Бог признается в любви к человеку

Игумен Тихон (Борисов)

Если ты – слепой, то мир для тебя окрашен только одной краской – краской бездны, бесконечной ночи, в которой нет звезд. Ты закован в свою слепоту, как пожизненно заключенный. Ты никогда не увидишь радугу! Не поймешь – что такое бездонная синева неба! Не оценишь красоту гор, тихий танец волн океана! Каждый день ты встречаешь свой слепой рассвет. Каждый вечер провожаешь черный закат. Ты сидишь на пыльной дороге жизни и просишь милостыни.

Евангелист Лука очень кратко и красочно описывает случившееся около Иерихона (Лк. 18:35–43). Разморенный полуденным солнцем, слепой нищий, может быть, даже задремал, сидя при дороге. Но внезапный шум толпы взволновал его: «Что это такое? Что происходит? Куда все так торопятся?» – «Иисус Назорей идет», – отвечали ему. Слухи о новом пророке и чудотворце уже висели в воздухе, и несчастный слепец слышал о нем…

Толпа вибрировала, окружала Христа плотным кольцом, не оставляя слепому ни единой лазейки, чтобы пробраться к Чудотворцу. И на мгновение он понял, что это – его единственный шанс на исцеление. Сейчас – или никогда! Или он прозреет – или всю жизнь так и будет пребывать в темной безрадостной клетке!

И вдруг все пространство, горячее от пота и солнца, огласилось страшным, истошным отчаянным криком: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Так подают сигнал SOS корабли, когда тонут в морской пучине. И в этом крике было все: отчаяние и вера, слезы и надежда, плач и упование на Чудо!

А толпа шикала и заставляла его молчать. «Подивись, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – настойчивости его исповедания, как он, несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал; ибо горячность изнутри двигала им!»

Господь почувствовал эту горячность веры! И далее евангелист воспроизводит диалог, который был очень кратким, пунктирным, но очень глубоким и судьбоносным для многих поколений христиан. «…Чего ты хочешь от меня?» –

– Что хощеши, да ти сотворю?

– Господи! Да прозрю!

– Прозри! Вера твоя спасе тя!

Тайна исцеления – это тайна человеческой веры. И не только прозревший слепец пошел за Христом, славя Бога. Весь народ, видя случившееся чудо, воздал хвалу Богу!

Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23) Человек должен понять, осознать свою слепоту, свою внутреннюю тьму, которая рядится и притворяется светом! Каждый из нас – это слепец у дороги. Дороги жизни!
Каждый день мы много раз молимся Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» И каждый день неслышимо слышим: «Прозри! Вера твоя спасе тя!» И мы уже – не толпа на пути! Мы – Церковь! «Мы сходимся и собираемся вместе для того, чтобы предстать пред Богом и как бы окружить Его общими молитвами!» (Тертуллиан)

Однажды в Пюхтицком женском монастыре священник отчитывал бесноватую. И бес кричал через нее: «Что у тебя в храме? Скучища! Каждый день одно и то же: “Господи, помилуй! Господи, помилуй!” А у меня – каждый день – все новое и яркое!!! Блестящее и шумящее!»

Мир действительно предлагает современному человеку свой яркий блестящий ассортимент страстей, новых идей, заманчивых развлечений. Мир пытается запорошить сердце человека суетой и праздностью.

Румынский подвижник о. Рафаил (Нойка) говорит, что «наслаждения – это взятка, которой страсти покупают нашу волю». Человек или устремляется ввысь к уподоблению Богу (Будьте святы, потому что Я – свят (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:16)), или скатывается в состояние животного (приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13))!

И многие искушения, приманки, обещания, которыми диавол пытается завлечь в свои сети души людей – не более как «стеклянные бусы», за которые индейцы когда-то продавали свои бесценные земли. Но русский человек – не туземец! И он не может продать самое главное свое сокровище – ВЕРУ – за пустышки низменных устремлений.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит: «Христос – это крайнее желание, выше которого нет ничего! Всем чувственным можно пресытиться, но Богом пресытиться нельзя! Он – ВСЁ!! Бог – это крайнее желание человека!»
И лгал бес на отчитке, говоря, что в храме – только «Господи, помилуй!» И в храме, и в душе верующего человека – вместе с покаянием – СЛАВОСЛОВИЕ БОГА: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех – благоволение! (Лк. 2:14)

Как восклицала старица Гавриилия: «Боже мой! Благодарю Тебя! Благодарю Тебя и день, и ночь, с открытыми глазами и закрытыми, словами и без слов, живая и мертвая!»

Верующее сердце всегда живет в пространстве Чуда! В пространстве благодарения! В пространстве покаянных слез! Самые простые заурядные будни могут быть окрашены для нее цветами вдохновения, глубины, любви, радости, новых духовных открытий!

Без веры жизнь – это черная дыра, в которой пропадает душа, «черный квадрат», из рамок которого трудно выбраться. А с верой жизнь – это великая Тайна!

Жизнь – это поручение! Поручение человеку в краткие земные его дни: искать встречи с Небом! Преподобный Иустин Сербский говорит: «Христиане суть тем Христиане, что во временном ищут вечное, в видимом – невидимое, в человеческом – Божие! Паломники вечности, они через временное шествуют вечным, через человеческое – богочеловечным. Они непрестанно ищут Божественное золото в земном болоте. И находят».

Давайте будем каждый день искать это Божественное золото! Оно рассыпано везде: в каждой встрече, в каждом разговоре, в каждом взгляде! Надо просто получше оглядеться вокруг себя! Повнимательнее заглянуть в свое собственное сердце!

Есть такая общепризнанная установка: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». А христианство предлагает другой взгляд, другую систему ценностей: «Я – человек! И ни один человек мне не чужд!»

Каждый день мы идем по пыльной, сложной, перегруженной пробками и проблемами дороге Жизни. Часто – мы еще слепы. Больны. Несчастны.

А Господь каждый день проходит рядом! И требуется сильней, громче, настойчивей, с верой кричать в своем сердце: «Господи, помилуй!» Подобно тому, как подают сигнал SOS моряки с корабля, идущего ко дну.

И Господь отвечает тихо и смиренно: «Прозри! Вера твоя спасе тя!»

Бывает и так, что Бог на наши вопли отвечает молчанием. Но для тех, кто умеет слушать, именно в этом молчании, как говорит праведный Николай Кавасила,

Господь признаётся в любви к человеку!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург