Мир души. Размышления святых отцов и подвижников благочестия на время Святок

Игумения Викторина (Перминова)

Беседа настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о святых днях попразднства Рождества Христова. 

Наступают святые дни – радостное время, данное нам на пользу души. Что мы можем приобрести в эти дни и чего не должны потерять?

«Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», – пропели Ангелы, возвестив о Рождестве нашего Спасителя. «Что означает песнь Ангелов? – рассуждает блаженный Феофилакт Болгарский. – Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: “слава... Богу,... на земле теперь настал мир”. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении… Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14:27, 16:33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И “в человеках благоволение”, то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе» [1].

Сын Божий, Любящий Господь, Кроткий и Смиренный сердцем, воплотился от Пречистой Девы. Он родился в холодной пещере, служившей загоном для скота; пришел к людям, находящимся в греховной тьме. Земля была погружена в сон, но нашлись сердца, желавшие Его встретить, принести Ему свою любовь и дары. И это была самая радостная, самая главная встреча в их жизни. Более пяти тысяч лет человечество ожидало этого события, и, наконец, оно совершилось. Оттого праздник Рождества Христова особенно радостен и имеет продолжительный период попразднства. Это время мы и называем святками. Святая радость духовного события не похожа на мирское веселье – это тихое, глубокое и мирное чувство.

«Слава в Вышних Богу!» Предназначение человека – прославлять своего Создателя в молитве и исполнении Божественных заповедей. Именно тогда Бог обретает в человеке покой и дарует ему мир. Кто прославляет Господа? Тот, кто живет по заповеданному в Евангелии. И кто безропотно принимает все, ниспосылаемое Богом, благодарит Его не только за радости, но и за скорби – тот возносит хвалу своему Творцу. Кто борется с живущим в нем грехом, также славит Бога. И праведный человек, творящий всем добро ради Господа, который жить не может без того, чтобы не сделать чего-либо доброго, прославляет своего Всеблагого Владыку. А доверяющий Богу как Отцу, предающий в Его руки собственную жизнь и судьбу ближних, поступает как любящий сын. В такие души нисходят благодать и мир, о котором пели Ангелы. Святитель Феофан Затворник называет благодать источником всех благ духовных, а мир – ее плодом. А где Божественная благодать, там и другие плоды духовные – любовь, долготерпение, благость, милосердие…

Многие, потрудившись постом в большей или меньшей мере, обрели внутренний мир. Когда человек находится в состоянии мира с Богом, он остается спокойным, что бы ни происходило вокруг него. Это совсем не означает, что он равнодушен к несчастьям других. Он глубже переживает беду ближнего, искреннее за него молится, но сопереживание не нарушает его мирного устроения. Почему? Потому, что он уповает не на свои слабые силы, но на Бога Спасающего. В этом Неиссякаемом Источнике он черпает любовь, радость и силы для несения жизненного креста. Такой человек становится настоящим миротворцем, даже если не пытается ни на кого повлиять. Одно его присутствие утишает душевные бури, облегчает страдания. Рядом с ним каждому хорошо, радостно и благодатно.

«И на земли мир». Но «где же мир на земле, возвещенный ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесенная ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? – спрашивает в своем слове святой праведный Иоанн Кронштадский. – В мире его нет: мир весь во зле лежит, – сказал апостол (1 Ин. 5: 19)». Развивая свою мысль, Кронштадский пастырь отвечает, что мир находится в Церкви Божией и в душе человека, стремящегося к миру. «Да, братья, на земле основано Господом целое царство мира Божия, – царство вечное, всемирное, благоустроенное, с законами, уставами, таинствами, с порядком служения, правилами жизни, отношениями взаимными. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца» [2].

У человека, живущего во Христе жизнью Церкви, приносящего деятельное покаяние, не возникнет вопроса, почему же часто нет мира в человеческих отношениях и между народами. Дело в том, что мир или конфликт начинаются внутри нас. «Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и» [3], – призывают песнопения церковные. Действительно, это возможно для нас. Каждый, кто во время поста стремился подготовиться к светлому празднику, ощутил это, и в свою меру получил от Сердцеведца-Бога мир и радость.

Однако окружающий нас мир, в котором часто ширится и разрастается зло, предлагает нам другую радость. Она кажется подчас более яркой и заманчивой, потому что на нее сразу откликаются наши страсти. Это радость от обладания материальными благами, сильные эмоции, мирские развлечения и увеселения. Если все это превышает границы, становясь потребностью человека и превращаясь в смысл его жизни, то мир Божий покидает душу, и она опустошается. Тот, кто стремится к истинной молитве и единению с Богом, знает, как легко, по неосторожности можно разрушить мир души и утратить духовную радость. Тогда внутри образуется пустота, которую невозможно заполнить ничем и никем, кроме Бога. Только возвращаясь к Тому, в Ком полнота жизни, человек вновь обретает мир. Он снова идет к Богу нелегким путем труда, поста и покаяния. Зная об этом, задумаемся, стоит ли терять то немногое, ту небольшую благодать, которую имеем по милости Божией?

«Итак, увещеваю вас, – обращается к верующим святитель Иоанн Златоуст, – не будем оскорблять этого праздника, но станем соблюдать любомудрие, достойное благ, дарованных нам благодатию Христовой. … Воздадим Благодетелю за Его благоволение к нам; а достаточное воздаяние – благоугодная Ему жизнь и душа трезвенная и бодрая. Для такого праздника и торжества нужны не деньги и не издержки, а одно доброе расположение и чистый ум. Здесь предлагается для приобретения не что-нибудь вещественное, но все духовное: слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего» [4].

Святой праведный Иоанн Кронштадский вторит великому святителю: «Вот я вижу вас ныне по всему как благочестивых и празднующих Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О, если бы все провели наступивший праздник в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, в пустоделии и непотребстве, не в чревообъядении и в других разных грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво, а не безумно, не в нечестии всякого рода, не по язычески… Господь да сохранить нас всех в настоящий праздник от всякого греховного дела. Да будет праздник наш угоден Спасителю, чтобы рожденный Младенец Христос явился нашим Спасом чрез веру в Него, чрез покаяние наше и чрез добрые дела наши» [5].    

«В человецех благоволение».  Итак, мы получили долгожданный мир и благоволение Божие. Не будем же его терять. Посвятим время молитве, Богомыслию, духовному чтению, поможем нашим ближним, постараемся узнать больше о Боге. Сохранить мир помогает смирение перед Богом и ближними, будем же стремиться к этой добродетели. Преподобный Серафим Вырицкий сказал прекрасные слова: «Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов – свидетель истины» [6].

Примечания:

[1] Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. М.: «Новая книга», «Ковчег», 2004. С. 49.

[2] Св. прав. Иоанн Кронштадский. Проповеди и поучения в день Рождества Христова http://www.mbrsm.ru/sermons/166-christmas-sermon-svprav-john-of-kronstadt.html

[3] Пс. 33, 15.

[4] Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/slovo_na_pashu/

[5] Св. прав. Иоанн Кронштадский. Проповеди и поучения в день Рождества Христова http://www.mbrsm.ru/sermons/166-christmas-sermon-svprav-john-of-kronstadt.html

[6] Сегень А. Пророчества прп. Серафима Вырицкого.

http://www.pravoslavie.ru/60570.html

Икона: http://days.pravoslavie.ru/name/3048.htm 

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь