Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Часть третья

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?

Игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы:

– Свидетельство о Христе, молитва за мир, жизнь по Евангелию, жизнь во Христе – вот самая главная миссия, которую могут явить монастыри миру. Издревле христиане любили паломничать в монашеские обители, потому что они всегда были тихими пристанями среди бушующего мирского моря. Люди шли на свет, которым призваны быть монастыри, чтобы помолиться или очиститься в таинстве Покаяния от груза грехов, отдохнуть от мирских забот и надышаться благословенной тишиной любимой обители. А напитавшись благодатью, снова возвращались в мир, чтобы продолжить нести свой крест.

На конференции в Троице-Сергиевой лавре я услышала много полезного для себя о молитве, трезвении, о том, как подобает жить монаху и о том, к чему мы все призваны. Вообще для меня каждая конференция – это особая милость Божия. На каждой такой встрече я получаю ответы на свои вопросы, или слышу некие подсказки об игуменском служении или христианской жизни. Мы благодарим Бога и Святейшего Патриарха Кирилла, который шесть лет назад благословил провести первую монашескую конференцию. Мы видим, что с каждым годом наши встречи становятся все интереснее. Если по началу люди не очень понимали, о чем и как говорить, то сейчас выступления становятся более глубокими, все больше игуменов и игумений принимают участие в конференциях не только как слушатели, но и как активные участники. Я знаю, что многие руководители монастырей, возвращаясь в свои обители, обсуждают с братией и сестрами доклады, которые услышали, а потом стараются применить услышанное к жизни. Конференции являются источником вдохновения для прохождения монашеского пути и помогают духовному возрастанию не только игуменов и игумений, но и вообще всех монашествующих, потому что докладчики касаются в своих выступлениях самых разных вопросов.

В монашеской конференции, которая была недавно организована для монастырей трех митрополий в Дивеево и Сарове, присутствовали не только игумены и игумении, но и старшая братия и старшие сестры. После этой встречи ко мне подошла одна игумения и радостно сказала: «Матушка, как же здорово, что есть такие конференции. Теперь я понимаю, что я не одна, что у многих людей есть такие же проблемы, как у меня. Я с новыми силами еду в монастырь, потому что услышала ответы на вопросы, которые меня тревожили, и попробую начать заново что-то делать. Надеюсь, что это будет новая страница в истории нашей обители».

Игумен Матфей (Черевикин), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря в с. Большой Волок. Колпашевская епархия Томской митрополии:

– Хотелось бы отметить, что в жизни, как в миру, так и, особенно, в монастыре, всегда важен личный пример, в частности, наместника. Если такой пример вызывает уважение и привлекает людей, тогда и возникает миссионерская работа.

В нашей сибирской глубинке всего два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Никольский женский монастырь (в поселке Могочино – Примеч. ред.). К нам приезжают очень много паломнмков, которых мы, по мере своих сил, окормляем. Наш монастырь находится примерно в 240 км от Томска. Но в воскресные дни на Литургии среднее число причастников – 500 человек. А в такие праздники, как Рождество их количество возрастает до 700. У нас окормляется много детей. Примечательно, что паломники приезжают не только из Томской области, но из Кемеровской области, Алтайского края, Красноярска, из Москвы и Санкт-Петербурга. Причем это происходит на протяжении всего существования монастыря. То есть мы занимаемся миссионеским служением среди людей, живущих в разных краях.

Игумения Иова (Иванова), настоятельница Женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Борисовка. Губкинская епархия Белгородской митрополия:

– Миссионерством, по моему мнению, является сам монашеский облик. Сейчас он настолько позабыт народом, что иногда люди видят нас и не понимают, кто мы. Это происходит, например, в местности, где нет монастырей.

По мере возможности, наш монастырь занимается миссионерским служением. Насельников у нас мало, они пожилые. При обители есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.

Наша митрополия, в целом, является миссионерской. Я считаю, что между миссионерством и монашеским деланием никаких противоречий нет.

Архимандрит Каллиник (Чернышев), благочинный монастырей Симферопольской и Крымской епархии, наместник Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане:

– Современное монашество призвано заниматься миссионерской деятельностью, потому что сейчас уже не то время, когда мы должны прятаться в пустынях. Монастырь – это форпост, куда приходят люди со своими болезнями, нуждами. Конечно же, монахи должны оказывать им всяческое содействие.

Наши братия регулярно принимают участие в лекциях в воинских частях и учебных заведениях. И сам монастырь являет собой пример миссионерской деятельности, поскольку к нам приезжает большое количество паломников, для которых мы проводим лекции, рассказываем об истории монастыря. Также имеют место и конференции. Поскольку обитель находится в Крыму, особенно много участников конференций бывает в летний период. Монастыри должны заниматься миссионерским служением.

Иеромонах Алексий (Сукачев), настоятель Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря Воронежской епархии:

– Свято-Успенский Дивногорский монастырь занимается миссионерской деятельностью. Об этом просят люди, мы чувствуем, что это востребовано. Но священник  и сам призван испытывать горение заниматься миссионерством.

Есть некое противоречие между монашеским деланием и миссионерством. С одной стороны, монашество подразумевает уединение. С другой стороны, церковная история и жизненный опыт показывают, что миссионерство возможно совмещать с монашеством. Ярчайшие примеры тому – Валаам, Соловки и другие монастыри, где монахи горели Светом Христовой Истины, хотели донести ее до людей и преуспели в этом.

Иеромонах Исидор (Ягодич), проректор Призренской духовной семинарии (Сербская Православная Церковь):

– Наш монастырь Святых Архангелов, расположенный недалеко от Призрена и основанный в XIV веке, был полностью разрушен в XVI веке. На сегодняшний день в монастыре нет храма, есть только домовая церковь. После 2004 года в Призрене живет только 20 человек православного вероисповедания, что очень мало. Слава Богу, недавно был построен корпус для паломников, вмещающий более 100 человек. Для нас это очень важно, не только с точки зрения поддержки монастыря, но также и обмена жизненным опытом. Ведь люди думают, что у нас каждый день стреляют, что мы грустные, закрыты для всех, и здесь не на что посмотреть. А когда приезжают, видят открытых, нормальных людей, молящихся в церкви. Конечно, это и есть наша миссия.

Игумения Олимпиада (Шуртина), настоятельница Старо-Покровского женского монастыря г. Покровска Якутской епархии:

– Конференции, подобные той, на которой мы побывали в Троице-Сергиевой лавре, необходимы монашествующим, так как, общаясь друг с другом, мы узнаем, чем живут монастыри в разных уголках нашей планеты. В монастырской жизни есть довольно много вопросов, ответы на которые можно получить именно на таких больших встречах. Все доклады конференции заслуживали внимания, потому что рассмотренные в них темы касаются жизни вообще всех монастырей и нашего монастыря в частности. По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа монастыри в Якутии занимаются миссионерской и социальной деятельностью в больницах, тюрьмах, военкомате, в школах и техникумах, в приютах и детских садах, так как все это необходимо. При нашем монастыре действует воскресная школа. Мы также заключили договор с местной администрацией, касающийся нашего участия в социальной деятельности. К нам в монастырь приезжают люди из дома инвалидов, мы беседуем с ними. Современная жизнь предполагает совмещение монашеской жизни в тесном взаимодействии с миром и помощью ему.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное