«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Игумен Тихон (Борисов)

«Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Этот вопрос задает себе бабушка, продающая свечки в храме. Об этом думает школьник, опаздывающий в школу и поправляющий крестик на шее. К этому направлены мысли священника в алтаре… Ответ на этот наиважнейший и архисложный вопрос ищут миллионы людей во всем мире.

Задаем этот вопрос вместе с нынешним евангельским человеком и мы, люди XXI века: «Что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».

В нашей жизни возникает очень много вопросов. Где достать денег? Куда устроиться на работу? Как найти жениха или невесту? В какое место поехать отдыхать? Все это вопросы, касающиеся земной жизни человека.

Но есть другие метафизические вопросы. Их Достоевский называл «проклятыми», то есть очень сложными, глубокими, сущностными. Что такое жизнь и что такое смерть? Что такое бессмертие? Вечность? Свет и тьма? Боль, страдание, любовь? Кто такие Бог и диавол? Сегодняшний вопрос относится к этим вечным вопросам. И человек должен дорасти до него. Выстрадать, вымолить, выболеть своим сердцем!

Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И мы так же, как и сегодняшний евангельский человек, прекрасно знаем ответ. Ну, как же! «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою…» (Лк. 18, 20). И причем, этот юноша не был подослан фарисеями, которые посылали «лаятелей», лукавых людей, притворяющихся благочестивыми, чтобы как-то в слове уловить Христа. И даже его ответ: «Всё это я сохранил от юности моей» (Лк. 18, 21) – был искренним и добродушным, не фарисейской лицемерной похвальбой. И поэтому евангелист тонко подметил: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10, 21).

Из глубины этой Божественной любви раздается призыв, который говорит о необходимости решительного шага: «Еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной» (Лк. 18, 22). Да, ты останешься без крова, но обретешь чертоги царские в раю! Раздашь все до копейки, но тебя ждет сокровище Небесное! Не земные миллионы, а вечное Божественное райское богатство. Труден этот шаг. Радикален. По человеческой логике почти не возможен. «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имущим богатство войти в Царствие Божие. Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!» (Лк. 18, 23–25).

«Представьте себе, – размышляет Николай Сербский, – что огромный корабль начинает тонуть в глубине морской. Что происходит с путниками? Один хватается за доску, другой пытается плыть... А кто-то сбрасывает с корабля шлюпку и пытается перенести в нее как можно больше богатства. Кто из них в наибольшей опасности? Разумеется, последний! Увидев ящики с вином, он перенесет их в шлюпку. Мясо, рыба, серебряная посуда, бархатные диваны, ковры, смычки и свирели. Как без этого обойтись? Шлюпка перегружена, а он все таскает и таскает какие-то вещи. Но вот наступает критический момент: шлюпка тонет и несчастный пассажир вместе с ней!»

А далее святитель Николай говорит нечто очень важное: «Многие живут с ложными убеждениями, что мир – разбитый корабль, без капитана и без руля. И надо успеть перетащить в шлюпку как можно больше. Но капитан наш Господь Иисус Христос рядом! Он протягивает руку утопающим. Ничего не имеющие, плывущие с пустыми руками, первыми откликаются и хватаются за Его спасительную Десницу. Но те, кто нагрузил свои шлюпки, не могут протянуть руку навстречу Богу. Их руки и сердца заняты барахлом!»

Но неужели среди нас, стоящих сегодня в этом храме, так много богатых? А если и найдется пара человек, неужели им нужно у ворот Оптиной вывернуть карманы, выбросить телефон и стать отшельником в ближайшем лесу? Богатство – это всё, что мешает идти за Христом! Это наше самолюбование. Все наши привязанности, пристрастия. Для кого-то его способности, которые тоже ниспосланы Небом, становятся сокровищем. Для кого-то успехи в спорте становятся идолом. И искусство, когда оно становится страстью, превращается в кумира и мешает искать Бога. А кто-то свои разрушающие мозг наркотические путешествия считает высшим приобретением. Кто-то поклоняется науке, как богу и ждет только от нее спасения. Бывает так, что и здоровье превращается в сокровище, и человек от каждого своего чиха впадает в панику, а если где-то кольнуло – в проблему и беду.

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше!» Можно иметь миллионы, как чайный магнат Сергей Перлов, на чьи деньги построен Шамординский монастырь при старце Амвросии, и спасаться. А можно погибать, зажав пятак в кулаке. «Не богатство беда, – говорит святитель Феофан Затворник, – а упование на него и пристрастие к нему». Страшно, когда не имение принадлежит тебе, а ты ему. Когда ты схватился зубами и руками за все земное – за бутылку, за свои экзотические путешествия по миру, за свой гардероб с сотнями платьев и башмаков. За свою репутацию и успех. За свою уходящую молодость...

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25). «Верблюдом» называли толстый канат, которым к пристани привязывают корабли, чтобы их не унес ветер. Легче канат продеть в иголку, чем не в Бога богатеющему войти в Небесные обители.

Для нас, верующих людей, есть и еще одна опасность и западня. Такая же, как у сегодняшнего юноши. Он был богат еще тем, что чувствовал, что он праведник, почти святой, что он выполнил все заповеди Божии. «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21). Мы тоже можем быть богатыми тем, что делает нас чванливыми, самодостаточными, всем тем, что выкрашивает нас в бронзовый цвет пьедестала. А Евангелие говорит нам о другом – о нищете духа. Какие бы мы добродетели ни сохранили от юности своей, какую бы праведность в старости ни стяжали, мы вечные должники перед Богом!

Одна корреспондентка святителя Игнатия недоумевала, что, несмотря на строгую жизнь, на подробную исповедь, на внимательную молитву, она вышла пустой и безрадостной из храма. «Это потому произошло, – ответил ей святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги – неоплатные!»

«Кто же может спастись?» – спрашиваем и мы сегодня, как люди из толпы, окружающей Христа. Кто? И слышим ответ: «Невозможное человеком возможно Богу!». Это Господь утешает нас. Главное, чтобы мы были готовы поступиться своим сокровищем, притаившемся в самой глубине нашего сердца! Тем обманчивым земным блеском, который может оказаться канатом, не способным войти в тесные игольные уши. И чтобы главным, самым важным вопросом нашей души было не где достать, куда поехать, чем еще приукрасить свою жизнь, а сегодняшние евангельские слова: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Аминь.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара