Монашествующие приняли активное участие в работе форума

Международные Рождественские чтения

Во многих мероприятиях нынешних Чтений, которых было около 160 (это пленарные заседания, работа секций, научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы, диалог-клубы и т.д.) принимали активное участие и монашествующие. Архиереи, игумены и игумении, стоящие во главе русских обителей, монахи, иноки. Особый интерес у многих из них вызвали темы, посвященные святоотеческому наследию, духовному подвигу великих русских святых.

Так митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, председатель конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества», проходившей в Красном зале Храма Христа Спасителя, сказал:

– Сегодня мы живем в непростое время. И каждый человек в отдельности, и все наше общество в целом ищет ответы на волнующие их вопросы. Понятно, что мы обращаемся к опыту историков, политиков, но без обращения к наследию святых отцов, наверное, невозможно найти более-менее правильный, объективный ответ на то, что нас особенно волнует. Припадая к этому неисчерпаемому источнику, мы находим советы, как нам, живущим в очень сложных современных условиях, избрать тот единственный спасительный путь, который приводит к жизни вечной. Потому что свои советы святые основывали на тех вечных истинах, что никогда не меняются, как неизменен Бог.

Конференция порадовала многообразием тем и глубиной выступлений. Кто-то записывал их в блокнот, кто-то – на диктофон, чтобы потом просмотреть, прослушать, вернуться к наиболее важным моментам и сообщениям. Традиционно участвующий в такой конференции, проводящейся в рамках Рождественский чтений, митрополит Калужский и Боровский Климент в назидание напомнил, что начало XX века высветило проблему потери духовной традиции в России. Однако надо помнить, сказал он, что это была не только эпоха политических и социальных потрясений, но и эпоха расцвета старчества и подлинной святости, которую не смогли заглушить мирские треволнения. Владыка Климент привел полярные примеры из того времени, отдаленного от нас целым столетием. «Не хочу, не нужно. Фальшиво все!» – так протестовала против просьбы матери пойти в храм на Божественную литургию младшая дочь Льва Николаевича Толстого Александра. Но другой яркий свидетель той эпохи – подвижник нашей Церкви митрополит Вениамин (Федченков) – после паломничества в Оптину пустынь напишет в своей книге «Божьи люди», что в святых людях живет Сам Бог и благодать Божия. Что через них светит солнце правды – Христос, Бог наш, и люди греются и утешаются в этом свете.

– Встреча с носителями духа преподобным Анатолием и преподобным Нектарием произвела на него, тогда еще архимандрита, ректора Таврической семинарии, неизгладимое впечатление, – продолжил Владыка Климент. – Возвышенные чувства от знакомства с духоносными старцами остались у него на всю жизнь и явились определяющими в его служении.

На конференции из уст монашествующих, ученых и преподавателей звучали пророчества о судьбе России, в разное время высказанные святым праведным Иоанном Кронштадтским, святителем Иоанном Шанхайским, преподобным Серафимом Вырицким и сбывающиеся на глазах целого ряда поколений. Было зачитано известное многим православным людям пророчество преподобного Анатолия Оптинского (младшего), с которым встречался будущий митрополит Вениамин: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… И будет (после шторма) штиль… явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим курсом, Богом предназначенным. Так это и будет, явленное всем чудо».

Говоря о многообразии тем выступлений, следует заметить, что они охватывали разные аспекты религиозной жизни. Например, доклад митрополита Феодосия был посвящен учителю молитвы святителю Феофану Затворнику, чей юбилей – 200-летие со дня рождения, мы отмечаем в этом году. А тема доклада профессора Московской духовной академии архимандрита Платона (Игумнова) была обозначена так: «Философия как путь к вере на новом культурном горизонте истории». Отец Платон предупредил слушателей, что изложение может показаться сложным для восприятия, но тема чрезвычайно важная. Действительно, выступление богослова, где поднимались проблемы погруженности современного человека в стихию иллюзий, отречения западного мира от христианских ценностей и поклонения новым кумирам – прогрессу, потребительству, комфорту, информации, скорости, потребовало полной сосредоточенности и напряженной работы ума. Приехавшие на Рождественские чтения из дальних российских епархий преподаватели «Основ православной культуры» говорили, что были рады услышать ученого мужа, монаха, чьи публикации – «Христианство на пороге XXI века», «Свобода нравственного самоопределения», «Свобода человека и воля Божия» – помогают им работе. По их словам, за последние годы они остро почувствовали, что монастыри и монашествующие многое могут дать мирянам, стремящимся жить во Христе.

На заседании другой секции – «Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елисаветы», собравшей много народа в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, была ярко освещена тема духовного подвига Маргариты Михайловны Тучковой – родовитой дворянки, потерявшей горячо любимого мужа на поле боя, но сумевшей осознать, что укрепляющий Господь поможет ей выстоять в любых невзгодах. Доклад настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря игумении Серафимы (Исаевой) назывался: «Игумения Мария (Тучкова) – первоначальница святой обители на Бородинском поле». В нем матушка-настоятельница подчеркнула, что, шествуя крестным путем скорбей, Маргарита Михайловна постигла высший смысл страданий, очистила сердце слезами, просветилась покаянием, приобщилась к святыне веры и преобразилась в нового духовного человека. Вехами на том пути выступавшая назвала сон откровения (когда примерно за год до войны с Наполеоном Маргарита Тучкова увидела вещий сон о гибели своего мужа-генерала под незнакомым местечком Бородино, но на географической карте они с мужем его не отыскали); гибель супруга на Бородинском поле, являвшем после битвы горы кровавых тел; храм Спаса Нерукотворного, воздвигнутый ею на вдовью лепту; смерть сына (слабый здоровьем Николенька умер в 15 лет и был погребен под Спасским храмом); женскую общину; пустынь; монастырь; постриг; игуменство.

Но это лишь канва, – продолжила матушка Серафима. – А по ней любовью и слезами, непрестанными молитвами, трудами и крайним самоотвержением выткано драгоценнейшее полотно жизни Бородинской подвижницы… Великим утешителем и наставником был для Марагариты Михайловны митрополит Московский Филарет. Благодаря ему, вдова смогла услышать призыв Божий и пойти за Христом. Ей были свойственны глубокая вера и дерзновение. Кто бы решился, не имея достаточно средств, строить церковь в чистом поле? Кто бы осмелился просить самого Царя помочь в этом деле? Кто из женщин ее круга смог бы поселиться в сторожке под батарейным холмом, подвергая себя неудобствам и опасностям?

Рассказывая об основательнице обители, которая была многочадной духовной матерью, забывающей о себе и отдающей сестрам все свои силы, время и средства, матушка Серафима привела цитату из ее письма. «Я хочу быть более матерью, чем игуменией», – писала та. А подписалась: «Ваша мать и слуга Мария». Сохранилось множество свидетельств о почитании Бородинской игумении как святой праведницы. Известны современные случаи чудесной помощи по молитвам к игумении Марии. В настоящее время сестры Спасо-Бородинского монастыря ведут сбор материалов для прославления игумении Марии (Тучковой) в лике святых. И матушка Серафима выразила надежду, что нынешнее ее выступление тоже послужит делу прославления Бородинской подвижницы.

Также на заседании этой секции был зачитан доклад о легендарной основательнице другой женской обители – Богородице-Рождественского монастыря в Москве – схиигумении Марфе (княгине Марии Ивановне Серпуховской). Тема доклада – «Материнский подвиг княгини Марии Серпуховской, воспитавшей сына – героя Куликовской битвы». Если имя игумении Марии (Тучковой) тесно связано с событиями Отечественной войны 1812 года, то имя схимонахини Марфы, жившей в XIV веке, тесно связано с именем преподобного Сергия Радонежского, чьей духовной дочерью она была. А сына, известного в русской истории как Владимир Андреевич Храбрый, княгиня Серпуховская назвала в честь Крестителя Руси князя Владимира.

Святая равноапостольная княгиня Ольга, по словам летописца, «во всей Русстей земли первая разорительница кумирским требищам бысть и правоверию основание»; святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская, с монашеского пострига которой началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа; святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дважды канонизированная (это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви); преподобная Евфросиния Полоцкая, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, отроковицей ушедшая в монастырь из родного дома; преподобная Евфросиния Московская (в миру Евдокия, великая княгиня Московская, основавшая в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь)… Под сводами кафедрального соборного Храма Христа Спасителя звучали имена святых жен, которые вместе с нашими великими святыми мужами и ангелами на небесах славят Бога, помогая нам сохранить земное Отечество и православную веру, выбранную святым равноапостольным князем Владимиром. Как сказал в своем докладе «Святой князь Владимир – солнце русской истории. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира» митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на закрытии XXIII Рождественских чтений: «Заложенная святым равноапостольным князем Владимиром христианская вера превратилась в фундаментальную цивилизационную основу российского общества. Именно на это качество следует сегодня обращать особое внимание при изучении роли Православной Церкви в России. Понимание данного факта поможет нам не только решить задачи, поставленные перед Оргкомитетом празднования 1000-летия преставления святого Крестителя Руси, но и во многом определить горизонты духовного, культурного, а вместе с ними – экономического, политического и социального развития российского государства».

Подготовила Нина СТАВИЦКАЯ.


Материалы по теме

Новости

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь