«Монахи – духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Принимавший участие в работе монашеской секции XXIX Международных образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества ответил на вопросы портала «Монастырский вестник»

XXIX Образовательные чтения посвящены в этом году 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Несколько интересных докладов о личности князя Александра прозвучало в ходе работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности». Владыка, какие качества характера этого святого достойны подражания, на Ваш взгляд?

Каждый народ чтит людей, особо значимых в его истории. На протяжении веков мы сверяем с ними свою жизнь. Одним из таких ориентиров на Русской земле является святой благоверный великий князь Александр Невский. Он, может быть, как никто другой, воплотил в себе дух служения – до самоотвержения, – служения Богу, своему Отечеству, народу Божию. Прошли столетия, и после князя Александра на Руси было много знаменитых людей – порой более знатных, более успешных, чем этот праведный муж. Но сердце народное помнит имя святого Александра Невского. И в наши дни, в рамках юбилейных торжеств – 800-летия со дня его рождения, мы опять вспоминаем главное: самоотвержение в деле служения. Современный мир толкает нас в противоположную сторону: не я должен служить, а мне обязаны служить; не я должен кому-то помогать или оказывать внимание, – а пускай мною все занимаются…

Эгоизм, бессердечие, цинизм, безразличие, как ржавчина, разъедают душу многих людей. И когда этот недуг проникает в сердце человека, то уже слыша не слышит и видя не видит (см. Мф. 13:13), и ему может быть непонятен смысл жизни и подвига святого Александра Невского и смысл народной памяти о нем. Вот чтобы этот недуг не одолел наши сердца и мы сохранили в своем народе дух святой Руси, великой России, нам нужен пример святого благоверного великого князя Александра Невского.

Князь Александр был государственным деятелем, но перед смертью принял схиму. О чем свидетельствует этот поступок и что полезного может принести глубоко верующий человек, живущий жизнью Церкви, в дело процветания своей страны и народа?

Есть народная пословица: «Конец – делу венец». Монашеский постриг святого благоверного великого князя Александра Невского на Нижегородской земле, в Городецком Феодоровском монастыре, в преддверии земной кончины, говорит о многом. В личности святого Александра Невского поразительно совмещаются качества главы государства, мужественного воина, мудрого дипломата. И в то же время он – монах, более того, – святой… Как это совместить? Удивительная цельность была в этом человеке. Его слова «Бог не в силе, а в правде» соизмеряются со словами евангельскими: Ищите же прежде Царства Божия и правды его (Мф. 6:33). Этот человек искренне искал правды Божией и хотел жить по правде Божией. В его жизни не было лукавства, двуличия, лицемерия. Так он жил и трудился. Во славу Божию, во славу Отечества. Как нам не хватает этого духа сегодня… Самое главное – научиться человеку жить в согласии с волей Божией. Научиться жить в мире с Богом. Это нелегко, это требует самоотвержения, может быть, страдания, но эти труды приносят благодатные плоды.


Ваше Высокопреосвященство, отвечала ли работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» заявленной теме Чтений, посвященных юбилею святого князя Александра?

Тема монашеских традиций древности и современности, несомненно, перекликается с темой памяти святого благоверного князя Александра Невского. Мы слушаем доклады, обсуждаем их на наших встречах об устроении монашеской жизни. У нас сейчас есть обители городские и сельские, есть монастыри большие и маленькие, и в каждом сегодня возникает масса практических вопросов: как поступить, что сделать, как исправить? Невозможно найти верный ответ, если будешь опираться только на свое понимание, – необходима опора на традиции, на опыт мудрых старцев. Нужно знать, как раньше в истории жило монашество, как выстраивало свой путь. Так и благоверный князь Александр: он жил за восемь веков до нас, но чем он сегодня нам близок? Что мы можем сделать сегодня, не только отдавая ему дань памяти и благодарности, но и научившись у него чему-то? А потребность усвоить его уроки, конечно есть. Прежде всего этот путь самоотвержения, который очень близок монашеству. Монахи – духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках. Это важно знать и понимать, и этим руководствоваться.

Владыка, расскажите, пожалуйста, об особенностях проведения монашеских собраний в онлайн-формате. Помимо того, что он позволяет соблюдать меры предосторожности, есть ли что-то положительное во встречах такого рода?

Нам еще трудно до конца оценить сильные и слабые стороны таких встреч. Вообще-то мы привыкли общаться глаза в глаза, лицом к лицу. Этот соборный дух приносит очень большую пользу. Вместе с тем, наступило время «злого поветрия», и наше общение как-то ослабло, мы провели прошедший 2020 год и начало 2021-го в более изолированном состоянии. Но возможности видеоконференций помогают нам устранять барьеры в общении. Конечно, мне трудно представить, что мы таким образом заменим личностное общение на дистанционное, но в данном случае это лучше, чем совсем не общаться. Думаю, что наверняка в перспективе должны совмещаться и личное общение на собраниях, и трансляция в интернете – это позволяет подключиться к разговору большему количеству монашествующих – тем, кто не имеет возможности прибыть издалека на встречу. Надеюсь, что, не подменяя одно другим, будем пользоваться такими технологиями. Развивать это можно и нужно.

В ходе работы направления во второй день в Даниловом монастыре обсуждался профильный документ Комиссии, которую Вы возглавляете. Он посвящен взаимоотношениям насельников монастырей с внешним миром. Один из его разделов включает ряд рекомендаций, касающихся присутствия монастырей в соцсетях. Это очень трудоемкое дело. Соцсети воспринимаются людьми как основной источник информации, и монастырям необходимо предоставлять такую информацию о себе. С другой стороны, соцсети для монашествующих – своего рода возвращение в мир, из которого они удалились. Вообще, насколько полезно для насельников монастырей заниматься этим делом?

Действительно, это совершенно новое направление жизни современного общества, а Церковь – часть этой жизни, и неправильно было бы уклоняться от этих явлений. С другой стороны, безрассудно вовлекаться в процессы, которые не принесут нам большой пользы, а, возможно, даже принесут больше вреда. Поэтому и возникла тема дискуссии: проводятся круглые столы, обсуждения, разрабатывается документ, который призван помочь более взвешенно присутствовать монастырям в социальных сетях. Мы обсуждаем «за» и «против», ищем положительные стороны, видим трудности... На Русской земле монастырь всегда были местом просвещения. И в духовном плане, и в образовательном: самые знаменитые летописи выходили из-под пера монахов древних обителей, впоследствии в монастырях развивалось книгоиздание и т. д. Исходя из этого, какой главный принцип мы можем избрать? Для насельника монастыря самостоятельно принимать решение участвовать в социальных сетях – было бы действительно нарушением благословения об уединении. И скорее всего, это не принесет пользы ни ему, ни братии. Но если насельнику монастыря дано благословение осуществлять эту деятельность как послушание: от имени обители освещать те или иные моменты богослужебной, бытовой жизни монастыря, социальной или творческой работы, – тогда это можно и нужно делать, раз сегодня появился такой канал информации и общения. И у нас есть положительный опыт в этом деле. Здесь возникает много чисто практических вопросов, есть немало сомнений, переживаний. Всё это нужно обсуждать, разъяснять, снимать вопросы, а в чем-то идти и по пути запрета. Это соборное делание, и мы уже сегодня видим понимание – куда двигаться дальше. Самым главным – для монашествующих и для обители должен быть принцип: жить по благословению и трудиться по послушанию. Тогда все будет хорошо. А если будешь жить по своей воле, то наверняка участие в социальных сетях принесет больше вреда, чем пользы. При необходимости к ведению социальных сетей можно привлечь воцерковленных мирян.

Запланированы ли какие-то праздничные мероприятия в монастырях Нижегородской митрополии в связи с юбилейным годом святого благоверного великого князя Александра Невского?

Не только в монастырях, а во всей Нижегородской митрополии делается очень много, проводятся различные мероприятия. Конечно, особые молитвенные торжества пройдут в сам день памяти святого благоверного великого князя Александра. Рядом с кафедральным собором Нижнего Новгорода будет установлен памятник святому князю. Планируются авто и вело пробеги по местам связанным с жизнью князя Александра. Состоялись и еще будут проводиться конференции и круглые столы, тематические викторины, творческие мероприятия, выставки. В Городецком Федоровском монастыре, где окончил свой земной путь святой благоверный князь Александр Невский, пройдет Всероссийский юношеский фестиваль хорового исполнительского мастерства «Александро-Невский хоровой собор», международная дипломатическая конференция «Александр Невский. Между Востоком и Западом», межрегиональная конференция для военнослужащих и работников силовых структур и ведомств «Александр Невский – знамя наших побед!», посвященная Дню воинской славы России, региональная молодежная комбинированная туристско-исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям Народного ополчения». Для детей и молодежи проводятся занятия «Александр Невский и князья русские», а также в общеобразовательных школах реализуется комплексная воспитательно-образовательная программа «Урок мужества «Живи как Невский».

Находясь в рамках своей особенной жизни, обители никогда не остаются в стороне от просветительской деятельности, вместе со всем народом они вносят вклад в почитание и хранение памяти о святом великом князе.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь