На пути к Святой Пасхе. Плоды покаяния. Беседа с сестрами

Игумения Викторина (Перминова)

На пятой седмице Великого поста нас ожидали удивительные, глубокие по своему содержанию богослужения. Это и прочтение целиком Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и суббота Акафиста – Похвала Пресвятой Богородицы, и воскресная служба, посвященная преподобной Марии Египетской. Два раза за одну неделю Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии, поднявшейся из бездны греха к величайшей святости, а также о ее Небесной Заступнице – Богоматери. Матерь Божия является Заступницей для всех нас. Вспомним о свойствах Ее души – кротости, смирении, любви, сострадательности и необыкновенной мирности.

 Богослужения настоящей недели помогают нам лучше увидеть самих себя и настраивают на покаяние. Всем известна история преподобной Марии Египетской. До своего обращения к Богу она добровольно служила страстям. «Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества» [1], – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Как видно из рассказа самой преподобной Марии, в дни молодости она была человеком эмоциональным, легко отдававшимся собственным порывам. Вспомним, что совершенно неожиданно она решила сесть на корабль, плывший в Святую Землю, и сразу же осуществила свое намерение, упросив некоторых юношей взять ее с собой. Понятно, что она собиралась в Иерусалим не для поклонения святыням, но Господь управил ее путь ко спасению. Сердцеведец нашел и в ее душе нечто доброе. Возможно, это была целеустремленность, жертвенность (правда, в искаженном виде) и стремление к любви, которую она неправильно понимала.

Что же такое любовь к ближнему? Сильные эмоции? Страсть? Привязанность? Нет! Это постоянное желание ближнему добра и стремление всегда осуществлять на деле это добро. А разве в грехе может заключаться добро? Не может. Но, к сожалению, во все времена падший человек принимает за любовь кратковременный страстный порыв. Его эмоции выплескиваются на поверхность и колеблют душу, бросая ее из одной крайности в другую. Взглянем на историю человечества, показанную нам преподобным Андреем Критским в его покаянном каноне. Каждый страстный человек несчастен, если развивает свои страсти: он все больше запутывается, продолжает стремиться к более ярким ощущениям, думая, что вот-вот они дадут ему счастье – и вновь обманывается. Но настоящие Любовь и Радость – это не эмоции, а Сам Господь, в Котором заключается полнота жизни, и Который дарует душе мир. Внутренний мир – это не бесчувствие и равнодушие, а прочная основа для любви, радости и созидания всего доброго. Человек не создан для того, чтобы быть бесчувственным. Он создан для вечной Божественной любви. Только в Боге его чувства становятся иными, направляются в нужное русло, одухотворяются, и в них появляется мирность и равновесие.

Преподобный авва Дорофей рассуждает о том, что добродетели есть середина между излишеством и недостатком: «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава… Но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нем для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по естеству червей внутри себя? Но заводится в нем малая гнилость; от этой гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево…Так и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла… То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережет здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. …Добродетели суть середина: так, мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие — посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели» [2]. А наши бурные эмоции, к сожалению, не являются ни добродетелью, ни средством к стяжанию добродетели.

…И вот Мария прибыла в Святой Город, где настал для нее момент покаяния. Она пришла вместе с паломниками к церковным дверям, но какая-то сила не пускала ее внутрь храма. Все попытки войти ни к чему не приводили. Представьте себе: человек привык ко вседозволенности и немедленному удовлетворению всех своих страстей и желаний – и вдруг перед ним возникла незримая, но реальная преграда. От потрясения и недоумения внутренняя буря стихла. А дальше произошло чудо. Мария остановилась и подумала: «Почему это случилось? Как я живу?» В ту минуту, по благодати Божией, она поняла свое бессилие, почувствовала нечистоту и греховность, и началось ее глубокое, деятельное покаяние. Как только она смирилась, сразу же, по молитвам Пресвятой Богородицы, вход в храм и путь к спасению для нее были открыты. Приложившись к Честному Древу Креста, помолившись перед образом Божией Матери, а затем и причастившись Святых Христовых Таин в церкви близ Иордана, Мария еще более укрепилась в решимости изменить жизнь и получила благодать для великого подвига пустынножительства. Ибо ей была открыта воля Божия – идти за Иордан, где она найдет покой. Обратите внимание, что ей обещаны не сверхъестественные, яркие чувства, а именно покой, необходимый для духовного возрастания в Боге.

 И начались длительное очищение от страстей и годы борьбы. Святой Марии было неимоверно тяжело, но Господь укреплял ее, потому что она всем сердцем стремилась не ко греху, а к Богу, часто и горячо молясь Ему и Царице Небесной и непрестанно подвизаясь. Читая житие святой, можно только удивляться, как выдержал такую жизнь немощный человек, совершенно не привыкший к суровым подвигам, в душе и теле которого долгие годы шла кровопролитная борьба. Но, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «решительное произволение, осеняемое и укрепляемое Благодатью Христовой, может победить самые закоснелые навыки» [3]. И преподобная Мария, преодолевая себя, несмотря ни на что, делала все возможное для того, чтобы принести принести Богу плоды покаяния и приблизиться к Нему. И на самом деле, преподобная Мария вышла победительницей своих страстей. «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». Поэтому святой Зосима видел преподобную Марию неустрашимой перед стихиями, не боявшейся диких зверей, ходившей по водам, поднимавшейся от земли в молитве и имевшей Божественное просвещение. Человек, пребывающий в Боге, абсолютно свободен и боится только одного – оскорбить Любимого им Господа.  

В жизни преподобной Марии мы видим пример того, как страстный человек пожелал изменить жизнь, доверился Господу, предал себя в Его волю, в послушании и смирении перед Богом совершил подвиг жизни и достиг святости. Наверное, повторюсь, сказав, что, к сожалению, мы большую часть времени мечтаем о том, как мы можем хорошо и праведно жить, либо унываем и думаем, что никогда не станем святыми. Уныние и мечтательность – это не покаяние и не сокрушение о грехах. Чтобы понять, что такое покаяние, нужно, отложив эгоизм, чистосердечно и без самооправдания исповедать грех, пробовать сделать хоть что-то, противоположное страстям, и пытаться ежедневно воздерживать себя от чего-то плохого и делать доброе. Ведь все начинается с малого, и всегда можно начать с того, что нам по силам. Господь желает нам помочь, но не нарушает свободной воли человека и ждет наших действий. В одном из своих слов Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл сказал: 

«…Существуют положительные, очень важные проявления человеческой природы, но мы их обращаем в страсть. Бог дал нам много сил, развил многие чувства, и эти чувства, эти силы могут работать на человеческую личность и на окружающий мир, а могут разрушать человеческую личность и связь человека с окружающими. Вот когда Богом данные силы, природные силы, мы искажаем грехом, когда мы начинаем использовать их не во благо своей души, а во вред, то это и становится страстью. А страсть имеет очень опасное свойство к расширению сферы своего влияния» [4].

 Будем же способствовать тому, чтобы наши страсти не развивались и не влияли на окружающий мир, но расширялось бы влияние добродетели. Ведь если мы будем приносить покаяние и стремиться жить добродетельно, то в жизни будут умножаться любовь, радость, мир. Может показаться удивительным, что плодом покаяния является именно радость, но это так. Ибо покаяние делает человека свободным, примиряет с Богом и созидает в сердце Царствие Божие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь