вечером и в сам в день праздника. И я сказал молящимся, что наш Президент Владимир Путин, с согласия всех органов власти, принял такое решение, чтобы спасти Россию и защитить ее традиционные ценности. Напомнил: в течение восьми лет на Донбассе нападали на мирных людей, которые просто хотели жить на своей родной земле, говорить на родном языке. Попросил сугубо о них помолиться. А 9 Мая, в 77-ю годовщину Великой Победы напомнил людям другой прискорбный факт, касающийся пленарного заседания 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (оно проходило в декабре 2019 года). Тогда по инициативе России путем голосования была принята резолюция о борьбе с героизацией нацизма. Документ поддержали Россия и ее союзники, а делегации двух стран – США и Украины ‒ высказались против. Представитель США заявил, что его делегация голосует против, потому что усматривает в данном документе «тонко завуалированную попытку узаконить российскую дезинформацию» о том, что в соседних с нею странах прославляют нацизм. Теперь понятно, почему «Гидра нацизма», которой в 1945 году отрубили одну голову, отрастила новую и свила гнездо на Украине. Если в самом начале спецоперации некоторые прихожане монастыря пребывали в растерянности, то потом большинство из них осознало: наши воины сейчас, как Георгий Победоносец, воюют против страшного дракона нацизма. Также мне хочется верить и в то, что люди, приходящие в обитель, смогли понять главное для христианина: хотя мы с ними молимся и за мобилизованных, и за добровольцев, и за контрактников, хотя нам удалось сообща собрать немало денег на бронежилеты и самое необходимое на фронте, но первой победой, прежде всего, должна стать победа над самим собой, над своими грехами.


После недавней болезни: надо было идти вперед...

Отец Василий, в конце прошлого года Вы попали в больницу, как я поняла, с зашкаливающим давлением. Но когда вышли оттуда, то отважились поехать на Международные Рождественские образовательные чтения, приняли участие в монашеском направлении Чтений и затем совершили такой «блиц- вояж», что дух захватывает. Как возникла идея паломничества по Ярославской земле?

Небольшая поправка: в больницу я попал с крайне низким давлением, которое амбулаторно никак не удавалось стабилизировать. Но врачи (а среди них немало наших прихожан) сумели поставить меня на ноги, вернули в строй. Тем не менее, в епархии мне не советовали ехать в Москву: мол, слишком большая нагрузка. Однако я чувствовал: чтобы получить новую внутреннюю силу, нужно что-то предпринять, совершить подвиг. Внутренний голос звал меня идти вперед. Перспектива встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином, Патриаршим экзархом всея Беларуси укрепила меня в решении ехать. Организовал нашу встречу замечательный батюшка, с которым я дружен, – протоиерей Владимир Тимаков. С 94-летним отцом Владимиром, священнослужителем и писателем, я тоже в Москве встретился, побывал у него в гостях. Затем увиделся с владыкой Вениамином. О содержании той беседы ничего не скажу, кроме того, что митрополит Вениамин хотел услышать мою историю, что называется, из первых уст. Добавлю к этому лишь одно: архипастырь, у которого настоящая духовная жизнь и опытное знание монашеской жизни, произвел на меня невероятно сильное впечатление.


В отношении Ярославля – туда меня настойчиво приглашали мои духовные чада Павел и Анна Семакины, которые несколько лет назад переехали из Чебоксар в Ярославль. В Ярославле им стал близок Толгский монастырь, они подружились с его настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). С Анной и Павлом мы несколько раз посещали Грецию, остров Корфу, а с матушкой Варварой я познакомился во время паломничества на Корфу и участвовал с ней в съемках документального фильма Аркадия Мамонтова «Святитель Спиридон». Павел и Анна часто бывают у схиархимандрита Кенсорина (Федорова) – тоже интересная яркая личность! Вместе с отцом Ипполитом (Халиным) он подвизался в Псково-Печерском монастыре, вместе они посещали валаамских старцев. Сейчас батюшка живет в скиту в лесу: мы заехали в древний Борисоглебский мужской монастырь, затем отправились к отцу Кенсорину. Как-то Павел прочитал ему мою проповедь на Богоявление, отец Кенсорин спросил его, чья это проповедь. Узнав, попросил Павла пригласить меня в его скитское жилище.

Еще мы были в Тутаеве, в Годенове, в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского. В Годеново и Никольскую обитель попали «незапланированно» – Господь нас туда привел, чему я очень рад. С настоятельницей монастыря игуменией Евстолией (Афониной) мы прежде не были знакомы, однако сразу, буквально с первых минут нашли общий язык. Душевная получилась встреча. Монастырь, восстановленный трудами сестер и монастырское подворье женской обители в Годенове с явленным Животворящим Крестом Господним… – моя и без того полная копилка впечатлений от святынь на Ярославской земле пополнилась и стала, скажем, намного увесистее. Был еще один момент, подаривший радость от общения. В этом древнем русском городе живет француженка Лоранс Гийон, которая, как и я, давно в России, и у нас много общих друзей, включая известного московского пастыря протоиерея Валентина Асмуса и семью хорошо знакомого многим верующим людям протоиерея Владимира Вигилянского. Зная, что я приеду в монастырь, она ждала меня в обители и присоединилась к нашей группе.


В одном интервью Лоранс Гийон ‒ писательница, художница, сказала, что именно Вы ей говорили: надо покинуть Францию и жить в России, потому что Россия – это последний ковчег спасения... Удалось ли во время поездки в Москву на Чтения, во время короткого, но невероятно насыщенного паломничества по Ярославской земле забыть о недавней болезни и обрести силы?

Не знаю, то ли в сотый или, быть может, в тысячный раз я снова нашел подтверждение тому, что, когда человек переживает моменты сильной слабости и бессилия – из-за болезни или по какой-либо иной причине, сила Христа действует особенно мощно, о чем говорит апостол Павел. (Вспомним его послание к Коринфянам: ...Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Я часто себе повторяю: «Христос – моя сила! В Нем я могу сделать всё». Действительно, прожитые годы показывают, что эта внутренняя сила исходит от веры во Христа, поскольку сам я ничто, сам я слаб и немощен, – но при этом нередко чувствую, как несет меня эта Божественная сила, и эта энергия передается окружающим меня людям. Так что, подойдя к своему 65-летию, могу твердо и с большой признательностью сказать: «Господи, каждый Божий день я осознаю, как велико богатство жизни с Тобой, жизни во Христе!»

***

Не только Святую Землю отец Василий постоянно вспоминает. Нет такого дня, чтобы он не вспомнил молитвенно или даже просто по-житейски своего духовного отца – достойнейшего архиерея митрополита Варнаву. Наше знакомство с батюшкой состоялось вскоре после того, как он немного оправился от ковида. Он находился в реанимации, когда старец, заразившийся этим смертоносным вирусом, отошел ко Господу. «Духовно я больше пострадал от ухода владыки, чем от самой болезни», – скажет отец наместник. А в своих воспоминаниях напишет: «Однажды в Иерусалиме я схватился за рясу владыки и прошел до самого Гроба Господня на Пасху. И сейчас, будучи в болезни, надеялся зацепиться за его рясу и улететь с ним в Царствие Небесное. Воля Божия была мне здесь остаться…» И продолжается земная жизнь человека, который ребенком в французском городе Тиффож потянулся к Богу, а здесь, в России, его вера настолько окрепла, расцвела и дает такие плоды духа, что обильно питают и братию монастыря, и прихожан, и многочисленных друзей архимандрита, ставшего неотъемлемой частью русского монашества. Многая и благая Вам лета, дорогой батюшка отец Василий!


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены Свято-Троицким мужским монастырем города Чебоксары

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Константино-Еленинский женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь