Радуйся, неба и земли всеславное Торжество!

Игумен Тихон (Борисов)

В мире много лестниц. И очень много людей и ангелов, восходящих и нисходящих по ним. Жизнь – это вообще ступени. Делает свои первые несмелые шаги младенец, открывая для себя неизведанный прекрасный мир. Совершает последние усталые шаги старик, открывая для себя Вечность. Каждая ступень – это познание чего-то нового, неожиданного, порою чудесного и таинственного. Но она может оказаться и ступенью испытания, жизненного кризиса, страшного волнующего вопроса. Как хорошо было бы, если бы наша жизнь стала лестницей в Небо!

В самом начале Рождественского поста, когда нам предстоит еще долгая дорога, мы таинственно и благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. И Святая Церковь уже сейчас предлагает нам начинать литургически переживать грядущее Рождество Христово в праздничных ирмосах: «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите!»

Сегодня мы молитвенно созерцаем, как рожденная по обетованию от святых своих родителей, праведных Иоакима и Анны, трехлетняя Богоотроковица поднимается по таинственным ступеням храма во Святая Святых. «Ангелы и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во Святая Святых». Тут и радостные благочестивые родители. Здесь ее ровесницы и юные девы с цветами в руках. И первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, удивленный и, по внушению Духа Божия, введший маленькую Марию в ту внутреннюю часть храма, куда и он сам-то входил только один раз в год.

Прежде чем Пречистая Дева Мария стала Божией Матерью, Ей надлежало Промыслом Божиим быть введенной в Иерусалимский храм. Храм, молитва, богомыслие, слово Божие становятся Ее жизнью. Не частью жизни, не отдельным ее сегментом, а всей жизнью, всей полнотой. Она погружается в пространство преданности воле Божией, в ту область, где кроме Божественных путей нет никаких других. Ее сердце приуготовляется к самой большой Тайне, имя которой – Христос.

Святитель Григорий Палама говорит: «Если древо познается на основании своего плода, и “древо доброе и плод добрый творит”, то Матерь Самого Добра и Родительница присносущной Прекрасности ужели несравненно не превосходит Своей прекрасностью все прекрасное, сущее как в мире, так и премирное? И если описанная в Евангелии благоразумная женщина, услышав немного спасительных слов от Господа, воздала ублажением и благодарностью Его Матери, поднявши и возвысивши свой голос из среды народа и обратившись ко Христу: “Блаженно чрево носившее Тя и сосца, яже еси ссал”, то мы, имеющие все слова жизни вечной записанными по порядку, и не только слова, но и чудеса и Страсти, и благодаря им Восстание из мертвых нашего естества и Вознесение от земли на небо, и в силу сего обетованную нам бессмертную жизнь и неизменное спасение, ужели не будем непрестанно прославлять и ублажать Матерь Начальника нашего спасения, Дарователя жизни, – празднуя Ее и зачатие, и рождество, и теперь переселение во Святая Святых?!»

Пройдет время, и Она, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», на слова Архангела о рождении от Нее Спасителя вдохновенно ответит: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Она явится Той, семя Которой сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, восхотевшему спасти род человеческий. Человечество принесло воплотившемуся Богу в дар от себя Матерь Деву. Об этом очень поэтически говорится в грядущих стихирах на Рождество Христово: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился ecи на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

Богоотроковица Мария прошла 15 ступеней, не поддерживаемая никем. Конечно же, поддерживаемая Богом! Она поднималась в высоту. Но войдя в храм, она оказалась в самой глубине, во Святая Святых. Высота и глубина! Это постепенное восхождение ввысь, прообразует то восхождение, которое совершает каждый человек, пришедший к вере. Это – его приобщение к соборности Церкви, его воцерковление. Это – его личные ступени обретения веры. Но еще должно совершиться вхождение внутрь себя, внутрь своего сердца, во Святая Святых своей души. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Вхождение внутрь – это Преображение человеческой души благодатию Святаго Духа. У каждого из нас свои ступени движения к Богу. Свое стремление во Святая Святых. Свой путь ввысь и в глубину.

Митрополит Вениамин (Федченков) в дневниковых воспоминаниях писал о встрече со святым праведным Иоанном Кронштадтским. «Батюшка! – спросил я великого пастыря, – скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?» – «Откуда вера? – задумался старец. – Я жил в Церкви!» – «Что значит, жили в Церкви?» – «Что это значит? Я служил Божественную Литургию и другие службы, молился в храме, любил читать каноны святым. Вот что значит жить в Церкви».

Храм для нас должен стать самым возлюбленным пространством. Храм – это корабль спасения, это училище благочестия, это духовная врачебница, куда мы приходим лечить наши немощи. Через храм проходит вся жизнь от люльки и до гроба, от крещения и до отпевания. В храме мы плачем на исповеди и радуемся, вкушая Тело и Кровь Христовы. И пускай в наших храмах иногда бывает тесновато. Это хорошо! В тесноте, да не в обиде. Одно «Господи, помилуй!» в храме, говорят святые отцы, выше тысяч молитв дома. И если человек говорит, что храм ему не нужен, что у него Бог в душе, то это просто вежливая форма атеизма.

И самое страшное, если для кого-то храмом становится стадион, ночной клуб, казино, фитнес. Страшно, если ты всю жизнь поднимался по лестнице, а она была приставлена не к той стене. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «если человек растратит душу свою в пороках и грехах, то он не сможет ее выкупить, хотя бы и стал хозяином всех солнечных систем!»

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26) Страшно не только потерять свободу, страшно полюбить клетку: свои пороки, свои страсти, греховные привычки, в которых порою уютно, комфортно, тепло, удобно. Человеку хочется, чтобы все было «включено». Это влечение ко всему телесному, материальному, вещественному Достоевский назвал «плотоядной жаждой».

Жизнь это не просто отрезок времени, который надо успеть провести весело и красиво. Жизнь – это поручение! Это поручение Бога человеку наполнить свою жизнь смыслом, Истиной, верой, Христом, Небом. И не важно, чем мы занимаемся в жизни: строим дома, учим детей, подметаем улицу, готовим обед, служим в армии, лечим больных, самое главное – чтобы во всем, к чему мы прикасаемся в жизни, осталась частица нашего сердца. Чтобы мы всё делали с молитвой, во славу Божию, а не в свою. Чтобы в нашей душе не поселилось равнодушие, пустота, высокомерие, самодовольство.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – восклицает апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы! (1Кор. 3:16–47) Наш внутренний сердечный храм мы призваны не разорить, а украсить! Украсить любовью, смирением, покаянием, верой, великодушием, молитвой, благодатию.

Есть еще один очень важный аспект, прообраз, указание в сегодняшнем празднике. Введение Богородицы во Храм началось с жертвы. Пречистая Дева была пожертвована Богу ее благочестивыми родителями! В начале этого пути была жертва! Наша с вами жизнь тоже в ее глубине должна быть жертвенным служением Богу и ближним. Не только в воскресенье или в большой праздник – каждый день! Это сложно, трудно, но другого пути ко спасению нет.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Не всякий может быть царем или князем, не каждый может быть патриархом или игуменом, или начальником, но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно!» Пусть наши жизненные ступени будут ступенями ко Христу, к ближнему, к Свету, к мудрости, к чистоте, а не ступенями лжи, безверия, подлости, зла и страха.

Лестницы ведут вверх и вниз. Но есть лестница, ведущая внутрь. Опускаясь по ней вглубь своего сердца, мы поднимаемся вверх к Богу!

У святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, есть удивительные слова, целый гимн, посвященный Богородице. Давайте присоединим наши сердца к этой небесной молитве: «Мы же, народ Божий, люди избранны (Тит. 2:14), сонм православных, чада благодати, празднуя введение Девы во храм, душами чистыми и нескверными устами почтим сие светлое торжество, радостное для ангелов и достохвальное для человеков, и "радуйся" Гавриила со трепетом и радостию возопиим Всесвятой. Радуйся, Благословение Отчее, чрез которое в концы земли явилось Богопознание! Радуйся, честное Селение Сына! Радуйся, несказанное Жилище Духа Святаго! Радуйся, святейшая Херувим и славнейшая Серафим! Радуйся, пророков преславная Проповедь! Радуйся, апостолов всемирное Оглашение! Радуйся, мучеников преславное Исповедание! Радуйся, патриархов многохвальное Славословие! Радуйся, святых высшее Украшение! Радуйся, святителей величайшее Служение! Радуйся, грешников нерушимое Пристанище! Радуйся, плавающих преславный Кормчий! Радуйся, болящих Врач безмездный! Радуйся, умирающих Воскресение надежное! Радуйся, матерей Радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий Посох! Радуйся, юношей Божественная Водительнице! Радуйся, младенцев светлое Охранение! Радуйся, всех под небом Ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное Торжество! Радуйся, Обрадованная! Господь с Тобою, сый прежде Тебя, из Тебя и с нами! Ему слава со Отцем и всесвятым и благим и животворящим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».


    © Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь