Поиски академическим монашеством своего особого места в высшей духовной школе в начале ХХ века

Продолжаем разговор об ученом монашестве, основываясь на лекции доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора кафедры истории Русской православной церкви при православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Натальи Юрьевны Суховой. Лекция состоялась 9 декабря 2023 года в Оптиной пустыни. Первая статья на нашем портале была посвящена истории формирования ученого монашества как феномена Русской Церкви. В этом материале будет освещен вопрос поисков академическим монашеством своего особого места в высшей духовной школе в период с конца  XIX века до 1917 года. Стоит отметить, что ученое монашество начала ХХ века неразрывно связано с личностью архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего настоятеля Данилова монастыря перед его закрытием.

В начале профессор выделила три основных вопроса, которые будут раскрываться во второй части лекции: первый – инициативы академического монашества в высшей духовной школе, второй – направления в богословской науке, которые ученые иноки могли бы развивать лучше всего, и последний – три проекта ученого монастыря.

Концепция ученого монашества епископа Антония (Храповицкого) (впоследствии – митрополит Киевский и Галицкий)

Говоря об ученом иночестве конца XIX века, стоит напомнить, что основную его часть составляло монашеское братство, сложившееся при ректорстве преосвященного Антония (Храповицкого) в Казанской духовной академии. Сам владыка в письмах говорил о том, что в Казанской духовной академии он «свил себе гнездо». В связи с этим инициативы ученых монашеских корпораций тех лет исходили сначала от самого преосвященного Антония, а впоследствии от его пострижеников и учеников.

Преосвященный Антоний (Храповицкий)

Возвращаясь к вопросу об инициативах академического монашества, лектор в первую очередь сказала о том, что поколение 1880-х годов видело пользу в усилении пастырского богословия в духовных академиях. Чтобы пастыри воспитывались не только в семинариях, но и в высших учебных заведениях. Также были инициативы в сторону отхода пастырского богословия от схоластичности или исключительно «учебности», посредством введения психологического элемента. Это во многом связано с тем, что сам владыка Антоний был великим психологистом и антропологистом. Научно-богословская и пастырская подготовки, с его точки зрения, связаны неразрывно, поэтому тип «профессора мирянина», о котором в первой части лекции рассказывала Наталья Юрьевна, был преосвященному абсолютно чужд. Тут же лектор привела фразу владыки Антония, который в достаточно категоричной форме высказывается о «не принимающих священный сан преподавателях»: «Бегущий от креста не может быть воспитателем будущих пастырей». Поэтому он предлагал тех выпускников духовных академий, которые не хотят принимать священный сан в монашестве или хотя бы в женатом состоянии, лишать права преподавания в семинариях.

Также инициативы ученых иноков того периода характеризуются попыткой перестроить преподавание дисциплин пастырского блока. Под пастырским блоком в это время понималось собственно пастырское богословие, гомилетика, литургика, каноническое право. Преосвященный Антоний считал, что эти дисциплины стали преподаваться исключительно ученым образом, с применением исторических методов, тогда как они, в первую очередь, должны рассматриваться в практическом и пастырском ключе.

И, безусловно, должна формироваться «дружина» академических иноков, как уже говорилось в первой части лекции. Тем не менее, владыка Антоний со свойственной ему энергичностью настаивал на том, что из ученого монашества надо сформировать иерархическую армию, настроенную на пастырское служение и духовное просвещение.

«Новый взгляд» на академическое монашество архиепископа Феодора (Поздеевского)

Преосвященный Феодор (Поздеевский)

Преосвященный Феодор был выпускником Казанской духовной академии и пострижеником преосвященного Антония (Храповицкого), дело которого он продолжил, став своего рода следующим апологетом ученого монашества. В 1909 году он назначается на должность ректора в Московскую духовную академию. Накануне вступления в должность преосвященный Феодор издает программную статью «Об ученом монашестве». В ней, с одной стороны, можно проследить связь с идеями архиепископа Антония (Храповицкого), с другой – новизну. В этой статье преосвященный Феодор говорит о том, что духовно-учебная ситуация к началу ХХ века пришла в катастрофическое состояние как для пастырей, так и для богословской науки. Типы ученых-старцев-епископов «сошли в могилу», – Наталья Юрьевна уточнила, что имелись в виду такие святители как Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов). Богословская наука, представленная светским ученым-мирянином, начинает проявлять неправославный характер. И некому теперь изобличить неверное направление и указать православное русло. Единственная возможность восстановить духовные академии как православно-богословские школы – это укрепление ученого монашества. Только монашество – та сила, которая может восстановить духовную школу, богословскую науку, та закваска, которая может ее правильно переквасить. Ученый-монах мыслится как богослов по самому своему сану. Как глава духовной школы он должен иметь научный авторитет в глазах корпорации и учеников. Как потенциальный епископ – является выразителем православного богословия и богословской науки, то есть неизбежно занимается богословской наукой и призван развивать ее в строго православном ключе. Но при условиях научного образовании студентов тех лет, как писал преосвященный Феодор, академическое монашество лишается всякой возможности полноценно реализовываться как в учености, так и в монашестве.

Воспитание «подрастающего поколения» ученых иноков

Преосвященный Феодор (в центре)

Далее лектор представила слушателям программу воспитания и организации жизни ученого монашества, которую предлагал осуществить преосвященный Феодор для решения вышеописанных проблем. Она состояла из двух частей: в первой говорилось о воспитании будущего ученого инока на академической скамье, а во второй – об организации его дальнейшей монашеской жизни и ученой деятельности. Профессор подробно осветила детали каждой части программы. Так, говоря о воспитании в академии, преосвященный предлагал перенести модель монашеской иерархии на степени возрастания в ученом монашестве: студент становится послушником, прежде всего послушником в изучении науки, над которой он должен работать с подлинным монашеским усердием. Духовная сторона жизни этого потенциального инока постоянно контролируется духовником из монахов, причем монахов опытных, духовно умудренных, лучше, чтобы они были монастырскими старцами. И действительно, своих пострижеников он отправлял к ногам монастырских старцев набираться того опыта, который в духовной академии молодые студенты получить не могли.

Организацию дальнейшей монашеской жизни «ученого послушника»  преосвященный Феодор видел в «духовном отечестве» при каждой академии. Что это такое? В один из ближайших монастырей с опытными духовными старцами после окончания академии поступают будущие пастыри, студенты-иноки. Когда же они духовно укрепятся, их можно будет назначать на духовно-учебную и миссионерскую службу. В особо тяжелые моменты колебаний и искушений ученые иноки могут приезжать в обитель к своему духовному отцу, в свое «духовное отечество». Если духовник почувствует, что у его чада «расшатался духовный камертон», – по выражению лектора, – то его забирают с духовно-учебной службы опять в монастырь для «правильной настройки».

Помимо воспитательных вопросов владыка Феодор в своей программе уделил внимание проблеме преодоления схоластики в действующих духовных школах. По мнению преосвященного, – необходимо попробовать перенести акцент с систематического богословия, которое своей системностью заковано в жесткие латы схоластичности, на работу с богословскими источниками, то есть со Священным Писанием и святоотеческим наследием. Для этого увеличить часы на эти предметы. Также необходимо изучать священные и отеческие тексты не только с текстологической точки зрения, но и с точки зрения экзегетической, другими словами, – извлекать богословский смысл из Священного Писания, отеческих текстов и актуализировать их, применяя к собственной жизни и к жизни своей паствы.

Концепции об «ученом монашестве» преосвященных Антония и Феодора: в чем сходство и в чем различие?

Изложив достаточно полно точку зрения владыки Феодора, а прежде этого и взгляд преосвященного Антония, Наталья Юрьевна провела сравнение между двумя этими концепциями ученого монашества. Прежде всего, было отмечено общее ядро: главная специальная задача ученого монашества – воцерковление расцерковившегося российского общества через иерархическую армию, то есть через выпускников духовных школ. Также преосвященные были согласны в основной задаче духовной школы, которая состояла в усилении пастырской настроенности, преодолении схоластичности и формализма.

Однако профессором были отмечены и различия. У преосвященного Антония, как говорилось лектором ранее, ученость – это духовное просвещение и служение слову Божию. Тогда как у владыки Феодора ученость – это прежде всего занятие наукой. Приоритетные богословские направления для преосвященного Антония – это антропологизм и психологизм. Для преосвященного Феодора – аскетизм. По его инициативе в 1911 году в духовных академиях вводится аскетика в связи с пастырским богословием.

Архимандрит Гурий (Степанов)

По-разному владыки рассматривали и проблему рассеяния ученых иноков. Преосвященный Антоний решает этот вопрос потенциальным братством ученых иноков, которое связано узами дружбы и любви. Преосвященный Феодор к этой проблеме подходит радикальнее: для него отделенность от монастырской жизни  восполняется непосредственной связью с монастырем и духовно опытными старцами – через окормление у них. Единение ученых иноков в концепции преосвященного Феодора мыслится не просто в братском общении, а именно в строго институционной форме. Впоследствии владыка вместе со своим другом по Казанской академии, тогда архимандритом Гурием (Степановым), в 1917 году разработает проект монашеской академии, а затем и ученого монастыря, о котором будет сказано чуть позже. Необходимо отметить, что проекты подобного рода – это не новое явление, они составлялись и прежде, но воплотить такой проект в жизнь в какой-то степени удалось впервые именно преосвященному Феодору в Даниловом монастыре.

О поисках академическим монашеством своего особого места в богословской науке 

Завершая рассмотрение вопроса об инициативах, связанных с академическим монашеством в высшей духовной школе, Наталья Юрьевна перешла ко второй обозначенной в начале этой части лекции теме: поиски академическим монашеством конца XIX – начала ХХ века своего особого места в богословской науке. Здесь лектор объяснила логику выделения дисциплин и направлений, которые академическое иночество в силу своего монашеского опыта могло развивать лучше ученых-мирян. Первой такой дисциплиной была агиология вкупе с агиографией, второй – аскетика, и третьей – мистика.

Агиология и агиография «не как данность, а как заданность»

С одной стороны, жития святых – это любимый жанр не только в Древней Руси, но и в последующие века. Тут стоит упомянуть Четьи-минеи святителя Макария (Московского) времен царствования Ивана Грозного и «Жития святых» святителя Дмитрия (Ростовского) самого начала XVIII века. С другой – в русской духовной школьной традиции судьба агиографии сложна и даже болезненна, в качестве самостоятельной дисциплины она так и не утвердилась. С исследованием агиографической тематики тоже были связаны немалые трудности. Далеко не всегда в учебный план любили брать такие темы, а если и брали, то подобное принципиально научное изучение житий святых очень часто критиковалось Священным Синодом. Представлялось, что исследования подобного рода лишают благоговейного подхода к житиям святых.

Общие тенденции второй половины XIX – начала ХХ века – это усиление внимания к сотериологической составляющей и в церковной истории, и в практическом богословии, поэтому агиографическая проблематика прослеживалась здесь особенно ярко. Однако сочетание научного изучения житийных источников с оснащением их исторической плотью, с одной стороны, и фокусировка внимания на главном в житиях в сотериологическом смысле – с другой, иногда бывало коллизией. Выводить читателя к главному – осознанию святости как реалии Церкви и главного призвания каждого христианина далеко не всегда получалось. Именно поэтому агиография и агиология «не как данность, а как заданность», – по выражению Натальи Юрьевны, – появляется впервые в проекте преосвященного Феодора (Поздеевского) и Гурия (Степанова).

Воспитание «пастырского духа» посредством аскетики

Второе направление, которое ученые иноки могли бы развивать лучше всего, по мнению представителей академического монашества начала ХХ века, – это аскетика.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Прежде чем перейти к этой теме, Наталья Юрьевна напомнила слушателям исторический контекст, который важен для понимания того, как постепенно аскетика выделялась в отдельную дисциплину в духовных академиях. Работы аскетического характера были доступны, начиная со времени научной деятельности святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), но в то же время закрыты для будущих пастырей, потому что книги святителя Феофана в академический курс тогда не входили. Аскетика святителя Феофана, естественно, была в его трудах по нравственному богословию, однако она совершенно отсутствовала в современных ему курсах пастырского богословия вплоть до ХХ века. Это некий парадокс – общество читало, а будущие пастыри, которые должны окормлять это общество, – не читали. Кроме того, жажда аскетики стимулирует антропологический интерес в конце XIX века. В 1880-х  годах во всех областях богословия (изучение Священного Писания, святоотеческого наследия, нравственного богословия) применяется антропологический подход, то есть человек – загадка, человек – в центре внимания и именно здесь фокусируется весь интерес научно-богословского мира.

После краткого исторического комментария Наталья Юрьевна перешла к более детальному рассмотрению этой дисциплины с точки зрения преосвященных Антония и Феодора. Преосвященный Антоний считал, что задача аскетики состоит не столько в раскрытии христианского совершенства и обязанностей, сколько в указании пути к их достижению. Он говорил в своих трудах о том, что можно размышлять о христианском идеале сколько угодно, но если не будет практических указаний, как его достигнуть или, по крайней мере, как к нему двигаться, какой задать вектор, то это все тщетно. Подобные знания  рискуют стать той самой губительной схоластикой, о влиянии которой уже было сказано. Также владыка особо выделяет именно пастырскую аскетику, считая, что она должна быть главной частью богословия. Богословски обоснованное зарождение пастырского духа из аскетизма, дальнейшее развитие и конечные исходы пастырского духа и проявление его в деятельности, по мнению владыки Антония, – всё это неразрывно связано с аскетикой. Значение аскетики для пастыря преосвященный видел в том, что эта дисциплина способна научить его стяжать дар благодатной всеобъемлющей любви (одно из ключевых выражений преосвященного Антония). Этот дар помогает пастырски раскрывать христианское учение не по богословским схоластичным учебникам, а с точки зрения духовно-врачебной связи содержимых Церковью истин и установлений.

Религиозно-философские собрания богоискателей 1901–1903 годов 

Прежде чем переходить к точке зрения преосвященного Феодора, касающейся  вопроса аскетики в духовных школах, Наталья Юрьевна осветила некую «предысторию» возникновения нового этапа аскетизма в духовных школах, инициатором которого как раз таки и явился владыка Феодор. С начала ХХ века дискуссии об аскетизме охватили не только научные круги, но и культурные: повсеместно рассуждали о монашестве, о браке, об отношении к Церкви, культуре, искусству. Конечно, нельзя не вспомнить в этой связи знаменитые религиозно-философские собрания 1901–1903 годов. Их вдохновителями были богоискатели, которые уже отошли от Церкви и жаждали снова к ней примкнуть: Мережковский, Гиппиус, Розанов и другие известные философы. Нам важны темы, которые там обсуждались: «о духе и плоти», «об аскетизме в истории христианства», «об одностороннем аскетическом христианстве от Исаака Сирина до отца Матфея (Константиновского)», «об уклоне христианства от белого (радостного) к черному» – тут подразумевался некий укор монашеству, «от воскрешения к умерщвлению»... В рассуждениях о ложном аскетизме приводилась в пример анафема, которую христианство произнесло над всей русской литературой, над всем просвещением. Это, конечно, было аллюзией на так называемое «отлучение» Льва Николаевича Толстого, которое произошло в 1901 году. На этих собраниях много говорилось о ложном аскетизме, а также и о том, что Церковь отвергает всё: культуру, литературу, науку, всё светлое и гармоничное, что есть в мире. Наталья Юрьевна отметила, что подобный жесткий настрой этих богоискателей не мог не отразиться на деятельности духовных учреждений. В этой связи был неизбежен новый этап аскетизма в духовной школе, и здесь основные труды принимает на себя преосвященный Феодор (Поздеевский).

По его инициативе аскетика вводится как особая область академической науки. В короткие сроки владыка издает свои лекции, в которых, с одной стороны, он старается показать, каким образом аскетикой можно заниматься как наукой, с другой, – указывает место аскетики в пастырском и научном богословии, и, с третьей, – пишет о том, как эту аскетику не превратить в сухую, исключительно школьную науку. В дальнейшем ученики преосвященного Феодора продолжают эту традицию, в особенности, священномученик Игнатий (Садковский).

Затем профессор перешла к третьему направлению, которое академическое монашество считало «своим», – мистика. Мистицизм мыслится учеными иноками как повышенное внимание к мистической традиции Церкви в целом. Причем это заметно как в Европе, так и в России. И особый интерес русское богословие конца  XIX – начала ХХ века проявляет именно к православной мистике. В частности, к авторам XI– XIV веков. В этой связи российское академическое монашество, безусловно, сознает личную ответственность за изучение и восприятие восточной церковной мистики. Программу изучения восточных мистиков составляет иеромонах Пантелеимон (Успенский), выпускник Московской духовной академии и однокурсник священномученика Игнатия (Садковского). Свои исследования он основывал на переводах преподобного Симеона Нового Богослова. Стремление к поиску подлинных текстов преподобного Симеона приводит его на Афон и в Иерусалим, где он их действительно находит. Поэтому иеромонах Пантелеимон (Успенский) является одним из переводчиков гимнов преподобного Симеона Нового Богослова.

Поиски академическим иночеством своего «истинного пристанища» 

В завершение лекции Наталья Юрьевна изложила проекты ученых монастырей, в особенности рассказав о трех основных моделях: первый проект основывался на идее монастыря, неразрывно связанного с духовной школой. Это согласуется с вышеописанной идеей преосвященного Феодора, в которой при каждой духовной школе должно быть духовное отечество, то есть ближайший монастырь, куда после пострига определялись академические иноки с целью получения духовного опыта и прежде всего правильной настроенности.

Во втором проекте ученый монастырь представляется местом проживания и действия ученых монахов. Эта модель также принадлежала преосвященному Феодору. В 1917 году он составляет этот проект, замысел которого состоит в создании Всероссийского просветительского монашеского братства, которое бы объединяло монастыри, готовые служить духовному просвещению.

И третий проект – это ученый монастырь как «точка конденсации» учености. В этой модели есть что-то от идей владыки Феодора, ведь монастырь мыслится тоже «ученым», но при этом привлекаются и внешние ученые силы, в том числе и специалисты-миряне, в отличие от проекта владыки. Такие обители могли бы привлекать необходимых людей в качестве участников каких-либо просветительских проектов. Разработка этой модели принадлежит Борису Александровичу Тураеву, известному российскому востоковеду. Он мирянин, но глубоко церковный человек, поддерживавший академическое монашество в дискуссиях на Поместном Соборе 1917–1918 годов. По причине тесной связи с миром ученых иноков, его порой в шутку называли «белым монахом».

Закончив описание каждого из проектов, Наталья Юрьевна отметила, что подобные проекты были, с одной стороны,  попытками найти монашеское пристанище и возможность правильной монашеской жизни для академических иноков, с другой, – объединением усилий для братского общения и монастырского ритма, и, с третьей, – консолидацией сил для ученой деятельности. Стоит вспомнить озвученные ранее лектором проблемы, которые были сформулированы возрожденным ученым иночеством 1880-х годов. Поэтому можно сказать, что в какой-то степени круг замкнулся. Вопросы были поставлены, проблемы заявлены, ответы получены и пути решения найдены. Но  события 1917–1918 годов до времени оставили эти проекты лишь на бумаге в наследство будущему поколению. «Эта сокровищница идей, кажется, может послужить источником благих решений и нынешнему ученому монашеству», – заканчивая лекцию, добавила Наталья Юрьевна Сухова.

По завершении встречи поступил вопрос от слушателя о современном состоянии академического монашества, на который Наталья Юрьевна развернуто ответила. После этого ведущий мероприятия, иеродиакон Нектарий (Глушак) поблагодарил профессора за полезнейшую лекцию и передал слово владыке Иосифу, наместнику Оптинской обители.

Тему ученого монашества владыка назвал особо актуальной. В этой связи братия Оптиной пустыни, начиная с послушничества, проходит обучение в семинариях с целью получения полноценного комплексного знания, что необходимо не только в пастырской жизни, но и в монашеской. Ведь тому, кто любит Бога и решил однажды посвятить Ему всю свою жизнь, естественно, хочется знать о Нем как можно больше и как можно глубже, согласно учению Церкви.

Дарья Филатова
Фото: Введенская Оптина пустынь и открытые источники в Интернете
Лекцию Н.Ю. Суховой полностью можно посмотреть на YouTube-канале Оптиной пустыни

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь