Он был подлинным монахом

Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии

89 лет назад, 21 июня 1927 года, родился блаженной памяти архимандрит Авель (Македонов). 6 декабря 2006 года отец Авель (в схиме Серафим) отошел ко Господу, и ежегодно в этот день братия Иоанно-Богословского монастыря встречает множество паломников, приезжающих в обитель, чтобы молитвенно почтить память дорогого батюшки, вспомнить его наставления, духовные советы. Не только день преставления, но и день рождения отца Авеля памятен для братии обители, для всех его духовных чад. Поэтому накануне этой даты мы решили вспомнить о светлом образе старца. Поводом стал и великий юбилей: 1000-летие пребывания русских на Афоне. Ведь архимандрит Авель более восьми лет подвизался на Святой Горе Афон, был игуменом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря!  

В этот дом входишь с благоговением...

На склоне холма, недалеко от монастырского собора Успения Пресвятой Богородицы находится дом наместника. Построен он, как нам сообщили, в конце XX века, но в традиционном русском стиле, характерном для рязанских усадеб XIX века. В этом доме жил отец Авель, которому довелось возрождать монастырь, лежавший в руинах. Теперь это мемориальные покои, куда последующие игумены обители не стали вселяться, поскольку  они, как и вся братия, испытывали чувство благоговения к дому, где каждый уголок дышит воспоминаниями о старце. Порой монахи-экскурсоводы водят сюда группы паломников. Здесь, по словам игумена Исаакия (Иванова), ныне возглавляющего святую обитель, совершенно особое место. В дни памяти батюшки Авеля эти покои распахивают свои двери для всех. Когда отец Авель по болезни не мог бывать в храме, он исповедовал братию и духовных чад из мира здесь, в своей келье. Литургию тогда, если мог, служил в домовой церкви, которая находится за стеной кельи. Это храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Батюшка трепетно относился к святыням, церковным реликвиям, собирал их. 

– Вот посох святителя Луки (Войно-Ясенецкого), – сказал отец Исаакий. – Смотришь на него и думаешь: перед тобою зримый знак духовной власти над паствой одного из самых удивительных людей XX века!    

В доме-музее отца Авеля мы узнали, что он дорожил мантией священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, на которой имеется отметина от стрелы, пущенной  в него язычником. Жил святитель во времена царя Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона, но прославили его в лике святых лишь в наше время. Одним из главных подвигов истового ревнителя благочестия стало распространение веры среди мордвы и татар Рязанского края. Всего за свою недолгую жизнь архипастырь крестил более четырех с половиной тысяч человек. Умер он от стрелы язычника, прожив после смертельного ранения еще девять дней в жестоких страданиях. Но каждый день для него совершалась Божественная литургия, он причащался Святых Христовых Таин, а на Светлой седмице скончался светло и радостно. Чудом сохраненная походная мантия, в которой мученик в последний раз отправился на проповедь к мордве, после революции 1917 года была передана в Рязанский краеведческий музей, в 1994 году – в возрождающийся Иоанно-Богословский  монастырь.

Заботами батюшки Авеля в обители появились чудотворные образы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и Тихвинская. А в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» – ковчеги с мощами вселенских и отечественных святых. У паломников есть счастливая возможность приложиться ко многим святыням, среди которых особое место занимает икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон. Многое в этом небольшом храме, расписанном одним из лучших современных иконописцев-византистов – москвичем Александром Ивановичем Чашкиным, напоминает об Афоне. Смотришь на лики святых и словно бы чувствуешь динамику их внутренней жизни.

Однако вернемся в дом-музей архимандрита Авеля, где на стенах висят уникальные фотографии, которые можно причислить к драгоценным документальным свидетельствам недавней атеистической эпохи, принесшей России столько страданий, мук и, вместе с тем, невольно явившей миру духовную красоту и величие сотен, тысяч исповедников Православия. Большой вклад в восстановление монастыря внес племянник отца Авеля, ныне здравствующий митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Тогда в 90-е годы он, выпускник Рязанского высшего военного училища связи, решил посвятить себя служению Церкви. Уволившись из рядов Вооруженных сил, он стал помогать своему дяде возрождать монастырь (уже в монашеском чине). Исполняющий обязанности благочинного – иеромонах Тихон (Белов), который пришел сюда вскоре после открытия обители, так вспоминает то время:

– Было ощущение, что все идет само собой, своим чередом. Созидались стены, укреплялся монашеский дух, совершались продолжительные и благолепные богослужения. Когда отец Иосиф (Македонов) стал благочинным, а затем  помощником наместника, батюшка Авель в проблемы хозяйственного плана особо не вникал. С этими задачами по его благословению, по его молитвам успешно справлялся отец Иосиф – хороший организатор, у которого, кстати, не только практическая жилка сильна. Отец Иосиф очень любил служить в храме. Отслужит раннюю Литургию, затем созывает планерку, составляет программу восстановления монастыря – в какой день кому и чем заниматься, куда идти, что делать, а после отправляется по монастырским делам в поездку. Господь одарил его многими дарами, один из них – физическая выносливость. Мы поражались: какой неуемный человек! Да и сейчас он полон энергии – владыка Иосиф, глава образованной в 2012 году Ивановской митрополии...

Также принадлежащий к когорте давних насельников обители, иеромонах Мелхиседек (Скрипкин) поведал, что  секрет ее возрождения во многом связан и с личностью самого отца Авеля. Зная о праведной жизни старца-наместника, его мудрости, силе его молитве, ощущая пользу от его советов и молитв на себе, многие люди стремились помогать монастырю. Они вносили свою лепту в виде материальных пожертвований, профессиональных навыков и талантов. Так было и при жизни батюшки, и после его кончины – в память о нем. Например, директор Института экономических стратегий, доктор экономических наук, профессор, академик РАН Борис Николаевич Кузык не только пожертвовал средства на приобретение колоколов на колокольню и церковной утвари для одной из семи монастырских домовых церквей (в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба), но спустя короткое время после кончины своего духовного отца собрал крепкий авторский коллектив, благодаря которому в 2008 году увидела свет книга «Архимандрит Авель». В нее вошли воспоминания людей близко его знавших, являвшихся его духовными чадами, беседы самого батюшки,  официальные материалы СМИ. Братия Иоанно-Богословского монастыря предоставила издателям аудиозаписи                       с проповедями отца Авеля. Расшифрованные, записанные, они заняли важное место в издании. А само оно – объемная книга-альбом со множеством иллюстраций стала украшением богатой монастырской библиотеки. Но слово «украшением» – отнюдь не означает, что прекрасно изданная книга просто стоит на стеллаже и украшает интерьер библиотеки. Нет, она востребована.  Каждая страница, каждый снимок в ней раскрывают облик монастырского аввы, которого братия запомнили спокойным и мудрым, добрым и в то же время требовательным в вопросах духовной дисциплины. А еще – прозорливым.   

Одно из теплых воспоминаний: батюшка приглашает в свой рабочий кабинет, который был смежным с его кельей (это в  нынешнем доме-музее его памяти), кого-то из братии и просит помочь ему ответить на письма, поступавшие на его имя в большом количестве. Диктует ответ и, отвечая на вопрос писавшего, нередко разрешает внутреннюю проблему того брата, которого пригласил. Иногда брата «осеняло» сразу же, иногда значительно позже, но главное – он находил ответ на то, что его беспокоило. Можно сказать, что и таким способом батюшка духовно окормлял братию. А его любовь к братии и пастве, его глубочайшее смирение в полной мере проявились в те декабрьские дни 2006 года, когда батюшка Авель лежал на смертном одре. В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы он почувствовал, что пришел конец его земной жизни и сказал об этом келейнику Сергию: «Все, отхожу». Тот ему: «Батюшка, а не страшно умирать?» – «А чего мне бояться? Придет Ангел Господень и заберет меня». Сергий же ему говорит:  «Батюшка, ну праздник же великий. Все радоваться будут, а тут горе такое. Нельзя праздник портить». Отец Авель слегка улыбнулся и сказал: «Послушание – дело большое. Еще подожду, но не больше двух дней». Прошло два дня и 6 декабря, рано утром, батюшка позвал келейника: «Сережа!» В его голосе слышались бодрость и неподдельная радость. Будто бы он хотел показать послушнику  что-то светлое, поделиться чем-то высоким и благостным. Сергий, который был за стеною, подбежал через несколько секунд, но батюшка уже отошел. Глаза его смотрели в одну точку, лицо было радостным, а тело – уже бездыханным.

Наивная укоризна прозвучала в его молитвенном обращении к Божией Матери

Благой Промысл Божий свел сельского парнишку Колю с дивным архипастырем – человеком высокообразованным, тонким, воспитанным, дворянского происхождения. Это архиепископ Рязанский и Касимовский Димитрий (Градусов), (в схиме Лазарь), получивший благословение на священство от святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. С детства Коля мечтал стать монахом и во время своего иподиаконства рассказал о своей заветной мечте владыке. Однако тот ответил, что еще не время и рукоположил его во диаконы. А осенью 1945 года, когда диакон Николай сопровождал владыку в храм во имя Архистратига Михаила в селе Кривополянье (теперь это Елецкая епархия, тогда была Рязанская), случилось чудо. Владыка приехал в это село, чтобы совершить постриг в местной женской общине, в которой собрались монахини и послушницы из закрытой Дивеевской обители. Он отправил своего диакона в храм за чиновником, архиерейским облачением. Войдя в церковь, 18-летний отец Николай увидел Тихвинскую икону Божией Матери, которую почитал, сколько себя помнил. Поклонился чудотворному образу и обратился к Божией Матери с такими словами: «Вот, Матерь Божия, я все прошу-прошу Тебя, а Ты меня не слышишь. Владыка никак не постригает меня в монахи...» Принеся все необходимое для пострига, диакон услышал от архиепископа Димитрия: «Ну что ж, ты получишь, что просил». Дальше последовал коротенький диалог: «Владыко, я не помню, чтобы у Вас что-то просил. Вроде бы ничего не просил». – «Да ты не у меня просил!» И тут отец Авель (в этот день в Кривополянье он будет наречен именем в честь святого праведного Авеля, первого мученика) понял, что его просьба к Божией Матери услышана.

Все, кто близко знал старца, знали и то, что оставшись без матери, он всю свою жизнь полагался на Пресвятую Богородицу как на родную мать.

Когда встал вопрос о служении батюшки на Афоне, ему потребовались стойкость и терпение. Терпением пришлось запастись надолго, поскольку вопрос об отправке монахов  из Советского Союза на Святую Гору Афон решался на протяжении долгих 10 лет. А стойкость  была нужна для того, чтобы за этот немалый по меркам земной жизни срок его желание подвизаться на Афоне, почитающемся как земной удел Пресвятой Богородицы, не ослабело. Сам батюшка вспоминал: «Нашлись люди, которые стали меня отговаривать. Я ответил так: "Если б рая не было, я, может быть, и не поехал бы с уже насиженного места. Но знаю, что рай есть, и что его не купишь, также по наследству он не перейдет. Рай мне Матерь Божия дает. Так как же я Ей откажу, если Она призывает: "Иди ко Мне и потрудись в Моем саду". Отвечу, что ли: "Не хочу, мне дома хорошо? "».

На сайте Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии www.obitel-bogoslov.ru в разделе «Архимандрит Авель» представлен фильм, посвященный земному пути старца, состоящий из четырех частей: «Начало пути», «Принятие креста», «Тесными вратами», «Святогорец». В этом фильме есть все – живое дыхание той эпохи, в которую богоборцы хотя уже и не истребляли священнослужителей и мирян физически, но угнетали их морально; глубокое осмысление событий и четкие их оценки; воспоминания многих наших современников, часто бесхитростные и предельно  искренние; документальные и видовые кадры, захватывающие дух, когда ты смотришь на смиренную красоту Рязанской земли, а в конце фильма попадаешь на Афон.

На Святой Горе Афон

В фильме звучат образные сравнения, которые увлекают красотой слога и точностью мысли. Так мы слышим в четвертой его части: «За тысячи километров от России в соленых водах Эгейского моря чудесным образом по воле Божией сохранилась частичка Святой Руси – Свято-Пантелеимонов монастырь. Одна из 20 обителей Святой Горы. Казалось бы, он веками хранил свою молитвенную тишину вдали от бурных исторических событий. Но по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), монастырь – барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице. Стрелка афонского барометра в XX веке предсказала непогоду». В самый пик «непогоды», когда русская обитель на Афоне подвергалась тяжелым стеснениям от греческого правительства, которое опасалось проникновения коммунистического влияния, и прибыл сюда отец Авель (Македонов). В кадре звучит его голос. Батюшка вспоминает, что в то время уже был архимандритом, но поскольку знал, что в монастыре есть один архимандрит  – ее настоятель, то не взял с собой ни крестов, ни митру, собираясь в качестве простого послушника  делать, что ему повелят. А стал со временем игуменом Свято-Пантелеимонова  монастыря... О фильме можно много говорить, но лучше его посмотреть.

 И все же на одном моменте хочется заострить внимание. В конце фильма мы видим архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта). Известно, какую лепту владыка Марк внес в восстановление канонического единства Русской Православной Церкви, являясь горячим сторонником воссоединения РПЦ Московского Патриархата и РПЦЗ. Сейчас архиепископа Марка, первого заместителя Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, можно увидеть в Москве на заседаниях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, где он возглавляет Комиссию по вопросам Церковного права. На хорошем русском языке с легким акцентом владыка рассказывает, что приехав на Афон, как паломник, он сразу же, с первой встречи с отцом Авелем, проникся к нему доверием. Ему, первому, и исповедовался. Именно батюшка Авель сказал ему, что его жизненный путь – монашество. С этого момента все колебания были отброшены, цель для молодого человека стала ясной, определенной. Владыка признается, что в те годы он многое знал по книгам, а вот саму церковную жизнь изнутри не знал. Рассказы отца Авеля о своем пастырском пути на Родине, о личностях архипастырей, с которыми ему довелось общаться, столько дали будущему архиерею для понимания событий, происходивших в Советском Союзе!

– Естественно, это общение было для меня ключевым, – заключает владыка Марк. – Поскольку я у него исповедовался, он имел большое влияние на мое дальнейшее духовное развитие.

Будучи преподавателем университета, будущий архипастырь дважды в год приезжал на Афон на длительный срок, где вместе с отцом Авелем (еще не поставленным тогда в игумены Пантелеимонова монастыря) обходил разные монастыри, посещал скиты, относящиеся к русской обители. Именно архимандрит Авель расположил братию к тому, чтобы иностранец  (да еще мирянин!) читал на клиросе в храме русской обители, благодаря чему, по воспоминаниям владыки Марка, ему открылась богослужебная жизнь на Афоне. Правда, один монах-грех пытался было протестовать, но безграничное доверие батюшки к молодому человеку, отнюдь не ради любопытства приехавшему в это святое место, «нейтрализовало» протест недовольного.   

...Вот так Всеблагой Господь свел прозорливого старца из России, впитавшего православную веру с молоком матери, и немца по происхождению, лютеранина по воспитанию, увидевшего в Православии Свет Божественной правды. Сегодня мы можем оценить весь масштаб той афонской встречи.

Чем старец отличается от старика?

Еще в юности называл старцем  отца Авеля его духовный друг – будущий митрополит Никодим, с которым они оба иподиаконствовали у владыки Димитрия и затем теплые отношения, настоящая дружба связали их на всю жизнь. Благодаря заботам владыки Никодима отец Авель в 70-е годы прошлого века стал частицей афонского братства, о чем можно прочитать в докладе иеромонаха Мелхиседека (Скрипкина) «Архимандрит Авель (Македонов) – носитель Афонских духовных традиций», размещенном на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.

– Чем старец отличается от старца? – задал вопрос отец Мелхиседек (Скрипкин) и сам на него ответил: – Старец мудрый, а старик всего лишь осторожный. Старец знает, куда идти и как. И людям помогает. А старик знает, куда не надо идти. А куда надо, ему видится очень смутно. Поэтому стариков много, а старцев мало. Атрибуты старчества – мудрость, рассудительность. И близость к Богу, дерзновенная молитва. Все это у нашего  батюшки было. К нему, как к старцу, обращались и монахи, и миряне, но далеко не все люди, имевшие возможность с ним говорить, находили при этом мужество задавать важные для них вопросы. Некоторые чувствовали: то, что он скажет, надо исполнять. А исполнять не всегда хочется, поэтому лучше и не спрашивать...

Есть немало воспоминаний других духовных чад батюшки, писавших, что он видел больше, чем обычный человек, видел состояние твоего сердца – и по этой причине находиться рядом с ним было непросто. Невольно ощущалось: он понимает, что ты думаешь и как внутренне себя ведешь.

Большинство насельников Иоанно-Богословской обители такого духовного водителя, восприявшего опыт от подвижников благочестия,  подвизавшихся на Афоне, воспринимали как  дар Божий. Вот что говорит в фильме, посвященном старцу, нынешний Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), который ранее возглавлял Рязанскую кафедру и благословил на создание этого фильма сотрудников Рязанской телерадиокомпании «Эхо»: «Он смог впитать в себя всю ту многовековую традицию, которая пребывала и жила на Афоне, в нашем Свято-Пантелеимоновом монастыре. Этот период был для него периодом становления как настоящего аскета, подвижника благочестия. Все, что он впитал на Святой Горе, он потом по Промыслу Божию перенес в наш Иоанно-Богословский монастырь».

Имя еще одного архипастыря следует назвать в этой статье – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Владыка сумел выполнить просьбу своего духовного наставника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима – сохранить старца для Русской Церкви, которую, как тот твердо верил, впереди ожидал расцвет. В 1978 году игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Авель (Македонов) приехал на похороны своего друга – митрополита Никодима и обратно на Афон он уже не вернулся. Владыка Никодим не раз высказывал беспокойство по поводу слабого сердца своего друга-старца, и когда после его похорон в Ленинграде отец Авель почувствовал себя особенно плохо, его решили положить на обследование в московскую клинику. Вскоре по результатам обследования стало ясно: батюшке следует остаться на Родине, о чем и сообщил ему митрополит Ювеналий, возглавлявший в то время Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. Все это рассказывал сам владыка Ювеналий у могилки батюшки, когда весной 2015 года приезжал в Богословскую обитель.

Место погребения отца Авеля находится в маленьком храме под алтарной частью Иоанно-Богословского собора. Храм освящен в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Здесь расположена  братская костница, устроенная по образцу афонских. Также здесь почивают честные останки последних настоятелей Иоанно-Богословского монастыря, закрытого в 1931 году, архимандритов: Виталия (Виноградова), Тихона (Преображенского) и Зосимы (Мусатова). С именем последнего – отца Зосимы, связана примечательная история. Многие паломники слышат ее от монашествующих, которые проводят экскурсии. Кто не имеет возможности посетить эту святую обитель, тот может отыскать № 33 российского научно-познавательного журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», полностью посвященного Богословской обители на Рязанщине, и прочитать, как молодой иеромонах Авель (Македонов), служивший в селе Городищи, после пасхальных молебнов по домам по просьбе одной женщины пошел на кладбище возле села Ходыни, на могилку отца Зосимы, о котором в то время еще ничего не знал. Услышав, что усопший был последним настоятелем Иоанно-Богословского монастыря, отец Авель почувствовал: «как-то прям сердце екнуло». Пока певчие пели у могилы архимандрита стихиры Пасхи, он мысленно к нему обратился со словами: «Батюшка, вот ты игумен монастыря, настоятель монастыря, архимандрит, а я монах. Монах, а вот в монастыре-то не жил, вот так в миру  живу, на приходах. И монастыря у нас теперь нет. А я знаю, что когда будет Страшный суд, все монастыри будут отдельно, каждый монастырь будет отдельно стоять перед Господом, как бы общинно, семьями. Я куда денусь? Батюшка, помолись за меня, чтоб Господь допустил… Я буду стараться, как подобает моему брату в миру, но чтоб Господь причислил меня к вашему братству, чтоб я тоже среди вас стоял». Ходынинские прихожане, когда отец Авель бывал свободен, приезжали за ним. И на протяжении всех трех лет, пока он там служил (с 1947 по 1949 годы), он ходил на могилку отца Зосимы и просил: «Батюшка, чтоб меня после смерти причислили к Вашему братству. Чтоб на Страшном Суде я стоял с вами, пусть последним, но чтоб с вами». Прошли десятилетия. В 1989 году отец Авель стал не просто монахом, а наместником вновь открытого Иоанно-Богословского монастыря и… преемником архимандрита Зосимы.


Чем больше узнаешь о жизненном пути архимандрита Авеля (Македонова), тем глубже становится убеждение в том, что Господь не оставляет наши молитвы о благом без внимания, и дает просимое. Пусть не сразу, а после длительных испытаний, закалив, укрепив человека в их горниле,  но – дает. И мы должны помнить об этом, возлагая свое упование на великую Божию милость.

Материал подготовила Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь