Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Часть вторая

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?


Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы:

— Преподобный Серафим Саровский говорит: «Радость моя! Стяжи дух мирен и рядом с тобой спасутся тысячи». Наверное, это и есть самое главное в миссионерстве. Миссия – это возвещение миру о Христе, это евангельская проповедь… Словами, богослужением, а, если говорить о монашествующих, то прежде всего своей жизнью, мы возвещаем человечеству Благую Весть.

Говорят, что монастырь – это рай на земле. Быть светильниками миру – вот главная миссия монахов. Монах должен являть собой ангельский образ. Это и есть его лучшая миссионерская проповедь. Если говорить о деятельности монастырской общины, то и священнослужение, и проповедь, которая является послушанием священноинока, и издательская деятельность – все это включает в себя миссионерство наших обителей.

Отвлекает ли монаха от духовной жизни внешняя деятельность?.. Если я сам расту, сам себя созидаю, то кто может отвлечь меня от Христа? Ну, а если что-то не отвлекает, но и не приближает монаха к Богу, тогда надо руководствоваться словами Апостола: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Проповедь о Христе всегда уместна, если от этого не страдаешь ты сам.

Есть разные формы служения. В евангельской проповеди нуждаются и люди военные, и те, кто отбывает наказание в тюрьмах, и больные... В Даниловом ставропигиальном монастыре Москвы нашей проповедью является, прежде всего, богослужение. К нам приходят прихожане и паломники, чтобы помолиться Богу и Его Пречистой Матери у святынь обители, попросить молитв у братии, подать записки о себе и своих близких. Кроме того, у нас ведется большая и нужная работа в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Евангелие там возвещается языком, понятным для ребят. Детям и подросткам проповедуют подчас их же сверстники, облекая свою проповедь в разные формы. Когда дети и молодые люди имеют перед собой евангельский пример в повседневной жизни, когда они видят носителей духа, это вдохновляет их подражать увиденному.

На конференции мне очень понравился доклад игумена Исаакия (Иванова), наместника Иоанно-Богословского монастыря Рязанской митрополии, понравились приведенные им примеры из жизни братии его обители об исполнении послушаний и молитве. Понравилась и та искренность, с которой участники задавали насущные вопросы докладчикам и президиуму. Игумении спрашивали, насколько тактично и правильно забирать у послушницы паспорт, надо ли монахиням оформлять пенсию, если мы давали обеты о нестяжании? Ведь мы знаем монастыри, которые благословляют братию или сестер собирать милостыню, для того чтобы прожить на эти деньги. Насельники монастырей смиряются таким образом, взывая к миру о благотворительности. И это тоже образ спасения, как мне кажется.

Такие конференции нужны и важны для нас, так как помогают решать повседневные вопросы монашеской жизни в свете Евангелия и святоотеческого предания. Я думаю, что для всех нас важно и всех нас обязывает жить по-Божьему то, что мы нареклись иноками, а значит, должны быть иными. Мы нареклись монахами (от слова монос, один со Христом), и это объединяет нас и ведет ко Христу.

Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии:

— Миссионерская деятельность нашей обители обусловлена ее расположением. Недалеко от монастыря есть детский дом, детский сад, общеобразовательная школа и сельскохозяйственный техникум. Мы посещаем эти заведения, общаемся с людьми. Стараемся нести слово Божие понятным для них языком, но, не отходя от церковной традиции и не пользуясь современным сленгом. Мы стараемся делать это с любовью и добротой, чтобы дети не боялись встреч со священником и могли бы задавать ему вопросы, которые они очень часто не задают своим родителям.

Противоречия между монашеским призванием и миссионерской деятельностью могут возникать, когда у монахов не хватает физических и духовных сил для участия в каких-то мероприятиях. Ведь для миссионерского служения нужны силы. Если монастырь имеет возможности заниматься таким служением, то это, безусловно, необходимо. До революции миссионерство проявлялось в том, что монастырские гостиницы оказывали помощь нуждающимся. Сегодня мир диктует немного другие условия. Если человеку сложно совмещать монашеское делание с миссией, то нужно отдавать предпочтение изначально выбранному пути – монашеству.

Игумения Агния (Сударикова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастырь города Ступино. Московская епархия:

— Миссионерская деятельность нашего монастыря заключается в том, что мы принимаем паломнические группы, проводим огласительные беседы перед таинствами Венчания и Крещения. Бывают и частные встречи с прихожанами, с детьми. Я считаю миссионерское служение послушанием, исполнение которого не мешает монашеской жизни, потому что таким образом мы проявляем любовь и заботу о людях. Внимание и забота о спасении душ – неотъемлемая часть монашества. Как сказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Любой человек, приходящий в монастырь, должен уйти утешенным…» Поэтому наша задача – приложить к этому все усилия.

Иеромонахом Нектарий (Райкович). Монастырь святой Марии Магдалины в Трансильвании. Румыния:

— В нашем монастыре святой Марии Магдалины в Трансильвании мы ведем миссионерскую деятельность, прежде всего, с детьми и молодыми людьми. Миссионерским служением мы занимаемся как в монастыре, так и за его пределами. Я думаю, что миссионерская деятельность ничуть не мешает монашескому деланию. Это всегда было частью жизни православных монастырей. Верующие люди, приходя в монастырь, получают здесь очень большую духовную помощь. В частности, это помогает укреплению веры в молодых семьях.

В нашем монастыре 6 человек, они изучают богословие. Очень важно распределять обязанности между братиями, чтобы послушания в монастыре совмещались с его служением миру.

Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь