Место силы

Игумен Стефан (Дзугкоев)

В 50 километрах от Владикавказа в живописном Куртатинском ущелье, находится Аланский Свято-Успенский мужской монастырь – самый высокогорный монастырь России. Место, наполненное силой и величием. И одновременно, несмотря на суровый горный климат, – необъяснимым теплом и светом… О том, чем живет монастырская братия, как спасается сама и помогает в этом миру рассказывает наместник монастыря игумен Стефан (Дзугкоев).

О монастыре

Наша обитель основана в горах Куртатинского ущелья более десяти лет назад, раньше же монастырь располагался в Беслане. Однако нахождение в городской суете шло вразрез с основными представлениями о монашестве. Именно поэтому 7 июля 2003 года мы – два монаха и два трудника – со своим скромным скарбом перебрались в горы. С этого момента началась история монастыря на новом месте. Территория, на которой расположена обитель, это родовые земли фамилии Гусовых. Ранее здесь был храм в честь Жен Мироносиц, который датируется примерно 1858 годом, и церковно-приходская школа. Церковь была полуразрушена, сохранились лишь остатки стен. Мы сразу же взялись за восстановление храма и строительство братского корпуса. Каменные стены ХIХ века были отреставрированы и стали основанием современной церкви. Чуть позже здесь же был возведен и монастырский собор, именно в нем проходят сейчас все службы. В строительстве принимали участие и прихожане, нанимали также специалистов. Работы не завершены по сей день, еще много чего нужно сделать. В настоящее время монастырский комплекс включает в себя собор, братский корпус и хозпристройки. У нас свое подсобное хозяйство, держим коров – порядка пятнадцати  голов, около трехсот кур, также имеется пасека из пятидесяти пчелиных семей.


О монахах

Многие считают, что монахи – особенные люди. Доля правды в этом, конечно, есть – человека, сознательно обрекающего себя на те или иные подвиги (а монашество – это именно подвиг), наверное, можно назвать особенным. Другое дело, что люди хотят видеть в нас святых и это, безусловно, ошибочное суждение. Ни у одного из нас не было и нет на протяжении жизни гладкой дороги, никто не идет по коврам. Путь каждого полон падений, трудностей и искушений. Так же, как и у любого человека. Но окружающие хотят видеть нас идеальными, неземными что ли. Приходится объяснять – мы такие же люди, боремся с теми же страстями и пороками, которые присущи всему человечеству.

Об обетах

Принятие монашеского пострига предполагает отречение от мира, от суеты, мирских забот и так далее. Даже имя монах получает другое – как символ рождения для новой, духовной жизни. При постриге дается три обета – нестяжания, целомудрия и послушания. Подвиг нестяжания подразумевает отказ от всех земных благ, от любой собственности. Целомудрие – прежде всего, безбрачие, но оно распространяется, в том числе, и на помыслы человека. Что касается послушания, то монах должен понимать, что его жизнь уже не принадлежит ему, что она отдана Богу и людям. Конечно же, соблюдение всех этих обетов – то совершенство, к которому мы стремимся. Другое дело – насколько это каждому удается. Естественно, приняв постриг, человек не может сразу стать совершенным. Путь к очищению очень непрост, это тяжелая борьба, с самим собой и своими пороками в первую очередь.

О повседневном

Монастырский быт суров и прост, здесь главенствует, конечно же, духовная составляющая. Все монахи заняты молитвой – как общей во время богослужений, так и индивидуальной, келейной. Именно она – главное оружие монаха. Молитва не только за себя, но и за весь мир. Не избежать, разумеется, и решения бытовых вопросов. Что касается распорядка дня, то жесткий график выдерживать пока не удается, так как монахов мало, а послушаний много – приходится выполнять большой объем физической работы. На сегодняшний день в монастыре двенадцать монахов в возрасте от 29 до 46 лет и трудники. Бывают еще послушники – те, кто готовится принять монашеский постриг, они примеряют на себя время искуса, это период проверки – веры, намерений, сил, возможностей. Само слово "послушник" предполагает абсолютное смирение, именно этому учатся в данном чине. Это непростой труд, при кажущейся простоте, научиться послушанию очень непросто, это одна из главных добродетелей христианства. Если послушник, спустя то или иное время, оказывается готов к служению, его постригают в монахи. К слову, недавно в монастыре был совершен постриг над тремя послушниками. Но прежде настоятель наблюдает за ним, оценивает, насколько человек смиряется, насколько он готов духовно; сам послушник также взвешивает свои силы, и решение принимается совместно. Это очень большая ответственность для обоих, так как постригающийся дает обеты, от которых нельзя потом отрекаться. Что касается трудников, их бывает в среднем около пятнадцати человек, это люди, приходящие с желанием потрудиться, они могут находиться в обители от одного дня до нескольких лет.


О себе

Меня часто спрашивают, когда и как пришло желание стать монахом, как вообще это происходит? Это вопрос очень личный, но могу сказать одно: в определенный момент жизни я стал осознавать, что стою перед внутренним выбором – по какому пути дальше двигаться? Причем было понимание, что выбирать придется в любом случае. Начал задумываться о многих вещах, осознал, что в принципе, все жизненные идеалы, грубо говоря, «окрашены» либо в белый цвет, либо в черный цвета. Между ними и стоит дилемма. Многим видится еще и цветная палитра, но чаще всего это самообман, иллюзии. На самом деле есть только два пути – направо, либо налево. Направо – дорога к Богу, налево – путь, уводящий от него. Когда пришла мысль посвятить себя служению, понял и то, что Господь дает возможность и силы принять такую ношу. Тогда для себя решил, что даже если не смогу идти по этому пути, то хоть ползти буду! Я пришел в монашество в зрелом возрасте, в 32 года, с уже накопленным опытом. Естественно, принять такое решение было непросто. Любой здравомыслящий человек понимает, что минусов, лишений в подобной жизни никак не меньше, чем плюсов. Поэтому надо здраво отдавать себе отчет в том, на что именно себя обрекаешь. Мне кажется, любой человек, имеющий тот или иной жизненный багаж, постоянно анализирует процессы, происходящие с ним и вокруг него. Видит или ощущает борьбу добра со злом, извечную дилемму между тем, что такое хорошо и что такое плохо. Задает себе вопросы: для чего я родился, для чего живу, к правильным ли целям стремлюсь… В поисках ответов мы и приходим к Богу. Если говорить о моей жизни «до», то по профессии я строитель, к этому делу душа лежит и сейчас. Считаю, что в чем-то это даже философская специальность – созидание всегда полезно.

О христианстве в Алании

Осетию можно смело считать древнейшей колыбелью христианства в России. Предки современных осетин – скифы и сарматы – в числе первых услышали Благую весть. Причем христианское учение на нашу землю еще в I веке принес один из апостолов Христа – Андрей Первозванный. Великое крещение Алании состоялось в 916 году, обратите внимание – даже крещение Руси произошло на 70 лет позже – в 988 году! Так что христианство на нашей благодатной земле насчитывает ни много ни мало 1100 лет, и в этом году республика будет торжественно праздновать эту дату.


О чудотворной иконе

Недалеко от нашего монастыря в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) еще сохранился древний храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором долгое время хранилась чудотворная икона Иверской Моздокской Божией Матери. По преданию, в дар осетинскому народу ее передала сама царица Тамара, которая, как известно, по матери была осетинкой. Образ прославился различными чудесами. Трижды в церкви был пожар, но ни разу икона не пострадала, всякий раз она чудесным образом оказывалась на горе недалеко от храма. Интересный исторический факт – перед этой святыней коленопреклоненно молился последний российский император Николай II, это было в конце 1914 года, когда он посещал Владикавказ. Много столетий, вплоть до начала ХХ века, чудотворный образ оберегал осетинскую землю. Однако, в 30-х годах, во время гонений на Церковь, когда разрушались храмы и уничтожались святыни, икона исчезла. Не найдена она и по сей день. Но мы искренне верим, что образ не утерян навсегда и однажды мы вновь его обретем.

О спасении и любви

Часто спрашивают – как спасаться? Ответ прост: соблюдая заповеди Божии. Да, это сложно, но необходимо. А что нам Господь заповедовал? В первую очередь – любить друг друга. Эта установка вроде бы не сложная, но на поверку оказывается очень непростой, может быть даже самой трудной. Посмотрите вокруг, иногда приходится наблюдать даже абсурдные в принципе ситуации, когда родные люди ненавидят друг друга. Думаю, это происходит от безверия. Если бы человек думал о вечном, осознавал, что все, что с нами происходит, – это сиюминутно, он бы задумывался о более ценных моментах. О том, где будем завтра, и какой с нас будет спрос. Любой разумный человек, задающийся подобными вопросами, со временем старается менять свою жизнь: меньше грешить, быть милосерднее, терпеливее с близкими и так далее. Когда человек осознает всю суетность жизни, всю неважность материального мира, понимает, что это временно, наступает момент осознания, прозрения. Это и есть начало спасения.

О борьбе добра со злом

Всегда надо помнить, что борьба и проверка на прочность идут постоянно. Каждый день, каждый час, каждую минуту Бог дает нам право выбора – между добром и злом. Что мы посеем в своей душе, те плоды и пожнем. Всё просто.

О знаках

Достаточно почитать жития русских старцев – Сергия Радонежского или Серафима Саровского, чтобы начать задумываться о своей собственной жизни. И, отмотав немного назад картинку, увидеть и осознать, сколько раз Господь был рядом, сколько раз Он брал за руку, а иногда и на руки… На самом деле мы просто этого не видим, не чувствуем. А если оглянуться на пройденный путь, вспомнить, как было, и главное – как могло бы быть, становится очевидным: Бог всегда рядом, только мы это не всегда осознаем. Как сделать свое сердце более чутким? Думаю, надо больше времени проводить наедине с самим собой. Когда человек начинает созерцать, духовно уединяться, ему многое открывается. И он становится другим. Хотя надо отметить, что сегодня духовное уединение – большая роскошь, повсюду наш мозг атакуют радио, телевидение, телефоны, соцсети… На наше поколение навалилось много перемен, и мы даже не успеваем перестраиваться, очень много информации обрушивается, эпоха потребительства все больше захватывает людей. Все это невольно влияет на сознание, на психику человека и часто приводит к психологическим проблемам, пессимизму, отчаянию.

Об испытаниях

Каждому выпадают свои жизненные испытания, и каждый несет свой собственный крест. Больной ребенок, которому мать посвящает свою жизнь, немощные родители, за которыми нужен уход... Многие в Боге видят какое-то устрашение, кару и опасаются того или иного наказания. Но Бог не наказывает, Он вразумляет, хочет нашего исправления и постоянно дает нам шанс на это. Кому-то через больного ребенка, кому-то – иначе. Дамасская сталь закаляется в огне, так же и душа человека – крепнет и очищается в испытаниях. Главное, разумно это воспринимать и не впадать в уныние, тем самым совершая новый грех, не менее тяжкий. Здесь свою роль играет духовная необразованность. К примеру, человек впал в какой-то грех, осознает это. Но не знает, что делать, начинается борьба с совестью. Не понимая, как именно бороться, не видя выхода, начинает впадать в уныние, в отчаяние, что подчас приводит и к суициду – самому страшному греху. А Бог от нас требует одного – покаяния. Любой может упасть, но важно подняться и идти дальше. А мы по гордости своей начинаем обижаться. Очень мощный пример из Библии – о предательстве Христа двумя апостолами – Иудой и Петром. У Петра хватило сил покаяться в предательстве, и Господь доверил ему ключи от Царствия Небесного, а вот Иуда оказался слаб и впал в отчаяние. Поэтому всегда призываю людей читать Евангелие, хотя бы по одной главе в день, хотя бы раз в неделю. Это очень полезное чтение, оно дает понимание того, чего хочет от нас Господь. А это в свою очередь помогает не совершать ошибок.

Об ориентирах и пропаганде

Сегодня повсеместно происходит процесс возвращения к истокам, к своим корням. Все мы пережили период советского атеизма, оставивший неизгладимые следы в сознании людей. Но к счастью, сейчас многие пытаются разобраться в том, кем были наши предки, как они жили, какое мировоззрение имели, каких традиций придерживались. Эти знания становятся надежным ориентиром, без которого очень сложно жить, особенно в современном информационном хаосе. Ведь не секрет, что сегодня мы подвергаемся массированной информационной атаке, причем не всегда, а скорее крайне редко, она имеет позитивный посыл. То, о чем нашим родителям было даже думать страшно, сегодня происходит повсеместно, а порой даже возводится в ранг подвига, тиражируется телевидением и другими средствами информации. Идет явная пропаганда греха.

Нашему поколению еще повезло, мы успели усвоить какие-то ценности, понятия о чести, порядочности, для нас они естественны. А вот с чем и как будут завтра жить нынешние дети? Это во многом определяется тем, какие ценности они усвоят сегодня. И в этом смысле от нас – священников – очень многое зависит. Ведь к нам обращаются за советом, за помощью, приходят со своими житейским бедами и проблемами, пытаются найти ответы на повседневные вопросы. Мы пытаемся людям помочь, направить, сориентировать на жизнь по Божиим заповедям. В идеале – соблюдать их без фанатизма, зная разумную меру. Радует, что с каждым годом все больше людей приходит в храм. К примеру, в нашем монастыре на воскресных службах бывает много народу, приезжают из Владикавказа и всей Осетии. Достаточно и желающих покреститься в нашей обители, приезжают также паломники и туристы из других регионов и даже зарубежья. Надеюсь, что все они, побывав в монастыре, увозят с собой частицу добра и света. В таком случае есть надежда, что наши труды не тщетны.

                                                                         

  Записала Альбина Цомартова

http://gorets-media.ru/page/mesto-sily

Фото: ©Казбек Тедеев, Дария Джагиева, Олег Фролов © Федеральный познавательный журнал «Горец»

Источник: официальный сайт Владикавказской и Аланской епархии http://www.blagos.ru/content/igumen-uspenskogo-alanskogo-muzhskogo-monastyrya-dal-intervyu-izdaniyu-gorec

Публикуется с сокращениями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь