Летопись восстановления Московского Ивановского монастыря

В.В. Каширина

Из Российской церковной истории известно, что многие монастыри восставали из забвения и возрождались не единожды. Московский Ивановский монастырь (ныне – Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь), который высится на Ивановской горке недалеко от Кремля, дважды был полностью разорен: после пожара Москвы при нашествии войск Наполеона и при упразднении его в 1918 году.

История обители, основанной в Москве в XV веке, богата событиями – здесь служили московские святители и патриархи, молились цари и царицы, подвизались схимница Марфа юродивая и старица Досифея (в миру принцесса Августа Тараканова), здесь содержалась под стражей знаменитая своей жестокостью Салтычиха.

Архитектор М.Д. Быковский (1801–1885). Худ. М. Скотти. 1851

Об уникальном монастырском комплексе, созданном в XIX веке по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского (1801–1885), о кропотливой работе по воссозданию архитектурного комплекса монастыря рассказывается в книге почетного реставратора г. Москвы Лидии Алексеевны Шитовой, посвятившей много лет восстановлению Ивановской обители.

Для специалистов это исследование представляет безусловную научную ценность, а для всех прихожан и поклонников святынь Ивановского монастыря – это летопись удивительного многолетнего служения замечательного коллектива архитекторов и художников-реставраторов: благодаря их трудам, подобно таинственному граду Китежу, из забвения и небытия медленно поднималась величественная обитель.

Книга, созданная в Иоанно-Предтеченком монастыре, была подготовлена к печати в издательстве «Прогресс-Традиция», которое специализируется на издании научной и образовательной литературы.

Основная задача книги сформулирована Л.А. Шитовой следующим образом: «Наша задача – рассказать о непростом процессе возвращения ансамбля Ивановского монастыря в архитектурный контекст Москвы. В книге излагаются события последних десятилетий, касающиеся реставрации построек центрального комплекса монастыря – собора, башен-колоколен и связывающих все постройки монастыря корпусов галерей. Натурные исследования, проводимые в процессе ведения реставрационных работ, подтверждаются сведениями из опубликованных архивных документов, что, безусловно, определяет степень достоверности осуществляемых работ по возрождению монастырского ансамбля» [1].

 Вход в экспериментально-пенитенциарное отделение при Государственном институте по изучению преступности и преступника. 1931 г. ГИМ ИЗО

Благодаря работе профессионалов был воссоздан уникальный архитектурный облик монастыря, который по замечанию профессора, доктора искусствоведения, академика РАХ А.Л. Баталова, написавшего предисловие к книге, «является полноценным источником, раскрывающим не только замысел архитектора, архитектурный контекст эпохи, но и образ жизни монашествующих, существовавших в этой архитектурной среде на протяжении многих десятилетий» [2].

Ныне существующий монастырский комплекс возведен на месте древнего монастыря в 1860–1879 годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Величественный собор с мощным куполом и парные башни-колокольни, фланкирующие Святые врата, органически вошли в панораму Ивановской горки. Как отмечает Е.И. Кириченко: «Совершенно своеобразное и, более того, уникальное явление представляет собой облик и структура Иоанно-Предтеченского женского монастыря… с его двумя колокольнями, симметрично расположенными по обеим сторонам входных ворот, с необыкновенными аркадами, выгораживающими в пространстве монастырского участка неправильной формы геометрически четкие в плане квадратные и прямоугольные внутренние дворы. Необычность их облика вызывает сложные ассоциации, рождая в памяти поднятые на аркады храмы, сооружённые по заказу митрополита Ионы Сысоевича в Ростовском кремле, и одновременно – галереи внутренних дворов в монастырях Италии. Сродни необычности плана и структуре самой обители и облик монастырских строений. Увенчанный высоким восьмигранным ребристым куполом на высоком барабане, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи образует композиционный, содержательный художественный центр монастыря и вызывает в памяти знаменитые сооружения итальянского Ренессанса – купол над флорентийским кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре и капеллу кондотьера Коллеони в Бергамо» [3].

Архитектурный ансамбль был подчинен и внутренней монастырской организации жизни, создавая тишину и уединенность в самом центре Москвы. По словам А.Л. Баталова, «Создание уединенной духовной “пустыни” среди толчеи мирской жизни стало возможным благодаря различным обстоятельствам. Это был результат соединения на одном поприще выдающегося архипастыря, московского святителя Филарета (Дроздова), определившего идею создания первого городского девичьего общежительного монастыря, вкладчиков, ревностно исполнивших данное им послушание, Елизаветы Макаровой-Зубачёвой и ее душеприказчицы Марии Мазуриной и, особенно, также известного московского архитектора М.Д. Быковского, сумевшего дать пространственное воплощение замыслу святителя Филарета.

Вся монастырская территория оказалась ограждена от города не только каменной изгородью, но и своеобразной стеной келий и служебных корпусов. В центре образовавшегося пространства архитектор поставил прямоугольный объем соборной церкви. Святые ворота были устроены на северной стороне монастырской территории, напротив входа в собор. Прихожанин, вошедший в монастырь, оказывался в атриумном дворе, окруженном со всех сторон одноэтажными галереями. Таким образом, была локализирована территория, доступная богомольцам. Сводчатые галереи, фланкирующие собор с севера и юга, связывали его на востоке с Больничным корпусом и храмом св. Елизаветы, а на западе – с настоятельским и трапезным корпусом и с келейным и училищным» [4].

Перечислим основные главы издания, которые хорошо показывают объемность и широту проведенных реставрационных работ:

– Восстановление архитектурного ансамбля Иоанно-Предтеченского монастыря.

– Реставрация собора Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

– Восстановление живописи, иконостасов и убранства собора.

– Реставрация и приспособление галерей, примыкающих к собору.

– Реставрация башен-колоколен.

– Реставрация построек Восточной части монастыря – игуменского и больничного корпусов с церковью преп. Елизаветы.

– Реставрация монастырской стены-ограды и часовни в ее составе.

– Заметки к предстоящей реставрации келейных и служебных корпусов.

– Осуществление общего благоустройства территории монастыря.

В Приложении приведена хронология ведения работ по реставрации монастыря.

Собор. Интерьер до реставрации. 1993 г. Фото монахини Софии (Ростковской)

В новой книге год за годом, день за днем рассказывается о том, как трудились реставраторы. Обращает внимание, что в этой работе участвовали многие специалисты: Ольга Андреевна Данилина, архитектор-реставратор I категории; Дмитрий Павлович Журавлёв, архитектор-реставратор, художник; группа проектировщиков-реставраторов под руководством А.В. Петровой (Е.В. Петров, И.Е. Попов); большая группа художников (А.Е. Олиференко, художник-реставратор высшей категории; аттестованные художники-реставраторы Н.В. Егорова, Е.А. Бодунова и другие). Неоценимую помощь оказывали инспекторы Управления государственного контроля охраны и использования памятников г. Москвы (УГК ОИП) Галина Ивановна Науменко и Софья Моисеевна Соркина.

В 2025 году книга Л.А. Шитовой «Архитектурные памятники. Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля (1991–2022)» стала лауреатом конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание».

В церемонии награждения, которая прошла 28 октября 2025 года в Издательском совете Русской Православной Церкви, приняли участие автор книги, почетный реставратор г. Москвы Лидия Алексеевна Шитова, монахиня Иоанно-Предтеченского женского ставропигиального женского монастыря Анувия (Виноградова), генеральный директор издательства «Прогресс-традиция» Елизавета Давидовна Горжевская.

***

После вручения почетной награды специально для сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» Лидия Алексеевна Шитова рассказала:

«Первой постройкой, на которой началось в 1968–1969 году мое обучение профессии реставратора, был храм святого князя Владимира в Старых Садех. Все исследовательские и натурные реставрационные работы по нему проводились под руководством Г.К. Игнатьева, который и был первым и главным моим учителем. В проектной реставрационной мастерской, которую до последнего времени ее существования в составе «Моспроекта-2» называли «либсоновской» (по имени основателя мастерской, выдающегося архитектора-реставратора Владимира Яковлевича Либсона (1910–1991). – Ред.), я и проработала вплоть до 2000-го года, то есть весь положенный трудовой срок.

С передачей в 1991 году храма святого князя Владимира Русской Православной Церкви началась моя работа не только на этом храме, но вскоре, с 1992 года, и на постройках Ивановского монастыря, складывающаяся община которого до ее официального утверждения вначале была приписана к Московскому благотворительному братству святого равноапостольного князя Владимира.

Когда в 1992 году братству был передан, кроме часовни с пристройкой, монастырский больничный корпус с Елизаветинской церковью, сразу же начались работы по минимальному ремонту помещений. Поскольку часть будущих инокинь Ивановского женского монастыря изначально были профессиональными реставраторами, сложились уникальные взаимоотношения, когда абсолютно все не только понимали наши общие задачи, но и ревностно следили, чтобы не упустить ничего важного при ведении даже первоначальных неблагодарных работ по разборке многочисленных перегородок и поздних полов в церкви, уборке мусора и проч.

Для выполнения самых тяжелых строительных операций на имеющиеся средства можно было нанять всего одного-двух рабочих, все остальные работы выполняли уже не очень молодые женщины. Трогательно и поучительно было видеть, как они старательно перебирали засыпки под полами, выуживая из мусора осколки порушенной гипсовой лепнины; как проводили неимоверно утомительную размывку кессонированного потолка храма, радуясь, что под набелами проявлялись поверхности с первоначальной голубой покраской и золотые звезды.

Вскоре по благословению протоиерея Сергия Романова (первого настоятеля храма святого князя Владимира в Старых Садех. – Ред.) работниками столярной мастерской, организованной на монастырском дворе, в церкви был восстановлен редко сохраняющийся на памятниках сосновый паркет. В начале 1995 года в больничном Елизаветинском храме, где был проведен предварительный реставрационный ремонт, устроен временный иконостас. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Но, конечно, самые серьезные реставрационные мероприятия начались тогда, когда в середине 2000 года Московский областной архив наконец освободил собор.

Чтобы выполнить такой грандиозный объем работ, потребовались усилия многих и многих участников – исследователей-технологов, в том числе из насельниц монастыря, а также художников, архитекторов.

15 марта 2010 года комиссией от Департамента культурного наследия были приняты работы по реставрации живописи в основном пространстве собора, однако до окончания работ по реставрации и приспособлению всех его объемов было еще далеко: собор имеет замечательный сводчатый подклет и три галереи-паперти с северной, южной и западной стороны, и работы в некоторых объемах пока продолжаются.

Кроме запоминающегося объема собора, ансамбль монастыря, построенный выдающимся архитектором М.Д. Быковским, включает большое количество зданий, требующих такого же внимательного исследовательского отношения, исключающего снисходительное пренебрежение к их “позднему” происхождению.

Необходимо заметить, что вплоть до 1970-х годов архитектурные комплексы и отдельные постройки последней трети XIX века памятниками архитектуры, за редким исключением, не считались, и ансамбль Ивановского монастыря не был в этом ряду исключением, несмотря на свои очевидные достоинства.

Большая группа инокинь, под руководством высококвалифицированных ученых-архивистов, подняли неимоверный по объему пласт материалов, отложившихся в исторических архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Полноценные натурные исследования, подкрепленные этими материалами, позволили сделать несколько немаловажных выводов, касающихся, в том числе, неординарной последовательности и технологии возведения этого замечательного собора и всего комплекса монастыря.

Счастлива, что в профессиональной жизни мне был дарован такой опыт работы на замечательном объекте с уникальным сообществом коллег и единомышленниц-инокинь!»

***

Как каждый творческий человек Лидия Алексеевна имеет много талантов. Впервые, с разрешения автора, мы публикуем строки, написанные ею в апреле 2015 года, когда шли грандиозные восстановительные работы в монастыре.

Насельницам Ивановского монастыря

1

Разве не чудо, что жалкие гипсовые обломки,   
выбранные из мусора под зашарпанным полом,   
улеглись на свои места в листах чертежей   
и возобновились на изящных капителях колонн?

Разве не чудо, что сбритые наголо   
наглым инструментом варвара   
профилированные обрамления окон   
восстановлены мастером по случайно уцелевшему фрагменту,   
обнаруженному, пардон, за канализационным стояком?

Кто бы мог подумать, что под грубо зашитой плоскостью   
с разводами от протечек скрывается –   
как описать это изумление и радость? –   
кессонированный потолок,   
на котором вновь зажгутся кресты и золотые звезды.

Слава нежным рукам тихих и слабых женщин,   
восстановившим храм, что временем был обесчещен.

2

Самое время – спокойно на старости лет   
воспоминанья листать, события мифом удвоя,   
позабыв на мгновенье: еще не исполнен обет,   
налагаемый профессией и судьбою.

Самое время – лелеять пустые мечты   
о безответственной жизни, о тихом приюте,   
об ускользании от всяческой суеты...   
Если-бы-да-кабы предавая минуте,

не отвертеться от сути горячих забот:   
если не ты, то кто на себя возьмет   
ношу, тебе предназначенную, и тобою   
дело затеянное до конца доведет.

Это неправда, что клином сошелся свет:   
новая рать подоспела, готовая к бою,   
наших провалов наследница и побед...

Кто нас по выбранным тропам упорно ведет?   
Кто утешает, что мизерная наша лепта   
все-таки помогает решить исход?

-----------------------------

[1] Шитова Л.А.Архитектурные памятники. Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля (1991–2022). М.: Прогресс-Традиция, 2024. С. 17.  
[2] Там же. С. 8.  
[3] Кириченко Е.И. Творчество Михаила Доримедонтовича Быковского // Архитекторы Михаил и Константин Быковские. Творческое наследие московской архитектурной династии: Материалы научной конференции. Москва, 17–19 апреля 2012 г.  
[4] Шитова Л.А.Архитектурные памятники. Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля (1991–2022). С. 9–10.

Современные фото монастыря: «Монастырский вестник»

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь