Тема номера: Дивеево: всемирное диво
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, почти на границе с Мордовией, в селе Дивееве. Он основан преподобной Александрой (Мельгуновой) в середине XVIII века на месте явления ей Божией Матери. Царица Небесная обещала устроить в Дивееве великую обитель и низвести на нее благословения Божии и Свои со всех Своих земных уделов: Иверии (Грузии), Афона и Киева. Дивеево – четвертый и последний земной удел Богородицы.
Дивеево - один из крупнейших российских центров паломничества. В годы советской власти обитель была разорена, здания переданы под жилые дома, школы, клуб, склады. На колокольне вместо креста установили телевизионную антенну. Возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря началось в 90-х гг.
Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждый день посещает Дивеево.
Преподобный Серафим Саровский
«Дивная красота сего святого места гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между преподобным и монастырем, между духовным подвигом и видимой красотой — огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Почему так близок нам преподобный Серафим? Потому что в нем мы чувствуем лучшее, что есть в самом русском народе».
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
«Дивеево - место, отмеченное особым присутствием Царицы Небесной, удел, взятый Ею под Свое особое покровительство. А преподобный Серафим - всенародный святой, родной и любимый. Все в Дивееве, конечно, дивно. И все, кто прибывает сюда, чувствуют, какую духовную силу и радость они здесь получают».
Игумения Сергия (Конкова)
Расстояния:
Москва - Дивеево - 444 км
Нижний Новгород - Дивеево – 172 км
Арзамас - Дивеево - 60 км
Саров - Дивеево - 12.5 км
Земное небо
Путеводитель
Архитектурный ансамбль Серафимо-Дивеевской обители уникален. Недаром за монастырем закрепился эпитет «Дивное Дивеево»: белоснежно-торжественные стены величественных соборов, сверкающие купола на фоне лазурного, Богородичного, неба, благолепные цветочные поляны, благоухающие сады и дивная тишина, несмотря на толпы паломников. Основные архитектурные объекты Дивеева – в обзоре МВ.
В Дивеево, за пасхальной радостью!
Духовная география
Самый крупный женский монастырь в России (а, пожалуй, и во всем мире) входит в число пяти самых любимых мест паломничества православных верующих. Объяснить это рационально, наверное, можно. Но причины, как всегда, глубже. Запомнились слова настоятельницы Серафимо-Дивеевской обители игумении Сергии: «Батюшка Серафим – самый пасхальный святой в нашей Церкви». В таком временами сером и скучном мире очень хочется стать причастником торжествующей радости преподобного Серафима о воскресшем Христе.
«В Дивееве всем управляет Царица Небесная»
Из первых уст
Игумения Сергия (Конкова)
Для Дивеева 2016 год богат на юбилеи: монастырь отмечает 190 лет со дня основания Мельничной общины, 25-летие возрождения обители и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Также в нынешнем году исполняется 25 лет игуменства настоятельницы Дивеева матушки Сергии (Конковой)
«Сейчас Дивеево благоукрашается. Все здесь поистине дивно. А почему? Потому что у нас есть предстатели небесные: наши первоначальницы, преподобные жены, блаженные, священномученики, преподобномученицы и исповедницы – целый собор Дивеевских святых. Все они нам споспешествуют. Только бы мы сами не уклонялись и, прежде всего, боролись с самими собой», – игумения Сергия (Конкова).
Дивеево в лицах
Экспресс-интервью
В силу того, что в Серафимо-Дивеевской обители всегда очень много людей, в том числе монашествующих из других городов и весей, идентифицировать среди них дивеевских сестер не так-то просто. Но есть подсказка: у насельниц Дивеево атласные ленты на апостольниках пришиты изнутри, а не снаружи, как это обычно бывает. Несмотря на крайнюю занятость и определенную «недоступность» дивеевских сестер, «МВ» удалось пообщаться с некоторыми из них, задав каждой по четыре одинаковых вопроса:
- Чем для вас является Дивеево?
- Что особенно дорого вам в обители?
- Что есть монашество?
- В чем состоит монашеское послушание?
«Главный план – жить во Христе»
Интервью
Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский
Дивеево, несмотря на свою значимость и величину, не является ставропигиальным монастырем. Обитель входит в состав Нижегородской епархии и находится под надзором и попечением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Сам владыка Георгий начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевой лавре. Туда он пришел еще юношей в качестве студента Духовных школ, там принял монашеский постриг, оттуда был назначен на Нижегородскую кафедру. Он, как и настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова), начинал свой духовный путь с окормления у лаврских старцев. Такое духовное родство настоятельницы и правящего архиерея неслучайно и особо чувствуется сегодня дивеевскими сестрами. В чем проявляется духовная связь Дивеева и Лавры, почему ему особенно близка Серафимо-Дивеевская обитель и о многом другом в интервью журналу «МВ» рассказывает митрополит Георгий
Возделывать свой сад
Один день из жизни
Больше половины своей жизни инокиня Иулиания (Игонина) живет в Дивееве. Подростком она приехала в монастырь с родителями и загорелась желанием здесь остаться. Домик, в котором находится ее келья, расположен на территории Святой Канавки – это одно из немногих уединенных мест, где дивеевские сестры могут побыть в тишине.
В монастыре у инокини Иулиании два основных послушания: в просфорне и на клиросе, где она трудится 8 и 10 лет соответственно. Как и у других сестер, весь день у нее проходит по уставу.
«У меня такое чувство, что я родилась в Дивееве и всегда тут жила. Дивеево – это мой дом, моя семья. А батюшка Серафим для меня больше, чем родной, настолько он близок», – инокиня Иулиания (Игонина).
Всех радостей Радость
Искусство
Образ Богоматери «Умиление», или «Всех радостей Радость», как называл его преподобный Серафим, был его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед святым образом, батюшка помазывал больных, перед этой иконой он молился и в молитве перед нею отошел ко Господу
Происхождение образа «Умиление» неизвестно. В XVIII–XIX вв. подобные изображения Божией Матери были довольно распространены. Мастер написал образ маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске. Слова древнего акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная» – наше молитвословие к Царице Небесной – иконописец написал на иконе, обрамляя им лучи нимба Пречистой Девы. Этот акафист поется раз в году, на утрене Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой седмицы Великого поста). После кончины батюшки Серафима 15 января
1833 года образ, получивший к тому времени название «Умиление», из Саровской обители, по велению Самой Пречистой, был передан в Дивеево. Икона стала одной из главных святынь Дивеевского монастыря и получила еще один эпитет – Серафимо-Дивеевская. Говоря об этом образе, хотелось бы остановиться на его богословских особенностях.
Изучая иконографию Пресвятой Богородицы, разбирая огромное множество изводов, можно сказать, что все они соответствуют трем главным христианским добродетелям: вере, надежде, любви. Но, как бы то ни было, все иконы Божией Матери выражают основную богословскую идею о том, что через Пречистую Деву Марию воплотился Господь. Таким образом, в Богородичных иконах выражена тайна боговоплощения.
Первоначальницы Дивеева
Святые
У истоков Серафимо-Дивеевского монастыря стояли три святые монахини: преподобные жены Александра, Елена и Марфа Дивеевские. Три совершенно разные женские судьбы, три непохожих монашеских пути, но один итог – святость
Всех троих преподобный Серафим Саровский считал начальницами Дивеевской обители, предвидел их общецерковное прославление и говорил, что в храме Рождества Богородицы будет почивать четыре столпа – четверо мощей. Начальствование преподобной Александры в Дивееве было очевидным, преподобной Елены – условным (потому что она от него отказалась и общинкой в тот момент управляла другая сестра), а преподобной Марфы и вовсе загадочным. Обо всех троих известно очень мало, а внутренняя их жизнь, конечно же, осталась сокровенной. Бесспорно одно: первоначальницы Дивеевской девичьей обители были великого духа. Это чистые души, которые приняли на себя подвиг веры, самоотречения, нестяжательства.
Преподобный Серафим Саровский: Пламенный ко Господу
Отцы Церкви
Основатель Дивеевской обители великий светильник Земли Русской остался в народной памяти согбенным, всегда ласковым и кротким старцем. Весь он был нескончаемая ликующая радость. Как никому из святых, Божия Матерь являлась Саровскому чудотворцу 12 раз в его жизни. Преподобный Серафим жил во Христе, воплотив в себе евангельские добродетели и достигнув главной цели христианской жизни – стяжания Святого Духа
Дивеевским сестрам батюшка Серафим оставил утешительное обещание: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик-то ходите! Как вам время, вы и идите, чем чаще, тем лучше. Все, что есть на душе, что бы ни случилось с вами, о чем бы ни скорбели, придите ко мне, да все-все с собой-то принесите на мой гробик. Припав к земле, как к живому, все и расскажите. И услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я живой есть, буду и во веки!»
Почитание преподобного Серафима Саровского воистину всенародное
Иконы святого старца можно встретить во всем мире. Многие стремятся в день памяти батюшки Серафима посетить Дивеево, чтобы поклониться его честным мощам. Однако частицы мощей преподобного есть и во многих городах России. Приложиться к мощам и личным вещам Саровского чудотворца можно также в монастырях столицы:
- Патриаршее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря (проспект Мира, 22 А):
- ковчег с частицей мощей, икона с частью камня, на котором преподобный молился 1000 дней и ночей (на фото слева).
- Елоховский Богоявленский кафедральный собор (Спартаковская, 15):
- частица мощей, одежды и камня, на котором молился святой Серафим. Кроме того на праздник Похвалы Богородицы в собор приносится принадлежавшая батюшке Серафиму икона Божией Матери «Умиление».
- Высокопетровский монастырь (Петровка, 28/2):
- дивеевский ковчег с частицей мощей преподобного, часть камня, на котором он молился, и небольшой лоскут одежды старца.
- Даниловский монастырь (Даниловский Вал, 22):
- две иконы с частицами мощей преподобного Серафима, четки, часть мантии и камня, на котором старец молился.
- Сретенский монастырь (Б. Лубянка, 19):
- икона с частицей мощей.
- Подворье Соловецкого монастыря (Садовническая, 6):
- частица мощей.
- Образу преподобного с частицей его мощей можно поклонится и в храмах Москвы:
- преподобного Серафима Саровского (Краснопресненская набережная 14),
- Воскресения Словущего (Филипповский пер., 20), святого пророка Илии (2-й Обыденский пер., 6),
- иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (ул. Щепкина 61/2),
- Иверской иконы Божией Матери (Большая Ордынка 39),
- иконы Божией Матери «Знамение» (2-й Крестовский пер., 17),
- преподобного Серафима Саровского в поселке Горки-10 Одинцовского района Московской области и других.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
Книжная полка
Монахиня Макария (Огудина)
Вышло в свет новое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Оно не повторяет предыдущие выпуски этой книги – 1896 и 1903 годов. На основе текста, сохранившегося в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, удалось восстановить первоначальный труд священномученика Серафима (Чичагова). В него внесены все ранее вычеркнутые цензором фрагменты
В середине 90-х годов священник московского синодального храма Двенадцати апостолов в Кремле Леонид Чичагов приехал в Дивеево. В монастыре к тому времени батюшку хорошо знали, ведь в числе дивеевских сестер была его старшая дочь Вера. Когда он в первый раз посетил Дивеевскую обитель, еще будучи военным, блаженная Паша Саровская посмотрела на него внимательно и, словно не замечая офицерского мундира, сказала: «А рукава-то поповские…»
Повествование «Летописи» построено по законам романа, но без малейшего вымысла, в нем сохраняется мера строгости и трезвости житийного рассказа. Читатель словно ощущает себя в том времени, о котором идет речь, и проживает вместе с повествователем основные этапы жизни святого Серафима Саровского и историю созидаемой им Дивеевской лавры.
В 1896 году «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была издана с цензорской правкой. В 1903-м автор и новый цензор нашли возможным восстановить кое-что из вычеркнутого. Кроме того, были добавлены фрагменты с описанием случаев прозорливости и чудесной помощи старца Серафима. Но по-прежнему были изъяты, к примеру, эпизоды о том, что святые мощи преподобного Серафима Саровского будут покоиться в Дивееве (ныне это пророчество сбылось), что Дивеево станет женской лаврой, что московский Царь-колокол переместится в Дивеевскую обитель. Текст 1903 года стал основой для всех последующих выпусков «Летописи».
В новом издании, предпринятом Серафимо-Дивеевским монастырем, воспроизводится текст 1896 года. Все вычеркнутые цензором места восстановлены в нем по оригиналу, который хранится в фонде священномученика Серафима (Чичагова). Теперь мы имеем возможность прочитать тот самый текст «Летописи», за который батюшка Серафим благодарил автора.
