Живая вода. Беседа с сестрами перед Неделей о Самаряныне

Игумения Викторина (Перминова)

В Евангельском чтении Недели о Самаряныне мы слышим о том, как Господь открывает Себя женщине, которая была далеко не безгрешной, но имела в своей душе и что-то доброе. Видевший ее добрые мысли и чувства Всеведущий Бог пожелал помочь ей исправиться, приблизить ее к Себе, а через нее спасти и многих людей

По Своей любви Христос говорит с Самарянкой о неизреченных тайнах Божиих. Удивительно, что она понимает и воспринимает Его спасительное слово лучше, чем законники и книжники в Иерусалиме. Почему? Потому что она, несмотря на свои грехи и немощи, стремилась к Богу.  Именно поэтому Господь утолил жажду ее души. И нам ничто не может помешать стремиться к Спасителю и иметь ту живую воду, о которой Он говорил.

Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, под живой водой Господь Иисус Христос подразумевает благодать Святого Духа. О действиях Духа святитель говорит так: «Благодать Святого Духа в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух, как существо невидимое и однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет его Матфей, говоря: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11), а водою именует Христос: реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати (Ин. 7, 38, 39). Так и, беседуя с женою (Самарянкой), водою называет Духа: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки. Называется же Дух огнем – для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его. И справедливо. Как некий сад, цветущий различными плодоносными и вечно зеленеющими деревьями, Он уготовляет ревностную душу, не допуская в ней ощущений ни печали, ни наветов сатаны, но легко угашая разжженные стрелы лукавого» [1].

«Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный(ст. 14). Как имеющий внутри себя сокровенный источник никогда не стал бы томиться жаждою, так и имеющий эту воду» [2], – говорит святитель Иоанн. Как же мы можем просить у Христа живую воду и что поможет ее получить?

Преподобный Серафим в известной беседе с Н.А. Мотовиловым говорит о том, что нужно прибегать к тем средствам, которые дают душе больше благодати. Чем можем воспользоваться мы?

Во-первых, молитва является тем средством, которое всегда нам доступно.  Во всякое время и на всяком месте можно совершать краткую молитву, да и сама жизнь человека, направленная к Богу, может быть непрестанной молитвой. И, конечно же, при любой возможности, нам нужно стремиться в храм и молиться келейно. В проповеди, посвященной беседе Спасителя с Самарянкой, архимандрит Кирилл (Павлов) сказал: «Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог –  это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома, и в церкви от всего сердца. Самая же истинная, настоящая, в собственном смысле молитва, — это возношение ума и сердца к Богу, когда человек достигает высочайшего духовного состояния и забывает все житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Образец такой молитвы можно видеть в житии Преподобного Серафима Саровского, который, углубившись в молитву, зачастую даже не чувствовал, как из его рук выпадала лопата, которой он копал землю» [3].

Во-вторых, монашеская жизнь – это житие постническое. Пост мы понимаем в широком смысле слова как воздержание от всего недолжного, могущего оскорбить Бога. Но одного воздержания и уклонения от зла мало. Нужно сотворить и благо, то есть делать то, что противоположно нашим страстям, возделывать в душе и жизни добродетели.

И этого всего будет недостаточно, если мы не будем внимательны. Трезвение, как говорил наш духовник отец Борис, обогащает нашу молитву и придает смысл духовному деланию и трудам, совершаемым ради Бога.

Все это не принесет должного плода, если не будет делаться в русле послушания воли Божией, Евангельским заповедям, церковным правилам, монастырскому укладу жизни, духовному наставнику.  Именно в послушании мы исполняем волю Господа  и проявляем любовь к ближним. Ведь воля Божия ясно проявляется и в обстоятельствах нашей жизни, и в переданных нам святыми Отцами правилах.

Есть и еще один источник благодати, о которой говорит, например, архимандрит Кирилл (Павлов): «В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть, прежде всего, благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание… Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие» [4].

При этом нам необходимо терпеливо и смиренно трудиться и не ждать от Господа желаемых нам результатов, а с благодарностью принимать все, что Он посылает. Такое устроение привлекает благодать и милость Божию.

Почему мы теряем благодать? Более всего – по гордости и тщеславию, с которых, по словам святых Отцов, начинаются все страсти. Исполняя наши страсти, мы удаляемся от Бога и теряем благодать. Можно отдельно сказать о празднословии и пустословии, а еще хуже – осуждении, которые мгновенно опустошают человека и лишают благодати, а последнее (то есть осуждение) быстро привлекает противоположную силу вражию, которая приносит с собой тяжесть, тоску, злые чувства и отдает душу на поругание страстям. Чтобы избежать такой беды, будем непрестанно прибегать к покаянию, молитве, Богомыслию, помнить, что мы сами сильно оскорбили Господа, стремится себя останавливать, не только воздерживая язык, но и не принимая греховные помыслы, просить помощи у Бога. И Господь, видя наши старания, поможет нам думать о людях и видеть в них доброе и быть душами истинно благомыслящими [5], какой и была вспоминаемая сегодня Евангельская Самарянка.


Примечания:

[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том 8. СПб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1902. С. 205-206.

[2] Там же. С. 207.

[3] Проповедь архимандрита  Кирилла (Павлова) в неделю о самаряныне.  Сайт храма в честь иконы Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» г. Саратова. http://utoli-hram.ru/?p=2651

[4] Там же.

[5] См. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том 8. Указ. соч. С. 208.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Домника (Коробейникова)
Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Домника (Коробейникова)
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь