Сила, противостоящая процессам забвения и разрушения

XI Златоустовские чтения

Заметное явление в современной церковной жизни. Большая любовь к работе с архивными документами и качественное издание материалов. Целеустремленность, скрупулезность и системность. Обилие глубоких серьезных докладов. Авторитетная площадка. Это лишь часть тех оценочных суждений, что высказывались по отношению к Златоустовским чтениям, которые из года в год проводятся созданным при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке Центром изучения истории и наследия разрушенного Московского Златоустовского монастыря. Приуроченная ко дню памяти великого вселенского учителя Церкви Христовой святителя Иоанна Златоуста, эта незаурядная, по мнению ряда ведущих московских ученых, научно-практическая конференция в феврале 2024 года прошла уже в одиннадцатый раз. Традиционно освещались дополненные новой информацией темы, связанные с разными аспектами многовековой истории монастыря (археология, архитектура святынь, монастырский синодик, ктиторы и благотворители). И особенно много докладов на нынешних Чтениях было посвящено настоятелям и братии обители, подвизавшимся в ней в разные эпохи.

Новое направление: издание книг и планы на будущее

По сообщению секретаря Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря А.П. Хондзинской, выступившей с отчетом по его научной деятельности за минувший год, у Центра появилось новое направление, и довольно обширное – издательская деятельность. Первая брошюра, которая увидела свет семь лет назад, называлась «Время первого камня». Все эти годы шел сбор и изучение архивных материалов – в итоге их накопилось так много, что настала пора «собирать камни». В 2022 году вышли «Очерки истории Московского Златоустовского монастыря» в двух частях. (Не могу не напомнить читателю, что это в своем роде уникальная книга, так как Анастасия Павловна продолжила труды настоятеля монастыря архимандрита Григория (Воинова)). Отец Григорий дал историческое описание обители, начиная с первого упоминания о ней в 1412 году и заканчивая 1870 годом. Во второй части А.П. Хондзинская изложила те события, что последовали дальше, вплоть до окончательного разрушения древней святыни в 1937 году). И вот за отчетный период, то есть в минувшем году, вышло автобиографическое издание «Из моих воспоминаний», написанное живым литературным языком, присущим архимандриту Григорию, и украшенное трогательными фотографиями давно ушедшего века, на коих навечно запечатлены и молодой Иван (мирское имя батюшки), и члены его семьи, из которой его братья-поповичи (отец был настоятелем церкви Иоанна Воина на Якиманке) – тоже пошли в священство.

А он, от природы замкнутый, но при этом человек доброжелательный и главное – высокой духовной жизни, что особо ценил святитель Филарет (Дроздов), – поочередно настоятельствовал в монастырях, название которых о многом говорит нашим верующим современникам: Златоустовский, Высоко-Петровский, Спасо-Андроников. Когда появились вакансии и в Златоустовском монастыре, и в Сретенском, будущий настоятель в своих заметках написал, что во втором квартира просторная, светлая и теплая, а в первом – старинные кельи настоятеля тесные, низкие и холодные, но его сердцу слишком дорога обитель Иоанна Златоуста, творениям которого он усердно внимал с отроческих лет... Итак, востребованная сегодня серия книг, посвященная трудам настоятелей, насельников древней обители, запущена. У сотрудников Центра большие планы на богатое духовное наследие писателя и ревнителя московской старины архимандрита Григория.

Второе – тоже очень заметное издание минувшего года – книга архимандрита Даниила (Сивиллова) «По пути благодати». Для златоустинцев подготовка материалов, связанных с жизненным путем и трудами незаслуженно забытого на какое-то время архимандрита – это не просто стремление отдать дань настоятелю своей обители, стоявшему во главе ее с лета 1832 года по весну 1837 года. Это серьезная отсылка к наиострейшей в мировой повестке дня теме: уважение к духовно-нравственным ценностям других народов или их попирание, как это делал Запад на протяжении не одного века по отношению к Поднебесной. И не случайно в рамках недавних XXXII Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Традиции Православия в Китае: потери и приобретения минувшего, образ будущего», и немало интересного поведали участвовавшие в нем дистанционно клирики Русской Православной Церкви, несущие там пастырское служение. А на Златоустовских чтениях, начиная с 2020 года, во всю мощь зазвучало имя русского подвижника позапрошлого века, который подвизался в составе 10-й Русской духовной миссии в Пекине и перевел «Дао Дэ Цзин» – один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Причем переводили его многие, но именно этот перевод на русский язык, дошедший до нас в виде рукописи, был самым первым, и только в нем учение «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и Благодати») отражено с точки зрения Православия. Как подчеркнул неизменный докладчик по этой теме научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Финансового университета А.М. Куликов (в этот раз он выступил с докладом «​“Стоило большаго терпения перебираться через сию дебрь”: новые сведения к переводческой деятельности о. Даниила (Сивиллова)», и в переводимых им древних канонах песен «Ши дзин» и «Шу дзин» отец Даниил продолжал искать отблески христианских истин.

Серию изданий Центра, посвященных мирским людям, связанным с монастырем, открыли две другие замечательные книги. «Великий адмирал», написанная постоянным участником Чтений историком из Воронежа Н.А. Комоловым и представляющая собой первое в отечественной историографии комплексное исследование биографии ближайшего сподвижника Петра Великого генерал-адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина – главного ктитора Златоустовской обители. И еще один труд, тоже готовившийся к печати на протяжении многих лет – «Дворяне рода Зюзиных на государевой службе в XV–XX вв.». Вышел сигнальный экземпляр этого первого полноценного исследования родословной вкладчиков монастыря.

Возвращаются забытые имена, оживают столетия

Недавно, в начале февраля, в конференц-зале музея Зачатьевского ставропигиального монастыря Москвы прошло первое заседание Рабочей группы по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и подвижниках благочестия, созданной по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. Было отмечено, что некоторые ставропигиальные и епархиальные монастыри ведут активную деятельность в этом направлении. Отметим и мы, что в их ряды с первых шагов своего существования влился и Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря. В обители подвизались четверо святых, прославленных Церковью в наше время, и участники Златоустовских чтений узнавали из докладов об их крестном пути. К сведениям, изложенным в житиях, постоянно (пусть и по крупицам) добавлялись новые, благодаря чему образ тех, кто совершил великий подвиг стояния в вере, становился зримее и роднее. На XI Златоустовских чтениях такие «крупицы» еще ярче высветили образ преподобномученика Рафаила (Тюпина), расстрелянного в кровавом 1937 году после вынесения «судом-тройкой» НКВД обвинительного приговора.

Тема доклада В.О. Сопова, историка-краеведа села Русский Брод на Орловщине, что находится по соседству с селом Юрты, где родился в крестьянской семье подвижник, – «Семейное происхождение иеромонаха Рафаила (Тюпина)». Насколько высоко простой народ ставил в душе монашество, можно судить, например, по тому факту, что мать Бориса (мирское имя иеромонаха), овдовев, приняла монашеский постриг. Углубляясь в родословную новомученика, Вячеслав Олегович отыскал и другие факты. К примеру, племянник отца Рафаила Митрофан Тюпин в годы Великой Отечественной войны совершил подвиг, очень долго удерживая с бойцами стрелкового взвода стратегически важную высоту в Киевской области. Он, бригадир взвода, лично стоял у пулемета, отразил четыре атаки, уничтожив при этом до тридцати солдат противника, и погиб в неравном бою. Ему хотели присвоить звание Героя Советского Союза посмертно, но командир 60-й армии генерал Черняховский посчитал возможным наградить защитника Родины орденом Великой Отечественной войны II степени. Своеобразной иронией судьбы назвал докладчик то трагическое обстоятельство, что оба человека происходили из одного рода, однако один был расстрелян как «антисоветский элемент», а другой представлялся к званию Героя советского государства. Иеромонах Рафаил покоится в общей безвестной могиле на Бутовском полигоне под Москвой, Митрофан Тюпин – в братской могиле на Украине... Следует крепко помнить, что кровью мучеников утверждается Церковь, а подвиг самопожертвования наших воинов спас мир от фашизма в прошлом веке.

Мы часто интересуемся координатами земной географии (что вполне объяснимо): кто где родился, куда и почему переехал, где почил. Однако у Бога Своя география – духовная, у Него Свой Промысл о каждом человеке. Епископ Коломенский и Броницкий Феодосий (Ганицкий) очень любил служить в Старо-Голутвином мужском монастыре города Коломны, где, по воспоминаниям очевидцев, он практически восстановил монашескую жизнь между своими вторым и третьим арестами в 20-е годы прошлого века. А сегодня в Богоявленском соборе монастыря честным мощам преподобноисповедника поклоняется верующий народ... У подвижников веры и благочестия земная география тесно переплетается с духовной, и в этом аспекте интересен тот факт, что Небесный покровитель подмосковной Коломны являлся уроженцем Киевской земли, о которой мы сейчас не можем без боли говорить и думать... Но как интересно было слушать о земном пути будущего святого – до его приезда в Москву, до его настоятельства в московском Златоустовском монастыре! И по ходу выступления заведующей библиотекой Коломенской духовной семинарии, краеведа И. Е. Щеголевой то и дело возникала мысль: какую же огромную работу она проделала, чтобы познакомить нас с малоизвестными и неизвестными прежде страницами биографии ныне прославленного архипастыря! Ею были основательно проработаны «Киевские епархиальные ведомости», «Таврические...», «Московские...» Тема ее доклада – «Жизнеописание священноисповедника Феодосия (Ганицкого) по материалам церковных периодических изданий».

Монашество будущий священноисповедник принял уже ближе к сорока годам. Подвизаясь в Таврической епархии, он был назначен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, затем – Балаклавского Георгиевского первоклассного монастыря. И будто гром среди ясного неба для многих вокруг стал его перевод в Покровский миссионерский монастырь в Москве. Оттуда, получив благословение митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского), отец Феодосий отправился на Дальний Восток (шла русско-японская война) настоятелем походной церкви. Послушание настоятеля Златоустовской обители он нес с 1909 года вплоть до того дня, когда власти ее закрыли в 1920 году. Возведение игумена в сан архимандрита было совершено в Москве ставшим менее чем через десять лет первомучеником XX века – первым из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея Владимиром (Богоявленским). На момент своего мученического подвига он (вспомним: уроженец Тамбовской земли) возглавлял уже Киевскую кафедру... После многих фраз рука тянется поставить многоточие, поскольку невозможно представить читателю во всей полноте ту промыслительную «духовно-географическую» перекличку, которая так сильно тогда звучала. И которая в проекции на сегодняшний день для нас много значит.

На конференции 2024 года были также открыты имена настоятелей монастыря, прежде не звучавшие. Вероятно, прочитанные доклады можно назвать пока лишь подступами к их личностям, их биографии, но верится, что за начальным этапом будет и второй. Назову доклады и докладчиков: историк Покровского благочиннического округа Москвы, прихожанка храма преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы Е.Л. Петровская осветила тему «Архимандрит Феофилакт, настоятель Златоустова монастыря: возвращение имени». Заведующая Церковно-археологическим кабинетом храма пророка Божия Илии на Ильинке Т.Г. Берхина и протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма пророка Божия Илии на Ильинке подготовили доклад «Осия (Архангельский) – архимандрит Златоустова монастыря в 1822–1827 гг.». Тема доклада историка, краеведа, сотрудника храма святых Космы и Дамиана в Старых Панех Д.В. Лобанова – «Архимандрит Иринарх (Левицкий), настоятель Златоустова монастыря – аспекты биографии». И настоящим расследованием, раскрывшим многие важные моменты, назвал доклад заведующей отделом научно-просветительной работы Музея Древнерусской культуры имени Андрея Рублева О. В. Никифоровой руководитель Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря иерей Сергий Чураков. Тема – «Ревизионный отчет 1902 года о состоянии Московского Златоустова монастыря при настоятеле – архимандрите Исидоре (Колоколове)». Документ интереснейший! В нем – подробное описание буквально всего. Богослужений (они совершаются с точностью, по общецерковному уставу; чтение соблюдается истово, и пение древлецерковно-столбовое поддерживается неуклонно); состояния храмов (содержатся в благолепии и чистоте, достойных священного их назначения). Чистота и опрятность видны в прекрасных братских кельях. На службу братия приходят, за редким исключением, своевременно и неопустительно, в храме стоят благоговейно. Во взаимных отношениях заметны мир и согласие... Внеся, по ее словам, еще один приятный штрих в историю Златоустовского монастыря, Ольга Владимировна заметила, что она занимается историей XIX века Спасо-Андроникова монастыря, и в то время его настоятелем был очень уважаемый человек, известный проповедник, миссионер – епископ Нафанаил (Соборов). Но вот состояние монастыря, согласно отчету, там было не очень...

В ревизионном отчете глубокий знаток отечественной истории той эпохи увидела большой потенциал для раскрытия темы. Постоянный участник Чтений аспирант кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ С.С. Сингх такой же потенциал увидел в дотошном изучении корабельных Метрических книг. Занимаясь на протяжении ряда лет, как с доброй улыбкой подметил отец Сергий Чураков, «Авелиадой», он подготовил доклад «Деятельность судового священника крейсера “Адмирал Нахимов” иеромонаха Авеля (Иванова) в конце XIX века (по материалам корабельных Метрических книг)». Еще один хороший специалист, кандидат исторических наук А.Е. Виденеева из Ростова Великого, по просьбе Центра «отталкивается» от формулярных ведомостей, заполнявшихся в конце года в монастырях, и из ее рассказов мы узнаем о составе братии, их возрасте, социальном происхождении, образовании, прохождении пути от послушника до монаха. В этот раз был представлен срез монастырской жизни первой половины XIX века. (Доклад – «Настоятели и братия Иоанно-Златоустовского монастыря в 1830 гг.»).

Сквозь призму актуальной проблематики

Историческая секция, работавшая во второй день конференции, отличалась многообразием тем. Столь велико их многообразие было и в третий день Чтений, на заседании богословской секции, посвященном наследию и почитанию святителя Иоанна Златоуста – Небесного покровителя московской обители. А в двух докладах предельно четко обозначились болевые точки нашего трудного, неспокойного времени. Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, профессор МДА, Руководитель аспирантуры МДА игумен Дионисий (Шлёнов) выбрал следующую тему для выступления: «Экклесиология святителя Иоанна Златоустого». Слово «экклесия» означает Церковь. По убеждению докладчика, просмотрев все упоминания о Церкви в греческом корпусе святителя Иоанна Златоуста, можно извлечь определенные смыслы. Так, например, в одном из эпиграфов к докладу – цитате из трудов святителя, говорится, что не только равночестность существует в Церкви по Божественной благодати, но и время от времени (или даже часто) бедные оказываются первенствующим по сравнению с богатыми. Как отметил отец Дионисий, в этой цитате мы получаем ключ к решению современных церковных проблем в стремлении к первенству. Выраженное в теории первенство чести и власти представителей Константинопольского Патриархата приводит к грандиозному расколу в мировом Православии. Русская Церковь настаивает на равночестности, а противоположная сторона говорит о первенстве и власти.

Предлагая посмотреть на экклесиологию Иоанна Златоуста сквозь призму актуальной проблематики, игумен Дионисий представил на экране таблицу с определениями Церкви, данными святителем. Само слово «Церковь» встречается у него около 1500 раз и часто сопровождается эпитетами: всецелая, великая, светлейшая, сильнейшая, гавань, тихое прибежище, Горний Иерусалим. Церковь именуется Матерью собственных чад. И самый частый образ, используемый в корпусе одного из трех Вселенских учителей, это некая общность Церквей, от которой нельзя отступать, нельзя отпадать. Святитель делает на этом особый акцент, и данный акцент, как мы видим, крайне актуален в наши дни, когда Патриарх Варфоломей называет Константинопольскую Православную Церковь исключительной Церковью, Церковью-Матерью, и эти материнско-дочерние отношения сохраняются по отношению к тем Церквям, что давным-давно получили автокефалию. Выходит, и Русская Церковь – не полноценная Поместная Православная Церковь, а Церковь-дочь, которая всегда должна хранить пиетет и в том, что хорошо, и в том, что не очень хорошо, и что совсем нехорошо?!

Далекую от оптимизма картину современности обрисовал в своем докладе «Наследие святителя Иоанна Златоуста в Греции: общественное восприятие и политика властей» еще один постоянный участник конференции – доцент кафедры истории Церкви МГУ имени М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис. Горько было слышать, что по мере интеграции этой православной страны в ЕС греческие власти всё усерднее, и с элементами безумия, выхолащивают праздник Трех святителей, установленный в Греции в XIX веке как День образования и просвещения. И появляются в печати кощунственные статьи с заголовками типа этого: «Когда мы сбросим за борт Трех святителей?»

***

Летом 2024 года будет праздноваться 310-летие Гангутского сражения, ставшего первой в истории нашей страны крупной морской победой русского флота. Как пишут историки, Гангут показал, что родилась еще одна морская держава, с которой западным странам придется считаться. Командовали флотом в том сражении Федор Матвеевич Апраксин и сам Государь Петр I. В планах портала «Монастырский вестник» обратиться к этой знаменательной дате и рассказать о работе златоустинцев над прекрасно изданной (с богатыми иллюстрациями и огромным справочным аппаратом) монографией, которая посвящена главному ктитору монастыря, так много для его процветания сделавшему. А также познакомить читателя с тем, как продвигаются работы по поиску могилы-усыпальницы Федора Матвеевича Апраксина на территории древней обители. (Предположительно над родовым склепом Апраксиных, находившимся в стертой с лица земли Благовещенской церкви, находится автостоянка).

Сейчас же вспомним один примечательный факт нашего времени, когда Москва шагнула в третье тысячелетие. Появление в ней духовного форпоста по Малому Златоустинскому переулку предварило то обстоятельство, что в 2006 году храму святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке передали в постоянное и бессрочное пользование единственное сохранившееся от монастырского архитектурного ансамбля здание – бывший келейный корпус. Передали-то его под приходской дом! Но спустя время в нем появилось столь деятельное структурное подразделение храма, как Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря. И все эти годы, привлекая всё больше и больше людей, среди которых немало богословов, археологов, историков, архитекторов, иконописцев, краеведов, музейных работников и т. д., Центр на наших глазах из разных «кирпичиков» неустанно и вдохновенно возводит, образно говоря, прочный фундамент живой исторической памяти. Не переписанной в угоду кому-то, но правдивой во всем, чего бы это ни касалось. Пять лет назад долгожданным радостным событием стало открытие здесь музея древней Златоустовской обители «Разрушенный, но живой». А в конце минувшего года произошло событие, которое явилось воплощением мечты многих о возобновлении в стенах бывшего монастырского корпуса литургической жизни. В день памяти преподобномученика Рафаила (Тюпина) управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством Московской (городской) епархии митрополит Воскресенский Григорий торжественно освятил новосозданный домовый храм в честь святителя Иоанна Златоуста.

– К этому мы шли десятилетие, и поминовение всех усопших настоятелей, насельников, вкладчиков, строителей монастыря теперь происходит не только на Неусыпаемой Псалтири, но и на Литургии, – сказал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. – Спустя 100 лет с момента закрытия монастыря здесь, на историческом месте, вновь зажглась лампада Бескровной Жертвы.

Нина Ставицкая
Снимки предоставлены Центром изучения
истории и наследия Златоустовского монастыря

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Макарьева пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь